Работа с подростками, находящимися в конфликте с законом

 
 

Стахович Андрей Павлович,

заместитель директора ГБУСО НСО СРЦН «Снегири»,

член союза журналистов России

 

Работа с подростками, находящимися в конфликте с законом

Несмотря на то, что в настоящее время к деятельности, направленной на предупреждение правонарушений несовершеннолетних, привлечено пристальное внимание многих служб, она по-прежнему актуальна. Причиной тому многогранность и многоаспектность данной проблемы. Далеко не последнее место в числе организаций, призванных к ее решению, занимает социально-реабилитационный центр, в задачи которого входит коррекция, реабилитация, восстановление системы общественных связей и ролей.

На базе СРЦН «Снегири» несколько лет назад была открыта группа «Линия жизни», в которую принимаются парни 13+, бо́льшая часть из них совершала правонарушения или преступления. Среди статей Уголовного кодекса, упоминающихся в личных делах, грабеж, хулиганство, нанесение телесных повреждений, в том числе тяжких, угоны, кражи и другое. При этом отнюдь не все воспитанники настроены агрессивно в момент приема. Более того, были случаи, когда некоторые сами просили поместить их в учреждение, понимая, что разорвать порочный круг, в который они попали, без посторонней помощи не так уж и просто.

Важнейшим условием проводимой с парнями работы является создание условий для вовлечения в различные виды деятельности, позволяющие проявлять свои лучшие качества, находясь в эмоциональной связке со значимыми взрослыми и положительно ориентированными сверстниками. Педагоги стремятся переориентировать саморазрушающее поведение ребят на то, что будет соответствовать устоявшимся общепринятым нормам.

Значимым этапом в процессе ассимиляции к изменившимся условиям остается первичная диагностика, позволяющая составить предварительный план реабилитации с каждым конкретным подростком. Чем глубже она будет проведена, тем больше это поможет в понимании личностных проблем и, следовательно, поиске путей их разрешения. Традиционно у воспитанников, помещаемых в «Линию жизни», выделяем четыре типа в зависимости от их «криминального» прошлого.

Первый – подростки с ярко выраженной преступной направленностью. Для них характерны примитивные, низменные потребности, агрессивность, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению и азартным играм. Второй тип имеет много общего с предыдущим, но к нему относим тех, кто в компании, не соблюдающей нормы морали, находится на вторых ролях. Данная категория также характеризуется привычкой к бесцельному прожиганию жизни, склонностью к употреблению запрещенных препаратов и спиртосодержащих напитков. Правонарушения они совершают не в результате активной подготовки, а по чьей-то команде или просто по привычке, как бы между делом. При этом ни те, ни другие практически не задумываются о последствиях своего поведения: их зачастую не заботит ни тот вред, который они наносят окружающим, ни наказание, которое рано или поздно настигнет.

Третий тип – подростки с неустойчивой психикой. Их личностное восприятие действительности как бы на перепутье: ощущается острая внутренняя борьба положительных и отрицательных начал характера. Правонарушения совершается ими в подражание каким-то своим кумирам, в желании доказать свою лидерскую позицию, а то и примитивно: при разводе «на слабо». Впоследствии они чаще всего жалеют о содеянном, правда, скорее их беспокоит грядущая кара, нежели присутствует осознанное раскаяние. Совершающие правонарушения случайно, под влиянием сиюминутной ситуации, по легкомыслию или в результате неверной оценки действий или событий принадлежат к последнему типу. С этими ребятами общаться чуть проще, чем с остальными, ведь они и сами готовы идти на контакт, готовы к поиску решений, имеющихся у них проблем, осознаннее откликаются на предложения педагогов.

Работа с мальчишками, нуждающимися в особом контроле, имеющими конфликты с законом, выстраивается комплексно. Основной упор делается на профилактику отклоняющегося поведения в целом с учетом индивидуально-личностных особенностей, ориентирован он, прежде всего, на привлечение всех членов семьи и ближайшего окружения подростка к совместной деятельности. Отработанная система является гибкой и потому подстраивается под каждый конкретный индивидуальный случай, сохраняя при этом базовый компонент: замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными.

В течение ряда лет были разработаны, апробированы и запущены несколько методических технологий, успешно реализуемых и в настоящее время. Так при формировании контингента группы «Линия жизни» учитывается несколько важных аспектов. В первую очередь – гендерный признак, исключающий проявления сексуализированного поведения. Максимальное число несовершеннолетних для сокращения вероятности неуправляемого поведения, влияющего на микроклимат в целом, составляет 9 человек. Как правило, имеющим психические расстройства или пусть даже незначительные отклонения сложнее приспосабливаться к меняющимся условиям среды: у них учащаются проявления немотивированной агрессии, раздражения к окружающим, а это повышает риск возникновения конфликтов. Исходя из этого, помещение ребят с подобными проблемами в данную группу крайне нежелательно.

В процессе реабилитации педагогическая составляющая направлена на формирование личностных, значимых для жизнедеятельности качеств, способствующих интеграции в социум; на овладение необходимыми умениями и навыками самообслуживания, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе. Значимо профессиональное ориентирование, ведь основная масса не мотивирована ни на получение образования, ни на приобретение специальности, позволяющей обеспечивать себя в дальнейшем.

Повседневная деятельность строится с опорой на положительные качества подростка. Недопустимо категорическое его осуждение, высказывание мрачных прогнозов, наоборот, постоянно создаются ситуации успеха, позволяющие проявить свои лучшие качества, предполагающие отработку положительных навыков, которые со временем придут на замену ранее закрепившимся в условиях проживания в неблагополучной среде. Имея, как правило, хроническую неуспеваемость в школе, подростки часто отчаиваются, не верят в собственные силы, не видят будущего. Потому обязательным является не выдача сухих наставлений, а включение их в значимую общественно-полезную сферу. Это сложная задача, так как требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и к нормализации отношений в юношеском коллективе.

Особым фактором является глубокая доверительность и уважение взаимоотношений в диаде воспитатель – воспитанник. В силу отсутствия у «трудных» подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое педагогическое воздействие встречает активное сопротивление. Терпение и выдержка – главные помощники в установлении контакта.

Все большее не только прикладное, но и политическое значение приобретает приобщение к патриотическим течениям. В рамках действующих технологий это реализуется через обогащение знаний о боевых традициях поколений. Сюда включаются военизированные и строевые мероприятия, праздники и концерты, посвященные памятным историческим датам, привлечение к сборам в оборонно-спортивных полевых лагерях, встречи с действующими и находящимися в запасе военнослужащими, располагающими, в том числе, и опытом участия в боевых операциях, отмеченных правительственными наградами.

Логичным продолжением затронутой тематики будет духовно-нравственное развитие. Один из основных компонентов – беседы со священником об основах христианского мировоззрения, защитниках земли русской, святых, оставивших глубокий след в мировоззрении нашего народа. Немаловажны и проходящие в системе кинолектории, сопровождающиеся обсуждением не развлекательных художественных фильмов, а тех, что претендуют на серьезный правдивый подход и позволяют рассуждать о ценностной системе человека и его духовных потребностей.

Важным средством реабилитационного воздействия остается труд, в процессе которого формируются организованность и самостоятельность, прилежность и добросовестность, укрепляются волевые черты – выдержка, упорство, умение принимать неудачи. Ребята, приходящие в центр, не всегда умеют забить гвоздь. В «Снегирях» же в их распоряжении огромный выбор слесарных, столярных, плотницких инструментов: ножовки, рубанки, лобзики и многое-многое другое. Есть наборы для сборки электросхем, конструкторы, компьютерный и швейный класс. Участие в трудовых акциях на территории учреждения и за его пределами позволяет увидеть реальные результаты и понять осмысленность выполняемой физической нагрузки.

Занятия физической культурой – это как само собой разумеющееся, ведь учреждение располагает недурно оборудованным тренажерным залом и спортивной площадкой. А если этого покажется недостаточно, то всегда остается возможность посещения и бассейна, и спортивных секций, и ледового дворца, на котором проводит свои домашние матчи хоккейный клуб КХЛ «Сибирь», с которым, кстати, у учреждения давно установлены шефские связи.

И все же одной из наиболее важных сфер в процессе работы с подростками, ставшими на криминальную стезю, остается реабилитационный досуг, позволяющий свободно раскрывать интересы, таланты, активно самовыражаться. Досуг – не прожигание времени, не пустое бездельничанье по принципу: «что хочу, то и делаю». Нет. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, поставленных перед собой человеком. Задача реализуемой технологии в том, чтобы научить парней организовывать свободное время, привить им элементарные правила поведения, расширить границы культурного пространства.

Важнейший аспект проведения успешной реабилитации – задействованная в ней опытная команда, в которую входит не только воспитатель, но и психолог, социальный педагог, специалисты дополнительного образования, медики, а также привлекаемые со стороны нарколог, психиатр и обязательно работники правоохранительных органов.

Эффективность деятельности оценивается как по объективным признакам, например, снижению числа случаев повторных правонарушений, так и по субъективным, таким как повышение мотивации к получению образования, приобретение навыков ручного и самообслуживающего труда, полный или частичный отказ от вредных привычек. Одним из наиболее важных критериев позитивных изменений остается то, что подросток самостоятельно начинает демонстрировать законопослушное поведение, становится примером для подражания в кругу сверстников, еще только находящихся на пути исправления.

И все же любая, даже самая огромная и блестяще проделанная работа может не принести ощутимого результата в том случае, если завершится в день выхода из центра. Разумеется, она должна быть продолжена и дальше по месту жительства: пусть даже в меньшем объеме и с изменившимися составляющими. Речь идет о сопровождении наших выпускников, ведь говорить о завершении процесса реабилитации без включения в него значимых взрослых (тренера, учителя, наставника, авторитетного соседа) и семьи несовершеннолетнего не представляется возможным. А для этого готовить следует не только ее членов, но и людей, оказывающих тьюторскую помощь. Помощь извне, по возможности, сводится к минимуму и необходима лишь для мобилизации внутренних ресурсов социального окружения подростка через установление сети социальных контактов. В дальнейшем позитивные изменения уже не зависят от служб и учреждений и должны поддерживаться и развиваться самостоятельно.

Количество просмотров: 658  

Добавить комментарий

Target Image
1. Эмоциональный интеллект ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Эмоциональное выгорание как инструмент развития личности ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Вторичное сиротство: причины и их преодоление ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
4. Стать отцом ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Поколение, воспитанное мультиками ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
6. Опасные взрослые игры ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
7. Воспитание особенных детей ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
8. Не хочу жить дома ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
9. Дайте детям шанс, и они сумеют удивить ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
10. Твой страшный секрет ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
11. Воспитание спортом ВЫПУСК №106, апрель 2023
12. Чего боится подросток ВЫПУСК №106, апрель 2023
13. Работа с подростками, находящимися в конфликте с законом ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Что нужно знать про горе ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
15. Дидактическая игра – ключ к развитию дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
16. Не хочу учиться… ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
17. Жить, не выгорая изнутри ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
18. Время взрослеть ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
19. Почему дети лгут? ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
20. Любовь не PRO отметки ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы