Микшина Наталья Владимировна,

учитель-дефектолог

МКОУ С(К) ШИ № 37 г. Новосибирска

 
Возможности социального взаимодействия для успешной реализации программы по экологическому воспитанию детей с нарушениями слуха

Реализация задачи экологического воспитания дошкольников – одна из актуальных на сегодняшний день. Основной причиной столь пристального внимания к данной теме является активная деятельность человека в отношении природного пространства, которое благодаря прогрессивному развитию общества терпит бедствие. Экологическая безграмотность людей негативно влияет прежде всего на самого человека. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения – это одна из первостепенных задач в работе детского сада. Особенно это касается воспитания детей с нарушениями слуха.

Несмотря на то, что наш детский сад ещё очень молод, педагоги уже активно разрабатывают программу экологической грамотности для воспитанников с нарушениями слуха, которая включает следующие разделы:

– основы знаний о природе и ее взаимосвязей;

– формирование бережного отношения и эмоциональной эмпатии к природе;

– понимание значения ЗОЖ;

– формирование экологических ценностей, поведенческих умений;

– побуждение положительных ощущений от соприкосновения с природой.

Реализацию программы по формированию основ экологического воспитания у дошкольников с нарушенным слухом непосредственно осуществляют учитель-дефектолог и воспитатель. При экологическом обучении детей с нарушенным слухом учитываются особенности развития данной категории детей. У дошкольников отмечается недостаточность словарного запаса, использование в речи существительных и редкое употребление глаголов, прилагательных, местоимений, наречий, предлогов, которые должны присутствовать в словаре ребенка дошкольного возраста. У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы познавательные процессы, которые тесно связаны с речью.

В становлении сенсорных и интеллектуальных процессов у дошкольников наблюдаются общие со слышащими детьми тенденции. Вместе с тем сложные процессы, предусматривающие необходимость операций анализа, синтеза, обобщения, у них формируются более медленно и затрудненно. Их представления об окружающих предметах и явлениях крайне бедны. Зачастую они не только не могут обозначить их словом, но и затрудняются в выделении их из группы разнородных объектов, не узнают в изменившейся ситуации, не различают по функциональному назначению, часто ошибаются при соотнесении реального предмета с его изображением.

Наглядные формы мышления доминируют у дошкольников. Нарушение слуха приводит к особенностям становления познавательной деятельности. Характерные черты познавательной отрасли ребенка с нарушенным слухом: визуальный анализатор ребенка станет основным в познании окружающего мира и в овладении информацией; становление визуального восприятия у ребенка с нарушенным слухом имеет несколько отличительных черт: аналитический вид восприятия – замечают элементы и детали предметов, картинки содержат больше частностей и элементов; трудности в синтетическом восприятии – трудности в узнавании прерывистых, перевернутых картинок, в восприятии картин, которые выражают пространственные отношения; дошкольник способен понимать речь произносящего, основываясь на визуальном понимании.

Формирование основ экологического воспитания в ДОУ для детей с нарушенным слухом тесно связано с изучением лексической темы. Согласно годовому плану детского сада практически 70% изучаемого материала связанно с темами экологического содержания, это изучение таких тем, как «Домашние животные», «Дикие животные», «Деревья» и т.д. На данных занятиях закладываются основы экологического воспитания и при помощи различных методов, приемов и форм работы отрабатываются уже сформированные навыки.

Исходя из специфики работы учителя-дефектолога и тематики программного содержания одной из главных целей является формирование элементарных экологических представлений на занятиях по развитию речи, развитию слухового восприятия и формирования произношения и в других видах деятельности.

Для достижения поставленной цели по экологическому воспитанию на занятиях решаются следующие задачи:

– развивать познавательный интерес к окружающему миру;

– уточнять и углублять знания о растениях, животных и природных явлениях;

– формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);

– формировать представления о взаимодействии живой и неживой природы;

– развивать гуманное доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру;

– расширять представления о сезонных изменениях в природе;

– развивать интерес к родному краю;

– воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, лесничих);

– вырабатывать умение правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);

– формировать элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.

Следует отметить, что коллектив детского сада старается изменить условия и расширить возможности для более эффективного решения задач по экологическому воспитанию. Одним из таких условий реализации программы мы считаем развитие взаимодействия детского сада с другими социальными институтами. По нашему мнению, современный детский сад – это социально-педагогическая система, ориентированная на взаимодействие с немалым числом организаций. Такой подход позволяет решать одну из важных составляющих развития детей с нарушениями слуха, а именно адаптацию и последующую социализацию воспитанника в слышащем социуме.

Основную цель социального партнёрства мы определяем как расширение культурных, образовательных, здоровьесберегающих ресурсов с целью создания благоприятной среды для развития ребенка, в том числе среды для более эффективного экологического воспитания детей.

Самым первым партнёром для детского сада стала школа, при которой и находится детский сад. При планировании сотрудничества с педагогами школы было запланировано проведение совместных мероприятий по решению разных задач, в том числе и экологическому воспитанию:

– участие воспитанников в неделе Экологии в школе;

– участие в акции «Добрая крышечка»;

– участие в акции по сбору отработанных батареек;

– участие в акции по сбору макулатуры;

– участие в акции «Покормите птиц зимой»;

– участие в акции «Посади дерево добра».

На сегодняшний день воспитанники детского сада приняли участие в четырёх запланированных акциях. С детьми была проведена предварительная работа на занятиях дефектолога, в совместной деятельности с воспитателем, дома с родителями и обязательно было закрепление после участия в акциях (рисунки, поделки, аппликации рассматривание фотографий и т.д.).

Такие формы работы, по нашему мнению, плодотворно влияют не только на расширение экологических знаний, но и на общее развитие ребенка с нарушениями слуха.

Мы считаем, что целесообразно продолжать работу по развитию социального партнёрства. В данным момент идёт работа по налаживанию связей с другими партнёрами, например, МКДОУ № 215 «Кораблик детства», библиотека им. О. Кошевого.

Мы убеждены, что расширение партнёрства будет способствовать освоению детьми практических навыков экологического и нравственного и речевого воспитания через различные совместные виды деятельности.

Литература:

1. Авдусенко Л.В. Формирование экологической культуры на занятиях/Л.В. Авдусенко // Початкова школа. – 2008. № 5. с.33-35.

2. Барковская О. М. Содержание, цель и задачи начального экологического воспитания / О. М. Барковская // Начальная школа. – 2004. – № 2.

3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2002.

4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.