Здоровье и школа – вещи совместимые?

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

 

Здоровье и школа – вещи совместимые?

Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

В последнее время все чаще пишут и говорят о проблемах со здоровьем у молодого поколения. Постоянные стрессы, неблагоприятная экология, учебные перегрузки, несбалансированное питание… Многие обвиняют во всем школу. Действительно ли школа виновата в ухудшении здоровья учащихся? Какие существуют школьные факторы риска? Несет ли учебное заведение за это ответственность и какие профилактические мероприятия, позволяющие сохранить здоровье школьников, проводит?

На эти вопросы нам помогли ответить сотрудники Городского Центра образования и здоровья «Магистр» – Юшкова Наталья Александровна, заведующий службой психолого-педагогического сопровождения МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» и Бруева Лариса Владимировна, заведующий отделом обеспечения безопасности образовательного пространства МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр».

– С чем связано, что около половины детей в школе имеют ослабленное здоровье?

– Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается ребенок в процессе своего биологического и социального становления. К сожалению, современная школа является фактором, ухудшающим здоровье ребенка, препятствующим его полноценному развитию.

По данным статистики, за последние десять лет 70 % функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в хронические заболевания. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза) и заболеваний сердечно-сосудистой системы (в 2,5 раза). Возрастает инвалидность детей. Особой проблемой в последние годы стали социально-зависимые болезни.

– Что относится к школьным факторам риска? Какой из них самый серьезный?

– По оценкам специалистов Института возрастной физиологии РАО, факторами риска для здоровья школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, являются:

1. Стрессовая педагогическая тактика.

2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

3. Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

5. Несовершенство существующей системы физического воспитания.

6. Интенсификация учебного процесса.

7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.

8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.

9. Отсутствие системной работы со стороны образовательной организации по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Современные изменения в образовании, внедрение в практику новых систем обучения предъявляют повышенные требования к здоровью участников образовательного процесса. Многие исследователи сегодня пишут об отрицательных тенденциях в состоянии здоровья учащихся при внедрении инновационных технологий, не сопровождающихся исследованием цены адаптации к новым условиям обучения. Необходимость адаптироваться к нововведениям приводит к психоэмоциональному перенапряжению, переутомлению, развитию невротических реакций у всех участников образовательного процесса и повышению заболеваемости.

Результаты исследований выявили достаточно неблагополучное эмоциональное состояние у многих старшеклассников в школе. Основной причиной своих неудач с учебой дети считают отсутствие интереса к тем предметам, в которых они неуспешны и проблемные взаимоотношения с педагогами. Тот факт, что на уроках состояние радости возникает у ничтожно малого количества учащихся, также свидетельствует о серьезных проблемах современной образовательной среды.

Обращает на себя внимание то, что значительное количество школьников в процессе учебной деятельности испытывают чувство усталости, переживают стрессовые состояния, имеют мало времени на отдых после учебных занятий. Полученные данные свидетельствуют о чрезмерных перегрузках учащихся, возможно превышающих гигиенические нормы. На эти факторы накладываются дополнительные риски в виде пассивного отдыха у большинства старшеклассников, так как большинство из них значительную часть свободного времени проводят за компьютером, телевизором и прослушиванием музыки. Совершенно очевидно, что свободное время детей не организовано так, чтобы это было более полезно для здоровья. Данная ответственность лежит не только на школе и родителях, но и на всем обществе в целом. Недостаток организованного разнообразия бесплатной досуговой деятельности детей оборачивается гораздо более дорогостоящими последствиями для всего государства.

– Что включает в себя понятие «здоровьесберегающие технологии» и какие они бывают?

– «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н. К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению доктора биологических наук профессора В.Д. Сонькина, (2002), это:

1. Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания).

2. Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями).

3. Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка.

4. Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией кандидат педагогических наук О. В. Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

– использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;

– учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы;

– создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;

– использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

– технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

– технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

– разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Очень важно снимать эмоциональное напряжение у школьников. Это делается с использованием игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введением в урок исторических экскурсов и отступлений. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Большое значение имеет создание благоприятного психологического климата на уроке. Доброжелательная обстановка в классе, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

– Насколько актуальна сейчас проблема здоровьесбережения школьников?

– Формируясь в детском и подростковом возрасте, факторы риска продолжают действовать в зрелом возрасте, внося свой вклад в общее ухудшение здоровья, затрудняют получение хорошего образования, приводят к отрицательным социальным последствиям. Многие из этих факторов являются предотвратимыми. В связи с этим возникла необходимость изменения содержания и структуры образования, использование здоровьесберегающих технологий, направленных на оптимизацию нагрузки учащихся, сохранение и укрепление здоровья школьников.

Поэтому актуальность проблемы здоровьесбережения школьников очевидна. Основные аспекты деятельности образовательных организаций по вопросам здоровьесбережения подрастающего поколения отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (Статья 28 «Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации», п.п. 2, 6, 9, 10, 12, 13 (обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования), 15, 16; Статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» п.2, 5, 21; Статья 37 «Организация питания обучающихся»; Статья 41 «Охрана здоровья обучающихся»; Статья 42 «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации».

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют одним из важнейших результатов образования – сохранение и укрепление здоровья детей и формирование психологически здоровой личности «безопасного типа», которая способна к самореализации в окружающем мире социально-приемлемыми способами. Улучшение показателей здоровья, образования, среды обитания подрастающего поколения – приоритетная задача общества. Школа – это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья учащихся и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи и становится не менее приоритетной.

– А как обстоят дела со здоровьесбережением школьников в нашем городе? Есть ли мониторинг по школам Новосибирска?

– С целью изучения показателей состояния здоровья детей и подростков в образовательных организациях города Новосибирска и иных показателей, характеризующих состояние здоровья обучающихся, выявления факторов, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья школьников, проблемных вопросов, в ноябре 2017 года в школах Новосибирска проведен мониторинг «Основные показатели здоровьесберегающей деятельности и состояния здоровья обучающихся в образовательных организациях города Новосибирска в 2016-2017 учебном году». В мониторинге приняли участие 200 школ, в т.ч. коррекционные. В результате мониторинга составлен паспорт здоровья каждой школы, исследованы медицинские, педагогические и социально-психологические условия здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях. Мониторинг основных показателей здоровьесберегающей деятельности и состояния здоровья воспитанников в детских садах запланирован на май 2018 года.

По данным мониторинга «Основные показатели здоровьесберегающей деятельности и состояния здоровья обучающихся в образовательных организациях города Новосибирска в 2016-2017 учебном году», доля школьников с различными группами заболеваемости составила 44 % от общей численности обучающихся, из них 4 % детей имеют две и более группы заболеваемости. В общей численности заболеваемости наибольшая доля – заболевания опорно-двигательного аппарата и заболевания органов зрения (39,7 % и 27 % соответственно). Заболевания нервной системы составляют 9,2 %, заболевания ЖКТ – 5,9 %, бронхиальная астма – 5,9 %.

– Какие основные мероприятия по сохранению здоровья детей проводятся в учебных заведениях?

– Прежде всего, в школах развивается здоровьесберегающая инфраструктура: во всех образовательных организациях функционируют медицинские кабинеты, а в 59 школах имеется два медицинских кабинета. В 116 образовательных организациях есть стоматологические кабинеты. В 188 школах имеется спортивный зал, из них в 105 школах – два спортивных зала. В 141 школе есть школьный стадион, из них в 7 школах – два стадиона. В 47 школах работает тренажерный зал, в 25 – плавательный бассейн. Отдельные школы оснащены фитобаром, кабинетами релаксации, соляной пещерой, ингаляторием, массажным кабинетом.

Происходит оснащение школ мебелью по росту и мебелью для возможности чередовать рабочие позы. Школы взаимодействуют с медицинскими организациями: в течение 2016-2017 учебного года 73 образовательные организации (37 %) сотрудничали с научно-исследовательскими институтами – ФГБУ «ННИИТО им. Я. Л.  Цивьяна» Минздрава России, Новосибирский филиал ФГАУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н. Федорова» Минздрава России, «НИИТПМ – филиал ИЦиГ СО РАН», НИИФФМ СО РАН, ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России.

165 образовательных организаций (83 %) сотрудничают с городскими поликлиниками, стоматологическими поликлиниками, ГБУЗ НСО «Центр охраны репродуктивного здоровья «Ювентус». 61 учебное заведение (31 %) сотрудничает с негосударственными медицинскими организациями: Сибирский центр профилактики и лечения близорукости «Глазка», клиника «Астра-Мед», «Городской центр медосмотра» и др.

В школах проводится ежегодное анкетирование учеников и педагогов по вопросам здоровьесбережения, применяются методики оценки физического и психического развития обучающихся, определения уровня школьной тревожности. Практически в каждой школе разработана программа здоровьесберегающей деятельности, проводятся спортивные праздники, школьники участвуют в конкурсном движении по теме ЗОЖ и здорового питания. Школьные библиотеки оснащаются современной литературой по вопросам здоровьесбережения. Регулярно проводятся информационно-просветительские беседы со школьниками и тематические родительские собрания по проблемам сохранения здоровья учащихся. В отдельных образовательных организациях педагогами разрабатываются авторские проекты, направленные на сохранение здоровья школьников.

В 2016-2017 учебном году около 300 специалистов образовательных организаций повысили квалификацию по вопросам здоровьесбережения. Повышение квалификации осуществляется преимущественно в ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, ФГБОУ ВО НГПУ, МКУ ДПО ГЦОиЗ «Магистр», МКУ ДПО «ГЦРО», ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта», Санкт-Петербург, ЧОУ ДПО Межрегиональный учебно-консультативный центр профсоюзов и других негосударственных образовательных организациях дополнительного профессионального образования.

Повышение квалификации осуществлялось по следующим направлениям: первая медицинская помощь; профилактика суицидального поведения; профилактика курения, алкоголизма и наркомании; профилактика ВИЧ-инфекции; физическое воспитание и оздоровление школьников, в том числе с ОВЗ; адаптивная физическая культура; организация здорового питания; формирование здорового образа жизни.

Полученные знания реализуются специалистами при организации образовательного процесса путем внедрения здоровьесберегающих технологий, в форме просветительской деятельности с учениками и их родителями, в проектной деятельности и конкурсном движении.

Количество просмотров: 2673  

Добавить комментарий

Target Image