Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Кафедра начальных классов,
МБОУ СОШ № 16 Октябрьского района
г. Новосибирска

Правописание безударной гласной в корне слова

(Из опыта работы кафедры учителей начальных классов)

Шварёва Л.Н.,

заместитель директора по УВР,
руководитель высшей категории,
Заслуженный учитель Российской федерации

Об актуальности проблемы формирования навыка правописания

безударной гласной в корне слов

Анализ контрольных работ показывает, что до 20-40% учащихся начальных классов допускают ошибки в правописании безударных гласных корня, проверяемых и непроверяемых ударением. Известно немало приёмов работы над этой темой, но, как свидетельствует практика, некоторые учителя используют их от случая к случаю, недостаточно проводят тренировочных упражнений или эти упражнения однотипны. И в конечном счёте навык грамотного письма не вырабатывается. А в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится, что базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, т.е. учителя должны не только познакомить детей с правилом и научить применять его на репродуктивном уровне (вставить пропущенную букву, работать со словами простой слоговой структуры), но и «формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

Педагоги нашей школы понимают, что развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта особое место отводится «деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях», идёт обучение трём способам проверки правописания слов: «изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря». Учителя развивают у каждого ребёнка способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон (лексической, фонетической, морфемной, словообразовательной, морфологической, синтаксической), практически осмысливать закономерности языка.

Считаю важным остановиться на необходимости дать ребёнку возможность полюбить интеллектуальный поиск, интеллектуальный труд, его ощутимые результаты на пути взросления, образования. И эта возможность реальна при работе со справочной литературой по русскому языку. Современному ученику начальных классов нужна целая серия словарей: орфографический, орфоэпический, толковый, этимологический, словарь антонимов и др. И самое главное – рядом, как и сто лет назад, с ребёнком должен быть Учитель, умеющий выбрать такие учебные пособия по русскому языку, задания, виды деятельности, которые помогут ученику понять и полюбить язык своей родной страны – русский язык.

Подобранные ниже задания направлены на развитие орфографической зоркости, активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности и инициативы в обучении, формирование сознательного интереса к русскому языку.

Разумное чередование всех видов работ будет способствовать повышению грамотности учащихся.

 

Журавлёва Е.Б.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

руководитель кафедры начальных классов


Как научить ребёнка грамотно писать?

В начальной школе закладываются основы грамотности, и одной из важных задач обучения русскому языку является формирование орфографической зоркости. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью языковой культуры, обеспечивает точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении.

Сформировать орфографическую зоркость – значит научить ребёнка думать над языком, а не заучивать десятки правил и определений, научить слышать и видеть орфограммы и знать, как найти способ её проверки.

Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи. Ребёнка важно научить:

– ставить орфографические задачи (находить орфограммы);

– устанавливать тип орфограммы, то есть правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи;

– осуществлять орфографический самоконтроль.

М.Г. Львов выделял шесть этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи:

1. Увидеть орфограмму в слове.

2. Определить её вид.

3. Определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы.

4. Определить шаги, ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения.

5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.

6. Написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить проверку.

При точном соблюдении шагов алгоритм всегда приведёт к правильному решению.

Алгоритм проверки безударной гласной корня

1 шаг. Найди в слове корень.

2 шаг. Узнай, есть ли в корне безударный гласный.

3 шаг. Измени слово или подбери родственное.

4 шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень.

Проговори отчётливо. Напиши. Проверь написанное. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие орфографического материала. Без целенаправленной деятельности со стороны учителя, без систематического повторения материала формирование орфографического навыка будет проходить медленно.

Качество обучения младших школьников орфографии и формированию навыка зависит от средств, методов и форм, применяемых в процессе обучения, от эффективности контроля учителем за ходом и качеством формирования орфографического навыка и закрепления изученного материала.

 

Волкова В.В.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Как сделать родной язык интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка? Любой учитель ответит, что без игры здесь не обойтись. Игра активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Грамматическая игра «Лото» позволяет не только сознательно усваивать способы проверки безударной гласной в корне, но и обогащать словарный запас, развивать познавательную активность детей, проводить языковые наблюдения и исследования, обобщения и выводы.

Игра «Лото»

Для игры заготавливаются для каждого игрока карточки. Карточка разделена на 8 частей. В каждой части записаны слова с пропущенными безударными гласными в корне. Для закрывания клеток у каждого ученика должны быть фишки из плотной бумаги. У ведущего заготовлены карточки, на которых записаны все проверочные слова.

Ведущий достает по одной карточке, читает написанное на ней проверочное слово, а игроки закрывают фишками клетки с родственными словами. Игра продолжается, пока два-три человека не закроют свои карточки. Они выходят к доске, читают свои слова, объясняют, какие гласные в них пропущены, доказывают проверочным словом.

Б.жать

Гл.зок

Д.жди

К.ты

М.ряк

С.рдечный

Т.гренок

Т. шина

Примерное содержание карточек:

Б.ец, д.ла, зв.рек, кр.чать, н.совой, сл.вечко, ц.ркач, б.да.

Б.ковой, г.довой, д.ма, м.ста, п.левой, сл.ны, х.лмы, г.ра.

Б.бы, п.лубка, зв.ринец, л.сток, м.рской, сл.ва, ч.совщик, т.хоня.

Б.евой, г.довик, д.машний, кр.кун, п.ровой, скр.петь, т.грята, в.дяной.

Б.гуны, д.ловой, д.ждевик, к.тенок, п.ля, скр.пучий, ч.совой, в.да.

Б.ка, гл.зок, зв.нить, л.сток, п.левой, сл.ненок, ш.повник, гр.зовой.

В.рить, г.лубок, к.рмить, м.стечко, п.ровоз, с.рдечный, ц.ркач, гр.за.

Б.ковой, гл.за, зв.нок, м.ста, н.сы, сл.ны, х.лмистый, б.да.

Б.бовый, г.довой, зв.рек, кр.чать, м.ряк, сн.говик, ч.сы, г.рняк.

Б.ец, д.ревья, д.жди, л.сток, р.га, сл.вечко, ш.пы, т.хонько.

Б.евой, г.лубка, к.рмушка, м.рить, р.гатый, сн.гурка, т.грята, б.да.

Б.гуны, г.довик, д.ма, к.ты, м.рской, сл.ненок, ц.ркач, в.дяной.

Б.ка, д.ревянный, д.машний, м.рить, п.ля, сл.ва, х.лмы, т.шина.

Б.жать, д.ловой, зв.нок, кр.кун, п.ровой, сн.гурки, ч.совой, г.ра.

В.рить, д.ревянный, д.ждевик, м.риться, п.ровой, сн.говик, б.да, в.да.

Б.бы, д.ревья, зв.ринец, л.сты, н.совой, скр.пучий, ц.рковой, гр.за.

В.реный, г.лубок, зв.нить, к.тенок, р.га, с.рдечко, ш.пы, т.хонько.

Б.евой, д.ла, к.рмить, л.сток, р.гатый, скр.петь, х.лмы, т.гренок.

В.рить, д.ревянный, к.рмушка, м.риться, н.сы, сл.ны, ч.сы, гр.зовой.

Б.бовый, гл.за, зв.нок, кр.чать, п.левой, сн.гурка, ш.повник, г.рняк.

В.реный, г.довой, к.рмушка, м.рить, р.гатый, сн.говик, ш.пы, гр.за.

Б.ковой, д.ревья, д.ма, м.ста, п.ля, с.рдечный, ц.рковой, б.дняк.

Б.ец, г.лубка, зв.рек, м.стечко, м.рской, сл.ва, х.лмы, т.шина.

Б.бы, гл.зок, д.машний, м.риться, п.ровоз, сл.ненок, ч.совой, в.дяной.

Б.ка, д.ловой, д.жди, к.ты, п.ровой, скр.пучий, ш.повник, гр.за.

Б.бовый, д.ла, зв.ринец, м.ста, н.совой, сл.вечко, ц.ркач, гр.зовой.

Б.гуны, г.довик, зв.нить, кр.кун, р.га, с.рдечный, т.гренок, г.рняк.

В.реный, г.лубок, к.рмить, м.стечко, м.ряк, скр.петь, т.грята, в.да.

Б.жать, гл.за, д.ждевик, к.тенок, н.сы, с.рдечко, х.лмистый, б.дняк.

Проверочные карточки для ведущего: бег, боб, бок, бой, вар, глаз, год, голубь, дело, дерево, дождь, дом, зверь, рог, сердце, скрип, слово, слон, снег, тигр, холм, цирк, час, шип, тишь, воды, беды, горы, грозы.

 

Дегаева Е.И.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

Отличник народного просвещения

Задание № 1

Выбрать и вставить слова, чтобы получилось стихотворение. Вставить пропущенные буквы.

Осторожные ____________ вдруг

Прячут листья от _____________ мороз

________ опять придёт ст . рик? берёза

А вот верба у колодца

Распустилась и см. ется.

Люблю ____________русскую, сарафанчик

То светлую, то грустную, серёжки

В белом___________ , берёзка

С __________ в карманчиках, платочки

С кр. сивыми _____________, застёжки

С з. ленными________________

Задание № 2

Игра «Лото». Работа в парах.

Закрыть пустые «дырки» буквами а и о – по вариантам.

К . Р. НДАШ М . РОЗ Т . РЕЛКА

М . ШИНА РОД.НА Л.ПАТА

М . СКВА В . КЗАЛ Н . РОД

СТ . КАН ПЛ . ТОК Г О Р. Д

 

Жигадло Е.А.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Задание № 1

Прочитай предложения.

Р…бята д…лжны любить ж…вотных. Для птиц з…мой нужно делать к…рмушки.

Разноцветными …гнями оз…ро бл…стит. Ч…стота здоровье сохраняет. Этот платок в…зала бабушка.

Выпиши безударные гласные, которые нужно вставить (е, о, и, и, о, о, е, и, я).

Взаимопроверка проходит в парах в целом классе или три-четыре пары учащихся выписывают гласные на большие листы бумаги (их – на доску) для дальнейшей коллективной работы класса.

Задание № 2

К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи.

1 уровень.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)

Шалость – … (глагол) (что делал?)

2 уровень.

Корм – … (глагол)

Ночь – … (имя прилагательное)

Скрип – … (глагол)

След – … (глагол)

Косит – … (имя существительное)

Горы – … (имя прилагательное)

Шалость – … (глагол)

3 уровень.

Корм – …

Ночь – …

Скрип –…

След – …

Косит – …

Горы – …

Шалость – …

Задание № 3

Замени одним словом.

Холодное время года – …

Капельки влаги на траве – …

Ночная птица – …

Домик крота –…

Мальчик, который учится в школе – …

Задание № 4

Из левого столбика выпиши проверочные слова и припиши к ним слова из правого столбика, вставляя пропущенные гласные.

Заледенел лёд л…дяной

Говорил, говор разг…вор

Совиный, совушка с…вёнок

Старенький, старик ст…рушка

Стой, стоять пост…ять

Тянучка, тянет т…нуть

Задание № 5

Выписать из загадок слова с безударным гласным в корне, проверить. На дом можно дать детям задание самим найти загадки со словами с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Например.

Шёл я утром по тропинке,

Видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка)

Ковёр цветастый на лугу –

Налюбоваться не могу!

Надел нарядный сарафан

Красивый бархатный … (Тюльпан)

Вместе с тучей золотистой

Просыпается горнист.

Голосисто – голосисто

Заливается горнист. (Петух)

К нам пришёл весёлый дед

С пышной бородою.

Всю округу он одел

Снежною кошмою. (Дед Мороз)

 

Журавлёва Е.Б.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Найдите все (проверяемые и непроверяемые) безударные гласные в следующих текстах:

Как молоком облитые,

Стоят сады вишнёвые,

Тихохонько шумят;

Пригреты тёплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса.

(Н. Некрасов.)

Облетели листья с клёна,

Клён от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковёр лежит.

(Е. Авдеенко.)

Лишь пёстрая осень

Ушла со двора,

Как новая гостья

Явилась с утра.

Покрасила белым

Дома и окошки,

Засыпала пухом

Кусты и дорожки.

Луга замела

И укрыла поля,

И сразу просторнее

Стала земля.

(Г. Ходырев.)

Кот поёт, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре.

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

(А. Фет.)

 

Коскина Л.Н.,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Задание № 1

Игра «Маячок».

В лесу жила лиса. В норе у нее были лисята.

Прочитай предложение 2 раза: сначала орфографически, затем орфоэпически.

Цель: обратить внимание детей на несоответствие написания слов с их произношением.

Выставляется под буквой знак (в виде: огонька, костра, маячка, красной точки и т.д.).

К словам с «маячками» подобрать проверочные слова, путем изменения формы слова.

Задание № 2

Подберите родственные слова с заданными корнями:

ласк игр зим

Запишите сначала проверочное слово, а потом проверяемое.

Задание № 3

Работа с перфокартами. (Перфокарты – чистые: в виде прямоугольника с окошками по 3 в строчку и по 3 в столбик).

Учитель диктует слова на слух.

Следить, больной, таскать, ночное, хлеба, весенний, страна, ядовитый, ловил.

Учащиеся вписывают безударные гласные в окошечки таблицы.

Затем: а) сверяют с записью на доске (самопроверка, взаимопроверка),

б) проверка учителем.

Задание № 4

Прочитайте « Мирную считалочку» М. Карема.

Солнце, воздух и вода,

Горы, реки, города.

Труд, веселье, сладкий сон.

А война пусть выйдет вон!

Назовите слова с безударными гласными. Какие слова можно проверить словами ГОРЫ, РЕКИ?

Задание № 5

Упражнения с «конфликтными» словами:

а) Нуждаются ли в проверке гласные в словах ТРАВА, ДВОР, ВОДА, ГРИБЫ?

б) Запишите (под диктовку) только те слова, в которых надо проверить безударную гласную.

Коза, носик, глаза, язык, площадь.

в) Найди лишнее слово: косьба, метла, лошадь, голубки.

Задание № 6

Игра «Скалолазы». Кто быстрее доберется до вершины?

Задание № 7

«Кто больше?». Запиши как можно больше проверочных слов: ЗИМА, ГОРА, НОРА.

Задание № 8

Прочитайте пары слов: ЛЕСА-ЛЕС, СЛЕД-СЛЕДЫ, ГРИБЫ-ГРИБ, СНЕГА-СНЕЖОК, ЛИСТ-ЛИСТЫ.

Какое из слов каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему?

Какая пара лишняя?

Запишите, ставя на первое место проверочное, а на второе – проверяемое.

Задание № 9

Прочитайте. Исключите в цепочках лишние слова. Ответ обоснуйте. Напишите полученные ряды слов, подчеркивая безударные гласные.

1. Т.желый, пр.мой, в.селый, гл.дит;

2. М.рской, с.довый, сп.ртивный, х.лодный.

Задание № 10

Прочитайте слова в таблице. Найдите к ним правильный ответ. Обоснуйте свой выбор. Объясните, почему не подходят остальные ответы?

Слова

Ответы

1

2

3

4

Взгл.нуть

И

Я

Я

Я

Д.леко

А

А

А

О

Ч.стота

И

И

И

И

Тр.щать

Е

Е

И

Е

Пч.ла

Е

И

Е

Е

З.рно

Е

Е

И

Е

Задание № 11

Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную в корне слова.

Желтели, золотились листочки в саду.

Журавли летели через поля, леса, города.

Дрозды поедают рябину, чернику.

Ребята высаживают молодые березки, ясени и ёлочки.

Качает ветвями косматыми седая сосна.

Вечерняя тишина висит над рекой.

Задание № 12

Прочитайте словосочетание, постарайтесь их запомнить (через одну-две минуты предъявленные вторые слова словосочетаний стираются). Ориентируясь на первое слово, напишите вторую часть каждого словосочетания; подберите проверочные слова.

Лист кл.. новый напиток м.. довый

Дорога ч.рнеет лицо р..бое

Задание № 13.

Прочитайте.

Сп..шит, зал..вает, к..лючий, в..твистый;

В..ликан, п..левой, г.ристый, гр..зовая;

Уг..сает, выгл..дит, бр..тишка, гр..знуля.

Определите, какой части речи нет в первой и второй цепочках.

Дополните каждую из них необходимыми словами из третьей цепочки.

Составленные цепочки слов напишите, вставляя пропущенные буквы.

 

Ломакина Л.П.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Задание № 1

Использование опорных таблиц.

На таблице ученик видит необходимое для ответа слово, учится давать с опорой на неё точные смысловые ответы.

Последующие упражнения проводятся на группах слов. Записано шесть групп слов с безударной гласной в корне, требующих для проверки корня образования однокоренных слов разными способами либо формы того же слова. Лицевую сторону таблицы дети прочитывают перед словарной работой как напоминание.

Один – много

Много – один

Что делал? – Что

Что делает? –

делает?

Что сделал?

Сосна – сосны

Столбы – столб

Кормил – кормит

Встаёт – встал

Тропа

Дома

Возил

Ведёт

Зерно

Снопы

Таскал

Раздевает

Гнездо

Поля

Носил

Пришивает

Река

Дожди

Пилил

Помогает

Звезда

Зонты

Полол

Поливает

Гроза

Цветы

Катал

Подметает

Стрела

Листы

Дарил

Плетёт

Доска

Сады

Ходил

Одевает

Окно

Столы

Вязал

Лежит

Стена

Хоры

Ловил

Стекло

Полы

Писал

Плита

Болты

Сажал

Семья

Ножи

Смотрел

Сестра

Глаза

Тащил

Нога

Носы

Лизал

Голова

Слоны

Лицо

Мячи

Коса

Волы

Пила

Дворы

Коза

Голы

Овца

Колы

Свинья

Сады

Перо

Бобы

Подобрать проверочные слова:

Красивый, золотой, ходили, сажали, тропа, зерно, гнездо, спасает, украшает, сосна, охраняет, столбы, снопы, водянистый, поля, косилка, дожди, запах, говорили, зонты, цветы, пастух, волы, бобы.

Грозовая, листы, молотилка, гроза, голодание, стрела, накатался, плита, доска, кора, пастух, поглядел, полевой, посмотрел, солить, отцветает, зелёный, сосна, легла, посинел, обещают, начинается, сливались.

Замерзали, поспешили, оставалась, показали, весёлый, дома, окно, подхватил, потянул, ночной, заслонила, весной, завивается, небесный, пестреет, тенистый, очищает, загляделся, удивляться, перенесла, возить, обнесли, починить.

Победил, бродил, ходил, звезда, сова, коза, овца, ловил, схватил, приносил, посадил, накосил, осмотрел, тяжёлые, провалился, покатался, вытащили, потяжелели, проносились, загляделся, запах, долина.

Перо, голова, стекло, стена, оживил, блестели, весело, дождевой, ветерок, коса, отдохнул, зацепился, выклевали, заболела, приласкал, спешил, поседел, далеко, вплотную, косой, спортивные, зелёная, улетел.

Катает, качает, копает, гребёт, одевает, мячи, болты, дворовый, хоры, поля, плетёт, подметает, лежит, лизал, ловил, таскал, семья, лицо, сосна, кора, деревья, висит, поседел, посидел, долина, скотина, пастух.

Задание № 2

Дифференцированный подход к обучению при закреплении (вариантно-групповая форма работы).

1 вариант

Вставь пропущенную безударную гласную, подчеркни проверочное слово:

гряды – гр.да скалы – ск.ла

цены – ц.на вёсны – в.сна

след – сл.ды травы – тр. ва

2 вариант

Вставь пропущенную безударную гласную, предварительно подобрав проверочное слово:

...– м.ста ... – стр.на

... – з.мля ... – л.са

... – с.ва ... – п.ля

3 вариант

Спиши предложение, вставляя пропущенную безударную гласную. Подчеркни слова, которые нельзя проверить:

Л.са хв.стом зам.ла сл.ды и уб.жала от с.бак.

4 вариант

Найдите слово с безударной гласной в корне слова, припиши проверочное: После дождя пахнет в лесу грибами. В траве краснеют мухоморы. На лесных полянах показались золотые лисички.

Знакомлю весь класс с вариантами самостоятельной работы. Ученики обдумывают варианты и выбирают посильный для себя. Путь, избранный учеником, не только характеризует его возможности, но и заставляет ребёнка пережить чувство удовлетворённости от того, что он выполнил работу, по содержанию равнозначную работе своих товарищей.

Задание № 3

Обучение правописанию на коммуникативной основе.

Суть таких упражнений состоит в том, что дети включаются в проблемно-речевые ситуации на уроке (написать письмо, заметку в газету, подписать картинки в своей книжке-самоделке, научиться правильно записывать свой и чужой адрес и т.п.), выход из которых они находят путём поиска наиболее оптимального способа обозначения орфограммы буквой.

Задание № 4

Работа в парах сменного состава.

Каждому ученику даётся текст (карточка). Тексты разные. Все ученики рассаживаются по парам. Работа проводится так:

Первый ученик из пары читает текст по предложениям (слова), другой пишет (дети диктуют текст друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).

Второй ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.

Затем каждый берёт тетрадь своего соседа и без заглядывания в карточку проверяет списанный диктант.

После этого ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют вместе сначала диктант первого ученика, потом диктант второго ученика.

№ 1.

1. Ст.лы, м.сты, к.ты, сл.ны, м.ря, б.лъной.

2. З.рно, гн.здо, п.ро, в.дро, в.сло, р.ка, с.стра.

3. З.мля, пч.ла, в. сна, л. сник, стр. на, з.ма.

4. Ск.ла, ст.на, г.ра, тр.ва.

5. Д.тей, р.ды, цв.ток. кр.ты.

6. П.лы. н.сёт, вр.ча, х.лмы, с.сновый, п.лями.

7. К.рмитъ, б.льшой, ст.ят, х.лодный.

8. Ч.сы, сл.ва, ст.на, в.лы, д.ма, з.ма.

9. Ск.тина, ст.ит, к.вёр, х.лмы, л.дяная.

10. Гр.бы, с.ло, с.ды, в. сна, дв.ре, в л. су.

11. Л.дяная, стр.на, гн.здо, в.сло, в.дро, п.ро.

12. Гр.чи, гр.бы, цв.ток, з.ма, тр.винка, р.ды.

13. Ш.ловливый, д.тей, н.сти, см.шной, ст.лы.

14. К.тёнок, в.дичка, см.ла, х.дить, т.лпа.

15. Д. ска, ст. да, гр.чи, гр.за, п.ля, н.жи.

16. Древо, пч.ла, с.стра, к.са, п.га, хитрая л. са.

17. Сл.ны, м.ря, б.лъной, ст.ит, с.ва, кр.ты.

18. Дв.ры, м.сты, д.ма, к.ты, к.за, .вца. з.ме.

19. Гр.да, хл.ба, д.жди, с.ва, к.за, .вца. р.са.

20. Ст.лы, м.сты, к.ты, сл.ны, м ря, б.льшой.

№ 2.

1. Д.ждливый, св.стетъ, ст.лъной, пл.сатъ, зв.иок, пл.довитый, скр.петъ, с.деть на стуле.

2. Пч.ла, с.стра, р.ка, б.льшая, посп.ватъ, ств.лы, т.чёт, л.жат.

3. Гр.бешок, т.шина, гр.бы, стропа, гродской, м.лодой, п.сателъ, ст.ял.

4. К.са, к.лосья, з.рно, гн.здо, в.сло, в.дро, про д.ревья.

5. Д.лёкий, н.чная, т.желая, ч.рвивое, сл.ды, ст.пной, г.лоса, гр.бешок.

6. Поб.жала, обл.тел, созр.вает, тр.пинка, прив.ла, ст.ит, п.щат.

7. В.сною, л.тит, пос.дила, сп.шитъ в школу, зап.ватъ песню, пол.скатъ бельё, б р.да, в.селилась.

Задание № 5

«Проверь себя и соседа»

Цель: развитие навыков самоконтроля, выявление собственного способа нахождения орфограмм, повышение уверенности себе.

Содержание: учитель предлагает ученикам небольшое письменное задание, после выполнения которого они сначала проверяют свои работы (исправляя ошибки), а потом соседи по парте меняются тетрадями и проверяют друг друга (желательно отмечать ошибки другим цветом). После взаимопроверки учитель предлагает каждому ученику проанализировать: сколько ошибок и на какое правило он допустил при выполнении задания (и попытаться определить причины), сколько ошибок ему удалось обнаружить самостоятельно, какие ошибки он так и не нашёл и почему, что надо было сделать ещё, чтобы не пропустить допущенные ошибки, какие ошибки удалось обнаружить в тетради соседа, какие способы помогли в этом, что было проще: проверять свою работу или работу соседа и почему.

Задание № 6

Памятка для работы над ошибками.

Чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, знакомлю детей с «Памяткой самостоятельной работы над ошибками». Памятка подсказывает, на какое правило допущена ошибка, дан образец, как правильно исправить эту ошибку. Каждое правило имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запомнить и соотнести с орфограммой. Порядковый номер предлагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную ему орфограмму.

Задание № 7

Сигнальные карточки (веер букв).

Работа с сигнальными карточками позволяет вырабатывать хорошую реакцию детей, то есть готовность к быстрым действиям. Сигнальные карточки – эффективное средство, позволяющее включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучении, так как учитель сразу видит того, кто ошибся, и быстро помогает ученику.

Задание № 8

Перфокарты.

Перфокарты могут быть разделены на три уровня.

При выполнении заданий 1-го уровня ученик повторяет уже известную орфограмму.

Задание. Подчеркни безударную гласную в корне слова.

Ослепительный, пенёк, смешок, сладковатая, проследить, словечко, синева, присмотрела, снежинка, слабоватое, пересказать, принести, листок, рогалик.

2-й уровень предполагает выполнение заданий на отработку учебного материала, заставляющего отвечать (устно или письменно) на вопрос «Почему?».

Задание. Вставь безударную гласную в корне, найди проверочное слово. Д.карь – дикий, одичать, пож.летъ – жалко, жалею, ед.ничка – единица, единый, зв.рёк – звери, звериная, зн.ток – знатоки, познать, гл.зеть – глазок, сглазить.

3-й уровень – творческий, так как на этом этапе собраны задания: «Проверь. Исправь. Придумай»

Задание. Проверь, исправь ошибки, вставь нужные буквы, придумай предложение или словосочетание с одним из слов.

Пальто, питух, п.нал, выганять, вязанка, диревья, мефический, пч.ла, навичок, овечий, г.ворить, поднибесный, т.жёлый.

Задание № 9

Подготовка заданий на изученное правило для товарища.

В качестве домашнего задания детям предлагается записать на листочках в столбик пять или десять слов на изученное правило (например, на правописание безударных гласных в корне слова) с пропущенными буквами-орфограммами. Для этого рекомендуется полистать учебник, словарь или книгу. Следующий урок начинается с того, что школьники, сидящие за одной партой, кладут листы с домашним заданием посередине парты и проверяют друг у друга правильность составления задания: действительно ли пропущенные буквы – безударные проверяемые гласные в корне.

Проверять задание следует вдвоём: автор (ученик, выполнивший задание) шёпотом читает соседу записанное слово, устно выделяет корень. Сосед оценивает его работу:

а) ставит около слова плюс (+), если считает подходящим;

б) ставит знак вопроса, если не уверен, а сосед не смог его убедить (тогда с этим вопросом следует обратиться к учителю);

в) зачёркивает слово, если нашёл его «неподходящим» и сумел доказать автору задания его неправоту.

Второй этап работы начинается с обмена заданиями с сидящими за соседними партами. Теперь каждый ученик работает самостоятельно: вставляет пропущенные буквы, записывает «доказательство» (проверочное слово), выделяет корень.

 

Тонких О.И.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Задание № 1

К данным словам припиши противоположные по значению слова с безударными гласными в корне.

Дешевый – ...; удлинить – ...; сытый – ...; заболеть – ...; старый – ...; печалиться – ...; горячий – ...; молчать – ... .

Задание № 2

Спиши. Подчеркни безударную гласную в корне, проверяемую ударением.

Тишина. Вдруг среди стволов деревьев поднялась метель. Это на дорогу выбежали пятнистые олени. Они огляделись по сторонам и пошли к кормушкам.

Люди всю зиму помогают лесным жителям. У лесных столовых всегда много гостей.

Задание № 3

Прочитай шарады. Запиши слова-отгадки с проверочными словами.

(спешите – спишите)

(запевал – запивал)

С «Е» торопят, если знают, что недолго уж до срока. С «И» – учительница часто говорит в конце урока.

С буквой «Е» ты делал в хоре и таланта не таи. Принял горькое лекарство, делай быстро с буквой «И».

Задание № 4

Спиши. Рядом припиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.

Образец. Заниматься лепкой – лепить.

Наносить вред –

Сделать подарок –

Издавать крики –

Говорить дерзости –

Испытывать жалость –

Излучать свет –

Произвести посадку –

Задание № 5

Выпиши слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Подбери и напиши проверочное слово.

Подсказка – должно быть 12 слов.

Совенок

В лесу мы нашли гнездо. Там был совенок. Птенец не умел летать. Мы взяли его из гнезда. Сова налетела на нас. Глаза ее блестели.

Совенок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.

 

Шварева Л.Н.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

Заслуженный учитель Российской федерации

Задание № 1

Над словами с непроверяемыми написаниями во 2-4 классах я решила работать блоками. Все слова взяла из программы начальных классов.

Например:

Птицы, животные, Люди Страна Наречия

соловей девочка Россия хорошо

воробей мальчик Родина быстро

медведица учитель Москва весело

лисица ученик Новосибирск скоро

петух учительница город спасибо

собака дежурный деревня завтра

сорока ребята столица вчера

корова народ вокруг

заяц товарищ сейчас

медведь агроном теперь

животное директор потом

Всего блоков 17. После знакомства с любым блоком (который записан в ученическом словарике на строго определённой странице) учащимся предоставляется широкая возможность для закрепления правописания данных слов. Обязательно: орфографическое проговаривание (с чёткой артикуляцией), орфоэпическое проговаривание – хором, группами, индивидуально. А также подбор родственных слов, составление словосочетаний, предложений… Очень удобно задавать на дом повторять слова на определённых страницах, с которыми планируется дальнейшая работа на следующем уроке. Дети любят игру «Отгадай слово». Уровень сложности нарастает постепенно. Сначала загадывает учитель, потом – дети. Например, возьмём блок «Страна»:

– Найдите слово, в котором: 3 слога, второй слог – ударный, последний согласный звук всегда твёрдый (столица);

– Найдите слова, в которых: первый согласный звук всегда звонкий, а среди них – слово, в котором два звука обозначены одной буквой (Россия, Родина, Москва, Новосибирск) и т.п.

Задание № 2

Со 2 класса ведём «Тетрадь однокоренных слов». На первой странице ручкой с зелёной пастой запись: «Корни в однокоренных словах пишутся одинаково». И чем старше становятся дети, тем более сложные берём слова. Первыми в группе однокоренных слов записаны проверочные слова. Корни слов во всей группе выделены зелёной пастой.

Например:

Море, заморский, морской, моряк, морячка, мореход.

Двор, дворник, дворик, дворняжка, дворовый.

Крик, крикнуть, закричали, крикливый, крикун.

Лётчик, полёт, слёт, взлёт, перелётные, полетать, летательный.

Сказка, сказочка, рассказ, подсказка, рассказчик, сказочный, сказать, пересказать.

Мир, мирный, мирить, помирить, усмирить, примирение, перемирие.

Ясный, ясность, ясно, объяснить, разъяснить, пояснение, пояснительный.

Задание № 3

Из представленных игрушек выбрать те, в написании которых вы можете проверить безударный гласный. Сначала запишите проверочное, а потом проверяемое слово.

Даны игрушки: попугай, котик, слон, коза, пчела, неваляшка, лиса, сова, поросёнок.

Задание № 4

К данным прилагательным подберите однокоренные существительные первого склонения.

Тихий –

Чистый –

Добрый –

Жаркий –

Пёстрый –

Зимний –

Светлый –

Задание № 5

Сначала пословицы предлагает учитель. Объяснить их смысл и найти глаголы с безударным гласным в корне, требующим проверки. Потом дети получают задание для домашней работы: самостоятельно найти пословицы с безударными гласными в корне глаголов.

Свет победит тьму, а мир войну.

Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие.

Не спеши языком, а торопись делом.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Курить – здоровью вредить.

Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто говорит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.

Славу легче добыть, чем сохранить.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 189)
Комментировать Комментировать
(всего - 3)
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела