Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ

 
 

Горелова Ольга Артемовна,

педагог-психолог

МБДОУ д/с № 74 «Непоседы» г. Новосибирска

 

Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ

Эмоции играют важную роль в жизни детей дошкольного возраста. Они являются основным способом взаимодействия с внешним миром, позволяя детям выразить свои чувства в отношении окружающей среды. Эмоции стимулируют познание, способствуют всестороннему развитию и являются средством общения с окружающими людьми.

Период дошкольного детства является сенситивным периодом для формирования эмоциональной сферы. Именно в этот период развивается понимание эмоций, их контроль и умение выражать их. Исследования Лаптевой Ю. А. и Морозовой И. С. подчеркивают важность дошкольного периода в формировании следующих эмоциональных навыков: способности различать признаки экспрессии и идентифицировать их значения в контексте определенных эмоциональных состояний, эмпатии и способности предвидеть чувства других [1].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определяется задача формирования и развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как «развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений» [3, п. п. 2.6]. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования также выделены задачи эмоционального развития детей (п. п. 18.3.1, 18.4.1, 18.5.1, 18.6.1, 18.7.1). Особое внимание в деятельности педагога-психолога по развитию эмоциональной сферы у дошкольников в нашем учреждении уделяется следующим задачам:

– содействовать пониманию детьми собственных чувств и чужих эмоциональных состояний и переживаний, овладению способами эмпатийного поведения в ответ на разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых;

– формировать положительную самооценку, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности [4].

Особенно в эмоциональном развитии нуждаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Они нередко отстают в развитии эмоций от их нормативно развивающихся сверстников. Эти дети часто бывают эмоционально неустойчивыми, их настроение меняется чаще обычного, они ощущают беспокойство и испытывают высокую степень тревожности.

Дети дошкольного возраста с ОВЗ отличаются психоэмоциональной напряженностью и большим количеством страхов. Они склонны к мнительности, чувствительности, неуверенности в себе и своих силах. У них зачастую наблюдается заниженная самооценка и недоверие к окружающим взрослым. Это, в свою очередь, приводит к формированию у детей с ОВЗ психологической защиты в виде агрессии, направленной на окружающих. Излишняя тревожность, страхи, агрессивное поведение и замкнутость негативно сказываются на их личностном развитии, социальной адаптации и социализации.

Одним из средств развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ может выступать техника рисования песком. Рисование песком позволяет детям выразить свои чувства и эмоции в творчестве, которые они не могут выразить словами. Они могут создавать зрительные образы, которые отражают их внутренний мир. Этот процесс помогает им осознать и разобраться в своих эмоциях, а также снять внутреннее напряжение. Помимо этого, работа с песком способствует развитию творческих способностей детей. Они могут использовать песок, чтобы создавать различные формы и композиции, проявляя свою фантазию и воображение. Это стимулирует развитие их пространственного, тактильного восприятия и мелкой моторики руки.

Еще одно важное преимущество рисования песком – это возможность самовыражения и самореализации. Дети могут испытывать радость и гордость за свои творения, они могут ощутить себя авторами и контролировать процесс создания. Это способствует повышению их самооценки, уверенности в себе и личностному росту.

В целом рисование песком является ценным инструментом развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ. Оно помогает им лучше познать мир, выразить свои эмоции, развить творческие способности и укрепить свою личность [2].

В нашем дошкольном учреждении с успехом применяется техника песочного рисования в рамках психологического кружка «Шаг вперед». Основная цель работы данного кружка заключается в создании условий, способствующих гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников посредством обучения техники песочного рисования «Sand-Art». Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут с детьми с ОВЗ среднего дошкольного возраста в малых подгруппах (3-5 человек). Для работы используются световые песочные планшеты и кварцевый песок.

Важно отметить, что рисование песком имеет некоторые противопоказания. Например, не рекомендуется данная техника для детей, страдающих аллергией на пыль, астмой или имеющих нарушения целостности кожных покровов на руках. В связи с этим рекомендуется уточнить у родителей сведения о состоянии здоровья детей и взять письменное согласие на работу с песком.

Структура каждого занятия включает подготовительный, основной и завершающий этап. На подготовительном этапе проводится беседа с детьми о предстоящем занятии, разминка, обсуждение элементов рисунка, а также основные правила безопасности работы с материалами и оборудованием. На основном этапе дети непосредственно работают с песком по заданной теме. На завершающем этапе обсуждаются полученные результаты, настроение детей и приводится в порядок рабочее место.

Для начала и окончания занятий с песком используется особый ритуал приветствия и прощания, для которого используется художественное слово. Занятия проходят под музыкальное сопровождение, чаще, это классическая музыка, которая стимулирует воображение и помогает ребенку снять психоэмоциональное напряжение.

Рисование песком – новая техника для детей, поэтому важно заинтересовать их, научить правилам обращения с песком и показать приемы рисования. Для этого используются фотографии рисунков, видеоматериал, показ способов и приемов рисования песком (высыпание, закидывание, вытирание, отпечатка, насыпание: кулаком, щепотью, ладонью) и демонстрация создания рисунка педагогом. Педагог имеет свой песочный планшет, на котором он рисует, тем самым демонстрируя детям, как возникает целый образ рисунка и параллельно проговаривая порядок создания рисунка. Таким образом, дается словесная инструкция детям и напоминание в виде фототаблицы.

Чтобы побудить детей к созданию выразительных рисунков, используются приемы образного восприятия мира, художественное слово, придуманные истории, беседы, вопросы и музыка. Очень важно просмотреть и проанализировать детские работы, так как это позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности. Обсуждение понравившихся образов, способов изображения и впечатлений помогают детям развиваться и улучшать свои навыки. В конце занятия педагог обязательно фотографирует песочные картины детей для того, чтобы в конце учебного года организовать фотовыставку для ребят и их родителей. Таким образом, родители могут увидеть достижения своих детей.

Для оценки эффективности работы в данном направлении проводится диагностика эмоционального состояния и мелкой моторики руки детей в начале и в конце учебного года. В данной диагностике используются различные методики, включая модификацию теста детской тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) и методику «Кинотеатр», социометрическую пробу «День рождения» (методика Панфиловой М. А.), детский апперцептивный тест (САТ) (Л. Беллак), тест «Лесенка», оценку уровня развития мелкой моторики (методика Т. Гризик, Л. Тимощук) и методику оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка.

Рисование песком расширяет внутренние резервы детей и повышает их уровень развития. Оно помогает детям обрести уверенность в себе, развивать нестандартное мышление, улучшить дисциплинированность и концентрацию внимания. Дети, научившись рисовать песком, осваивают новые движения и учатся взаимодействовать друг с другом. Повторение упражнений помогает им без особых усилий закреплять полученные навыки, причем отдельные элементы могут совершенствовать в дальнейшем. Структурированное рисование кончиками пальцев способствует воплощению воображаемых образов и делает процесс обучения более эффективным.

После нескольких занятий песочного рисования дети начинают проявлять большую речевую активность. Они становятся более спокойными и расслабленными, активней взаимодействуют с другими детьми. Кроме того, их интерес к занятиям постепенно возрастает.

Рисование песком является эффективным инструментом, способствующим развитию социальных навыков и эмоциональной сферы у детей с ОВЗ. Через проигрывание ситуаций из жизни на песке они осваивают навыки конструктивного взаимодействия с окружающими, развивают способность выражать свои эмоции и чувства и становятся увереннее в себе и своих силах.

Литература

1. Брель Е. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогической поддержки / Е.Ю. Брель // Вестник КемГУ. Гумантираные и общественные науки. 2020. № 4 (2). С. 95-106.

2. Денисенко Ю. С. Рисование песком как средство гармонизации эмоционально-личностного развития детей сирот: Методические рекомендации / Ю.С. Денисенко // Новосточный: МКОУ детский дом «Ласточкино гнездо». 2016.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (с изм. и доп.): утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. Редакция с изменениями от 08.11.2022. № 955.

4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: утв. приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028.

Количество просмотров: 424  

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль социокультурной среды инклюзии в дошкольной образовательной организации
2. Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО
3. Формирование мотивирующей личностно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении
4. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас»
5. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
6. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
7. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка»
8. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога
9. Цветной мир сенсорики
10. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!»
11. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу»
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
13. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР
14. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста
15. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ
16. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка»
17. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО
18. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников
19. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума»
20. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы