«Медиаобразование – сейчас тренд»!

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

 

«Медиаобразование – сейчас тренд»!

Российская педагогическая энциклопедия определяет медиаобразование (от английского «education» и латинского «media») как «направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования — подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий».

Однако есть и другие определения этого модного сейчас термина. Чтобы развеять сомнения и понять, что же такое медиаобразование, медиабезопасность, можно ли с помощью медиаобразования заниматься воспитанием личности в школе и где готовят медиапедагогов, мы обратились к Ирине Геннадьевне Катенёвой, кандидату филологических наук, доценту кафедры журналистики Новосибирского государственного педагогического университета. Кроме того, Ирина Геннадьевна является тьютором магистерской программы «Медиаобразование» в НГПУ.

Учимся критически мыслить или «снимать с ушей лапшу»

– Ирина Геннадьевна, что такое медиаобразование?

На эту тему уже написано много монографий и диссертаций, где даются различные определения медиаобразования. Если рассматривать трактовки этого определения с практической точки зрения, то выделяются два подхода. Первый – широкий, когда медиаобразование рассматривается как обучение при помощи медиа. Сюда входят не только средства массовой информации и соцсети, но и, к примеру, нарисованный комикс, написанное на стене слово. Все будет зависеть от того, кто выступает в роли субъектов медиаобразования.

Второй – узкий подход, когда мы готовим объективного пользователя, подготовленного читателя, зрителя и формируем у него основы критического мышления. Для детей и молодежи это направление реализуется в рамках юнкоровского движения (работа школьных и городских СМИ). Для взрослых – в рамках фактчекинга. Так, в Америке и Европе создается целая система сайтов и курсов, направленных на борьбу с фейк-ньюс (сообщениями в традиционных СМИ и социальных медиа, вводящими в заблуждение, содержащими неправду или полуправду). В качестве примеров таких ресурсов можно привести сайты FactCheck.org и The Fact Checker. В России тоже существуют такие проекты. Например, «Лапшеснималочная», на базе которой бывший редактор сайта «ИноСМИ» Алексей Ковалев раскрывает технологии манипулирования целевой аудиторией.

Нужно всем знать основы медиабезопасности

– Когда нужно начинать медиаобразование? В каком классе или в каком возрасте? Как Вы считаете, в школе должен быть какой-то отдельный предмет по этому направлению?

– Все зависит от цели, которую ставит перед собой учебное заведение. Медиаобразование ведь начинается не со школьной скамьи, а с момента, когда 6-месячный ребенок начинает реагировать на медиа, в частности, на рекламу по телевизору. Здесь медиаобразованием занимается не школа, а семья, хотя я бы это отнесла к категории пассивного медиаобразования. Сейчас наблюдается привычная картина: после ужина вся семья собирается в одной комнате, но не коммуницирует, так как каждый находится в своем планшете, компьютере, телефоне.

В европейских странах элементы медиаобразования включаются уже в детских садах, начиная с 4-летнего возраста, когда ребенок пережил кризис самости и уже осознает себя. Акцент ставится на безопасном телевидении, затем интернете. Это направление становится популярным и в России.

По моим наблюдениям, уроки информационной безопасности следует проводить не только в школе, но и университете. Многие студенты считают, что любую информацию, которую они разместили в соцсетях, можно также легко удалить. А это не так, весь размещенный контент хранится в интернете практически вечно. Есть даже специальные программы, которые позволяют получить к нему доступ. Информацию из личных аккаунтов в соцсетях сегодня оценивают службы безопасности банков, прежде чем принять решение о выдаче кредита. Публичное поведение в социальных медиа – это важный элемент медиаобразования.

В рамках эксперимента часть московских и питерских школ разрабатывает и реализует учебные программы по основам медиабезопасности или основам медиаобразования. На занятиях детям рассказывают не только о небезопасном контенте, но и что делать, если ты столкнулся с троллингом или кибербуллингом, то есть настоящей травлей в соцсетях.

«Цель медиаобразования – осознанные действия»

– Насколько медиаобразованы современные школьники? И можно ли измерить уровень медиаобразования?

– Вопрос из серии: «Можно ли измерить уровень интеллекта»? Кто-то говорит да, кто-то нет. Смотря, что мы имеем ввиду. Если говорить про цифровую грамотность – владение технологиями и программами, например, умение монтировать видео, в этом случае дети грамотнее взрослых. Умение ориентироваться в технических новинках и работать с разными потоками информации – одно из преимуществ поколение Z. Теория поколений, разработанная американскими специалистами Вильямом Штраусом и Нейлом Хоувом, многое объясняет. Современные дети действительно родились с кнопкой на пальце: прекрасно ориентируются во всех новых программах, проектах и т. д. Они понимают, как сделать, но не всегда осознают, зачем это нужно.

Цель медиаобразования – сформировать осознанность своих действий в медиасреде. Не просто так выложить в блог очередной пост или ролик формата «я сегодня это увидел или это съел», а создать информационно насыщенное сообщение. В сфере целеполагания у современных школьников возникают трудности: они воспринимают медиаобразование либо как систему общения, либо как систему развлечений. С точки зрения поколения Z, в жизни все должно быть интересным и развлекательным. С одной стороны, это правильно, потому что в процессе игры любая информация усваивается намного быстрее и хранится в памяти длительный срок. С другой стороны, мы воспитываем поколение инфантов, когда по паспорту человеку 18 лет, а по уровню осознанности – он находится на уровне 8-летнего ребенка.

«Если воспитание рассматривается как превентивная мера – это не имеет отношения к медиаобразованию»

– Тема номера «Медиаобразование как средство воспитания личности». Каким образом можно воспитывать человека с помощью медиасредств? Например, сейчас регистрируется много случаев агрессии в детской среде и в новосибирских школах. Как можно исправить эту ситуацию с помощью медиаобразования?

Агрессивное поведение вообще характерно для подростков, так как это способ заявить о себе миру и противостоять давлению общества и опыта, уже накопленного культурой. Одной из разновидностей агрессии сегодня является кибербуллинг или кибертравля. Это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение компрометирующей информации, в том числе публикация «неприличных» фотографий.

Раньше конфликтные ситуации решались в офлайне: назначались «встречи» после уроков, где-то отношения выяснились стенка на стенку. Сейчас онлайн-общение представляет бОльшее количество ресурсов для нападения, к тому же такой формат общения рассматривается инициатором конфликта как безопасный. Здесь важно обратить внимание на распределение ролей. Есть булли (человек-агрессор), объектом кибербуллинга может стать кто угодно и из-за чего угодно – то, что вы любимчик учителя, то, что вы хуже или лучше всех одеваетесь, что у вас не той формы уши и т. д. В роли заложников оказываются и, так называемые, зрители, которые, как правило, выбирают сторону булли для того, чтобы самим не стать следующей жертвой.

Если воспитание рассматривается как превентивная мера, чтобы, например, на уроке все тихо сидели, в общей группе класса в соцсетях никто ни на кого не нападал, то это не имеет отношения к медиаобразованию. Одна из задач медиаобразования, например, это объяснить ребенку, что количество собранных твоим постом лайков или дизлайков не имеет отношения к твоей реальной жизни, потому что уровень успешности определяется конкретными, а не виртуальными поступками.

«Цензура иногда играет в минус»

– Отдельная тема разговора – медиабезопасность. В нашей стране уже несколько лет действует закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию. Эффективен ли он, на Ваш взгляд? И какими способами еще можно повышать медиабезопасность?

– Этот закон разрабатывался и журналистами, и психологами, и юристами. Он хорош с точки зрения теории, а вот на практике… Сейчас Роскомнадзор очень хорошо мониторит все небезопасные сайты. Более того, сами студенты и школьники могут обращаться к модераторам, если столкнулись с небезопасным контентом. Но очень часто срабатывает принцип противоречия: все, что небезопасно, хочется посмотреть. Запреты только подогревают интерес. Так, в Европе запрещено даже в социальных роликах что-то рассказывать про реабилитацию наркоманов, людей с алкогольной зависимостью, потому что для подростковой среды это своеобразная реклама.

Что касается мер, принимаемых для обеспечения медиабезопасности школьников, то иногда просто перегибается палка. Яркий пример – «купированный интернет» в наших школах. Уже третий год сталкиваюсь с такой ситуацией: когда обсуждаем научно-исследовательские работы, я предлагаю поискать научные статьи в интернет-версии Российской государственной библиотеки им. Ленина, которая называется «Киберленинка». Зайти на школьных компьютерах на этот ресурс мы не можем. На запрос получаем ответ, что «это небезопасный контент». Всё, что связано со словом «кибер», автоматически блокируется. Цензура иногда играет в минус.

«Реперные точки образования – это школьные пресс-центры»

– Как связаны школьные пресс-центры, редакции и видеостудии с медиаобразованием?

– В рамках узкого подхода к трактовке медиаобразования – это в первую очередь работа с юнкорами. Обычно хороший пресс-центр организует всю информационную жизнь школы, лицея, гимназии. В некоторых учебных заведениях Новосибирска даже проводятся декады прессы, когда в интересных мастер-классах, конкурсах, квестах задействована вся школа.

Важным моментом в деятельности школьных пресс-центров и медиастудий является создание информационного продукта (газеты, журнала, видеоролика и др.).

Не бывает игры в журналистику: работая в пресс-центре, юнкор узнает многие секреты корреспондентской кухни. Даже если потом эти ребята не будут журналистами, они станут хорошими специалистами в другой сфере, особенно там, где важна коммуникация. Также те, кто работают в пресс-центрах и медиастудиях, умеют организовать свою деятельность, у них нет проблем с тайм-менеджментом, так как они прекрасно знают, что такое нарушить дедлайн. И уровень мотивации к обучению в школе у таких ребят, как правило, выше, потому что они понимают, что журналисту проще работать, когда у него есть знания в различных областях. Юнкоры могут не только написать текст, но и сократить его, адаптировать для разных информационных площадок (для сайта, группы «Вконтакте» и др.), то есть по сути для разного читателя. Поэтому реперные точки образования – это школьные пресс-центры.

«Я считаю, что медиапедагог тот, кто занимается самообразованием»

– Нужно ли учителей обучать медиаобразованию? Какие возможности есть в Новосибирске для этого? Медиапедагог – кто он, чем должен заниматься, сколько таких специалистов в настоящее время в городе?

В России сейчас всего два университета готовят медиапедагогов в рамках магистратур по направлению «Медиаобразование». В Московском государственном педагогическом университете магистерская программа представлена по направлению «Журналистика». Новосибирский педагогический университет реализует магистерскую программу в рамках направления «Педагогическое образование». Совместно два университета выпустили чуть больше сотни специалистов в сфере медиаобразования.

На практике в современных школах многие учителя-предметники являются медиапедагогами. Они используют различные медиаресурсы для того, чтобы сделать свои занятия интересными. Это не только ролики с «Yotube», но и крупные интерактивные образовательные медиапроекты. В качестве примеров можно привести интересные проекты о русских писателях: видеоэнциклопедия «Чехов жив» (https://chekhov.withgoogle.com), интерактивная карта «Ай да Пушкин» (https://pushkin.yandex.ru), которую создали ко дню рождения классика. На карте отмечено 99 мест, связанных с жизнью поэта. Места разделены на несколько категорий – одни рассказывают о детстве Пушкина, другие – о путешествиях, третьи – о ссылках. Пользователь может самостоятельно выбрать истории или же нажать на игральную кость и прочесть случайный факт из биографии Пушкина.

Часть медиаобразовательных проектов разрабатывают редакции СМИ, например, радио «Arzamas» создало официальное приложение на своем сайте (https://arzamas.academy/), где представлено много проектов, которые можно использовать на уроках литературы, истории, обществознания.

Медиаобразование вышло за пределы школы. Сейчас активно развиваются медиаобразовательные проекты для взрослых. На сайте информационного агентства «РИА Новости» в разделе «Инфографика» (https://ria.ru/infografika/) вы можете найти много интересных тестов, игр, просветительских лонгридов. На сайте общественно-политического издания «Медуза» представлен целый раздел образовательных игр (https://meduza.io/games): «Я ненавижу… Самообучающаяся игра «Медузы» про то, что мы все не любим делать, но делаем постоянно», «Распутай отношения между странами. Простые (и очень сложные!) геополитические задачи “Медузы” на графы». Медиаобразование – сейчас тренд! Именно в формате – медиаобразование для всех.

Для педагогов в Новосибирске организуются курсы повышения квалификации по медиаобразованию и мультимедийной журналистике. Я считаю, что медиапедагог в первую очередь тот, кто занимается самообразованием. Практически все специалисты в сфере медиа рекомендуют сайт «Сделано.медиа» (http://sdelano.media/), где есть интересные проекты по медиаобразованию и пошагово расписано, как их делают профессиональные журналисты, студенты и школьники.

Одним из востребованных форматов, который нравится молодежи, является интерактивный фильм. Его просмотр зависит от решений, которые принимает зритель. Здесь можно привести в качестве примера два замечательных проекта: «Все сложно» (фильм о жизни девушки, которой поставили диагноз ВИЧ-инфекция; https://takiedela.ru/vseslozhno/#) и «Слово» (фильм о языке вражды и нетерпимости в обществе; http://slovo-film.com/). Второй проект является своеобразной провокацией зрителя, так как герои картины зачитывают на камеру различные нетолерантные высказывания, оскорбляющие их убеждения и образ жизни по религиозному, национальному принципу. В процессе просмотра вы можете определить уровень собственной толерантности.

Именно на формирование толерантности направлены проекты, разработчиками которых являются медиапедагоги. В нескольких школах Москвы проводился такой эксперимент: тьюторы и классные руководители готовили для родителей и старшеклассников классные часы в виде игр-квестов, где проигрывались ситуации, связанные с делением людей по принципу «свой – чужой».

«Мы пока не обращаем внимания на взрослое население»

– Какая ситуация с медиаобразованием в других регионах России? Как выглядит Новосибирск на общем фоне? Может быть, нужна какая-то отдельная программа, региональный или городской проект, посвященный исключительно этой теме? А какой подход к медиаобразованию в других странах?

– Есть профессиональное медиаобразование, связанное с подготовкой журналистов, режиссеров, специалистов в сфере рекламы и связи с общественностью. Некоторые университеты вводят дисциплины по медиакритике, направленные на развитие критического мышления. Продвинутые редакции предлагают интересные медиаобразовательные курсы, направленные на развитие медиаграмотности. Например, сотрудники «Лентача» в рамках проекта «Ничоси» объясняют, как работать с соцсетями и пользователями, как ненавязчиво воспитывать, повышать уровень общей культуры, в том числе в процессе просмотра ленты новостей.

В Новосибирске реализуются различные медиаобразовательные проекты для молодежи, так как у нас активно развивается юнкоровское движение: работает много медиацентров, проводятся конкурсы журналистского мастерства для юнкоров. Например, на базе НГПУ каждый год проводится «Медиаполигон» – это творческая лаборатория для команд школьных пресс-центров, созданная по аналогии с творческими заданиями, которые выполняют журналисты крупных российских и зарубежных изданий.

Медиаобразование должно быть связано с конкретными проектами. Так, сотрудники школьных и вузовских пресс-центров организуют и освещают благотворительные акции, участвуют в городских проектах в качестве волонтёров, проводят исследования и восстанавливают неизвестные фаты из жизни Новосибирска. Медиаобразование школьников и студентов является перспективным направлением, которое развивается. На периферии оказывается медиаобразование взрослой аудитории. Меня удивило, что в Стокгольме работает университет для перспективных людей, здесь обучают новым технологиям и новому типу мышления людей «серебряного» возраста. Так как все курсы и мастер-классы бесплатные, их также посещает молодежь. В итоге происходит эффективная коммуникация между разными поколениями. В Новосибирске что-то подобное реализуется на народном факультете НГТУ, где пенсионеров обучают компьютерной грамотности. В сфере медиаобразования мы пока не обращаем внимания на взрослое население.

«Главное, чтобы учитель хотел заниматься этим направлением»

– Дайте совет, что делать школьному учителю, который заинтересовался проблемой медиаобразования. С чего начать, какие ресурсы посмотреть, с кем встретиться?

– Здесь важно определить, какой аспект заинтересовал педагога. Сегодня одним из популярных направлений является игровое проектирование, так как дети хотят, чтобы обучение было не только полезным, но и интересным. Специалисты в сфере медиа каждый месяц готовят обзоры таких ресурсов и новинок. Найти их можно по запросу в любом интернет-поисковике. Много интересных проектов представлено на специальном информационно-образовательном портале «Мел.фм» (https://mel.fm/).

Конкретные кейсы по формирования медиаграмотности, принципам фактчекинга и методические разработки представлены на базе специализированных порталов для педагогов: medianavigator.org, www.mediaeducation.ru, http://mediagram.ru.

Есть ресурсы научного плана, где медиапедагоги делятся своим опытом. Например, практико-ориентированный журнал «Знак. Проблемное поле медиаобразования» и журнал «Медиаобразование», которые есть в открытом доступе. Там можно посмотреть интересный обзор научных, научно-популярных новинок по медиаобразованию, которые публикуются в этих изданиях. Главное, чтобы учитель хотел заниматься этим направлением.

Количество просмотров: 7286  

Добавить комментарий

Target Image