Мы – разные, но мы вместе
Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплена в Законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года. По данным Министерства просвещения РФ, сегодня более 1,5 миллиона ребят с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья воспитываются и обучаются в детских садах, школах и колледжах. О том, как организовать образовательное пространство школы так, чтобы там было комфортно детям с различными образовательными потребностями, говорим с Еленой Николаевной Третьяковой, директором МАОУ СОШ № 217.
– Что Вы вкладываете в понятие «инклюзивное образование»?
– Инклюзивное образование – это достаточно широкое понятие. К нему можно отнести обучение в одном учреждении нормотипичных детей и детей, которые имеют статус ОВЗ различных нозологий. Также можно говорить об инклюзивном образовании, когда в одном классе обучаются нормотипичные дети и дети со статусом, и образовательное пространство ориентировано на детей с разными возможностями здоровья, это дополняет работу и с нормотипичными детьми, и с детьми, которые имеют различные нозологии и отклонения в развитии и здоровье. Когда мы говорим об индивидуальном обучении детей со статусом ОВЗ (такие тоже часто присутствуют в школах), можно считать, что это не инклюзивное образование. Но это, наверное, не совсем правильно, потому что всё равно, даже обучаясь индивидуально в обычной общеобразовательной школе, они погружены в инклюзивную среду. Они наравне со всеми детьми участвуют в различных мероприятиях воспитательного характера. Инклюзивное образование – это образование, равное для всех, дающее возможность детям развиваться, получать качественное образование, и в дальнейшем выстраивать свою образовательную траекторию уже во взрослой жизни.
– Расскажите, с какими категориями детей работают в Вашей школе?
– У нас молодая школа. Мы завершаем четвертый учебный год, и детей у нас в школе очень много (3475), около 190 человек – это ребята, которые имеют различные нозологии, статусы ОВЗ и дети-инвалиды. Сегодня мы реализуем 15 адаптированных основных образовательных программ для различных нозологий. Это тяжелое нарушение речи, задержка психического развития, расстройство аутистического спектра, нарушение опорно-двигательного аппарата, слабослышащие, позднооглохшие и слабовидящие дети. В нашей школе как в современном учреждении изначально закладывались принципы доступности образовательной среды. Поэтому с самых первых дней не было ограничений, связанных с тем, с какой нозологией мы будем работать. Мы обучаем детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе колясочников. Для них созданы все условия и на уровне начального общего образования, и на уровне основного общего образования.
Одна из непростых нозологий, с которой мы работаем, – это дети с расстройством аутистического спектра. У нас есть ресурсный класс, в нём сейчас 10 ребят, некоторые из них учатся непосредственно в классах инклюзивно, некоторые индивидуально, педагоги их обучают в условиях ресурсного класса. И самые, может быть, несложные нозологии в педагогическом понимании – это тяжелое нарушение речи и задержка психического развития. Таких ребят у нас большинство, и основная работа коррекционных педагогов направлена как раз на эту категорию.
– Как выстроено инклюзивное образование в Вашем учреждении?
– Мы понимаем, что у нас таких детей много, и чтобы с ними работать, у нас есть достаточное количество коррекционных педагогов. Для того чтобы эту работу организовать грамотно, буквально с первых дней существования нашего учреждения был создан отдел содержания качества реализации адаптированных основных образовательных программ. Начальник этого отдела непосредственно координирует работу всех специалистов.
Для того чтобы получить всю необходимую образовательную программу в рамках той или иной нозологии, после получения заключения по ТПМПК родитель должен обратиться в образовательное учреждение и написать заявление на перевод ребенка на адаптированную образовательную программу. Заявление поступает в психолого-педагогическую комиссию, куда приглашаются родители, различные специалисты, на заседаниях ППк обсуждается полученное заключение, а также то, какая помощь нужна ребенку в развитии, какие особые образовательные условия ему необходимо создать. И после прохождения этой комиссии издается приказ, в соответствии с которым за специалистами закрепляются те или иные процессы по сопровождению таких детей. Далее составляется индивидуальный образовательный маршрут, который на протяжении реализации всей программы ведётся всеми специалистами, в том числе классным руководителем. Составляется расписание занятий, и ребёнок, помимо уроков, которые он посещает, если у него несложная нозология, посещает занятия с коррекционными педагогами. Если в заключении прописаны дополнительные занятия по основным предметам, привлекаются учителя-предметники. Если есть такая особенность, как обучение по индивидуальному учебному плану, тогда издаются дополнительные приказы, которые закрепляют дополнительные условия. Все специалисты дают оценку динамики развития этих ребят, что отражается в индивидуальном образовательном маршруте.
Когда заканчивается период, обозначенный заключением по ТПМПК, или завершается уровень образования, снова собирается комиссия, обсуждаются результаты, достигнутые в развитии ребёнка, даются рекомендации для продления статуса, еще одного выхода на ТПМПК или о завершении программы и адаптации, если всё приходит в норму.
Эта непростая работа в условиях большого количества детей, особенно в плане координации работы всех специалистов, но благодаря тому, что эти процессы в нашем учреждении продуманы, мы справляемся с таким объемом работы. Конечно, бывают разные ситуации, но тем не менее мы понимаем свою задачу. Мир не идеален, но мы делаем всё для того, чтобы процессы были выстроены должным образом. И это заслуга наших специалистов, начальника отдела и комиссии ППк, куда входят представители, в том числе этого отдела.
– Работа с детьми с особыми образовательными потребностями требует большого штата профильных специалистов. Как решается этот вопрос у Вас?
– Сейчас у нас в отделе, о котором я говорила выше, 25 педагогов. Учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы. Сюда же входят педагоги-психологи, которые работают с нашими ребятами. Сюда мы относим ассистентов по оказанию технической помощи ребятам, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата. Действительно, система образования последнее время в связи с большим количеством ребят со статусом испытывает определённый дефицит специалистов. И у нас бывают открыты вакансии, мы ищем педагогов, и другие педагоги прикрывают эти вакансии. Например, тьюторов за собой привели родители детей со статусом РАС. Когда формировался ресурсный класс, они внесли весомый вклад в подбор кадров. Наши специалисты часто представляют опыт работы на различных площадках, и люди, которые недалеко от нас проживают, интересуются этим направлением, приходят в наше учреждение. Наверное, наиболее сложным является подбор педагогов-психологов, потому что у них разные обязанности. Одни работают с общей массой детей, другие работают исключительно с детьми по реализации адаптированных программ. Не все готовы работать только индивидуально. Это очень кропотливая работа, нет такой динамики, как у педагогов-психологов, которые работают с большинством детей, проводят диагностики, собрания.
Также есть тенденция, что специалисты этой категории хотят профессионально расти. Наши тьюторы уже неоднократно становились учителями-дефектологами, учителями-логопедами. После двух лет работы тьютором у них есть потребность в развитии, они обучаются, проходят переподготовку и пополняют ряды специалистов. А тьюторов приходится искать снова, обучать их для реализации адаптированной программы, в том числе по использованию методики прикладного анализа для детей с РАС.
– Какие возможности используют педагоги для профессионального развития?
– Сегодня в системе образования есть хорошие предложения для профессионального развития. В основном наши специалисты проходят переподготовку на базе НИПКиПРО. Если мы говорим о повышении квалификации для тьюторов, то здесь нашим партнёром является НГУ. Также много программ у Городского центра образования и здоровья «Магистр».
Если говорить о сетевом взаимодействии, то здесь можно отметить Новосибирский профессионально-педагогический колледж. Это наш партнёр по проведению большого регионального мероприятия для детей-инвалидов и детей со статусом ОВЗ «Абилимпикс. Дети 5+». В рамках подготовки к мероприятию проходят курсы повышения квалификации для наставников и экспертов конкурса, что тоже является ресурсом для развития педагогов.
Сейчас под эгидой департамента образования мэрии города Новосибирска проводится много конкурсов профессионального мастерства, в которых активное участие принимают наши педагоги. Это инструмент, который помогает развиваться.
– Как вы уже сказали, вести работу по инклюзивному образованию помогает социальное партнерство и сетевое взаимодействие. Расскажите об этой части работы.
– Продолжу рассказывать про Новосибирский профессионально-педагогический колледж. История нашего сотрудничества началась с открытия на нашей базе «Точки кипения» в 2021 году. Впоследствии колледж инициировал проведение на территории Новосибирской области конкурса «Беби-Абилимпикс». И нам предложили участие в этом мероприятии. На начальном этапе было всего три площадки в Новосибирске и Новосибирской области. В этом году открыты 50 площадок. На нашей базе будут проводиться 23 компетенции. Мы часто бываем в колледже и видим большое количество ребят со статусом ОВЗ, с различными нозологиями. И то, как педагогический коллектив учреждения умеет взаимодействовать с этими детьми, говорит нам о том, что у ребят есть большое будущее. Встречаясь на различных мероприятиях с представителями сообществ инвалидов, мы видим, что у них интересные планы на жизнь. Очень важно сегодня школьникам показать, что рядом есть ребята, которые тоже имеют право на такое же развитие, как обычные дети. В нашей школе проходит очень много мероприятий для таких ребят. 2 апреля проведено мероприятие, посвященное информированию о людях, которые имеют статус РАС. К нам приходили представители организации «Формула жизни». Были колясочники, слабовидящие с собаками-поводырями. Такая работа очень важна.
Мы взаимодействуем со школами, которые тоже развиваются в направлении инклюзивного образования. Чаще всего с образовательным центром «Горностай». Наши специалисты там бывают на различных мероприятиях по развитию ресурсного класса. Если говорить про ресурсный класс, то один из наших партнёров, с которым мы проводим региональные конференции, это общественная организация «Спектр», которая тоже работает над созданием условий для людей с расстройствами аутистического спектра. В прошлом году мы проводили профильную конференцию (в этом году она запланирована на август). В ней приняли участие не только специалисты города Новосибирска, но и Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга. Мероприятие прошло при поддержке Новосибирского Института Современного Образования и департамента образования мэрии города Новосибирска.
– Большие возможности для коррекционной работы открывает дополнительное образование. Расскажите об этом направлении.
– Наши коррекционные педагоги проявляют активную позицию и вовлекают ребят не только в различные конкурсные мероприятия, но и в те, которые позволяют им развивать какие-то дополнительные компетенции. На базе нашей школы реализуется несколько проектов для детей и их родителей. Например, медиацентр «Говорим красиво». Это проект, который позволяет нашим педагогам вместе с ребятами записывать небольшие видеоролики по отработке тех или иных речевых навыков и размещать их на сайте школы. В этом проекте работают учителя-логопеды. Родители могут посмотреть, как грамотно и правильно помочь ребенку выполнять логопедические домашние задания. Также на базе нашей школы есть студия «Лучик», где специалисты вместе с ребятами учат стихотворения, участвуют в конкурсах. Дети с нарушением речи отрабатывают особенности, которые у них есть, и стараются в этом направлении продвигаться. В проект выросла акция «Добро своими руками» – школьники вместе с родителями делают красивые игрушки из фетра. Одна из них есть и в моем кабинете. Такие добрые, теплые вещи помогают приносить пользу и в образовательном процессе, помогая интеллектуально развиваться.
Мы знаем, что развитие мелкой моторики влияет на интеллектуальное развитие. И наши специалисты считают, что бисер – это один из инструментов для ее развития, и реализуют проект «Бисерные фантазии». Это увлекательное занятие, которое развивает усидчивость и очень привлекает детей.
Еще есть молодой проект «Изделия из эпоксидной смолы». Это тоже творческая работа руками, которая позволяет нашим ребятам делать красивые изделия. И когда все вокруг этими изделиями восхищаются, ребёнок испытывает удовлетворение от результата своего труда. Это ещё раз дает ему понять, что он всё может.
Самый юный проект, который мы развиваем в нашем учреждении, – это проект «Юный кулинар» для ребят с РАС. Они на базе кабинета технологии вместе с родителями знакомяться с разными видами продуктов и готовят. Очень интересно наблюдать, насколько детей этот процесс занимает. Они приобретают навыки, дома родителям помогают. Этот проект направлен на индивидуальную социализацию. Потому что в работе с такими детьми самое главное не образование, а как раз социализация. Они должны вырасти и как-то себя обслуживать, жить без помощи сторонних лиц.
Наши ребята занимаются робототехникой, у них нет ограничений. Многие увлекаются спортом. Здесь велико родительское влияние, потому они тоже в этом заинтересованы. Есть дети, которые занимаются иностранными языками. Ребята поют на сцене, вместе со всеми выступают, читают стихи, являются победителями различных конкурсов.
Вернусь к конкурсу «Абилимпикс». Это тоже дополнительное образование. Школьники готовятся к различным компетенциям, которые потом могут помочь им в выборе будущей профессии, потому что сейчас у них появился живой интерес. Например, на компетенцию «Поварское дело» всегда большой конкурс.
– Сегодня все больше родителей включается в образовательный процесс, принимая в нем активное участие. Как идет процесс взаимодействия с родителями детей с особыми образовательными потребностями?
– Уже больше трех лет на базе нашей школы реализуется проект родительского клуба «По волнам красивой речи». Изначально он задумывался как встреча с родителями специалистов, учителей-логопедов. Сейчас у этого клуба более широкие возможности. В работе принимают участие учителя-дефектологи и педагоги-психологи. Есть план, который формируется на учебный год с определенной периодичностью. Родители со специалистами собираются по разным темам и в формате мастер-классов, круглых столов обсуждают те или иные задачи по развитию ребят, отрабатывают определённые навыки, взаимодействие со своими ребятами. Такие встречи вызывают большой интерес и отклик у родителей. Ещё один формат, который используют наши педагоги, – это коррекционная неделя. В рамках нее проходят открытые занятия, на которые приглашаются родители.
Подавляющее большинство родителей наших ребят со статусом ОВЗ, детей-инвалидов очень активны. Потому что когда дети приходят на уроки по расписанию, то никуда не денешься, это уроки по расписанию. А когда ребята должны после уроков уйти домой, а потом прийти во второй половине дня на занятие к логопеду или педагогу-психологу – это сложнее, чем прийти на уроки. И только благодаря пониманию важности этой работы и высокой мотивации родителей, которые контролируют в том числе посещение этих занятий, заинтересованы в посещении этих занятий, происходит развитие.
Бывают родители, которые приходят на консультации к специалистам в индивидуальном порядке. У меня как у руководителя тоже бывают родители, которые задают вопросы, интересуются и при помощи переписки по электронной почте, и на личных приёмах. Могу сказать, что, видимо, наши родители делятся тем, как в нашей школе выстроена работа, потому что у нас достаточное количество звонков от родителей из других образовательных организаций, которые хотят, чтобы их дети учились у нас школе. Нам, конечно, очень приятно слышать, что только у нас они могут получить такую помощь. На самом деле в каждой школе работа организуется должным образом. Может быть, наша работа на виду, потому что у нас много таких детей. И поэтому, выстраивая работу, мы понимаем, что только при поддержке родителей мы можем грамотно помочь ребёнку в достижении каких-то определённых целей.
Наиболее сложно эта работа идёт на уровне основного образования. Раньше часто можно было наблюдать, что в начальной школе ребят с особыми образовательными потребностями много, а к пятому классу они куда-то исчезают. На самом деле они никуда не исчезают. Просто надо работать с такими детьми, многим из них нужна помощь, главное – убедить родителей в том, что нужно продолжать в этом направлении развиваться и добиваться специальных образовательных условий. Потому что это расширяет потенциальные образовательные возможности. Важно, чтобы родители принимали в этом участие.
– С какими вопросами к Вам чаще всего обращаются родители?
– Самые частые консультации по организации образовательного процесса. Ребенок идёт впервые в школу или ребёнок уже учится в 1-м классе, но у него не всё получается, а родителям хочется, чтобы результат был не хуже, чем у других. Конечно, родители беспокоятся. Им надо принять мысль о том, что надо приложить больше усилий в этом направлении, принять ребёнка таким, какой он есть. Бывают обращения по смене специалистов. Понятно, что специалист должен подходить ребёнку по своим особенностям и умению выстраивать отношения. Также за консультациями обращаются, когда переходят на уровень основного общего образования. У родителей есть страх, что у ребёнка будет какой-то не такой аттестат, который доставит неудобства в дальнейшей жизни. И мы объясняем, что в основном наши дети все будут выходить на аттестаты. Конечно, есть ребята, у которых будет свидетельство, мы это тоже всё поясняем. Бывает очень редко, что родители отказываются от помощи. Они пишут заявление, что им не нужна помощь учителя-логопеда или педагога-психолога, что они занимаются в каких-то других центрах. Мы позицию родителей принимаем и стараемся выстроить взаимодействие максимально комфортно. Есть родители, которых приходится привлекать к ответу, когда ребята не посещают занятия. Мы выясняем, почему это происходит, почему родитель в этом не участвует. Потому что его задача в том числе контролировать. Стараемся убеждать в необходимости этой работы. Потому что, как правило, эти родители и общеобразовательными предметами не особо интересуются. В таких случаях от родителей можно услышать, что они в детстве были такими же. Мы поясняем, что сейчас время другое и у ребёнка должно быть больше возможностей для развития.
– Помощь в адаптации и развитии детям с особыми образовательными потребностями оказывают коррекционные школы. Рекомендуете ли Вы родителям переходить в эти учреждения?
– Безусловно, есть специальные коррекционные школы. И в нашем Кировском районе тоже есть совершенно замечательная коррекционная школа № 107. Она недалеко от нас находится. В нашей практике есть ребята, которые туда переходили. Я всегда родителям говорю, особенно в сложных ситуациях, что никакая самая лучшая общеобразовательная школа с самыми лучшими специалистами не даст такой результат, как коррекционная школа, где вся система выстроена вокруг этой задачи. Но для родителей доступность, близость к дому – это самый важный фактор. Обучение детей, допустим, с умственной отсталостью в индивидуальном порядке – это непростая задача для обычной школы. И, наверное, она во многом легче бы решилась в коррекционной школе. Но родителей порой трудно убедить. Им важно, что наша школа во дворе, у нас есть специалисты, по закону они могут выбрать образовательное учреждение, они проживают на нашем микроучастке. И наши аргументы, что там более квалифицированная помощь для тяжелых случаев, не воспринимаются. Или школа-интернет № 152 для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата, которая тоже в Кировском районе находится. Замечательная школа. Но родителям важно, что мы вот здесь рядом. Их тоже можно понять, потому что это вопрос транспортной доступности: ребенка надо туда отвезти, привезти. А у нас и пандусы, и лифты, и ассистенты. Условия созданы.
Ребята не испытывают дискомфорта в нашей огромной школе. Наверное, потому что с первых дней у нас в школе такие дети. И все, когда пришли в новую школу, увидели, что здесь разные дети. Поэтому, конечно, не стремятся идти в специализированые учреждения. Хотя пару случаев у нас было, что мы убеждали в важности такого решения.
– Ваше учреждение является участником муниципального проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска». Что дает Вам участие в этом проекте?
– Важность этого проекта в том, что в системе образования города создано экспертное сообщество людей, работающих в области инклюзивного образования. Этот площадка по обмену опытом, по взаимодействию, это возможность получить заключение экспертного сообщества. Мы не с первого года в него вошли, но сразу ставили себе задачу стать базовой ресурсной площадкой, которой сейчас и являемся.
Участие в проекте даёт педагогам возможность делиться накопленным опытом. Приезжая с различных семинаров, встреч, площадок, которые проводятся в рамках проекта, наши педагоги всегда привозят что-то новое. Они видят опыт других школ, могут его проанализировать с точки зрения того, как это у нас, и находить инструменты, которые внедряются в нашем учреждении. Это позволяет нашему отделу развиваться.
Хотелось бы отметить, что Городской центр развития образования и здоровья «Магистр» очень трепетно и внимательно относится к своим специалистам и участникам этого проекта. Когда наши специалисты делятся своим опытом, их всегда благодарят, создавая ситуацию успеха. Это дает понимание влажности того дела, которым занимаются педагоги. Потому что не каждый готов работать с ребятами, у которых есть какие-то ограничения по здоровью. Это большое мужество, терпение и любовь к работе. И, конечно, у них тоже наступают моменты психологического выгорания, и чтобы восстановить свое ресурсное состояние, важно понимать, насколько важна эта работа. И данный проект даёт такие возможности. Нашим педагогам нравятся все форматы, которые проводятся в рамках этого проекта.
Проект помогает по-новому взглянуть на работу каждой школы и выстроить свою систему. Из каких-то элементов в работе с такими детьми выстраивается определённая система, где уже чётко определены цели, задачи, направления, над чем работать, как грамотно оформить документы, как ничего не упустить, соблюсти все установленные нормы, а их сегодня немало. Педагогом очень почётно работать в этом проекте. И замечательно, что такая возможность у школ есть, в том числе у нашей.
– Чтобы получить прогресс в развитии, важно создавать для детей ситуации успеха. Поделитесь такими историями из Вашего опыта.
– В ресурсном классе у нас есть девочка, у которой на старте обучения была потребность, чтобы ее поддержали, одобрили ее поведение. И такая сложилась обстановка, что и сам класс, и классный руководитель, и специалисты, которые поддерживали, настолько увлекли ребёнка, что сегодня она посещает все занятия вместе с классом и успешно учится. В скором будущем она перейдет в 5-й класс. Очень надеемся, что тот успех, который случился в начальной школе, будет закреплен в основной.
Второй год в начальной школе учится девочка-колясочница. Ребёнок настолько позитивный, что у нее выстраиваются прекрасные взаимоотношения с окружающими. Она очень успешна в творчестве и принимает участие в различных мероприятиях, поет очень красивые песни, является победителем мероприятий различного уровня. Несмотря на то, что ребёнок передвигается на коляске, ей очень нравится ходить в школу, общаться с учителями, с теми, кто ее сопровождает, с администрацией. Очень открытый ребёнок. Мы все её любим и заряжаемся от неё позитивом. Она получает максимальные возможности для развития. Думаю, что у нее будет всё очень хорошо, несмотря на сложности, которые могут быть.
Есть у наших ребят и награды, они становятся лауреатами и победителями различных конкурсов. И когда я знакомлюсь с достижениями ребят, вижу, что часто встречаются одни и те же ребята. Это говорит об их успехе. И, конечно, это помогает им ещё больше работать и быть успешнее.
Наличие статуса позволяет сконцентрировать на ребенке очень много педагогического воздействия и поддержать его, создавая очень широкие стартовые возможности, которые при правильном использовании могут дать хорошие дивиденды во взрослой жизни.
Количество просмотров: 447 |
Добавить комментарий