Мы рады представить вашему вниманию новую рубрику «Медиаобразование для всех», созвучную с основной темой октябрьского выпуска электронной газеты «Интерактивное образование».
Актуальность данной темы обусловлена ситуацией, сложившейся в современном обществе, где информация играет все более и более значимую роль. Развитие медиа отразилось на всех сферах общественной жизни, однако само понятие «Медиаобразование» еще пока не сильно распространено даже в педагогическом сообществе. Попробуем вместе разобраться в этом непростом вопросе, исследуя как теоретические аспекты, так и практический опыт образовательных организаций дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.
«Медиаобразование (media education) – это процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники». (А.В. Федоров, 2001).
Исследователи выделяют несколько векторов развития медиаобразования:
– медиапедагогический, когда средства медиа используются в процессе обучения и воспитания, например, учителем-предметником, воспитателем или классным руководителем;
– медиапсихологический, когда изучается воздействие медиа на человека, роль и влияние медиасреды на социальное поведение индивида и на социум в целом;
– журналистский, когда обучение и воспитание идет в процессе создания журналистских материалов, например, для школьного СМИ.
В первом выпуске нашей рубрики представлен опыт работы новосибирских педагогов, связанный с формированием медиакомпетентности всех участников образовательного процесса при помощи средств массовой информации в различных аспектах – от детского сада (МКДОУ детский сад № 430), через школу (Новосибирская классическая гимназия № 17, МБОУ СОШ № 86), центр дополнительного образования (ЦДТ Советского района, ДМЦ «Флагман») и до вуза (ФГБОУ ВО «НГПУ»).
Хотелось бы выразить особую признательность всем авторам материалов, а также редакции газеты «Интерактивное образование» за развитие детских СМИ и школьной журналистики в образовательном пространстве города Новосибирска.
Надеемся на интерес читателей к этой актуальной теме и приглашаем коллег к сотрудничеству!