Малыгин Алексей Викторович,

учитель математики НОУ Православная Гимназия

во имя преподобного Сергия Радонежского г. Новосибирска,

победитель областного конкурса «Учитель Года – 2010»

 
Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить представительниц прекрасной половины человечества (и нашей профессии) с наступающим Праздником 8 Марта, пожелать весеннего настроения, творческих успехов и крепкого здоровья!

Рубрика «Духовно-нравственное воспитание» выпуска № 75 нашей газеты представлена двумя статьями.

Первая публикация на тему «Формирование личностных и метапредметных результатов через приобщение к традициям православия и русской традиционной культуры на уроках литературы (из опыта преподавания литературы в 5-9-х классах)» представлена Лютиковой Ларисой Анатольевной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 182 с углубленным изучением литературы и математики г. Новосибирска. В статье еще раз подчеркивается, что «…тело – это еще не весь человек, что у него есть еще душа и дух»; а также то, что «…русским классикам было очень хорошо известно, что причины всех настроений человеческой жизни кроются в духовной сфере». Значит, без воспитания души и духа невозможно сколь-нибудь эффективно выстраивать воспитательно-образовательный процесс. При этом, большой воспитательный и познавательный потенциал Лариса Анатольевна видит именно в обращении к традиционным православным ценностям нашего народа.

Методическая ценность данной статьи в том, что кратко прослеживается последовательность обращения к наиболее ценным литературным произведениям в процессе обучения литературе в 5-9 классов с выделением в них ключевых православных мотивов: русские народные и литературные сказки, поэмы В.А. Жуковского «Светлана», трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов», рассказ В.В. Набокова «Рождество», «Повесть временных лет» и т.д.

Несомненным достоинством статьи является тот факт, что в статье не смешивается воспитание нравственного начала и формирование личностных и метапредметных результатов – все-таки, это разные педагогические задачи, поэтому нельзя одну из них подменять другой.

Вторая публикация на тему «Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур» представлена Ефремовой Мариной Евгеньевной, заместителем директора по научно-методической работе, учителем географии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 77 г. Новосибирска. Смысловым ядром статьи является описание модели формирования поликультурного образовательного пространства на основе проекта «ДИАЛОГ КУЛЬТУР». В статье описываются цели, задачи, методы, приемы и принципы реализации образовательной модели, а также этапы реализации и инструментарий мониторинга эффективности воспитания и образования в рамках этой модели.

В представляемой модели ключевым принципом воспитательно-образовательного процесса является уважительный диалог культур российских этнокультурных традиций по отношению к зарубежным.

От себя добавлю, что представляемая статья является очень удачным пояснением, как на практике можно реализовать принцип сосуществования культур, существовавшим в нашей стране на протяжении многих веков – принцип веротерпимости с уважением ко всему многообразию этнокультурных традиций.

Формирование личностных и метапредметных результатов через приобщение к традициям православия и русской традиционной культуры на уроках литературы (из опыта преподавания литературы в 5-9-х классах)

Лютикова Лариса Анатольевна

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания предметов гуманитарного цикла. Урок литературы в настоящее время – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, реализующий принцип научности, духовности, историзма в подходе к литературным явлениям, который ориентирован на формирование мировоззрения и эстетического сознания. Обучение литературе в 5 классе начинается с изучения русских народных сказок.

Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур

Ефремова Марина Евгеньевна

Проблема национальной идентичности для России, как для одной из наиболее полиэтничных стран мира, особенно актуальна. В нашей стране практически нет регионов с многоэтничным составом населения. Подготовка школьников к жизни и деятельности в многоязычном и поликультурном обществе стала одной из приоритетных задач школьного образования. Она реализуется как в специализированных учебных заведениях, так и в общеобразовательных школах.