Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО

 
 

Фомкина Елена Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

дошкольного отделения МАОУ СОШ № 217 г. Новосибирска

 

Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных организациях (ДОО) очень важна и актуальна. Дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе, индивидуальной поддержке и специализированных методиках обучения. Работа с такими детьми требует специальной подготовки педагогов и специалистов, чтобы обеспечить им комфортные условия для развития и обучения. Важно создавать инклюзивную образовательную среду, где дети с ОВЗ могут чувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Это способствует их социализации, развитию навыков и умений, а также повышению самооценки. В работе с детьми с ОВЗ важно учитывать их индивидуальные потребности, строить на основе их способностей и интересов индивидуальные образовательные планы. Такой подход помогает детям с ОВЗ развиваться и достигать успехов в обучении.

Дети с ОВЗ – это дети, имеющие патологии в развитии и нуждающиеся в особом подходе[1]. По закону «Об образовании в РФ» дети с ОВЗ могут посещать общеобразовательный детский сад, воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого создаются специальные группы (комбинированной направленности), все дети имеют равные права на получение образования. Для детей с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка[2].

Я руководствуюсь принципами, которые помогают в развитии ребёнка с ОВЗ[3]:

1. Принцип индивидуального при выборе методов обучения и средств обучения поддержки и воспитания детей с учётом всех особенностей ребенка.

2. Принцип поддержки самостоятельности ребенка.

3. Принцип развития активности детей в образовательном процессе.

4. Принцип вариативности в организации обучения и воспитания обучения ребенка.

5. Принцип взаимодействия педагога и родителей.

Именно на основе данных принципов выстраиваются средства, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО.

Средства обучения и воспитания, которые используются в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания как совокупность дидактических, учебно-методических и материальных ресурсов, которые эффективно решают воспитательно-образовательные задачи в оптимальных условиях.

Согласно общепринятой современной типологии, средства обучения подразделяются на следующие виды[4]:

– печатные (различные книги для чтения, учебные пособия, учебники, хрестоматии, атласы, рабочие тетради, раздаточный материал, хрестоматии и другие);

– электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы и так далее);

– аудиовизуальные (учебные кинофильмы, образовательные видеофильмы, слайд-фильмы);

– наглядные плоскостные (настенные карты и иллюстрации, плакаты, магнитные доски);

– демонстрационные (макеты, гербарии, муляжи, стенды, демонстрационные модели);

– учебные приборы (колбы, компас, барометр и другие);

– спортивные оборудования и тренажеры (спортивные снаряды, гимнастическое оборудование, мячи, автотренажеры и прочее).

При работе с детьми с ОВЗ в ДОО я традиционно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного воспитания, развития и обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу в первую очередь важно обеспечить взаимодействие детей в процессе развития и обучения.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность как познавательно-речевого характера, так художественно-продуктивного. Достоинствами этой формы обучения являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.

В работе с родителями детей с ОВЗ используются такие формы:

– Консультирование. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.

– Дни открытых дверей – родители посещают группу вместе с ребенком, наблюдают за работой воспитателя.

– Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать в них.

В свою очередь методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО весьма разнообразны, далее рассмотрим наиболее распространенные и эффективные из них.

Игротерапия. Игра является основным занятием и ключевой активностью детей с самого раннего возраста. Она помогает детям понять окружающий мир, развивает критическое мышление, воображение и фантазию. Игровая терапия используется для помощи детям преодолеть различные трудности в развитии, решить проблемы поведения и выяснить истинные причины беспокойства ребенка[5]. Результатом такой терапии является улучшение самооценки, развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности и страха. Игровую терапию обычно проводят в сенсорной комнате или, в случае групповой терапии, в музыкальном зале с участием музыкального руководителя.

Психогимнастика – это комплекс специальных упражнений для стимуляции умственной и физической активности детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях. Она помогает развивать координацию движений, мелкую моторику, восприятие, концентрацию внимания, память, логическое мышление и другие психические процессы. Рассмотрим несколько примеров психогимнастики для детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях.

Упражнение «Скрытые предметы». Предложите детям различные предметы (например, кубик, мячик, игрушку) и попросите их закрыть глаза. Затем спрячьте предметы в разных местах помещения и попросите детей найти их только на ощупь. Это упражнение развивает тактильное восприятие, концентрацию внимания и пространственное мышление.

Упражнение «Музыкальные движения». Включите музыку и попросите детей придумать движения, соответствующие ее настроению. Например, при бодрой музыке дети могут двигаться быстро и активно, а при медленной и спокойной музыке – медленно и плавно. Это упражнение помогает развивать ритмическую координацию движений и чувство музыкальности.

Упражнение «Словесная ассоциация». Предложите детям назвать как можно больше слов, связанных с определенной темой или категорией (например, животные, фрукты, цвета). Это упражнение помогает развивать лексический запас, ассоциативное мышление и память.

Упражнение «Пазлы на картинке». Предложите детям картинку и попросите их описать, что они видят на ней. Затем разрежьте картинку на несколько частей и попросите детей восстановить изображение, собирая пазлы. Это упражнение развивает визуальное восприятие, анализ и синтез.

Эти упражнения можно проводить как в виде игровых занятий, так и в индивидуальной форме, с учетом особых потребностей детей с ОВЗ. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому нужно адаптировать упражнения в соответствии с его возможностями и потребностями.

Одним из инновационных и продуктивных методов работы с детьми с ОВЗ в ДОО является метод построения кластеров. Кластер представляет собой объединение нескольких однородных элементов, которое рассматривается самостоятельной единицей, обладающей конкретными свойствами (блок-схема). Данная технология позволяет в большей степени учитывать своеобразие нарушений речи и компенсировать их. Благодаря схематическим образам происходит более быстрое формирование закономерностей устной и письменной речи. Кроме этого, внимание у детей с ОВЗ становится устойчивее, быстрее запоминаются наглядно-схематические образы, развивается абстрактное мышление, словесно-логическая память. Данный метод способствует расширению словарного запаса, построению связных высказываний, формированию умений рассуждать, формулировать выводы.

Эффективным методом также выступает использование индивидуальной модальности детей с ОВЗ, то есть максимально использовать ведущий канал приема информации каждого ребенка. Когда у ребенка ведущим является визуальный канал при обработке информации, то он сразу превращает слуховые и другие сигналы в зрительные образы. Дети с ведущим слуховым каналом все делают через речь, то есть слушают, размышляют, говорят. А кинестетики все переводят на язык телесных ощущений, вкуса, обоняния.

Особое внимание уделяется песочной терапии, в рамках которой рекомендуется использовать различные игры и игровые упражнения с песком или манкой. Дети погружают руки в песок, что способствует снятию психоэмоционального и мускульного напряжения, развитию мелкой моторики рук. Кроме этого, дошкольники раскрепощаются, не боятся неправильно нарисовать, потому что на песке все можно исправить. Обыгрываются сказки в песке, придумывают рассказы и пр.

Метод проектов – самостоятельная целенаправленная активная деятельность самого ребенка. На этом этапе задачей педагога является всяческое одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы. Данный метод знакомит детей с новой информацией, позволяет накапливать поисковый опыт, формирует умение выстраивать свою работу в соответствии с планом, формулировать вопросы и знать ответы на них, видоизменять полученные сведения, строить предположения, уметь предоставлять результаты своей работы (выступление с проектом). Особый интерес представляет собой использование метода творческих проектов, который может быть выполнен в нетрадиционной технике, например, аппликация из круп – это наиболее простой и доступный способ работы с детьми, который дает возможность широко использовать данное средство не только в оформительских целях (открыток к праздничным датам, оформление выставок, пособий и т. д.), но и в развитии детей. Благодаря сочетанию различных видов круп можно создавать изображения, которые очень интересны по фактуре. Делать аппликации из круп очень полезно для дошкольников, ведь перебирание крупы способствует развитию мелкой моторики рук, развивает усидчивость, фантазию, воображение и мышление. Использование данного метода позволяет организовывать творческие конкурсы, выставки, а также проводить коллективные работы по созданию панно, совместных коллажей и т. д.

Музыкотерапия в сочетании с другими видами искусства способна корректировать различные эмоциональные нарушения и психоречевое развитие. На занятиях используются разнообразные упражнения, включая прослушивание музыки, звуков природы и животных, а также выполнение ритмичных движений под музыку.

Помимо нестандартных методов работы с детьми, значительное внимание уделяется традиционным методам обучения, которые способствуют развитию воображения и речи у детей дошкольного возраста. Современные подходы включают в себя элементы развивающего обучения и интеграцию информационных и развивающих методов.

Рассмотрим основные подходы, которые используются при работе с детьми с ОВЗ:

1. Индивидуальный подход. Ребенок с ОВЗ нуждается в схеме работы, которая учитывает его особые потребности и ограниченные возможности. К примеру, адаптация материалов и методик к уровню развития и способностям ребенка, использование индивидуальной обучающей программы и т. д.

2. Визуализация. Многие дети лучше понимают информацию, которую они видят, а не слышат или читают. Поэтому создание визуальных материалов (картинок, диаграмм, схем) помогает ребенку хорошо воспринимать и запоминать материал.

3. Игры и активность. Игровой подход с элементами активности – действенный способ обучения детей с ОВЗ. Он используется для получения знаний, повторения материала, улучшения моторики, развития социальных навыков.

4. Коммуникация и социализация. Дети с ОВЗ часто испытывают трудности в общении и взаимодействии с окружающими людьми. Важно создать для них комфортную обстановку, где они могут свободно выражать свои мысли и чувства, а также поддерживать развитие их социальных навыков.

5. Позитивный подход. Позитивное отношение, поддержка и поощрение достижений педагогами способствуют повышению уверенности и мотивации ребенка.

Таким образом, эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО должны определяться индивидуально в зависимости от особенностей ребенка и возможностей того или иного учреждения.

Список использованной литературы

1. Абдуллаева М. Н. Дети с ограниченными возможностями здоровья и роль семьи в их развитии / М. Н. Абдуллаева // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Дербент, 27 февраля 2020 года. – Москва: ООО "Парнас", 2020. – С. 354-357.

2. Гилева Е. В. Методы деятельности педагога при работе с детьми ОВЗ в ДОУ. Песочная терапия / Е. В. Гилева // Символ науки: международный научный журнал. – 2019. – № 10. – С. 79-81.

3. Камрукова К. Д. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья дома и в детском саду / К. Д. Камрукова // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Чита, 24–25 ноября 2022 года / Отв. редактор А.И. Улзытуева. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2022. – С. 146-150.

4. Ларина А. Г. Использование активных методов и средств обучения в работе педагога в ДОУ / А. Г. Ларина, Н. В. Белинова // Актуальные вопросы современной науки: сборник статей по материалам XVI международной научно-практической конференции, Томск, 21 ноября 2018 года. Том Часть 3(3). – Томск: Общество с ограниченной ответственностью Дендра, 2018. – С. 87-94.

5. Таныгина О. А. Работа с детьми с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения / О. А. Таныгина, Э. И. Попова, Д. И. Краснощекова // Современная образовательная среда: теория и практика: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 30 апреля 2019 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. – С. 121-122.


[1] Абдуллаева, М. Н. Дети с ограниченными возможностями здоровья и роль семьи в их развитии / М. Н. Абдуллаева // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения : Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Дербент, 27 февраля 2020 года. – Москва: ООО "Парнас", 2020. С. 354.

[2] Гилева, Е. В. Методы деятельности педагога при работе с детьми ОВЗ в ДОУ. Песочная терапия / Е. В. Гилева // Символ науки: международный научный журнал. – 2019. – № 10. С. 79.

[3] Камрукова, К. Д. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья дома и в детском саду / К. Д. Камрукова // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика : Материалы VII Международной научно-практической конференции, Чита, 24–25 ноября 2022 года / Отв. редактор А.И. Улзытуева. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2022. С. 149-150.

[4] Ларина, А. Г. Использование активных методов и средств обучения в работе педагога в ДОУ / А. Г. Ларина, Н. В. Белинова // Актуальные вопросы современной науки : сборник статей по материалам XVI международной научно-практической конференции, Томск, 21 ноября 2018 года. Том Часть 3(3). – Томск: Общество с ограниченной ответственностью Дендра, 2018. С. 88.

[5] Таныгина, О. А. Работа с детьми с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения / О. А. Таныгина, Э. И. Попова, Д. И. Краснощекова // Современная образовательная среда: теория и практика : Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 30 апреля 2019 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2019. С. 121-122.

Количество просмотров: 579  

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль социокультурной среды инклюзии в дошкольной образовательной организации
2. Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО
3. Формирование мотивирующей личностно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении
4. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас»
5. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
6. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
7. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка»
8. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога
9. Цветной мир сенсорики
10. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!»
11. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу»
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
13. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР
14. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста
15. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ
16. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка»
17. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО
18. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников
19. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума»
20. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы