Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 
С новым годом, уважаемые коллеги и читатели нашей газеты!

Счастья и удачи Вам в Новом 2019 году! Здоровья и терпения, и конечно, успехов во всех Ваших начинаниях!

Вот и закончился очередной календарный год. Были радости и огорчения, успехи и неудачи. Мы всегда радуемся успехам наших учеников, переживаем с ними их неудачи, но всегда ободряем их и надеемся на лучшее.

Тема патриотического воспитания уже много лет не теряет своей актуальности. И школьные музеи оказывают в этом неоценимую помощь. Почти в каждой школе нашего города есть свой музей. Они проводят различные мероприятия, активно воздействуя на формирование личности школьника. Это и музыкально-литературные композиции, и музейные уроки, и линейки памяти, и экскурсии, и многое другое. Музеи активно создаются и результативно работают и в дошкольных образовательных учреждениях.

В этом номере читателям предлагается много материалов, связанных с краеведением, музееведением, экскурсионной и выставочной деятельностью не только в школьных музеях, но и в музеях на базе детских садов.

Как приобщить ребят к высоким нравственным идеалам? Открыть неизвестные странички истории города Ново-Николаевска – Новосибирска? Познакомить с людьми, вложившими свой труд в его развитие? Можно приобщить школьников к новому проекту Городского центра физической культуры и патриотического воспитания «Виктория» – «Городской краеведческий день «Новосибирск исторический». Ребята представят, каким был наш город более ста лет назад, совершат путешествие в мир купечества Новониколаевска. Авторы статьи «С чего начинается Родина» подробно расскажут заинтересованным читателям о проведении краеведческого дня.  

Сегодня свою родословную изучают многие, обращаются к городским и семейным архивам, беседуют с родственниками. Подобный материал вызывает достаточно живой интерес у ребят, в это исследование активно включаются и родители. Педагоги не могли пройти мимо такой заинтересованности ребят и поделились своим опытом в статье «Архив – ключ к прошлому».

Работа школьного музея с социумом сегодня проходит достаточно активно. Это и ТОСы, и Совет ветеранов, библиотеки, школы искусств… «Опыт и молодость: точки соприкосновения» – это история создания молодого еще клуба «Истоки» на базе школьного музея. Тему совместного досуга и общения одиноких пожилых людей и школьников, организацию их совместного досуга поднимает автор в данной статье. И предлагает формы работы.

Тема социализации, теперь уже школьников, продолжается в статье «Школьный музей как средство социализации детей и подростков». Какие возможности есть у школьного музея? В каких направлениях идет работа? Как заинтересовать ребят работой в школьном музее? На эти и другие вопросы ответит читателям автор статьи.

Музейная деятельность активно развивается не только в школах, но и в дошкольных образовательных учреждениях. Как создать мини-музей в детском саду и сделать его интерактивным? Чем он отличается от настоящего музея? Как заинтересовать родителей? Воспитатели детских садов в нашем городе пытаются не только отвечать на эти вопросы, но и активно работают с музейными предметами, вовлекая в эту работу не только педагогический, детский, но и родительский коллектив. С опытом работы в дошкольных образовательных учреждениях читатели познакомятся в статье «Мини-музей в детском саду как форма взаимодействия с семьями воспитанников».

В образовательном проекте «Мы – земляки» встретились ребята разных возрастов. Проект реализуется благодаря современным информационным технологиям (интернет), расширяя выставочную площадку и музейную аудиторию музея «Заельцовка». Автор статьи «Опыт Музея «Заельцовка» по развитию межведомственного проекта «Мы – земляки» в интернет-пространстве» подробно рассказывает о реализации проекта.

История страны и нашего города складвалась столетиями из цепочки событий. Безусловно, одним из заметных звеньев этой цепи стала история ВЛКСМ. В этом году организация отметила столетие, что дало толчок для нового осмысления ее деятельности, а также использования истории ВЛКСМ в качестве объекта исследования.

Вот такие разные и одновременно имеющие много общего материалы представлены сегодня в нашей рубрике. Надеюсь, что читателям будет интересен и полезен опыт наших педагогов.

Опыт Музея «Заельцовка» по развитию межведомственного проекта «Мы – земляки» в интернет-пространстве

Шатова Наталья Николаевна

В концепции проекта «Мы – земляки» (автор – руководитель Музея «Заельцовка» Е.В. Макарова)[1] приоритетное значение придается созданию инновационного социокультурного и образовательного пространства в русле Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. Одним из важных направлений деятельности Музея «Заельцовка» является реализация новационного образовательного проекта «Мы – земляки», в рамках которого проводится заочная областная открытая историко-краеведческая викторина для молодёжи Новосибирской области от 14 до 30 лет.

Опыт и молодость: точки соприкосновения

Калинина Валентина Петровна

Сентябрь 2016 год. В школе № 52 проходит общешкольное мероприятие «День пожилого человека», организованное заместителем директора МБОУ СОШ № 52 по воспитательной работе Еленой Валерьевной Семеновой, руководителем школьного музея «Закаменская слобода» Валентиной Петровной Калининой и председателем ТОС «Закаменский» Галиной Петровной Шелковниковой. На праздник приглашены пожилые люди микрорайона. Учащиеся школы читают стихи, поздравляют гостей с праздником. В конце праздника подошли несколько учащихся и, рассказав, что увидели у многих бабушек слезы, поинтересовались причиной.

Архив – ключ к прошлому

Гачко Марина Васильевна

Согласно программе городской школы «Юный экскурсовод» Городского центра физической культуры и патриотического воспитания «Виктория», по которой я провожу занятия с детьми в МБОУ СОШ № 191, один из ее разделов, помимо изучения истории края, города, школы, затрагивает вопросы изучения истории своей семьи. Так как эти исследования очень близки ребятам из-за личностного восприятия, они вызывают особый интерес. Один за другим начинают сыпаться вопросы: откуда родом мои бабушки и дедушки, чем они занимались, как оказались в Сибири, где воевал прадед, как пережила прабабушка войну.

Школьный музей как средство социализации детей и подростков

Морозова Наталья Витальевна

Школьный музей является эффективным средством социализации школьника. В основе деятельности нашего музея лежит музейная педагогика, которая реализуется через следующие направления: научно-методическое, поисково-исследовательское, экспозиционное, экскурсионное, оформительское, просветительское и работа с фондами. Школьный музей даёт возможность ребятам попробовать свои силы в разных видах деятельности: научной, технической и общественной, позволяет проживать различные социальные роли.

Мини-музей в детском саду как форма взаимодействия с семьями воспитанников

Сенькова Юлия Викторовна, Донина Ольга Владимировна

ФГОС дошкольного образования определяет основные направления развития и образования детей – образовательные области. Одна из составляющих познавательного развития – это «формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках».

С чего начинается Родина

Букарева Наталья Николаевна, Благодарова Светлана Анатольевна

Воспитание патриота и гражданина необходимо начинать с малого: знание родословной своей семьи, интерес к истории и знаковым событиям в истории родного города, воспитания любви к малой Родине. Эта прописная истина известна всем. Воспитание любви к своему городу начинается непосредственно со знакомства с ним: его природными особенностями, достопримечательностями, архитектурой, памятными местами и, конечно, людьми, которые делают город известным, привлекательным и любимым.

История ВЛКСМ в школьном музее как фактор исследовательской деятельности

Иванова Людмила Дмитриевна, Иощенко Никита Олегович

Школьные музеи с момента своего появления стали уникальным общественным институтом, в котором воплотилась идея единства образования c культурой, где воспринимается собранный исторический опыт, усваиваются культурные, эстетические и нравственные ценности. Музей обладает большим образовательным потенци­алом, который зачастую не до конца осознается педагогическим коллективом и учениками. Именно в музее знания обретают наглядность, оживляя при этом зрительное мышление.