Что важнее: выучить 33 династии древнеегипетских фараонов или научиться работать с текстом?
Ориентация на результаты образования – важнейший компонент Федеральных государственных образовательных стандартов. В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя: предметные, метапредметные и личностные результаты.
Метапредметные универсальные учебные действия учеников теперь необходимо формировать, проверять и оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы. Что такое метапредметные образовательные результаты, как учителю их достигать и проверять, каким образом они связаны с учебными предметами и внеурочной деятельностью?
Все эти вопросы мы задали заместителю директора по научно-методической работе гимназии № 15 «Содружество», победителю городского конкурса «Новой школе – современный учитель» 2012 года Ключеревой Александре Вячеславовне.
«Метапредметные действия – это мостик между школьными знаниями и реальной жизнью»
– Что такое метапредметность и метапредметное образование?
– Наше образование имеет корни в советской школе, где существует четкая привязка каждого школьного предмета к какой-то фундаментальной науке. Знания, которые мы даем на уроках – научны, к обычной жизни они не всегда имеют прямое отношение. Вспомните, из обычного курса химии, физики, математики нам мало что пригодилось в жизни, но мы тратили на это время, силы, тренировали свой мозг, память, логику.
Но параллельно с традициями советской школы развивалась общемировая, европейская, северо-американская тенденции, где знания, получаемые в школе, должны быть практико-ориентированы, т.е. дети в процессе школьного образования получают не столько углубленные знания по фундаментальным наукам, сколько определенные навыки, которые смогут применять в жизни.
В конце 90-х годов, когда стали проводить международные исследования знаний российских школьников по практическим навыкам, выяснилось, что наши дети прекрасно решают дифференциальные уравнения, но, когда нужно посчитать смету расходов на ремонт комнаты, с таким заданием справиться не могут. По результатам международных тестирований у российских школьников был обнаружен разрыв между теорией и практикой и, они оказались внизу рейтинга, наравне со школьниками южноамериканских и африканских стран. Это удивило. Не случайно дети российских эмигрантов 90-х-2000-х годов отмечали удивительную легкость школьного образования за границей: теоретические знания там даются элементарные, и любой среднестатистический российский пятиклассник мог решать задачки по математике в американской школе за 9-10 класс. Но он терялся в иных формах работы: в плане умения выразить и представить свои мысли, заинтересовать окружающих своим мнением, получить информацию из разных видов источников, не только из рафинированных текстов школьных учебников, а из всего информационного потока, который нас окружает. Российские школы до недавнего времени этому не учили.
Поэтому, еще до принятия ФГОС, отдельные педагоги-новаторы стали разрабатывать методики, чтобы развивать у детей такие навыки, которые были бы над предметами, над фундаментальными науками, но приближали бы к жизни. Такие навыки стали называться универсальными учебными действиями. Метапредметность выражается в том, что они не привязаны к какому-то предмету вообще. Умение систематизировать информацию, классифицировать ее, преобразовывать схематическое изображение в письменный или устный текст, или наоборот, на основе устного текста зарисовывать схему вне привязки к предмету (текст по истории, химии), умение читать карты, схемы, объяснить свою мысль и уметь работать в группе – этому нужно научить наших детей.
Новые реалии диктуют нам умение работать в команде, умение объединяться, причем команды, организованные для решения каких-то конкретных задач, общего дела. Человек может входить в самые разные учебные группы, причем, параллельно, последовательно и в разных областях, где каждый должен выполнять свой объем работы, иметь определенные обязанности, а потом всем вместе отчитаться о проделанной работе, при этом каждый должен понимать, какой вклад он внес. Коллективное воспитание и обучение были в советской школе, но там подход к организации групп был иным.
В гимназии № 15 «Содружество» начальная школа перешла на ФГОС в 2008 году. С 2012 года по ФГОС стали учиться ученики 5-х классов. Сегодня в нашем образовательном учреждении по федеральным образовательным стандартам работают с 1 по 9 класс, хотя в большинстве школ России дети учатся по ФГОС только в 6 классе.
«Метапредметные результаты – это конечный пункт универсальных учебных действий»
– Метапредметной часто называют универсальную учебную деятельность. Правильно ли это? Как на самом деле соотносятся метапредметные результаты и универсальная учебная деятельность?
– Результаты – это то, чего мы планируем достичь, что должен уметь наш выпускник. А что касается универсальных учебных действий, это как раз то, что нарабатывается, те умения, которые мы воспитываем на уроке: преобразование разных видов информации, умение ее получить.
Немного расскажу о классификации универсальных учебных действий (УУД). Выделяются познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия. Когда общеобразовательным учреждением планируется образовательная программа каждой ступени образования в школе, то описывается, какие действия будут формироваться у учеников и к каким результатам мы в итоге придем.
Метапредметные результаты – это конечный пункт универсальных учебных действий. То есть, если ученик владеет определенным набором коммуникативных УУД, у него будут отмечаться следующие результаты – он может на любом предмете связно излагать свои мысли, делать рассказ по плану, обобщать, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, уметь выслушать другого человека и на основе его ответа сформулировать свое мнение. Формирование этих универсальных учебных действий идет с начальной школы и встроено в программу изучения каждого предмета.
Помимо того, что мы формируем УУД, мы отслеживаем, каким образом эти навыки сформированы. Для этого существуют определенные инструменты: например, проектная деятельность, выполнение определенных диагностических работ.
Познавательные универсальные учебные действия – это те, которые касаются непосредственно предмета, то, что в этой предметной области человек должен знать, чтобы чувствовать себя культурным, образованным и цивилизованным. Если история – это формирование системы ценностей, менталитета, гражданской идентичности, математика – это те математические навыки, которые нужны человеку, чтобы элементарно существовать в современном мире. Если он берет кредит, ведет домашнее хозяйство, использует финансовые активы своей семьи, планирует открыть свое дело, даже просто совершает небольшие покупки – знания по математике ему просто необходимы. А вот функции, интегралы и теория вероятности нужны далеко не всем. То же самое в химии и физике. При некотором сокращении содержания идет работа на познавательные практические навыки.
Коммуникативные универсальные учебные действия – это умение говорить, договариваться, общаться с людьми. Это решается через массовое внедрение групповых форм работы. Группа может быть временная, постоянная. Особенно это видно по начальной школе, когда целыми блоками уроки идут в группах. Например, в течение недели ребята работают в группах, в результате формируется коллектив, а для другой работы они объединяются в другие группы. Человеку на протяжении своей профессиональной деятельности часто приходится взаимодействовать в трудовом коллективе, определять свою позицию, свою роль, функцию. Умение в общем деле четко определять свой вклад, понимать, к какой цели мы идем, нести ответственность за то, что ты сделал и получать награду в индивидуальном формате – это тоже крайне важно для жизни.
Регулятивные навыки – умение планировать свое время, свою работу, расставлять приоритеты, формировать самооценку, умение правильно подойти к своей работе и вовремя попросить помощи, ставить цели и распределять задачи – то, что просто необходимо в современном обществе. Раньше это было, но акцента на регулятивные навыки не ставилось в школьном образовании.
Личностные универсальные учебные действия – это самая тонкая грань, то, что касается духовно-нравственного воспитания, этических категорий, понимания своей роли в обществе, прививание основ общечеловеческих ценностей. Личностные универсальные учебные действия проверяются сложнее всего.
Процесс формирования универсальных учебных действий длительный. Не формируются они на одном уроке. Мы закладываем только основы для личностного развития. После школы личность продолжает развиваться и внутренний мир продолжает меняться. Но какие основы заложит школа, от этого будет зависеть отчасти, каким человек будет в жизни. Нам нужны люди ответственные, понимающие ценность своей жизни и уважающие чужую жизнь, люди, у которых сформированы определенные нравственные маркеры, иначе мы получим хаотичное общество. Если школа не будет эти нравственные ориентиры расставлять, то ничего хорошего из этого не выйдет.
«Говорить о том, что метапредметный урок существует в чистом виде, как формат занятий – нельзя»
– Сейчас часто встречается понятие «метапредметный урок». Что это за урок, какой он и много ли таких в вашей практике? В практике среднестатистического учителя?
– Есть понятие межпредметные уроки – занятия, которые включали в себя разные школьные предметы. Например, межпредметный урок «Эпоха Просвещения» может включать материал истории, мировой художественной культуры, музыки, литературы.
Метапредмедный урок – нечто иное. Говорить о том, что метапредметный урок существует в чистом виде, как формат занятий – нельзя. Хотя, конечно, есть занятия, когда учащиеся выполняют диагностические работы, определяющие уровень их УУД. Процесс формирования метапредметных универсальных учебных действий как будто растворен в образовательном процессе, мы их формируем на определенном материале. Это не отдельный урок, а добавка ко всем урокам.
Существует один из инструментов по формированию универсальных учебных действий – проектная деятельность. Это сам проект, как форма решения определенной проблемы и форма поиска и презентация этого решения в каком-то конкретном, значимом и имеющем ценность продукте. Эта форма используется и на уроке, и во внеурочной деятельности. Как учитель истории, могу привести пример на своем предмете. Например, изучаем тему «Ученые XVIII века». Мы можем заполнять таблицу со всеми данными: даты жизни, страна, вклад в науку и т.д., а можем делать небольшие проекты с публичной защитой, когда ребенок выбирает деятеля и по нему делает информационный лист. Это применение универсальных учебных действий на предметном материале истории. Ребенок собирает основные сведения, компонует их, защищает проект, обосновывая, почему он взял именно эти факты. Я думаю, в данном случае проектная форма гораздо полезнее, чем составление таблицы. Можно, конечно, возразить, сказав о том, что учащийся подробно узнает только об одном ученом. Но мы ведь слушаем выступления других, читаем параграф – общее представление по теме у учеников будет. Разумеется, нельзя сказать, что проектами можно решить все проблемы, изучить все темы и вообще применять их непрерывно. Никто не отменяет традиционные приемы.
Одно из требований ФГОС по формированию УУД ставит перед школой цель: учащийся к концу основной школы должен самостоятельно создать проект по какому-то направлению (творческий, научно-исследовательский или социальный). На протяжении всех лет обучения он будет делать самые разные проекты либо по одному предмету, либо синтетический (межпредметный). В нашей гимназии у 9-классников будет зимняя сессия, во время которой предусмотрены дни защиты проектов. Кто-то исследует Столыпинскую реформу и делает буклеты, кто-то создает катушку Тесла, у кто-то творческий проект – и он рисует серию картин, либо создает фото-книгу. Ученики шьют, создают компьютерные программы, делают социальные проекты. Отличие проекта от реферативной или исследовательской работы в том, что здесь самое важное – это наличие продукта проекта и его практическая значимость. Мы не просто провели исследование и выяснили что-то, например, «сколько должен спать подросток», а на основе этого исследования сделали памятки, которые можно развесить в классные уголки. Главное, чтобы школьные знания и то, чему учит школа, было полезно в жизни.
«Подводить итоги еще рано»
– Как измерить метапредметные результаты? Какие существуют диагностики для этого? Довольны ли Вы метапредметными результатами в Вашей гимназии?
– Так как метапредметные результаты формируются не за один год, говорить об итогах еще рано. Надо посмотреть даже не на выпускников нынешних 9-х классов, а подождать, когда они закончат 11-й класс. Должны еще смениться требования и стандарты Государственной итоговой аттестации – ОГЭ и ЕГЭ (формы экзамена), потому что они контролируют сейчас в большей степени компонент предметных знаний. Это повод для волнения. Те учебные заведения, которые идут в пилотном режиме, будут сдавать экзамены в старом варианте. Дети на уроках работают по требованиям, а на экзамене, возможно, будут требовать что-то другое. Я не могу сказать, что пилотные школы с первого дня вступления в проект работали на формирование универсальных учебных действий, потому что педагогический коллектив тоже учился. Когда мы начинали, ни учебников, ни методических пособий, ни курсов повышения квалификации не было, мы работали и параллельно учились. Поэтому говорить о сформированности метапредметных результатов у наших учеников можно будет года через четыре.
Системы диагностики есть, например, защита проектов. В основной образовательной программе, в разделе «Формирование метапредметных учебных действий» существуют определенные критерии. Метапредметные результаты описаны достаточно простым языком, есть системы заданий. Существуют всероссийские проверочные работы, которые идут в начальной школе. В пилотном проекте их проводили в прошлом году в 6-х и 8-х классах в некоторых общеобразовательных учреждениях области по истории и обществознанию. Сейчас всероссийские проверочные работы планируется проводить в 11-х классах. Они как раз нацелены не на конкретный знаньевый момент, а на универсальные учебные действия – умение работать с информацией. В нашей гимназии существует внутришкольный мониторинг. Например, система тестирования, которую мы проводим два раза в год. Существуют специально разработанные текстовые задания по различным предметам. Ребенок должен уметь выделить в тексте главную мысль, разбить текст правильно на части, составить план. На основе полученной информации ответить на вопросы, решить задачи, создать схему и т.д.
– Есть ли какие-то специальные технологии и методики, которые способствуют формированию метапредметных результатов?
– Специальные технологии и методики, способствующие формированию метапредметных результатов, есть применительно к каждому предмету. Сейчас выпускается огромное количество методической литературы. В первую очередь, это самообразование каждого учителя, плюс курсовая подготовка, которая помогает в самых разных форматах.
«Умение просто правильно посчитать проценты по кредиту во взрослой жизни будет намного важнее, чем умение решать системы дифференциальных уравнений»
– Какие можно выделить проблемные зоны в организации метапредметной деятельности? Каковы пути их преодоления?
– Можно опять проиллюстрировать на примере истории. В первую очередь, мы где-то уходим от глубины содержания, не столь подробно затрагиваем какие-то события, перечисляем не всех участников, заучиваем не все даты, которые в обычной жизни не обязательно знать. Например, в том, какая династия египетских фараонов и в каком году пришла к власти, практической пользы нет. Но мы на этом материале натренируемся определять главную мысль текста, структурировать этот текст, разбивать его на смысловые части, составлять план, тренировать навык пересказа, транслировать информацию. Будем практиковаться преобразовывать текст в схему, в конспект, иллюстрировать эту информацию собственными рисунками, подборками изображений, научимся готовить публичное выступление на эту тему – это будет, на мой взгляд, для детей более полезно, чем заученные 33 династии фараонов, кто из них за кем шел и кто сколько правил. Да, немного в ущерб содержанию, но это еще зависит от предмета и уровня учебной мотивации учеников. Мы тренируем те действия, которые будут реально полезны для жизни.
Я не могу сказать, что все реформы в образовании идут гладко и хорошо. Реформы школьного образования идут, как правило, очень болезненно. Потому что есть проблема поколений, есть педагоги «старой закалки», которые показывают прекрасные результаты, востребованы и с точки зрения учеников, и со стороны родителей, но они не планируют работать по-новому. Дети могут прекрасно решать уравнения, но, если им в жизни нужно будет посчитать, правильно ли им оформили скидку на чек в супермаркете, они могут растеряться. Поэтому умение посчитать проценты на практике намного важнее, чем решать сложные системы дифференциальных уравнений. Мы не берем в расчет специалистов узкого профиля, но у нас не так много математиков.
Одной из проблемных зон является то, что мы еще не знаем, в какой степени мы должны прорабатывать эти универсальные учебные действия, что должен уметь выпускник на итоговой аттестации и насколько мы должны его подвести к тому или иному умению, успеем ли мы это сделать. Как только пройдут первые итоговые аттестации нового образца, станет понятней, что требуется от конкретных учителей.
Когда вводился ФГОС в пилотном режиме, про универсальные учебные действия пришлось проводить работу с родителями. Проблема объема знаний и информации вставала и перед учителями, и перед родителями. Весы в равновесие еще не пришли и вряд ли они установятся в ближайшее время, потому что должно вырасти новое поколение, воспитанное уже новой системой образования. Что будет дальше, мы не знаем, потому что смена требований происходит достаточно быстро. Какие задачи поставит общество, неизвестно.
«Нельзя сказать, что дети стали лучше или хуже, они – другие»
– Как Вы оцениваете результаты реализации ФГОС в гимназии. Улучшилось ли качество образования? Действительно ли выпускник начальной и средней школы изменился, стал лучше? По каким показателям?
– Ученика можно сравнивать только с самим собой, потому что существует проблема конфликта поколений. Еще в древнем мире философы говорили, что современная молодежь не слушает старших, что они доведут мир до полного хаоса.
Говорить о результатах реализации ФГОС в гимназии сложно, мы не можем сказать, что ученики стали лучше или хуже благодаря этой системе. То, что работа учителя и подход к ученику изменились – это очевидно. Современные дети родились в иной реальности, совершенно отличной от нашего детства, в обществе, где изменились требования, социальные взаимоотношения, материальный мир вокруг тоже поменялся, поэтому нельзя сказать, что дети стали лучше или хуже, они – другие. Школа должна успеть за современными детьми.
Мы вводим в гимназии ФГОС, работаем в этом направлении, а время покажет, насколько эта система жизнеспособна, насколько выпускники, обучавшиеся по ФГОС, будут хорошими студентами и хорошими специалистами.
Система образования меняется, она должна меняться. Не всегда преобразования в образовании воспринимаются обществом легко и комфортно. Проблема в том, что меняются современные реалии, и современное общество не похоже на то, которое было в нашем детстве. И как бы нам ни казалось, какая хорошая была у нас школа, а сейчас наших детей учат совсем не так – на самом деле это совершенно неправильно. Потому что вашим детям требуется другое, нежели требовалось вам в вашем детстве. И в будущем спрос с современных школьников, как со специалистов, будет уже другой, чем с вас в качестве работающих людей. Школа нацелена на будущее. А оно может меняться, оно неясное, туманное и с точки зрения настоящего иногда его сложно разглядеть.
Количество просмотров: 2415 |
Добавить комментарий