«Наша основная задача – научить детей учиться»

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

 

«Наша основная задача – научить детей учиться»

В новом учебном 2015-2016 году в школах в среднем звене вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. В 5 класс придут дети, которые в начальной школе уже учились по новым стандартам. Готовы ли педагоги к работе по введению ФГОС? Как будет строиться современный урок?

На эти и многие другие вопросы ответил победитель городского конкурса «Учитель года» – преподаватель французского языка МБОУ «Гимназия № 16 «Французская», заместитель директора по учебно-воспитательной работе Максим Сергеевич Лавренчук.

 

Знания нужно будет добывать

– Что такое современный урок по ФГОС, в чем его новизна и отличие от традиционного?

– Если ответить кратко, то это урок, на который дети бегут с радостью, зная, что там их ожидает открытие. Если говорить, используя научные термины, то это урок, построенный на основе новых принципов. Прежде всего, на основе новых отношений учителя и ученика, их сотрудничества, когда субъект-субъектные отношения выходят на первый план. Это и системно-деятельностный подход в обучении.

– Что это значит, в чем суть системно-деятельностного подхода?

– Исходя из названия, в системно-деятельностном подходе можно выделить два понятия: это практическая деятельность и система, которая организует эту деятельность, т.е. направляет ее на достижение определенного результата. Мы знаем, что в одном из положений ФГОС есть требование к результатам. Поэтому системно-деятельностный подход как раз обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся на протяжении всего урока и даже за его пределами. Теперь дети получают знания не в готовом виде, как это было раньше, а сотрудничают, взаимодействуют с учителем и в ходе совместной деятельности ищут путь к знаниям. Если раньше учитель был просто информатором, то сейчас в соревновании «учитель-компьютер» выигрывает явно не учитель, поэтому ФГОС позволяет учителя сделать модератором. Таково веяние времени.

– Получается, что учитель не будет объяснять новый материал на уроке?

– Учитель всегда будет объяснять новый материал, только теперь на первый план выходит вопрос «как объяснять?», а для ученика главный вопрос – «зачем ему этот материал?». Учитель должен ориентироваться и на то и на другое. Что касается иностранных языков, то здесь обучение также должно идти от учителя. Если посмотреть ФГОС о начальном образовании, то в освоении языка требуются начальные навыки общения с носителем языка. Такая цель обучения иностранному языку должна быть у каждой школы. Конечно, «вживую» иностранца редко встретишь в учебном заведении, но сейчас есть много возможностей пообщаться с носителем языка в сети интернет.

Иностранные преподаватели присутствуют и на международных экзаменах. А все международные экзамены – это тот идеал, к которому нам нужно стремиться, поскольку при сдаче ЕГЭ мы переходим на европейский манер. Сейчас идет тренировка нововведения: при сдаче устной части иностранного языка в 11 классе ребенок разговаривает без преподавателя с компьютером. Это один их тех шагов, направленных на усовершенствование оценочной системы ЕГЭ, которая нас отводит к европейскому уровню.

«Теперь оценивается не только красноречие и артистизм учителя, но и активность учеников на уроке»

– В 2015-2016 учебном году в 5 класс придут дети, которые учились в начальной школе по новым стандартам. Готовы ли современные учителя к ведению уроков по ФГОС?

– За подготовку кадрового состава к умению и владению ФГОС в среднем звене отвечает образовательная организация. Новосибирский институт повышения квалификации педагогов организовывал курсы, и каждая школа отправляла своих преподавателей на переподготовку.

Что касается нашей гимназии, то мы организовывали несколько серий семинаров для учителей района. Это была обсуждаемая и актуальная тема на заседаниях МО, педсоветов. Администрация Гимназии № 16 «Французская» проводила круглые столы в рамках школы совместно с учителями начальных классов. Это взаимодействие и преемственность важны при разработке и функционировании федеральных государственных стандартов.

В этом году создается основная образовательная программа среднего уровня. До апреля она обсуждалась педагогической общественностью. Положительный момент в том, что есть обратная связь педагогов с разработчиками. Учителя могли написать свои комментарии, пожелания, возражения. В результате было предложено три базисных плана, на основе которых школа разрабатывает свою образовательную программу, учитывая особенности образовательной организации и региона.

– Насколько станет сложнее работать учителю? Какие основные моменты следует учитывать педагогу при подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Изменились ли критерии результативности урока?

– Любое новшество есть определенная сложность. Согласен, учителю станет работать немного сложнее и по времени подготовки к уроку, и отслеживая деятельность на уроке. Основной момент – это изменение своего отношения к уроку и к ученику. Учитель должен не только отбирать материал, что интересно и нужно ему, но и найти, а также предложить способы, чтобы заинтересовать ребенка, увлечь его. Ученик должен прийти к пониманию, что эти знания ему нужны и пригодятся в дальнейшей жизнедеятельности и, кроме того, он сам их должен взять. Для ребенка должен быть значим каждый урок.

Мы видим, что на разных этапах появляются новые технологии, но это технологии, которые использовались и ранее. Учитель пытается найти что-то свое, может использовать элементы какой-то другой технологии или нескольких технологий, для того чтобы сделать урок эффективнее, достичь определенных результатов.

Что касается критериев и результативности урока, то они немного видоизменились. Теперь оценивается не только красноречие и артистизм учителя, но и активность учеников на уроке. Все, что гимназия смогла подготовить к реализации ФГОС в среднем звене, она предоставила учителям, а дальше – человеческий фактор. Сможет учитель преодолеть инерцию и перестроиться на новые рельсы – покажет время…

– Участвовала ли Гимназия № 16 «Французская» в апробации ФГОС для 5-9 классов? Лично у Вас есть опыт проведения уроков по новым стандартам?

– Гимназия в этом проекте не участвовала, хотя мы с удовольствием принимали участие в семинарах. Это полезно, поскольку можно увидеть некоторые моменты, на которые стоит обратить пристальное внимание.

На конкурсе «Учитель года» от участников не ждут старых уроков по старому шаблону, наоборот, приветствуются авторские технологии, которые использует современный учитель на уроке. Так как я преподаю французский язык в 4-х классах, то мне необходимо вести все уроки по ФГОС, составлять технологические карты, просматривать программу. Сейчас мои ученики оканчивают начальную школу и вместе со мной переходят в 5 класс. На уроках я отрабатывал свои технологии, взаимодействовал с учителями театральной студии, некоторые дети даже участвовали в постановке пьес на французском языке. Все это предусматривает настоящий стандарт.

Но не все технологии близки учителю. Если душа лежит к определенной технологии, то ее можно освоить, увидеть эффективность, и она станет отчасти авторской. Например, я на основе технологии кейс-стади (CASE STUDY), которая появилась в Гарвардском университете еще в 20-е годы XX века, разрабатываю свою технологию, которую назвал методом «логико-интуитивного синтеза реалий», где по крупицам нужно воссоздать ситуацию. Основной принцип я сохранил из первоначальной технологии, это – принцип реальности, где каждый элемент основан на реальной ситуации. Реальная ситуация – это реальное событие. Теоретически эту информацию можно проверить и она будет подтверждена. Учащиеся сами воссоздают эту реальную ситуацию. Она может быть для них незнакомой, но очень интересной. Осознавая, что это реальная ситуация, они делятся ей с другими учащимися.

Я подбираю материал, который легок для понимания четвероклассников. Например, тема – интерьер дома. По моей технологии я придумал тему сотрудничества с современными дизайнерами из Франции, Японии, Египта, т.е. мы рассматриваем разные дизайнерские стили. Дети определяют основную идею. Здесь нужно поработать и со справочным материалом. Все это собирается по элементам: получили какую-то информацию, просмотрели дизайнера, определили его авторский стиль, какими он владеет техниками и попытались воссоздать на примере того интерьера, с которым ему нравится работать. Потом сравнили с образцом и у них совпало. Суть в том, что они правильно вычленили элементы из авторского стиля и правильно перенесли на новый образец. В этой технологии несколько этапов. Сначала, например, поиск первичной информации в занимательной форме.

Для учителя при подготовке каждого урока, даже по своей технологии, требуются очень серьезные временные затраты. Зато это интересно, я вижу отдачу от учеников. Приходя на урок, они знают, что их ожидает что-то необычное, поэтому работают с удовольствием. Например, изучая сложные грамматически конструкции, мы используем французские песни.

Главное – учитель свободен в выборе разных методов и технологий. Да, он должен составить рабочую программу, но свобода состоит в том, как он будет реализовывать конкретные пункты этой программы.

Сотрудничество, а не подчинение

– Как дети реагируют на уроки, которые учитель проводит в соответствии с требованиями ФГОС? Что изменилось для них принципиально? Есть ли уже обратная связь от школьников?

– Дети впитывают все, как губка. Мне кажется, что они давно были готовы к сотрудничеству с учителем, в прошлом им этого сильно не хватало. Вспомните, учителя-новаторы 80-х годов прошлого столетия тоже использовали элементы сотрудничества. Дети осознают, что перестали быть подчиненными учителю, отсюда – их восторженные отзывы об уроке.

Обратная связь от школьников есть. Дети высказывают свое мнение, и это тоже полезно учителю. Они могут подсказать, над чем надо поработать. Если ученики говорят, что у них что-то не получилось, потому что они не совсем поняли, значит, нужно эту тему доработать учителю, чтобы было понятно каждому.

На конкурсе проводилось много мастер-классов, не всегда связанных с темой урока, иногда даже не сразу было понятно, какой предмет учитель ведет. Например, тайм-менеджмент. Его элементы тоже можно использовать на уроке. Современное общество диктует, что неумение распределять время в современном потоке информации – это большая проблема. Или мнемотехники, которые тоже не относятся к конкретному предмету.

– А родители готовы к новым образовательным стандартам?

– Сегодня родители жалуются, что, к сожалению, многие проекты им приходится выполнять самим вместо детей. Это одна из проблем современной школы. Надо взаимодействовать с родителями. Наша основная задача – научить детей учиться. А родители пытаются все сделать за детей сами, дать им в готовом виде, как было раньше. Конечно, помогать они должны. Но в семью сегодня тоже должны прийти элементы модераторства. Родитель должен быть модератором – не сделать за ученика задание, а помочь ему. Даже если ребенок не сдаст проект, учитель не поставит двойку, потому что проект оценивается по-другому.

Поэтому кроме учеников и учителей нужно перестраивать еще и родителей. Можно даже разработать хорошую систему родительских собраний и мастер-классов для родителей с объяснением того, что мы хотим получить в конечном результате. Это будет большим плюсом для школы.

«Современная система оценивания отжила свой срок»

– Максим Сергеевич, вопрос как к завучу: какие основные задачи и направления реализации ФГОС существуют на уровне образовательного учреждения? На Ваш взгляд, готовы ли образовательные учреждения города к реализации ФГОС с точки зрения материально-технического обеспечения?

– Основная задача учебного учреждения при реализации ФГОС – это создание необходимых условий: обеспечение и кадрами, и финансами, и материально-техническими ресурсами. Наша гимназия стремится идти в ногу со временем. Но у нас остаётся проблемным наличие второй смены. По ФГОС школы должны работать только в первую смену. В гимназии № 16 «Французская» обучается 1200 учеников, поэтому не хватает помещений, чтобы всем школьникам учиться в первую смену. В любом случае, 6-7 классы вынуждены будут заниматься после обеда.

При переходе на ФГОС почему-то не учитывают оценочную систему, а она отжила свой срок. Например, на ЕГЭ отметка уже ставится не по пятибалльной системе, а считаются проценты. Фактически, сейчас в школах четырехбалльная система, потому что единицу не ставят. Система оценивания на сегодняшний день несовершенна. Поэтому неслучайно, некоторые школы разработали элементы безотметочной системы. А во Франции, например, 20-ти балльная система оценивания. Кто получил 18-20 баллов, тот считается отличником. И это правильно. Подобную систему нужно развивать и совершенствовать в России.

Одной из проблем считается внеурочная система. Ее нужно пересматривать на государственном уровне. Согласитесь, в первую половину дня на втором-третьем уроке заниматься физкультурой совсем не хочется. В Европе, например, спорт, изобразительное искусство, музыка вынесены на послеобеденное время. Ребенку это проще делать после обеда, когда предметы не требуют таких энергозатрат. Тогда мы могли бы подумать и об отмене второй смены. Нужны школы полного дня. Когда умело будет сочетаться внеурочная деятельность с расписанием уроков, тогда федеральный государственный общеобразовательный стандарт будет в полной мере соблюден по этим нормам.

В плане материально-технического обеспечения сейчас интерактивными досками никого не удивишь, они есть в каждом кабинете. Проблема в том, что не все учителя умеют с ними работать. Надо, чтобы они не только могли показать презентацию, но и владели смарт-технологиями.

«Конкурс – это не только возможность проявить себя, но и поделиться опытом»

– Ваша жизнь как то изменилась после конкурса «Учитель года»?

– Конечно, изменилась. Я пересмотрел свои сильные и слабые стороны – есть над чем подумать. Участники конкурса поделились своим опытом. Мне понравились некоторые технологии, которые я буду использовать в своей будущей деятельности. Конкурс – это не только возможность проявить себя, но и поделиться опытом, поскольку на конкурс идут лучшие представители от школ, которые могут тебе что-то подсказать, показать, посоветовать. Те методы, которые показывают учителя истории, математики, очень продуктивны. Задача – выбрать то, что тебе пригодится для дальнейшей деятельности, для выстраивания отношений сотрудничества с учениками, взаимодействия с коллегами в образовательном учреждении. Конкурс дал больше возможностей участвовать в других проектах. Например, в городском Доме учителя есть новый проект «Самодеятельное объединение творческих учителей». Было уже несколько установочных сессий, а в июне пройдет семинар, на котором мы будем привлекать творческих педагогов других школ для проведения общественно значимых мероприятий.

Я глубоко убежден, что участие в конкурсах профессионального мастерства вдохновляет каждого из нас на новые достижения, свершения и победы.

Количество просмотров: 10004  

Добавить комментарий

Target Image