Ерёмина Елена Геннадьевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ С(К)ШИ № 116 г. Новосибирска

 
Учебный центр как способ организации деятельности обучающихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода (на примере экологического воспитания)

Думаешь о следующем дне – поешь.

Думаешь о следующем годе – посади дерево.

Думаешь о следующем веке – воспитай детей.

Китайская пословица

Год экологии в Российской Федерации проводился в соответствии с Указом Президента в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия, обеспечения экологической безопасности, развития экологической ответственности всех слоев общества.

Сегодня многие из тех, кто следит за новостями в мире, понимают, что экологическая обстановка на нашей планете далеко не благополучна. Мы видим, как на Земле год от года лесов становится все меньше, а пустынь все больше; происходит эрозия плодородного слоя земли; истощается озоновый слой; сокращается количество видов растений и животных; из-за скопления газов усиливается парниковый эффект. Загрязнение воздуха во многих городах достигло уровня, угрожающего здоровью, а вред, наносимый кислотными дождями, мы теперь можем наблюдать на всех континентах.

Можно утверждать, что чем более развита страна, тем более ее жители производят отходов и загрязняющих веществ, тем больше они потребляют энергии и естественных ресурсов. Иными словами, жители наиболее развитых стран производят больше загрязнений и наносят больший ущерб природе и земле, чем жители слаборазвитых стран. Почему так происходит?

Ученые полагают, что в современном мире происходит кризис системы ценностей. Многие считают экологическое воспитание одним из наиболее эффективных путей осознания общего кризиса, который переживает наша планета. Экологическое воспитание и просвещение может помочь каждому из нас понять необходимость реальных действий для преодоления этих трудностей.

Современной школе по самому ее положению в обществе предназначено играть главную роль в экологическом воспитании. Именно в школе дети проводят большую часть времени, именно школа определяет содержание образования. Согласно требованиям времени, вклад школы состоит не только в предоставлении точных знаний об окружающей среде, но и в вовлечении учащихся в практическую деятельность в т. ч. в рамках экологического воспитания, где особенно важными являются следующие моменты:

Каждый из нас играет важную роль в процессе улучшения и оздоровления нашей планеты.

Все мы должны объединиться, чтобы сделать мир лучше.

Мы живем в мире, состоящем из множества систем.

Мы должны охранять природу.

Важно поощрять детей предпринимать практические усилия, разрабатывать реальные проекты и постоянно работать над улучшением окружающей среды.

Требуется сфокусированность на формировании таких жизненных навыков, необходимых в современной жизни, как решение проблем и принятие решений.

Важен позитивный подход.

Необходимо открытое общение в классе, умение задавать вопросы, когда не все ясно и когда общепринятые ценности оказываются под сомнением.

Необходимо для каждого человека брать на себя ответственность не только лично за себя, но и за всю нашу планету.

Существует взаимосвязь между здоровой окружающей средой и нашим собственным здоровьем.

На состояние окружающей среды влияют разнообразные факторы.

Дети постоянно принимают участие в действиях, которые, так или иначе, отражаются на окружающей среде.

Цели экологического воспитания:

1. Формировать у обучающихся экологическое сознание и чувство признательности природе.

2. Усиливать осознание учащимися проблемы загрязнения окружающей среды.

3. Формировать позитивные, здоровые и экологически безопасные бытовые привычки.

4. Объяснять сложность глобальных проблем.

5. Демонстрировать значимость каждого отдельного существа.

6. Развивать чувство личной ответственности.

7. Учить детей добиваться позитивных изменений в их жизни.

8. Показывать позитивные примеры решения экологических проблем (вторичное использование отходов, экономия электроэнергии, предотвращение загрязнения окружающей среды и пр.).

Дети в возрасте 10-14 лет хотят учиться и развивать свои способности. У них есть свои представления о том, что такое образование, и они знают, как нужно учиться. Если в школе к ним относятся не чрезмерно критически и если у них не слишком много плохих отметок, они все еще любят школу и получают удовольствие от учения. Подростки интересны тем, что они могут поступать то как дети, то как вполне взрослые люди. Иногда трудно предсказать, как именно они поведут себя в следующую минуту. Но ведь и взрослые не дают подросткам ясно понять, какого поведения от них ждут. С одной стороны, они ждут от подростков большей самостоятельности, а с другой – считают, что они должны беспрекословно слушаться взрослых.

Подросткам необходимо осознать свои собственные ценности; в то же время им все еще необходимо чувство защищенности, когда они высказывают свои взгляды. В этом возрасте дети начинают принимать сознательные решения, касающиеся их собственной жизни. Они начинают осознавать, что каждый из нас сам несет ответственность за свое собственное здоровье. Экологическое воспитание позволит нам научить детей нести ответственность и за здоровье других.

Дети в этом возрасте подвергают сомнению общепринятые ценности. Изучая экологические вопросы, они начинают понимать, что является важным в их собственной жизни. Работая с подростком, учитель должен помогать им:

– Находить всю необходимую информацию для того, чтобы они могли принимать эффективные решения.

– Формировать навыки здорового образа жизни.

– Развивать чувство ответственности за свои собственные поступки, а также понимание того, что любое поведение влечет за собой определенные последствия, которые необходимо тщательно взвесить, прежде, чем принимать решение.

– Проводить дискуссии по экологическим проблемам, которые непосредственно влияют на их жизнь.

– Формировать положительную самооценку, только в этом случае дети смогут принимать решения, базирующиеся на их собственных ценностях.

– Формировать чувство уверенности в себе; тогда они смогут добиться позитивных изменений в окружающей среде.

Подростки любят самостоятельно делать открытия; они с удовольствием делают это и во время наблюдений за природой на прогулке и читая книгу. Поэтому задания и учебные материалы должны быть ориентированы на самостоятельную исследовательскую работу учащегося. Детям нравится изучать природу на уроках в классе, но они любят и прогулки в лесу, где могут узнавать изученное.

Почти все дети в этом возрасте что-нибудь коллекционируют. В занятиях по экологии для них открываются замечательные возможности собирать самые разнообразные коллекции, которые могли бы продемонстрировать их интерес к экологическим темам или их заботу об окружающей природе. Например, они могут помочь очистить окружающую среду, собирая изделия, не подлежащие переработке, как скажем, пробки от бутылок. Или они смогут умножить свои знания об окружающей природе, собирая разные виды камней. Кто-то, возможно, любит во время прогулок в лесу собирать разные виды шишек, орехов и др. и делать из них гирлянды, чтобы подарить их кому-нибудь или просто сохранить как память о приятной экскурсии.

Необходимость морального выбора может поставить ребенка перед серьезной проблемой. Ели взрослые совершают поступки, наносящие вред природе (скажем, просто мусорят на улице), дети оказываются перед выбором: следовать их примеру или нет. Если мы хотим убедить детей выполнять определенные природоохранные правила, необходимо хорошо объяснить причины, по которым это необходимо. Вот тогда они смогут принять решение, основанное на их собственном убеждении, и будут ему всегда следовать. Важно, чтобы именно в подростковом возрасте дети приступали к формированию:

– положительной самооценки и оценки собственных способностей;

– понимания необходимости экологического воспитания;

– понимания своих собственных ценностей и своего права делать то, что они считают необходимым для спасения нашей планеты.

Важным способом организации деятельности обучающихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода по решению задач экологического воспитания подрастающего поколения являются учебные центры.

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕНТРЫ

Учебный центр – способ обучения, основанный на чувстве ответственности ученика за собственные знания.

Учебный центр – это способ организации самостоятельной деятельности обучающихся вокруг определенной темы; где особенно ценны два момента: во-первых, ученик сам инициирует познавательный процесс, а во-вторых, он сам планирует свою деятельность на пути к достижению определенного результата.

Проектирование учебного центра может быть одновременно и стимулирующим фактором, и просто веселым занятием, как для учеников, так и для учителей. Как те, так и другие участвуют на равных в выборе заданий. Обычно дети становятся более активными, когда их привлекают к процессу планирования и отбора учебного материала.

Учебные центры разработаны с целью предоставления ребенку возможности осуществить самостоятельное исследование, или самостоятельно разработать процедуру принятия решения, или просто принять участие в игре. В основе учебного центра лежит уважение к интересам и умениям ребенка. Наиболее эффективны учебные центры в случаях, когда соблюдается баланс между известным и неизвестным, между легкими заданиями и более сложными, требующими от ребенка усилий.

Рекомендации по планированию учебного центра:

1. Учебные материалы должны быть доступны для обучающихся. Правила и инструкции должны быть сформулированы настолько четко, чтобы ученики могли самостоятельно применять их и находить в них поддержку. Выпишите их и поместите на видном месте.

2. В учебном центре не только позволительно, но даже желательно, чтобы дети разговаривали друг с другом, делились своими соображениями, использовали общие учебные материалы, обсуждали и решали проблемы совместно.

3. Учебный центр должен позволять детям с разным уровнем внимания и разной подготовленностью работать вместе; оценочные суждения должны быть сведены к минимуму. Разнообразие способов обучения позволяет каждому ученику работать на присущем ему уровне.

4. Правила, установленные учителем, должны быть просты и немногочисленны. Ученики могут выработать свои правила, если в этом возникает необходимость. Учитель, работая вместе с учениками, наблюдает за соблюдением правил.

5. Поощряйте взаимодействие между различными группами.

6. Оцениваете умения обучающихся посредством внимательного наблюдения и обсуждения их работы.

7. Важно поощрять обмен мнениями и выводами, как и сам процесс работы.

Работа в учебном центре может быть настолько разнообразной и творческой, насколько вы вместе со своими учениками можете сделать ее такой.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ КАК РУКОВОДИТЕЛЯ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ

Учитель создает определенный климат в группе или в целом в классе; он может с самого начала помочь каждому ребенку чувствовать себя легко и удобно. Именно от учителя в первую очередь дети ожидают необходимых инструкций, новых знаний и безопасности.

Роль учителя, как руководителя учебного центра, может быть охарактеризована следующим образом:

Учитель является гидом для детей в учебном процессе. В этой роли он может предоставлять необходимую информацию, ставить вопросы и руководить дискуссией.

Возможны случаи, когда учителю приходится «брать на себя ответственность» за порядок на уроке. Очень важно знать, как и когда можно это делать.

Учитель должен избегать оценочных высказываний. Это не всегда возможно, особенно если вы видите, что кому-нибудь в классе наносится вред. В случае конфликта, учитель может вмешаться, возможно, в качестве посредника. Необходимо выслушать все стороны. Высказать свое мнение. Ученики могут принять мнение учителя с готовностью, особенно если они считают его специалистом в своем деле.

Необходимо остерегаться роли «знатока». Если учитель держит себя как непревзойденного знатока или дети воспринимают его так, учащимся будет трудно не соглашаться с таким учителем и развивать собственные суждения.

Не стоит навязывать обучающимся свои ценности и идеи.

Поощряйте детей отвечать непосредственно друг другу и не использовать учителя в качестве посредника.

Учите своих учеников не соглашаться с мнением друг друга, а не друг с другом. Если люди не согласны с мнениями других, можно предложить конструктивное обсуждение.

Учитель должен использовать свое положение руководителя учебного центра для того, чтобы поднять престиж каждого ученика в классе, укрепить его уверенность в себе, как значимой личности в классе.

Осознавайте процесс вашего общения, как вербального, так и невербального с обучающимися, как процесс общения учеников между собой. Большая часть коммуникативного общения проходит на языке телодвижений; следующей по значению является интонация, на последнем месте находятся употребляемые нами слова. Для того, чтобы знать о классе как можно больше, учителю необходимо стать «активным слушателем», т.е. слушать говорящего, используя все органы чувств, реагировать на каждое произнесенное учеником слово.

Процесс обучения должен быть стимулирующим и веселым, с использованием разнообразных методов и приемов.

Приложение. Примеры учебных центров.