Встреча, положившая начало крепкой дружбе

 
 

Аржиловская Татьяна Ильинична,

руководитель музея «История школы в истории страны»

МБОУ СОШ № 56  г. Новосибирска

 

Встреча, положившая начало крепкой дружбе

Порой представить не можешь, какие интересные встречи нас ждут. Так случилось со мной ровно двадцать лет назад в городе Отрадный Ленинградской области. Я, руководитель школьной поисковой группы, в составе XXI экспедиции «Поиск МГиВ» по поиску, подъему и захоронению останков воинов, павших в годы ВОВ под Ленинградом в 2001 году, находилась на торжественном захоронении поднятых отрядом солдат.

Возле трибуны, перед строем уставших, но гордых за выполненную работу ребят, стояла группа пожилых людей. Как приятно было узнать, что данная делегация состоит из детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в Новосибирск. И многие из них до сих пор проживают в нашем Ленинском районе.

После Вахты, когда мы вернулись домой, наше знакомство продолжилось. Открывая школьный музей «История школы в истории страны» в 2005 году, мы решили, что одной из постоянных экспозиций обязательно будет материал, освещающий блокаду Ленинграда и жизнь детей блокадного города, эвакуированных в далекую Сибирь. Узнав об этом, члены районного общества «Блокадник» решили передать нам свой архив (фотографии, книги, буклеты). В музее создана экспозиция с фотографиями и аннотациями к ним, посвященная блокаде Ленинграда.

С каждым годом наше сотрудничество крепло, мы стали большими друзьями, и на протяжении двадцати лет ежегодно в значимые дни истории Ленинграда и страны мы всегда были вместе. Традиционно каждый год 8 сентября, который является днем начала блокады Ленинграда, учащиеся школы вместе с членами районного общества «Блокадник» возлагают цветы к стеле на площади имени Пименова, памятнику, посвященному трудовому подвигу жителей блокадного Ленинграда, эвакуированных в наш родной город. Символичны строки из стихотворения Н.П. Вайвод, высеченные на стеле: «Блокадным дням вовеки не забыться».

Ежегодно 27 января в день снятия блокады Ленинграда в школьном музее проходят встречи с ветеранами с показом литературно-музыкальных композиций. Меняются формы мероприятий, но тема войны, тема блокады звучит в этот день во всей школе. Листаем страницы истории наших январских встреч: «Кто помнит прошлое, тот думает о будущем», «900 страшных дней блокады», «Жила-была девочка», «Дети блокадного Ленинграда», «Блокада», «Памяти павших будьте достойны», «Посвящается подвигу ленинградцев».

В год 75-летия со дня снятия блокады города Ленинграда в музее школы прошел библиотечный иллюстрированный урок «Дети Ленинграда» для учащихся начальной школы. Для гостей было показано театрализованное представление, отражающее события военного времени. Встреча закончилась в школьном музее просмотром экспозиции «Блокадный Ленинград».

В этом году на встрече «Мне часто снится город мой…» в школьном музее звучали стихи ленинградской поэтессы, долго проживающей в Бердске, искренне любящей Сибирь, Нинель Вайвод.

Время неумолимо. Уходят из жизни свидетели блокадных дней; уходят блокадники, внесшие большой вклад в развитие Новосибирска, Новосибирской области. И мы, живые, в неоплатном долгу перед ушедшими, должны сохранить память для нынешнего и будущего поколений, сохранить правду о тех днях. Благодаря современным техническим возможностям, совет музея школы сформировал видеотеку с записями воспоминаний детей блокады и ветеранов Великой Отечественной войны, воевавших за Ленинград и сегодня проживающих в нашем районе. Так, учащиеся познакомились с Зубовым Алексеем Леонтьевичем. С февраля 1943 года он воевал в минометном расчете 196-й Ордена Красного Знамени дивизии, базирующейся под Ленинградом. Первую боевую награду «За оборону Ленинграда» Алексею Леонтьевичу вручили за бои в районе Синявинских высот, вторую – за прорыв блокады Ленинграда.

Пожилые люди по-прежнему передают в музей свои реликвии. Савоськина Зоя Ивановна, бывший руководитель общества «Блокадник», в 2010 году передала на хранение две юбилейные медали «За оборону Ленинграда» и «В память 300-летия Санкт-Петербурга». Трифонова Людмила Сергеевна подарила два небольших сувенирных изделия: «Спас на крови» и «Ростральная колонна». В благодарность за доброе отношение участники поисковых экспедиций при очередной поездке в Санкт-Петербург, по просьбе Савоськиной Зои Ивановны, посетили Пискаревское кладбище и Мемориал в селе Саперное Ленинградской области, возложив цветы к могилам её родственников.

Уроки Мужества, которые проводят ветераны блокады, занимают особое место в воспитательной работе. Встречи детей блокадного Ленинграда с учащимися школы неизменно трогательны. Сами гости отмечают доброжелательность этих встреч, уважение и любовь, которые проявляют дети в отношении старшего поколения с нелегкой судьбой.

В рамках проекта «900 дней братства», посвященного Победе в Великой Отечественной войне, по просьбе председателя городского общества «Блокадник» активисты школьного музея участвовали в презентациях книг: «Это мы, крещенные блокадой» (2007 г.), «Восславим наших матерей» (2013 г). Книги содержат в себе множество интересных историй человеческих судеб. Читая эти страницы, убеждаешься в их своевременности и востребованности. А на форзаце книги «Фронт и тыл блокадного Ленинграда» (2009 г.) рядом с фотографиями блокадников располагаются фотографии учеников нашей школы.

Посещение ребятами вместе с детьми блокадного Ленинграда могилы солдата Чупрова Кузьмы Алексеевича, погибшего в годы войны под Ленинградом, поднятого поисковиками Новосибирского поискового отряда «Поиск МГиВ» и перезахороненного на родной земле в селе Верх-Тула, воспитывает в подростках трепетное отношение к могилам павших, к памяти тех, кто воевал.

Встречи, общение с теми, кто пережил те страшные мгновения, заставляет ребят задумываться над всем, что случилось. Архив музея пополняется рефератами учащихся на тему «Блокада Ленинграда». Некоторые более глубоко погружаются в изучение тех событий и с результатами исследований  выступают на научно-практических конференциях. В 2013 году ученица 7б класса Калугина Софья, проведя исследовательскую работу о лётчике Чупрове К.А., стала лауреатом 1-й степени Всероссийского конкурса «Первые шаги в науку» – «Юность. Наука. Культура».

Многое изменилось в нашей стране и мире. Но по-прежнему подвиг героических защитников и жителей блокадного Ленинграда остается высочайшим примером истинного мужества.

Мы продолжаем работать в поисковых экспедициях под Ленинградом, пополняя музей редкими экспонатами. Расширили экспозицию, посвященную героическим дням блокады, открыв зал «Ленинград – Новосибирск: дорогой жизни и победы», состоящей из восьми стендов, рассказывающих о блокаде и о помощи новосибирцев жителям блокадного города. Воспитание учащихся на конкретных фактах и событиях позволяет понять истину, а благородный опыт старшего поколения побуждает следовать их примеру.

Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы: юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: пока не прервана связь с поколениями, пока она жива, они вырастут неравнодушными людьми.

Количество просмотров: 2787  

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы