Я хочу быть для детей не просто учителем, а интересным человеком

 
 

Повстьянова Ксения Олеговна,

методист отдела медиасопровождения

МАУ ДПО «НИСО» г. Новосибирска

 

Я хочу быть для детей не просто учителем, а интересным человеком

Сегодня мы живем в ситуации постоянных изменений во всех сферах жизни, не обходят они стороной и систему образования. В них вовлечены дети, педагоги и родители, которые все чаще становятся активными участниками образовательного процесса. О воспитании и обучении, об осознанном родительстве и современном молодом поколении говорим с Дианой Андреевной Матвеевой, учителем русского языка и литературы гимназии № 11 «Гармония», классным руководителем 10 «Б» класса, победительницей X городского конкурса «Классный руководитель Новосибирска».

– 44 статья закона «Об образовании в РФ» гласит, что родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, а образовательные организации лишь оказывают помощь родителям в этом процессе. При этом одним из самых острых вопросов, касающихся взаимоотношений семьи и школы, является как раз: кто должен нести большую ответственность за воспитание детей. Как Вы считаете, каким образом должен выстраиваться процесс воспитания, каково соотношение вклада семьи и школы в этом вопросе?

– Определенно, ответственность за воспитание детей несут родители. Базовые ценности закладываются в очень раннем возрасте, в семье определяется, что хорошо, а что плохо, что допустимо, а через что человек не может перешагнуть. Школа как социальный институт даёт ученикам в первую очередь опыт социального взаимодействия.

Мне бы также хотелось видеть школу как просветительскую инстанцию, ведь в школе встречается передовой учительский опыт, важно только, чтобы у учителей и школьных психологов был ресурс пополнять этот опыт самим и делиться им с родителями.

Воспитание в коллективе и помощь родителям – этим, конечно, не исчерпывается воспитательная функция школы. Обычный урок математики, русского языка или географии несёт в себе воспитательный потенциал. Это сорок минут, которые мы проводим с детьми и во время которых мы можем говорить о важном: в чем ценность науки и знаний вообще, как эффективно взаимодействовать в группе, как и когда можно и нужно помогать другим, в чем уникальность каждого из нас. Мы можем ставить перед детьми вопросы, занимающие людей на протяжении всей истории и определяющие те знания, которые и передает школа новым поколениям.

– В сентябре ВЦИОМ выпустил аналитический доклад «Российская семья: как сохранить традиции и обрести новые смыслы?», в котором представлены результаты исследования о трансформации института семьи на современном этапе. Замечаете ли Вы изменения? Поменялось ли что-то с того времени, когда Вы были школьницей?

– Я не знаю статистики и общих тенденций, но те родители, которые меня окружают, как мне кажется, больше включены в жизнь детей, чем родители моих сверстников 10–15 лет назад. Конечно, родители во все времена переживают за своих детей, за качество их образования, но сегодня они больше определяют вектор развития детей, понимают, какую роль могут сыграть в дальнейшем самоопределении ребёнка. 

Хорошо, когда родители осознанно подходят к процессу воспитания – тогда у них меньше ожиданий от того, что «должен» дать ребенку учитель, они делят ответственность с педагогом и готовы помогать.

– Расскажите, как выстраивается Ваше общение с родителями. Какие формы взаимодействия вызывают наибольший отклик? С каким запросом чаще всего к Вам идут родители?

– Мне очень повезло с родителями моих учеников. Мне не приходится доказывать им значимость внеклассных мероприятий, которые мы проводим с ребятами, выбор литературы, которую я советую для прочтения школьникам, – родители доверяют моему мнению и поддерживают любые конкурсы, игры, выходы и походы. Благодаря заинтересованности родителей и слаженной системе взаимодействия школы и родительской общественности, мы, действительно, работаем в одном направлении.

У родителей возникает много вопросов об общении с детьми подросткового возраста. Поэтому на родительских собраниях мы обсуждаем книги по психологии общения Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. Мурашовой, Л. Петрановской. Также я предлагаю родителям мозговые штурмы, в ходе которых мы обсуждаем план воспитательной работы на год: собираем ожидания родителей о том, что может дать ребенку классный коллектив, классный руководитель и школа, также родители предлагают свою помощь и возможные формы взаимодействия с детским коллективом. 

– Как был организован процесс взаимодействия с родителями в период дистанта? Опросы и мнения экспертов показывают, что многим родителям в этот период пришлось стать учителями для своих детей. Многие с удивлением узнали, что не знают своих детей.

– Я использовала время дистанта и виртуальное пространство, чтобы организовать встречу родителей и детей. Мы провели занятие в ZOOM, на котором ребята готовились к экзаменационному сочинению. Мне хотелось, чтобы родители смогли услышать размышления детей на проблемные и философские вопросы, ведь общение в семье, в отличие от уроков словесности, большей частью ограничивается разговорами на бытовые темы. Отправной точкой для дискуссии был мультфильм Н. Мирзоян «Пять минут до моря». Фильм был выбран и потому, что на карантине стал особенно актуальным вопрос того, как дети распоряжаются своим временем. И мамы с папами, и бабушки были включены в разговор о ценности времени наравне с детьми – это был разговор поколений. Многие родители отмечали после, что были удивлены, как свободно и грамотно рассуждают школьники, говорили, что хотели бы устраивать такие обсуждения чаще. 

– Сегодня зачастую общение между участниками образовательного процесса идет через социальные сети и мессенджеры. Удается ли извлекать из этого ресурса максимум полезного? Есть ли какие-то правила общения с родителями и школьниками?

– С учениками мы активно обмениваемся информацией в социальной сети ВКонтакте, обсуждаем школьную жизнь, планируем классные мероприятия, проводим опросы и голосования. Также сеть ВК служит информационной средой: здесь мы часто узнаем новости об онлайн-семинарах от университетов, о днях открытых дверей, о событиях города.  

– Вы активно путешествуете со своим классом и отражаете свою жизнь в соцсетях. Вы катаетесь на скейте, этим летом сделали синие дреды. Как соблюсти границы, чтобы школьники видели в Вас не только друга, но и наставника?

– Если учитель ведёт активный образ жизни или красит волосы, это не делает его другом всем подросткам.

 Соблюсти границы помогают внутренние установки – какова твоя цель: быть другом или стать наставником? Учителю, как бы молод он не был, всегда будет чем поделиться со школьником в силу своего опыта и знаний. Кто-то выстраивает безопасную для себя дистанцию. Мне комфортнее, когда дистанция становится короче, и я для детей не просто учитель, а интересный человек, и дети открываются для меня как личности.

 

– Следите ли Вы за страницами своих учеников в социальных сетях? Помогает ли это в работе и выстраивании взаимоотношений?

– Я не слежу за страницами учеников специально. Только в том случае, когда ребята подписаны на меня, я вижу, чем они делятся. Конечно, это помогает чуть лучше узнать учеников – узнать, что они смотрят, читают, о чем переживают.

Но я уверена, что и без контактов школьников в социальных сетях, учитель может хорошо знать детей. Присутствие учителя в социальных сетях скорее важно для того, чтобы ориентироваться в современной культуре – «быть в теме» и понимать, что видит современный ребенок, пролистывая социальные сети.

– Уже не первый год эксперты говорят о том, что процесс взросления в современном мире замедляется. Замечаете ли вы этот тренд? Вносит ли это какие-то изменения в общение с подрастающим поколением?

– Если современные дети не такие, какими были мы, это не значит, что они в чём-то хуже. Современный мир предъявляет к ним другие требования.

Мы уже говорили о том, что родители сегодня больше опекают своих детей, помогают выстраивать индивидуальную траекторию и сопровождают детей в процессе движения по ней. Отчасти поэтому ребята позже обретают самостоятельность. Но зато современные подростки делают многие вещи более осознанно, чем их предшественники. 15–16-тилетние подростки хорошо ориентируются в мире благодаря своим знаниям и опыту виртуального взаимодействия: выпустить банковскую карту, купить билеты в кино, заказать еду, опубликовать свой рассказ в интернете, смонтировать фильм и многое другое.

– Вы преподаете русский язык и литературу. Сегодня часто можно услышать, что школьникам тяжело понимать классическую литературу. Замечаете ли Вы это? Читаете ли современную подростковую литературу?

– Не только подросткам бывает тяжело понять классическую литературу. Здесь нужно осознавать, что значит понимать литературу. Если мы говорим про какие-то реалии, то и взрослый человек может чего-то не понимать, не знать и для этого существует много комментариев и статей, которые поясняют те или иные моменты. Нет необходимости выделять подростков в отдельную категорию, но ребята осознают и сами проговаривают (для меня тоже элемент анализа и включенности ребят в текст), что язык был сложен, что многое было непонятно. Это значит, что они приложили усилия и попытались с произведением познакомиться. Очень интересно, когда даже сложные тексты детям нравятся и это как раз про понимание не на уровне восприятия текста, а на уровне какого-то эстетического удовольствия от произведения. Меня всегда удивляет, что не самое простое повествование Николая Васильевича Гоголя в «Тарасе Бульбе» шестиклассников очень увлекает. Они наслаждаются языком, их увлекает сюжет. Самое важное, чтобы встреча с текстом состоялась, получить какое-то впечатление и понять о чем этот текст для тебя. Можно не знать о роли произведения в истории литературы или в истории вообще, но получить представление о человеческих ценностях.

Современная литература не всегда оказывается легче для ребят. Бывает, что детей шокирует язык современного текста, темы, которые выбирают современные авторы, но это как раз тот крючок, который их цепляет. Считаю, что нельзя игнорировать современную литературу в обучении современных школьников.

Количество просмотров: 1672  

Добавить комментарий

Target Image