Роль социокультурной среды инклюзии в дошкольной образовательной организации

 
 

Петрова Екатерина Владимировна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

дошкольного отделения МАОУ СОШ № 217 г. Новосибирска

 

Роль социокультурной среды инклюзии в дошкольной образовательной организации

По статистике число детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в РФ постепенно возрастает – тем важнее интегрировать таких детей в общеобразовательные процессы. Сегодня дошкольные учреждения проходят через системную гуманистическую трансформацию, чтобы отвечать на вызовы такого социального феномена, как инклюзия. Инклюзивные ценности становятся обязательным компонентом образовательных концепций и технологий. Инклюзивное образование расценивается как образовательно-воспитательный процесс, в котором участвуют все дети, какие бы ни были у них физические, интеллектуальные и другие особенности. Все они интегрируются в систему образования, могут учиться в стандартных классах, при этом сами учебные заведения обязаны создавать определенные условия, безбарьерную среду для детей с ОВЗ, специальные меры поддержки и педагогического сопровождения [6].

Внедрение данной системы образования – инновация, которая предполагает, что все дети будут равноправны, к каждому будет применяться индивидуальный подход с учетом особенностей развития, чтобы содействовать социальной адаптации, развитию личности. Это гибкая система, направленная на то, чтобы развивающие условия образовательной среды были сбалансированы, вне зависимости от того, есть ли у ребенка ОВЗ или они отсутствуют. Не ребенок должен встраиваться, а система выстраивает соответствующую среду под его потребности [2].

Внедрение дошкольного инклюзивного образования организует образовательное пространство таким образом, чтобы учесть комплекс образовательных потребностей всех категорий учащихся. При этом организация такой системы является проблематичной. Практического алгоритма пока не выработано, как и единого представления о ней. В связи с чем можно обратиться к зарубежным наработкам, где такие идеи уже реализованы. При этом нужно понимать национально-культурную специфику, общее недофинансирование системы, вести широкую просветительскую работу.

Успешная инклюзия имеет положительные примеры, однако этот опыт не проанализирован, нет технологии экстраполяции данных технологий на всю систему [1]. Однако сегодня есть инструменты педагогического обеспечения, которые содействуют инклюзивному образованию, среди них:

– практикуемые дидактические принципы взаимодополняют друг друга, есть специфичные для сферы дошкольного образования;

– теоретический подход, при котором развивается адаптивная направленность при управлении сферой образования, учитывающая потребности всех категорий учащихся. Создаются инклюзивные группы в зависимости от возраста воспитанников в дошкольных учреждениях, сопоставляются как дидактические, специальные и общие, так и природосообразные принципы при управлении системой в условиях самоорганизации;

– разрабатывается модель, в рамках которой организация инклюзивного образования с адаптивно-развивающей направленностью управления образованием учитывает потребности обучающихся инклюзивных групп;

– разработаны критерии и показатели воплощения модели на практике.

Стоит отметить, что в законодательной базе достаточно документов и актов, которые регулируют вопросы инклюзии в дошкольном образовании. Итак, программы и проекты внедрения инклюзивных практик должны [7]:

– обеспечить равноправие, чтобы каждый ребенок мог гармонично развиваться в дошкольном возрасте, вне зависимости от того, какой нации он принадлежит, какого пола, на каком языке говорит, какой имеет социальный статус и особенности, включая ОВЗ;

– создать благоприятные условия, чтобы дети развивались в соответствии с возрастной нормой, спецификой личностного развития. Задача образования – раскрыть потенциал личности, наладить коммуникацию, социализировать воспитанников.

Инклюзивное дошкольное образование должно формироваться на определенных принципах. Все дети с ОВЗ должны обучаться и воспитываться в обстановке, которая соответствует их потребностям. Создание развивающей предметно-пространственной среды нужно обосновывать образовательными потребностями воспитанников, уровнем их личностного развития, психологической готовности к освоению учебной программы. Подобный подход мотивирует воспитанников на творчество, самостоятельный поиск, проявление инициативы, реализацию свои талантов не только в условиях образовательного учреждения, но и в повседневности. Ребенку важна поддержка, чтобы выработать позитивную, адекватную самооценку. Предметная среда должна носить развивающий характер, дети должны иметь возможность для наблюдения, сравнения, закрепления в памяти, с помощью наставника добиваться конкретных целей [3].

На современном этапе в России инклюзивное образование выстраивается как целостная система, чтобы дети, имеющие инвалидность, были интегрированы в социальную среду. По мнению российских специалистов, необходимо оперативно выявлять таких лиц, как можно раньше организовать условия и сопровождение для них [5]: требуется на раннем этапе выявлять пороки развития, корректировать состояние детей с младенческого возраста, диагностировать нарушения, готовить семью и самих детей с особыми потребностями интегрироваться в коллектив дошкольного, школьного заведения, уверенно чувствовать себя в инклюзивной среде. Нужны комплексные методы для социализации таких детей, в зависимости от нарушения, находиться в контакте с родителями, чтобы на дому был организован достаточно квалифицированный уход, специальная развивающая среда. Школьные учителя должны пройти переподготовку. Специальное инклюзивное пространство подразумевает использование спецоборудования, организацию режима безопасности. Дети, которые относятся к нормативному уровню по развитию, должны принимать сверстников с иным психофизическим статусом. Как уже отмечалось, все дети должны получать образование в условиях психолого-педагогического сопровождения.

Дошкольное образование должно создавать социокультурную инклюзивную среду, где все, несмотря на индивидуальные особенности, могут полноценно развиваться. В ее рамках транслируются ценности, нормы и культурные коды общества. Группа детей должна воспитываться на гуманистических принципах. Образовательная система должна адаптироваться под человека и его потребности, а не наоборот. При эффективной комплексной адаптации возможна успешная социализация, самореализация человека. Все участники образовательного процесса должны чувствовать себя комфортно.

Дошкольное образование, формирующее качественное социокультурное пространство, позволяет всем детям стать полноценными членами общества. Стоит отметить проблемы на этом пути. Система детских садов зачастую не снабжена пандусами, лифтами, может отсутствовать методический материал и квалифицированный персонал для работы с такими категориями детей, тьюторы, инклюзивное мышление в принципе, важно учитывать хроническое недофинансирование дошкольных учреждений, ощущается нехватка социальных объектов, в отрасли текучесть и дефицит кадров.

Чтобы создать конструктивную социокультурную инклюзивную среду в системе дошкольного образования, необходимо предпринять следующие шаги:

– Обучить педагогов и персонал, повышать квалификацию для работы с детьми с особенностями.

– Создать адаптированные программы и методики обучения, которые учитывают потребности воспитанников.

– Организовать совместные занятия и игры в инклюзивной группе с целью стимулирования взаимодействия и взаимопонимания в детской среде.

– Разработать индивидуальные планы поддержки для детей с ОВЗ с целью обеспечения необходимой помощи и поддержки.

Организация социокультурной инклюзивной среды в дошкольном образовании имеет следующие преимущества: повышается адаптация, самооценка детей с инвалидностью, они достигают образовательных целей, социализируются, потенциал каждого ребенка всесторонне раскрывается. Пребывание в детских садах для таких детей – важная ступень перед поступлением в школу, дальнейшей социальной интеграцией. Все дети готовятся жить в условиях разнообразного и инклюзивного общества.

Равноправие, принятие, гуманизм лежат в основе концепции инклюзивного образования. Дети учатся социальному взаимодействию, выстраивать межличностные отношения [4]. Специалисты считают, что инклюзивное обучение – инструмент разнообразия в образовательной системе. Дети с разными потребностями могут получить поддержку и образование. Применение данной формы содействует сближению традиционного и специального образования. Особые образовательные потребности должны учитываться при модернизации российского образования. Подобные институты – возможность улучшить качество жизни таких детей и их семей. В противном случае семья, где есть ребенок с инвалидностью, может в той или иной степени находиться в социальной изоляции. Только в последнее время на законодательном уровне принята нужная норма, что соцвыплаты остаются, даже если родители ребенка с инвалидностью работают неполный день. В свою очередь с созданием инклюзивной среды в дошкольных учреждениях у них также появляется возможность отправить ребенка в детский сад.

Организация социокультурной среды должна строиться на принципах системности, равноправия, терпимости, взаимоуважения. Принятие, включение в социальную среду – важный аспект доступности образования. Тем важнее повышать компетенции персонала, привлекать специалистов для сопровождения, чтобы развитие детей с инвалидностью было приемлемым. Атмосфера в учреждении должна быть позитивной, дружелюбной. Разнообразие, инклюзия подразумевают, что дети с особыми потребностями в достаточной степени будут участвовать в занятиях, играх, общении, мероприятиях социальной направленности. Необходимо оснащать учреждения соответствующим оборудованием, снабжать специализированными методическими материалами. Организация сопровождения подразумевает приглашение сторонних специалистов – логопедов, сурдологов, дефектологов, психологов.

В социокультурной среде развиваются социальные навыки, растет эмоциональное благополучие детей с ОВЗ. Это развивающая среда, где могут идти процессы самообучения при взаимодействии детей с разным уровнем здоровья. Это способствует укреплению эмпатии, толерантности, взаимопонимания. Наличие грамотно организованного социокультурного пространства – возможность повысить эмоциональный интеллект, самооценку, самопринятие. В этом пространстве особенно важны партнерские отношения с семьей детей с ОВЗ, сотрудничество со специалистами, согласованные действия. Вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс положительно сказывается в том числе на развитии мыслительной деятельности. Оптимальная инклюзивная среда должна создаваться комплексно, по межведомственному принципу.

Таким образом, организация социокультурной среды – важный компонент для инклюзии в дошкольных учреждениях. В результате продвигаются идеи равноправия, взаимного уважения, разнообразия, принятия, развиваются социальные навыки, укрепляются эмоциональное здоровье, сотрудничество с семьей и иными ответственными, заинтересованными лицами.

Список источников

1. Ануфриева Е.А. Педагогическое обеспечение инклюзивного образования дошкольников // Современное педагогическое образование. 2020. № 7.

2. Арсентьева Н.В. Инклюзивная среда образования в условиях дошкольного образовательного учреждения / Н. В. Арсентьева, К. П. Назарова, Н. Н. Рябухина. – Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2022. – № 5 (53). – С. 24-26.

3. Атькова Н.А. Инклюзивная образовательная среда для детей овз как возможность полноценной интеграции в общество // Вестник науки. 2021. №1 (34).

4. Аубакирова А.А., Абиева А.Ж. Инклюзивное образование - потребность общества // НИР/S&R. 2021. №4 (8).

5. Мартынова, И. С. Роль социокультурной среды инклюзии в современном образовательном учреждении / И. С. Мартынова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2023 – Т. 11 – № 4.

6. Тавстуха О.Г., Андреева Е.И., Михеева Е.В. Инклюзивная образовательная среда дошкольной организации // Вестник ОГУ. 2019. № 5 (223).

7. Федорцева М. Б., Литвинова Ю. А., Кречетова Н. М., Фрезе Н. В. Инклюзивная образовательная среда как условие развития и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями // СДО. 2017. № 3 (75).

Количество просмотров: 1004  

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль социокультурной среды инклюзии в дошкольной образовательной организации
2. Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО
3. Формирование мотивирующей личностно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении
4. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас»
5. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
6. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
7. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка»
8. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога
9. Цветной мир сенсорики
10. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!»
11. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу»
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
13. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР
14. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста
15. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ
16. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка»
17. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО
18. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников
19. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума»
20. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы