Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине

 
 

Фурцева Валентина Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ с. Завьялово» НСП детский сад «Боровичок»

Искитимского района Новосибирской области

 

Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из направлений развития и образования детей выделяет речевое развитие, понимая под этим владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества.

Владение связной речью является необходимым условием, во-первых, полноценного общения с окружающими: помогает ребенку стать контактным, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах, способствует становлению черт характера. Во-вторых, полноценное владение родной речью – это «необходимое условие для дальнейшего развития и образования, так как оно дает возможность поделиться своими мыслями, уточнить и пополнить свои знания». И поэтому одной из актуальных и отвечающих современным требованиям становится проблема узучения особенностей становления связной речи, поиск эффективных способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми. Традиционные методики развития связной речи предполагают использование таких приемов, как мотивационная установка, образец рассказа, совместное рассказывание, анализ образца рассказа, план рассказа, рассказ по частям, наглядное моделирование рассказов и т.д. Однако при использовании данных приемов развития связной речи предполагается ведущая роль взрослого.

Отдавая должное традиционным методам и приемам развития речи, я обратила внимание на методику развития речемыслительной деятельности в ТРИЗ-технологии, где на первое место выходит продуктивная деятельность детей – самостоятельный и активный поиск с правом выбора, который предоставляет взрослый. Целью моего исследования стало изучение методических аспектов обучения детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по сюжетным картинам с использованием методов ТРИЗ-технологии. Изучила методическую литературу Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх «Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников»; Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко «Технологии развития связной речи дошкольников»; Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ)». Основополагающим моментом в технологии ТРИЗ по развитию связной речи дошкольников является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления посредством системы игровых упражнений.

Освоение обобщенных способов составления рассказов по картине включает 9 этапов. Для работы с детьми я разработала презентацию по всем этим этапам. Она используется как алгоритм действий в работе над картиной. Я подобрала картинки (эмблема) для каждого этапа. Когда ребенок видит эмблему, то он уже знает, какие нужно совершить мыслительные действия.

Содержание этапов

Следующая игра «Найди самое удачное название картины». Дети учатся озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». Ребенок выбирает пословицу, которая может быть названием картины.

Итоговое занятие. Составление детьми творческих рассказов по картине.

Важно понимать: при составлении рассказа по картине ребенок должен сначала мысленно назвать объекты; увидеть связи между ними; представить возможные ощущения; найти местоположение объекта на картине; подумать о том, что было и что будет с конкретными объектами; сделать сравнение по выбранному признаку. Чтобы рассказ получился интересным, найти рифмовку или составить рассказ от имени какого-либо объекта на картине и осознать житейскую мудрость, подходящую к ситуации. Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.

Составленные детьми творческие рассказы по картинам (Технология ТРИЗ) «Вот так покатался!» и И.И. Левитана «Золотая осень» я опубликовала на сайте «Солнечный свет».

Количество просмотров: 334  

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль социокультурной среды инклюзии в дошкольной образовательной организации
2. Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО
3. Формирование мотивирующей личностно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении
4. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас»
5. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
6. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
7. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка»
8. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога
9. Цветной мир сенсорики
10. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!»
11. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу»
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
13. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР
14. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста
15. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ
16. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка»
17. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО
18. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников
19. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума»
20. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы