Опыт и молодость: точки соприкосновения

 
 

Калинина Валентина Петровна,

социальный педагог, учитель технологии,
руководитель Комплексного краеведческого музея «Закаменская слобода»
МБОУ СОШ № 52 Октябрьского района
г. Новосибирска

 

Опыт и молодость: точки соприкосновения

Сентябрь 2016 год. В школе № 52 проходит общешкольное мероприятие «День пожилого человека», организованное заместителем директора МБОУ СОШ № 52 по воспитательной работе Еленой Валерьевной Семеновой, руководителем школьного музея «Закаменская слобода» Валентиной Петровной Калининой и председателем ТОС «Закаменский» Галиной Петровной Шелковниковой. На праздник приглашены пожилые люди микрорайона. Учащиеся школы читают стихи, поздравляют гостей с праздником. В конце праздника подошли несколько учащихся и, рассказав, что увидели у многих бабушек слезы, поинтересовались причиной.

Выяснилось, что у этих гостей нет родственников, и о них вспоминают только во время декады «Пожилого человека», что им хотелось бы чаще встречаться с нами. Гости рассказали, что, когда они учились в школе, то шефствовали над одинокими пожилыми людьми в течение года, часто приглашали их в школу, помогали им в уборке квартир, придомовых территорий, покупали продукты. При общении с ними ребята узнавали много интересного из истории их жизни, многому учились у них. Не было «забытых» людей, меньше было «трудных» подростков.

  

Ребята взволнованно просили нас чаше организовывать встречи с пожилыми людьми в школе, в школьном музее и предлагали свою помощь по месту их жительства.

Так возникла идея написания гранта о создании на базе школьного музея клуба совместного досуга и общения «Истоки». Ведущий консультант проекта – руководитель школьного музея В.П. Калинина. В практической деятельности проекта – организация, проведение совместных, тематических мероприятий. Участники: школа, школьный музей «Закаменская слобода», ТОС «Закаменский».

Цель проекта: профилактика социального одиночества пожилых людей и содействие личностному определению детей, организация их совместного досуга. 

  

Идея получила поддержку. Клуб «Истоки» начал свою работу и действует до сих пор. Цели и задачи деятельности клуба совместного досуга и общения «Истоки» совпадают с целью и задачами воспитательной работы в школе.

Заслуживает внимания активная позиция школьного музея в содействии реализации проекта. Елена Валерьевна Семенова в течение 3-х лет является организатором общешкольных мероприятий ко дню «Пожилого человека», «Дню Победы», «Дню матери». Учащиеся начальной школы изготавливают художественные открытки с поздравлениями, учащиеся среднего звена и старшеклассники оформляют плакаты, поделки. В день праздника школьники с педагогами выходят на улицу Бориса Богаткова и, встречая пожилых людей, раздают им открытки и подарки. При планировании и проведении общешкольных мероприятий обязательно предполагается участие Совета музея и его актива, членов семей учащихся, жителей микрорайона «Закаменский».

  

Все чаще из СМИ и просто из общения с друзьями, знакомыми мы слышим о том, что увеличивается количество одиноких пожилых людей, неорганизованных подростков, требующих внимания. У многих отсутствует возможность проявить свою индивидуальность, значимость, что приводит к ухудшению их социально-психологического состояния, снижению социальной активности.

Через организацию совместных общешкольных мероприятий, классных, музейных часов, вовлечение широкого круга участников развиваются общие интересы, дружба, формируется гражданская ответственность, сближение, понимание среди одноклассников, в семье. 

Через организацию деятельности клуба «Истоки», где основным является общение учащихся и пожилых людей, идет передача жизненного опыта, трудовых навыков старшего поколения – подрастающему, формируется осознание собственной значимости. Во время совместной деятельности мы изучаем обычаи, традиции народов Сибири, знакомимся с декоративно-прикладным творчеством, изучаем технологии выполнения и изготавливаем изделия (салфетки, полотенца, фартуки, мягкая игрушка, вязание, вышивание, аппликации, и т. д.). В результате пожилые люди чувствуют свою необходимость, а подростки организованно заняты, приобретают дополнительные знания по истории народа, города, семьи, что способствует формированию патриотизма и социальной значимости.

  

Количество просмотров: 5621  

Добавить комментарий

1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы