Понять. Принять. Поддержать
Подходит к концу Год педагога и наставника. Во всех регионах страны прошла серия мероприятий, приуроченных к этому событию. Но во главе всего, как и всегда, стоит фигура учителя, который с давних времен и до сегодняшних дней берет на себя труд, наряду с родителями, по образованию и воспитанию подрастающего поколения. О роли наставника в жизни человека говорим с Людмилой Демьяновной Яковлевой, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17», заслуженным учителем России, руководителем школьного медиахолдинга «132%» и краеведческого музея «У истоков города».
– Расскажите о Вашем пути в педагогику.
– Мой путь в педагогику начался ещё в детстве – лет в 12-14. Я жила в Прокопьевске в частном секторе, и мы организовали тимуровскую команду. Я была помощником командира, руководила своими сверстниками. Запомнилось, как тайком от родителей рано вставали, чтобы пожилым людям набрать воды в кадки, пока никто не видит. К тому же, я организовала библиотеку и выдавала книжки членам тимуровской команды.
В 10-м классе в связи с переездом я перешла в новую школу, где в комитете комсомола отвечала за шефский сектор. Часто выезжала в районный комитет, к нам, старшеклассникам, там очень серьезно относились. Я была помощником классного руководителя, и когда она болела, выполняла ее функции. Вспоминаю какой-то вечер с чаепитием в здании экспедиции, где не было взрослых, а только я и дети. Родители мне доверяли. В летние каникулы три сезона подряд была вожатой в сводном отряде частного сектора, где я жила. Это было три больших, длинных улицы. Около меня крутились дети, мы ставили концерты для бабушек и дедушек, присматривали за маленькими детьми. Я всегда была в круговороте активности.
После школы хотела поступать в педагогический, но опасалась, что не пройду по конкурсу. Поступила сразу, оказалось, что наша провинциальная школа давала хорошее образование. Уже со второго курса начала выписывать журналы «Литература в школе» и «Русский язык в школе» – готовилась к трудовой деятельности. Некоторые экземпляры у меня до сих пор хранятся.
Если говорить о выборе специализации, то надо отметить влияние родителей, которые любили читать, и нам это прививали. Они выписывали «Роман-газету», «Пионерскую правду», где однажды было опубликованы мое стихотворение «Осень» и заметка. Мне потом письма со всего Советского Союза писали. Мы с папой обсуждали содержание каждой книги, которую я прочитала. Золотое время было.
– Каким было вхождение в профессию после окончания института? Кто был Вашим помощником и наставником?
– Свой профессиональный путь я начала в городе Алейске пионервожатой в интернате, где жили дети, которых забрали из семей. Это были ребята со сломанной судьбой. Я занималась воспитательной работой, часто общалась с ними, интересовалась их жизнью. На прощание девочки мне подарили связанную ими кофточку, которая дорога мне до сих пор.
Первой моей школой в городе Новосибирске стала школа № 68 на улице Станционной. Помню, что там директором была очень строгая дама: меня как-то даже за сменной обувью отправили. Потом были пять лет в школе № 86. Первое классное руководство в классе, состоящем из новичков и учеников из разных классов с разной успеваемостью. К концу учебного года мой класс уже был правофланговым отрядом (звание «Правофлангового» присваивалось отряду, в котором все пионеры успевают, активно участвуют в марше «Всегда готов», успешно выполняют пионерские поручения, инициативны, заботливы и внимательны друг к другу – прим. ред.). Мы до сих пор дружески общаемся с моим первым выпуском. Ребята хранят тетради для классных часов, где, например, есть правила, как вести себя в театре, и другие важные советы.
Там же у меня появились первые наставники – два ярких литератора Ленинского района и города Новосибирска: Валентина Михайловна Мишина и Татьяна Николаевна Березина. Они приняли меня в свою литературоведческую семью. Мы вместе выезжали на берег Обского моря, придумывали разные игры: например, кто-то проговаривал первую строчку стихотворения, а другие должны были продолжить. Этот прием я и сегодня использую. Они щедро делились своим опытом.
К моменту перехода в 132 школу (ныне – Новосибирская классическая гимназия № 17) уже был накоплен определенный опыт, там началось развитие управленческой составляющей – помимо преподавания предметов, я стала заместителем директора по воспитательной работе. Это был период открытых уроков, которые мы проводили для города и области. В этом очень помогала Галина Максимовна Рахилькина, завуч, учитель немецкого языка высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения, заслуженный учитель Российской Федерации. И, конечно, Евгения Ивановна Гусева, руководитель высшей квалификационной категории, заслуженный учитель Российской Федерации, отличник просвещения РСФСР, учитель биологии высшей квалификационной категории, которая в течение тридцати лет была руководителем школы.
Многие мои коллеги стали моими наставниками, многие были моложе меня. Например, сейчас в нашем пресс-центре работает выпускница гимназии и моя ученица Мария Карабанова. И она мой наставник в области информационно-коммуникационных технологий. А до неё была Евгения Николаевна Кашкова (Чернышёва), наша выпускница, которая быстро овладела навыками компьютерного дизайна и охотно делилась со мной секретами. Я постоянно учусь, и это позволяет мне быть медиапедагогом. Наставничество – понятие вневозрастное.
– Помимо диплома по специальности «Учитель русского языка и литературы», у Вас есть диплом практического психолога. Не хватало знаний, полученных в рамках первого образования?
– В начале 90-х годов мы оказались в центре инновационных процессов в педагогике России, став участниками международного проекта «ТРИО: Россия – Голландия – США», международных и российских конференций по проблемам гуманистической педагогики, осваивали новую воспитательную модель педагога-новатора Олега Семеновича Газмана. С нами работали лучшие московские психологи и педагоги. Главный принцип воспитательной модели тогда звучал так: закон трёх «П»: Понять. Принять. Поддержать!» Мы учились педагогике сотрудничества, готовились быть освобожденными классными руководителями. Такой экспериментальный класс я выпустила в 1995 году. Я составляла для них расписание и даже мерила давление, реализуя российскую программу «Здоровье». Мы проводили психологический анализ поведения детей, соотносили их чувства с нашим восприятием поведения подростков. Большая работа велась с родителями. Результатом стал материал, который переведен на английский язык, а у меня в кабинете лежат труды американских и голландских педагогов. Этот бесценный опыт я потом применяла в работе с классными руководителями нашей школы. Данное образование помогает мне и сегодня: дети доверяют мне свои переживания и тайны.
Мы всегда были на передовом крае педагогики, объединяя традиции и новации, потому что гуманистическая концепция, которую я составляла, будучи заместителем директора, работает и сегодня. Из всех командировок я привозила идеи. И мы во всем этом «варились», не жалея ни времени, ни сил.
Последние годы, помимо русского языка и литературы, я преподаю основы православной культуры. Мне дорого, что нынешние выпускники, которые окончили школу в этом году, после окончания четвертого класса, в котором я вела у них основы православной культуры, подошли ко мне и спросили: «Людмила Демьяновна, вы будете у нас вести уроки? Мы бы хотели этого, потому что вы – современный учитель». Значит, можно говорить о православной культуре и быть современным учителем. Потому что дети, в основном, воспринимают это как нечто устаревшее и большей частью ненужное. На данный момент эти уроки для меня – возможность достучаться до душ детей, объяснить, что нужно быть бережным к себе и окружающим.
– Ваша педагогическая деятельность не ограничивается только уроками. С 1986 года Вы руководите школьным пресс-центром, который за эти годы вырос в медиахолдинг. Расскажите, как появилось это направление деятельности и как оно развивалось.
– С самого начала моей педагогической карьеры у меня был интерес к творчеству ребенка, и я использовала разные приемы, чтобы зародить у учеников интерес к этому. Проводились какие-то школьные конкурсы, но активно процесс пошел, когда я прочитала стихи Наташи Манторовой. Я решила, что надо объединить вот таких пишущих детей. И в 1986 году в школе появилось литературное объединение «Начало». Собралось 15-20 детей, которые принесли свои сказки, рассказы. Учащиеся приводили друзей из других школ, и мы начали выпускать рукописный журнал, номера которого хранятся у нас до сих пор. Потом появилась идея стенгазеты – «Шкозеты». Первые репортажи у нас появились в 1987 году по следам «литературного боя» по Маяковскому и Есенину: я давала девочкам задание написать об этом. Потом начали делать интервью. У нас был даже опыт создания политических памфлетов. Позже мы приняли участие в первом областном конкурсе пресс-центров, где делали стенгазету в режиме реального времени, и стали победителями. Потом было обучение активов пресс-центров и постижение азов компьютерной грамотности, выпуск альманахов. А после мы влились в конкурсное районное, городское и всероссийское движение, которое дает возможность обмениваться творческой энергией. Когда начали участвовать в конкурсах, появилась потребность разбираться в жанрах журналистики, изучали литературу, покупали книги.
Когда-то мы стали победителями Декады прессы, которую впервые проводил «Юниор», и после этого мы не остановились, а продолжили этот проект. Теперь это стало традицией, и в январе каждого года в гимназии проходит Декада прессы.
Школьный пресс-центр существует почти 40 лет и сегодня относится к категории медиахолдингов. В его структуру входят печатные СМИ: газеты «Теремок» (для дошкольного отделения), «Колобок» (для учащихся 1-4 классов), «Шкозетка» (5-7 кл.), «132%» (8-11 кл.) и краеведческо-публицистический альманах «Наш Новосибирск». Помимо этого, в гимназии реализуется проект «Школьное телевидение», проводятся занятия по мультимедийной журналистике, появился медиакласс.
Если продолжить идею наставничества, то, безусловно, на развитие медиахолдинга гимназии большое влияние оказала Ирина Геннадьевна Катенёва, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики НГПУ. Организованные ей медиаполигоны – важная ступенька в развитии детской журналистики в нашем городе. Нам повезло, ведь в этой области возникло и развивалось на протяжении долгого времени удивительное содружество педуниверситета, «Юниора» и «Эгиды» (ныне – Новосибирский институт Современного Образования).
– Гордость гимназии – музей «У истоков города» и обширная краеведческая деятельность. Расскажите о ней подробнее.
– У меня в школе была замечательная учительница по истории. Она интересно проводила опросы: вызывала пять человек и задавала несколько вопросов, если ты не мог ответить на один из них, то садился, а на твое место вставал другой ученик. И если ты что-то не ответил, то в этот же день должен был пересдать. Поэтому историю я знала хорошо. А дорога к краеведению началась двадцать лет назад после участия в городском конкурсе, который проходил к очередному юбилею города. Он шел на протяжении всего учебного года, нужно было выполнять разные задания, но главным стало то, что в рамках участия в конкурсе мы совершили пятнадцать экскурсий по городу. И с удивлением узнавали, что на месте площади Кондратюка был сад Альгамбра, а на месте некоторых парков когда-то были кладбища и многое другое. Это был краеведческий детектив. А детективы я любила читать еще с юности. И началась краеведческая исследовательская работа.
Мои старшеклассники били тревогу по поводу необходимости сохранения конторы Будагова, где сейчас музей; открыли городу имя Николая Михайловича Тихомирова, были созданы проекты о Соборе Александра Невского и Новониколаевском реальном училище имени Дома Романовых. Девочки, которые восстанавливали историю училища, изучили 6000 листов архивных документов, работа велась полтора года. Им потом эту работу зачли в качестве вступительных экзаменов в институт. Это было сногсшибательно. Данный опыт с включением заслуг Н. М. Тихомирова я представила на августовской конференции в 2006 году перед губернатором, тогда это был Виктор Александрович Толоконский. Именно он в тот исторический для нас день сказал: в школе № 132 музею быть! Нам выделили деньги, освободили помещение. Так родился музей «У истоков города». Сегодня у нас в активе более 60 краеведческих исследований. И мне очень интересно сочетание двух проектов: получается, что дети, которые занимаются журналистикой, начинают интересоваться краеведением и наоборот. Чтобы написать хорошую исследовательскую работу, нужно владеть словом. Мы очень большое внимание уделяем жанру очерка, несмотря на то, что сейчас более распространен пост в социальной сети, где информация может быть сформулирована кратко.
– Ваши ученики говорят о Вас, как о вечном маяке и двигателе гимназии, а также друге и наставнике. Как сформировать доверительные отношения с учащимися и пронести их сквозь годы?
– Я всегда на своих уроках говорю ребятам, что речь отражает сознание. И на сегодняшний день – это путевка в жизнь. Можно выбрать любую специальность и специализацию, но везде требуются коммуникация и умение излагать свои мысли. Нужно уметь работать с информацией. Для меня когда-то стало открытием, что журналист в современной действительности должен сочетать несколько специальностей, быть универсальным специалистом. Очень важно присмотреться к ребенку, он может быть не успешен в учебе, но будет достигать вершин во внеурочной деятельности. Краеведение и журналистка предоставляет эти возможности. Например, еще несколько лет назад я обратила внимание на тогда ещё шестиклассника Ростислава Холманских. Он участвовал в разных конкурсах, даже побеждал, но больше возможностей для раскрытия потенциала ему дал пресс-центр. Сегодня он ездит на профильные смены, снимает видео, хотя говорил, что это не его направление. Нужно позвать, пригласить, поддержать, направить. Часто в пресс-центр приходят дети после внутришкольных конкурсов.
Я всегда говорю, что в школу нужно не просто приходить учиться, в школу нужно приходить общаться, совершенствоваться и развивать свою личность. Поэтому у меня был даже такой случай, когда ребёнок по русскому языку был не успешен, а я его взяла в гуманитарный класс, чтобы в нём был баланс между мальчиками и девочками. И поняла, что ЕГЭ он сможет сдать только, если напишет исследовательскую работу. Я узнала, какая тема ему интересна: их семья в тот момент строила дом. И я предложила работу из двух частей: в первой рассматривались особенности постройки домов в Ново-Николаевске, а во второй предложила рассказать про строительство их дома. Научила его работать в архиве, дала ему инструменты для работы. Он отчитывался по каждому этапу. Проверяла каждый фрагмент проекта, подсказывала, как расширить текст, как убрать повторы. И он набрал на выпускном экзамене более 60 баллов, потому что работал, вникал, разбирался и на практике постигал секреты родного языка. Всегда ищу точки роста и интереса ребенка. Хочешь писать про здоровье или технологии, которые тебе интересны – пожалуйста, пробуй!
Еще один яркий пример – Матвей Сорокин. Он просто однажды пришел на еженедельную планерку и остался в пресс-центре, а потом решил стать экскурсоводом в школьном музее, и я несколько недель по воскресеньям ездила в школу по его просьбе, чтобы он мог изучить экспонаты. После опыта экскурсовода приступил к исследовательским работам, которые стали победителями городских и региональных конференций. Именно ему удалось найти дневник сына Будагова. Все последние школьные каникулы он работал в ГПНТБ и государственном архиве. А в 11-м классе сказал, что, возможно, станет спортивным комментатором, и ему необходима практика общения с широкой аудиторией. Я его направила в гимназическую группу «Лидер», где он обретал опыт ведущего школьных программ. Уже на первом курсе ему университет оплачивал командировки в архив Томска. Он получил хорошую базу в школе, был участником школьных научных экспедиций в Томск и Тобольск.
– Как сохранять в себе интерес к окружающей действительности и заражать этим интересом других?
– Это, конечно, какие-то личностные особенности и любовь к тому, что ты делаешь. Нужно не терять интерес к жизни и уметь восстанавливаться после различных жизненных ударов. Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней. Часто можно услышать от окружающих, что у нас вокруг много плохого. А ты найди хорошее, ведь хороших людей больше, чем плохих. Окружай себя творческими людьми, неси добро. На каждом уроке нужно открывать детям какие-то новые стороны жизни, чтобы они не акцентировались на чем-то одном, чтобы в них не нарастал негатив. Всегда говорю детям, что у них должны быть люди, которым они могут полностью доверять, делиться сокровенным. Важно находить точки соприкосновения со своими родителями и другими родственниками.
– Завершается Год педагога и наставника. Что для Вас стало самым запоминающимся?
– Хорошо, что возрос интерес к профессии учителя, но еще многое предстоит сделать, чтобы педагогу жилось легче: социальные гарантии, снижение бюрократической нагрузки. В рамках Года педагога и наставника в Новосибирске был реализован проект «Учитель с нашего двора», в котором мы приняли участие. Прихожу на урок к шестиклассникам, а они мне кричат: «Мы вас в рекламе видели!» Современные дети видят в этом рекламу: может, это послужит фактором повышения статуса российского педагога. Хорошо, если эти мероприятия побудят нынешних школьников стать учителями и пополнить ряды молодых педагогов, которые скажут своё слово, будут сеять разумное, доброе, вечное в работе с будущим поколением России, и на деле реализовывать закон трёх «П»: Понять. Принять. Поддержать!»
Количество просмотров: 819 |
Комментарии
Гость опубликовано
Добавить комментарий