Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы

 
 

Куликова Валентина Михайловна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

руководитель музея Боевой славы,

заведующая информационно-библиотечным центром

МБОУ СОШ № 15 г. Новосибирска

 

Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы

Каждое мгновение той работы,

которая называется воспитанием, –

это творение будущего и взгляд в будущее.

В. А. Сухомлинский

Эффективность работы музея зависит, прежде всего, от разработки форм, методов и приёмов культурно-образовательной деятельности, которые способствуют повышению внимания детей к окружающей действительности, помогая им обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи уходящих эпох, семейные реликвии.

Современность требует от педагога применения в своей практике новых технологий обучения, в том числе и во внеурочной деятельности. Но нельзя умалять и значения технологий традиционных, годами накопленных, собранных и созданных по крупицам.

Начну с традиций, ведь именно традиции отличают конкретный музей от других музеев, пусть даже одной направленности. Традиции создаются, передаются из поколения в поколение и являются визитной карточкой любого музея.

Прежде всего, следует рассказать о том, с чего начинался наш музей. Это была поисковая деятельность «красных следопытов» школы. Под умелым руководством учителя немецкого языка Марии Павловны Затёсаной, бывшей узницы фашистских лагерей, были организованы походы по местам Боевой славы 278-й Сибирской авиационной дивизии. География походов была довольно обширна: Новосибирск-Новороссийск-Абинск-Краснодар-Севастополь. Наши ученики встречались с ветеранами дивизии, собирали материалы для будущего музея. 7 мая 1975 года состоялось торжественное открытие музея, на котором присутствовали ветераны дивизии, представители общественности.

В этот же день была проведена первая экскурсия. Первые экскурсии в музее были обзорными; в то время экскурсоводы были самоучками и проводили экскурсии так, как они их понимали. А сегодня мы, педагоги, имеем за плечами багаж знаний, полученный на курсах по музейной педагогике, и разрабатываем экскурсии тематические и комплексные. Методами проведения экскурсий владеют и наши учащиеся, проходя обучение в Школе юного экскурсовода и получая Свидетельство экскурсовода. За время моей работы в музее такие Свидетельства получили около двадцати учащихся.

Кроме экскурсий по экспозиции своего музея, наши экскурсоводы выполняют презентации по музеям других образовательных организаций, предварительно знакомясь с ними. Слушая истории других музеев, наши активисты накапливают не только багаж знаний, но и совершенствуются в методике проведения экскурсий.

Нами разработаны памятки экскурсоводам, советы. Как разработать экскурсию, где взять необходимый материал; как должен выглядеть экскурсовод, как говорить, двигаться – всё это, на первый взгляд, мелкие детали, но именно в них кроется успех любой экскурсии. Понравится ли? Захотят ли гости посетить музей в следующий раз? Для обратной связи предлагаем ответить на вопросы анкеты, которую тоже готовим заранее.

К традиционным формам работы в школьном музее можно отнести лекции; они были актуальны во времена открытия музея (важно было донести большой объём информации до посетителей музея), они же не теряют своей значимости и в современной жизни. Всегда находятся желающие поделиться найденной и подготовленной информацией с большой аудиторией слушателей. К примеру, есть в Активе нашего музея Александр Кияшко, ученик 8 класса, который с большим интересом готовит и читает лекции о страницах Великой Отечественной войны для одноклассников и других категорий слушателей. Надо отметить, что аудитория слушает его очень внимательно.

Важнейшее направление деятельности школьного музея – поисково-исследовательская работа; именно такая работа способствует развитию музея, обеспечивает формирование и пополнение фондов, разработку и обновление экспозиции, расширение тематики экскурсий.

Поисково-исследовательская работа, начатая в семидесятые годы «красными следопытами», продолжается и сегодня. Формы работы (встречи, работа с архивными и библиотечными фондами и др.) остались, изменились лишь методы. Мы не выезжаем на места боёв; поиск ветеранов, сбор информации о Боевом пути дивизии выполняем путём переписки с родственниками. Так, например, сын Александры Ефимовны Чернаткиной, бывшей оружейницы 43-го авиаполка (входящего в состав 278-й авиадивизии), прислал нам по почте рукопись её книги «От Кавказа до Берлина». Продолжаем поиск информации в сети Интернет (сайты «Авиаторы Второй мировой», «Подвиг народа» и др.). Работаем в библиотеках, архивах.

По результатам поисково-исследовательской деятельности многие активисты музея становились призёрами и лауреатами научно-практических конференций разного уровня (районной НПК, Городской НПК «Сибирь», региональной НПК «Эврика»). Татьяна Луцук, выпускница школы, а теперь уже педагог Городского центра патриотического воспитания «Виктория», представляла свою исследовательскую работу в Москве на VI-й Всероссийской конференции обучающихся «Национальное достояние России», заняв почётное третье место. Сборник тезисов работ участников этой конференции занял своё место в фонде нашего музея.

Для того чтобы музей не превратился просто в хранилище экспонатов, нужно постоянно менять, обновлять экспозицию. Экспозиционная деятельность – это тоже традиция. Первые активисты музея оформляли стенды, витрины, папки, альбомы своими руками; в архиве музея хранятся фотографии, на которых видна работа наших предшественников. Сегодня в нашем арсенале современные средства – компьютеры, сканеры, принтеры и прочее, и оформление стало более эстетичным, радуя глаз современных посетителей. В 2019 году в музее проведён капитальный ремонт, закуплено новое оборудование, обновлены стенды и витрины – музей получил новый импульс к действию.

Продолжается фондовая работа – учёт и хранение фотографий, вещественных и письменных источников. Активисты музея серьёзно относятся к этой работе: трепетно рассматривают фронтовые письма и подлинные фотографии лётчиков дивизии, составляют картотеку основного фонда, оформляют личные дела ветеранов. Фондовая работа очень кропотливая, она требует внимания и внутренней организованности.

Учёт фондов является основой успешной паспортизации музея. Первый паспорт наш музей получил в 1976 году и с тех пор регулярно проходит процедуру паспортизации. Сегодня музей имеет Свидетельство Федерального Центра детско-юношеского туризма и краеведения.

Работа школьного музея – это своеобразный диалог поколений, приобщение к поисково-исследовательской работе не только учащихся, но и членов их семей, местных жителей. Всё это находит отражение в проектной деятельности. Проектная деятельность тоже меняет формы. Так, 2008 год был объявлен Годом семьи. Учитывая это, мы разработали проект создания виртуального музея «Моя семья». В проекте приняли участие все желающие: педагоги, дети, родители и другие члены их семей. Каждый мог представить свою семью, её историю и традиции.

Главная мысль заключалась в том, чтобы дать детям основы проектной деятельности, а также одновременно с организацией труда привить знания об истории своей школы, своей семьи; создать условия для воспитания любви и уважения к старшим, заботу о младших.

Работа по реализации проекта осуществлялась с применением комплекса форм и методов деятельности. Прежде всего, проводился сбор данных в семейных архивах (фотографии, альбомы, реликвии, предметы быта, отражающие традиции конкретной семьи). Собранные данные анализировались с учётом их ценности и актуальности. Затем были выполнены буклеты и мультимедийные презентации, которые в дальнейшем и были представлены на Творческом отчёте широкой аудитории.

Хочется отметить, что самыми первыми участниками Проекта стали семьи, в которых родители были теми самыми «красными следопытами» и создавали музей своими руками. Это семья Раисы Николаевны Япаровой, учителя технологии нашей школы; семья Гейко Натальи Александровны. Дочь Натальи Александровны Александра стала впоследствии активным экскурсоводом, участвовала в конкурсах и конференциях, провела множество исследований по материалам музея, используя при этом воспоминания своей мамы.

Вот ещё один пример совместной работы учащихся и родителей. 2020 год был годом юбилейным – 75 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Многочисленные мероприятия: экскурсии, конкурсы, акции и конференции. Со всей серьёзностью наши учащиеся отнеслись к подготовке к этой знаменательной дате. Работа, о которой хочется рассказать, – конкурсная, она готовилась на Региональный смотр-конкурс музеев образовательных организаций Новосибирской области «Мы помним». Это был проект-поиск, написанный на основе воспоминаний родных и близких, а также по архивным материалам сайта «Память народа». Работу выполнил Владислав Гугнин, ученик 6 класса. «Я смотрю на фотографию» – описание отдельной фотографии, история ее создания, рассказ о судьбе своего прапрадеда. Уникальным дополнением к работе стали подлинные архивные документы. Данную работу высоко оценило Бюро Президиума Новосибирского Областного Совета ветеранов, Влад был награждён Дипломом II степени.

С течением времени образовательная деятельность современных, в том числе и школьных музеев, перестраивается, воспринимая технологические инновации педагогики развития. При планировании работы музея приходится уделять большее внимание новым образовательным технологиям и использовать их в своей работе. Сюда относятся виртуальные экскурсии, квесты. Виртуальные экскурсии – эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места (музея, парка, памятника истории или культуры и др.). Квест – комбинация классической экскурсии и игры. Квест, quest (англ) – поиск чего-либо, путешествие к определенной цели через преодоление определенных трудностей. В качестве примера назову такие виртуальные экскурсии наших учащихся, как «Знаменитые музеи мира», «По школьным музеям Ленинского района», «Сибирский Чикаго» (о микрорайоне «Чистая слобода») и другие. Интерактивные формы позволяют вовлечь участников в активное взаимодействие с экскурсоводом и подтолкнуть их к самостоятельному исследованию объекта или объектов экскурсии, экспонатов музея. Это существенно усиливает остроту восприятия материала и делает мероприятия более интересными и запоминающимися.

По-прежнему мы используем такие формы работы, как Устный журнал. Ребята готовят сообщения на определённые темы (обычно по запросу классов или самостоятельно), выходят в классы и доводят информацию до слушателей. Однажды, в дни памяти блокадного Ленинграда, мы подготовили и провели для гостей школы (это были школьные библиотекари, руководители музеев и представители общественных организаций, родители учащихся) историко-литературный журнал «900 дней мужества». Мероприятие проходило в рамках Недели памяти; участниками стали пятиклассники. Следует отметить слаженность коллектива, хотя были участники из разных классов. Здесь же был проведён мастер-класс по изготовлению бумажных ласточек – символа блокады. Наши активисты приготовили угощение для всех: это был, конечно, «блокадный» хлеб. На страницах журнала встретились две команды: «Историки» и «Литераторы». Историки говорили о блокаде языком цифр, дат и событий, а литераторы – языком литературных героев – участников этих событий.

Не обошлось и без игр: в своей работе мы давно используем Интернет, планшеты. На этот раз ребятам были предложены две исторические викторины о блокаде Ленинграда, взятые на сайте Learning.apps.org; с ними команды справились без труда. С интересом включились в игру и наши гости! При подготовке мероприятия мы использовали фонд школьной библиотеки и фонды ЛитРес. Кроме того, много литературы о блокаде есть и в фондах нашего музея.

Много тёплых слов от гостей услышали в свой адрес наши учащиеся: «Меня очень впечатлило, как дети от души рассказывают историю наших предков о Великой Отечественной войне», – сказала Наталья Сергеевна Камбурова. «Ребятам – огромный респект!», – подчеркнула Елена Михайловна Кочнева.

Новым направлением деятельности музея стало проведение музейно-педагогических занятий с воспитанниками уровня дошкольного образования. В состав нашей образовательной организации входят два детских сада, это большое число ребят из старших и подготовительных групп, которые регулярно посещают наш музей. Совместно со старшим воспитателем Мариной Владимировной Горбуновой мы решили проводить не только экскурсии и праздники, но и знакомить ребятишек с основами музейного дела: здесь мы используем рассказ, беседу, диалог, ролевые игры. В ходе таких занятий дети узнают много нового и интересного: они держат в руках настоящее оружие (как правило, это детали оружия, но для таких малышей и это кажется настоящим!), кобуру от пистолета, фляжку, котелок, полевую сумку. Учатся готовить походную кашу на импровизированном костре; с интересом примеряют каску.

Дошкольники – очень отзывчивая аудитория; любознательные и активные, они с большим интересом вовлекаются в разговор и с нетерпением ждут новых встреч.

Наш музей является связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Тесное сотрудничество с советом ветеранов микроучастка школы, районного, городского и областного Советов ветеранов – это встречи с ветеранами-тружениками тыла, проведение литературно-музыкальных композиций, посвященных Великой Отечественной войне, участие в совместных мероприятиях, конкурсах и проектах. Наши активисты – участники «Эстафеты патриотизма поколений», шествия «Бессмертного полка». Ежегодно мы проводим акцию «Ветеран живёт рядом» – изготавливаем открытки, буклеты и плакаты; разносим их ветеранам или просто расклеиваем их на стендах у подъездов жилых домов.

Многие школьные музеи получили новое направление в своей работе – военные конфликты. Афганистан, Чечня – нет ни одного равнодушного к этим жестоким событиям. Наш музей – не исключение. Есть у нас выпускники, прошедшие Афганистан (Петров Евгений). А в 2002 году во время выполнения воинского долга на территории Чеченской республики погиб наш выпускник Илья Красовский. С этой даты в нашем музее открыт «Уголок памяти» Илье и другим ребятам, не вернувшимся с полей боевых действий. А в марте 2006 года по инициативе Новосибирской областной организации Российского союза ветеранов Афганистана и областной общественной организации «Обелиск» в школе открыта мемориальная доска в память о Красовском Илье. Стало доброй традицией проведение в декабре Декады памяти – общешкольного мероприятия, на котором звучат слова благодарности родителям за достойное воспитание сына; стихи и песни о Родине, а также слова-напутствия учащимся. В рамках Декады проводятся экскурсии в музей, встречи с участниками событий в Чечне и Афганистане, конкурсы чтецов, выставки рисунков. Наши учащиеся несут вахту возле мемориальной доски. Проводим торжественную линейку, на которую обязательно приглашаем родителей Ильи и представителей общественных организаций.

Ветераны Афганистана стали частыми гостями школы; они проводят уроки мужества для наших учащихся, и зачастую эти встречи проходят в стенах музея. Так, например, летом этого года члены правления и лекторской группы Новосибирской областной организации Российского союза ветеранов Афганистана Александр Секачев и Валерий Коротеев приехали в нашу школу, чтобы провести уроки мужества с учениками начальных классов. Ребятишки поочередно группами заходили в школьный музей Боевой славы, где разместилась выставка оружия, и лекторы проводили с учащимися беседы на актуальные темы в диалоговом режиме. В программу урока входил показ и рассказ об отечественном, зарубежном и трофейном оружии, который проводил знаток вооружения Валерий Коротеев. В завершении каждого занятия мальчишки и девчонки с большим азартом подходили к столу и трогали холодный металл учебных автоматов, пулеметов, мин и гранат. Затем с удовольствием фотографировались с оружием в руках. А в заключении ветераны вручили школьному музею книги о войне в Афганистане с дарственной надписью.

В результате таких встреч ученики узнают много нового, учатся общению с «настоящими военными», как они сами говорят. А музей пополняется новыми экспонатами, материалами для дальнейшего изучения и использования.

Говоря о разнообразии форм, методов и приёмов работы музея, нельзя не остановиться на конкурсной деятельности. Это и конкурсы чтецов, и выставки рисунков и творческих работ; это и конкурсы экскурсоводов, которые в нашем городе проводятся ежегодно.

Конкурсы чтецов в школьном музее мы проводим к различным памятным датам календаря. Привлекаем к конкурсам учащихся с первого класса, поэтому в дальнейшем всегда есть и постоянные, и новые участники. В состав жюри входят педагоги, старшеклассники, родители.

Участие в выставках и конкурсах вызывает у учащихся положительную мотивацию. У них формируется активная жизненная позиция, повышается интерес к изучению предмета, развивается творческое мышление; они учатся представлять результаты своего труда и получать его оценку. Подготовка детей к участию в творческом конкурсе становится интересным примером взаимодействия со взрослыми. Наша основная задача – помочь ребенку решить свою конкретную творческую задачу на основе диалога и совместного поиска.

Наши учащиеся были участниками таких конкурсов: региональный смотр-конкурс «Мы помним», городской конкурс «Новосибирск от А до Я», городские конкурсы книгочеев «Город очень я люблю, потому что в нём живу», «И помнит мир спасённый!»; городской конкурс юношеских журналистских материалов «Ни дня без строчки»; районный конкурс чтецов к юбилею Победы и других.

Накопленным опытом работы всегда хочется с кем-то поделиться. Поэтому я выступаю на районном методическом объединении руководителей музеев, на городских научно-практических конференциях, делюсь опытом работы. Кроме того, есть ряд публикаций о работе нашего музея на страницах электронной газеты «Интерактивное образование», которая является уникальным изданием для педагогов, причём официальным (газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Сибирскому Федеральному округу). Есть статьи и в печатных сборниках, таких как «Они живы памятью нашей», «Музеи ведут поиск», «Путешествие по вехам истории», «Мы голову склоним».

Кроме того, есть и публикации наших активистов: Гугнина Владислава, Карпушкиной Марии, Латыпова Руслана, Луцук Татьяны, Костиной Екатерины и других. Много работ можно найти в Проектах Wiki.nios.ru/. Это опыт передачи своих знаний и умений своим сверстникам и другим категориям читателей. Это опыт писательский, оформительский; что обязательно пригодится ребятам в дальнейшей жизни.

Являясь одной из форм дополнительного образования в школе, музей имеет свою Программу внеурочной деятельности. Это Программа курса «Я – сибиряк!». Впервые этот курс мы начали вести в 2011 году, когда повсеместно были введены в действие Федеральные Государственные образовательные стандарты начального общего образования. Сегодня Программа переработана в свете требований новых ФГОС, и занятия продолжаются – в музее всегда есть чем заняться и над чем работать.

Программа направлена на совместную творческую деятельность педагогов и учащихся, на развитие самоуправления и самостоятельности школьников; предлагает более интересные, интерактивные формы работы для восприятия достаточно серьёзного и трудного материала, позволяет углубить и расширить знания, способствует индивидуализации образования и воспитания. Кроме того, работа построена на принципах сотрудничества и свободы выбора.

В ходе проводимых занятий учащиеся лучше узнают свой город, в котором мы живём, улицы, по которым ходим. Узнать историю своей страны, своего народа нельзя, не зная своей «малой родины». Поэтому и выбрана тема Сибири, поэтому основной упор делается на утверждении «Я – сибиряк!».

Подводя итог сказанному, необходимо отметить: всё, что делается в музее – буквально всё опирается на уникальные источники: подлинные документы, фотографии, письма, воспоминания ветеранов, материальные источники (музейные предметы). И сегодня, в эпоху цифровой трансформации образования, музей смело шагает в ногу со временем!

Количество просмотров: 3201  

Добавить комментарий

1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы