Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!»

 
 

Святошенко Ирина Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

 

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!»

Кому из воспитателей не знаком такой портрет дошкольника: «ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». В каждой группе детского сада найдется хотя бы один такой малыш. Это описание гиперактивного ребенка приводит известный американский психолог В. Оклендер. Воспитатель наблюдает ребенка в ходе общения и его деятельности в течение всего дня, и поэтому многие моменты в поведении ребенка для него более понятны, чем для родителя. Осуществляя целенаправленное педагогическое наблюдение за поведением ребенка, педагоги могут предположить (не поставить диагноз, а предположить!), что малыш гиперактивен и порекомендовать родителям (законным представителям) обратиться за консультацией, а возможно и помощью, к специалисту.

Согласно эпидемиологическим исследованиям разных стран, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (далее СДВГ) встречается у детей во всем мире достаточно часто. По данным российского психологического центра изучения и коррекции поведенческих реакций, почти 20 % малышей в России страдают СДВГ (мальчики чаще, чем девочки). И это только зафиксированные показатели среди детей дошкольного возраста. В начале 80-х годов из более широкого понятия «минимальной мозговой дисфункции» был выделен термин «синдром дефицита внимания». Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это нейроповеденческое и психическое расстройство, которое характеризуется импульсивностью, ослабленным или полностью отсутствующим тормозящим контролем, ограниченной рабочей памятью. Это значит, что ребёнок плохо управляет своими реакциями и поведением. Он совершает действия необдуманно, под влиянием сиюминутных стимулов или эмоциональных переживаний. Ему трудно планировать, следовать общепринятым правилам и запоминать информацию. По этим причинам качество жизни ребёнка с СДВГ снижается. Из-за невнимательности затруднён процесс обучения и приобретения полезных навыков. Ребёнку сложно выстроить долгосрочные конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми. Общество воспринимает малыша как глупого, вспыльчивого, невоспитанного и раздражающего. У детей с СДВГ нехватка реактивного и упреждающего контроля распространяется на все сферы: обучение и игра, речь и взаимоотношения с окружающими, организованность и двигательная активность, эмоциональное состояние и волевые усилия. Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд описывают критерии выявления гиперактивности у ребенка, опираясь на которые можно составить индивидуальную беседу с родителями (законными представителями) ребенка с целью оказания ему помощи.

Как показывает практика, таких детей с каждым годом в детском саду становится все больше. Когда в нашу группу пришел ребенок с поведением, похожим на СДВГ, нам важно было найти к нему подход и стать для него авторитетом. Систематически наблюдая за ребенком и пробуя разные виды деятельности, я отметила, что Андрей (имя изменено) проявляет интерес к стихотворениям и легко их запоминает. Заучивание стихов развивает не только память, но и речь, особенно у детей, имеющих нарушения в звукопроизношении. Шаг за шагом мы вместе добивались хороших результатов, проговаривали каждое слово, работали над интонацией и выразительностью речи. Первое время это давалось нелегко из-за низкого уровня самоконтроля и быстрой утомляемости. Поэтому мы стали придерживаться общих правил работы с ребенком, у которого предполагается СДВГ, а именно:

– инициировали заучивание стихов и другую познавательную деятельность в утренние часы, а не вечером;

– делили работу на более короткие, но более частые периоды, использовали физкультминутки и смену видов деятельности;

– на начальном этапе работы снизили требования к точности воспроизведения или аккуратности в продуктивной деятельности, чтобы сформировать чувство успеха;

– использовали тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания);

– договаривались с ребенком о тех или иных действиях заранее, учитывали его мнение и выбор;

– давали короткие, четкие и конкретные инструкции;

– использовали гибкую систему поощрений («дай пять», физический предмет: игрушка, угощение), порицаний («я не довольна тем, как ты поработал», «ты можешь лучше»);

– поощряли ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

Однажды после прогулки мы с ребятами организовали творческую минутку, когда дети рассказывали любимые стихотворения друг другу. Сначала Андрей застеснялся, а я произнесла волшебные для него слова: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» Дети аплодировали выступлению Андрея, и это придало ему ещё большей уверенности и желания двигаться дальше. Эти слова стали девизом в нашей дальнейшей работе. Исполнение стихотворения ребенка с нормой развития и ребенком с СДВГ очень отличается, Андрею было трудно стоять на одном месте, он постоянно ходил или мог сесть на ковер и катать машинку, но при этом рассказывать стихотворение с выражением, соблюдением интонации, правильно расставлять акценты.

Понимая, что выступление перед зрителем стимулирует Андрея, мы предложили сначала его родителям, а потом и ему принять участие в конкурсе чтецов. Повинуясь своей импульсивности, Андрей согласился моментально, но все было очень непросто, страх выступления перед публикой он преодолел, осталось работать над контролем поведения. Больше всего помог метод поощрения и похвалы (важно не переусердствовать), небольшой сюрприз был Андрею наградой, если цель была достигнута и выступление получилось хорошим. Первый выход на сцену был на Всероссийском конкурсе «ДОСТОЯНИЕ СИБИРИ», где Андрей рассказывал стихотворение А. Шагиной «Карандаши». Я переживала в тот момент больше его. Наш девиз: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» я повторяла как мантру, и все получилось!

Для себя я поняла, что в ребенка главное вложить веру в себя, будь это ребенок с нормой развития или с СДВГ. Важно, чтобы он знал, что в него верят. В дальнейшем, когда Андрей пойдет в школу, умение собрать себя в нужной ситуации ему очень пригодится. Этот навык мы закрепляли неоднократно, было несколько выступлений на конкурсах разного уровня, где Андрей показывал хорошие результаты. Никто и никогда не подумал, что перед ними выступает ребенок с СДВГ. Главное правило в работе с такими детьми – быть для них авторитетом, не критиковать их за поведение, а помогать им контролировать его, быть наставником, находить индивидуальный подход и повторять заветные слова: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» Через интерес ребенка к стихам мы «проложили мостик» для Андрея к его самореализации, взаимодействию с другими детьми и взрослыми.

Количество просмотров: 496  

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль социокультурной среды инклюзии в дошкольной образовательной организации
2. Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО
3. Формирование мотивирующей личностно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении
4. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас»
5. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
6. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
7. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка»
8. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога
9. Цветной мир сенсорики
10. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!»
11. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу»
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
13. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР
14. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста
15. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ
16. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка»
17. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО
18. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников
19. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума»
20. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы