Учить детей задавать вопросы

 
 

Сараева Светлана Валерьевна,

кандидат искусствоведения,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО Детская школа искусств № 11 г. Новосибирска

 

Учить детей задавать вопросы

Суди о человеке больше по его вопросам, чем по его ответам.

Вольтер

Умение задавать вопросы явилось импульсом к изобретениям, научным открытиям, взлету философской мысли. Начав задавать вопросы, человек начинает учиться и развиваться. Современная ситуация в мире предполагает наличие у человека творческой исследовательской составляющей, поэтому первоочередная задача преподавателя – разбудить в ребенке исследователя, творца, для которого умение ставить вопросы, цели, определять проблемы и находить их решения – ключевые базовые навыки.

Однако ни для кого не секрет, что дети зачастую просто не умеют этого делать. Сложность представляет для них найти сам вопрос, правильно его сформулировать, придумать такой вопрос, который в полной мере касался бы именно проблематики изучаемого материала и открывал поле для дальнейших, более глубоких исследований.

Для того, чтобы дети лучше усваивали рабочий материал, пропускали его через себя, осмысливали в полной мере, я в качестве задания прошу их придумать несколько вопросов по заданной теме. Перед этим мы вспоминаем с ними, какие вопросы можно сформулировать. Как? Что? Где? Когда? Из чего состоит? Сколько? Какой? Почему? Зачем? Откуда? Для чего? Каким образом? Какая взаимосвязь? В чем отличие? Затем мы пробуем придумать несколько вопросов прямо на уроке и разбираем неясные моменты.

Так, например, после знакомства с оперой «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова я попросила детей в качестве домашнего задания придумать по 3 вопроса по данному произведению. Предварительно на уроке мы уточнили, что в первую очередь нас интересует музыкальная составляющая произведения и наметили направления, на которых в первую очередь можно заострить интерес:

1. История создания оперы (вопросы: как? где? когда? кто? почему? для чего?).

2. Строение оперы (сколько? какое? где? как? из чего состоит?).

3. Основные действующие лица, их певческие голоса.

4. Творчество Римского-Корсакова (почему? какая взаимосвязь? для чего?).

5. Литературный первоисточник (Какой? В чем отличие?).

Другие вопросы.

Задание придумать вопросы я дала в качестве творческого (то есть по желанию), чтобы понять, насколько детям это интересно. Выполнили его 15 учащихся из 19.

В результате получились примерно такие вопросы:

В каком году была написана опера?

Где прошла премьера оперы?

К какому событию написана опера?

Почему Римский-Корсаков написал оперу на этот сюжет?

Кто стал либреттистом?

Сколько действий в опере?

Чем отличается опера от сказки Пушкина?

Группа вопросов по певческим голосам персонажей.

Какая русская народная песня использована в теме белки?

В каком действии впервые появляется Царевна-лебедь?

Какой певческий голос у… (Салтана, Милитрисы, Гвидона и т.д.)

Как звали царицу в опере Римского-Корсакова?

К каждому из своих вопросов ребята должны были подготовить ответ. Некоторые из вопросов мы переформулировали, отдельные – не касались музыкальной части, и все это, конечно, требует предварительного обсуждения.

Далее я обратила внимание детей на то, что есть вопросы, на которые нужен короткий ответ (знание фактологии) – «тонкие» вопросы, а есть вопросы, которые имеют несколько решений, где возможны различные точки зрения – «толстые» вопросы.

Мы попробовали из получившихся у нас вопросов найти их и выписали на доске отдельными колонками.

К «тонким» вопросам дети отнесли:

В каком году была написана опера?

Где прошла премьера оперы?

К какому событию написана опера?

Кто стал либреттистом?

Сколько действий в опере?

Группа вопросов по певческим голосам персонажей.

Какая русская народная песня использована в теме белки?

В каком действии впервые появляется Царевна-лебедь?

Какой певческий голос у… (Салтана, Милитрисы, Гвидона и т.д.)?

Как звали царицу в опере Римского-Корсакова?

К «толстым» вопросам:

Почему Римский-Корсаков обратился именно к этому сюжету?

Отличия оперы от сказки Пушкина.

Затем я обратила внимание детей на тот, факт, что «тонких» вопросов получилось значительно больше, чем «толстых». Можем ли мы «тонкие» вопросы превратить в «толстые»? То есть усложнить наш разговор различными мнениями, порассуждать? Например, вопрос о певческих голосах персонажей оперы можно дополнить таким образом: Почему композитор распределил голоса именно так? Можно ли было сделать по-другому? Что изменилось бы?

Или вопрос о теме белки: Почему Римский-Корсаков решил использовать в теме белки русскую народную песню? Где еще в опере использованы русские народные песни? Почему композитор использовал русские народные песни?

Вопросы и ответы на них становятся более интересными, содержательными, а ставя их и отвечая, дети высказывают свои мнения, предположения, в большей степени понимают и усваивают материал.

В этом смысле весьма полезным приемом является технология «Почему», которая также выводит сознание ученика на новый, более сложный уровень. Преподаватель задает первый вопрос, получив ответ, задается следующий вопрос «Почему…?» по этому направлению. Например,

1. Какая русская народная песня использована в теме белки? (Ответ: «Во саду ли в огороде»).

2. Почему композитор использовал здесь русскую народную песню? (Вариант ответа: Потому что хотел подчеркнуть национальный колорит оперы).

3. Почему композитор часто обращается к русским народным песням в своем творчестве? (Вариант ответа: Потому что он любил и собирал русские народные песни).

4. Почему Римскому-Корсакову интересен фольклор? (Вариант ответа: Потому что с детства он соприкасался и воспитывался на пласте русских народных песен, потому что считал, что фольклор обогащает творчество композитора).

5. Почему фольклор обогащает творчество композитора? (Вариант ответа: Потому что фольклор – это сердце и корни любого искусства).

6. Почему можно сказать, что фольклор – это сердце и корни любого искусства? (Вариант ответа: Потому что фольклор – это квинтэссенция народной мудрости, мировоззрения, мировосприятия, а композитор – выражая свои индивидуальные переживания и создавая произведение адресует его публике, то есть собственно народу).

Для ребят постарше существует еще одна весьма интересная на мой взгляд (да и по мнению ребят) технология, касающаяся вопросов. Отчасти она соприкасается с приемом «Кластеры», но в отличие от последней, которая предполагает составление ассоциативного ряда по предложенному понятию, здесь дети в рамках заданной темы записывают слово, которое становится также своего рода вопросом, а другие должны его объяснить, причем для того, чтобы выйти к доске, нужно сначала правильно ответить на предыдущее слово-вопрос. Начинает преподаватель или возможно кто-то из детей, и далее продолжают все учащиеся. Как показала практика, ребятам эта форма работы нравится: весь процесс происходит весело, азартно и свободно. Вспоминаются даже казалось бы забытые вещи. Такая форма работы очень хорошо закрепляет материал и помогает проверить качество его усвоения без создания стрессовой ситуации проверки. Часто дети не очень внимательно слушают объяснение или смотрят видеоматериалы, но все изменяется, как только я объявляю, что затем у нас будет игра в «Кластер». Они самостоятельно начинают вести подробный конспект, чтобы запомнить, как можно больше материала и затем его использовать в игре. Примерно такой «Кластер» у нас получился по теме «История вальса».

Для старших и средних классов можно использовать и более сложные формы работы. Так, например, это работа с кроссвордом. После знакомства с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко» я предложила ребятам устроить конкурс кроссвордов по материалу оперы (участие по желанию). Предварительно мы обсудили с детьми возможные направления вопросов в кроссворде и затем рассмотрели особенности составления и оформления кроссвордов: как располагать слова по горизонтали и вертикали, как организовать ответы к кроссворду и т.д. В результате получилось много интересных, оригинально оформленных работ, а дети получили удовольствие от своих творческих исканий, и, думается, что опера «Садко» запомнится им не только своей прекрасной музыкой, но и такой интересной формой работы, как составление кроссворда.

Таким образом, несомненно, что умение придумывать вопросы и отвечать на них является важнейшим навыком учащихся, неоценимым аспектом в процессе усвоения, закрепления и осмысления учебного материала, а также формирования творческо-исследовательских навыков детей.

В заключение я хотела бы привести слова Андрея Кончаловского: «Главное поставить вопрос, а не дать ответ. Потому что правильно поставленный вопрос – уже надежда на поиски ответа».

Количество просмотров: 6380  

Комментарии

Спасибо! Очень содержательный материал. Заслуживает особого внимания подготовительный этап! Материал будет полезен и новичку и стажисту!!!

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы