Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста

 
 

Палкина Ксения Ивановна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ № 218 г. Новосибирска

 

Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста

В настоящее время дети младшего школьного возраста (7-11 лет) с ОВЗ (ОНР, ТНР и др.) нуждаются в специальных коррекционных условиях с применением современных методов и технологий. Наилучший эффект для развития звукопроизношения детей достигается через интеграцию разных сфер педагогики и психологии и позволяет достичь наиболее качественных результатов, повысить общий уровень речевого развития. Так, например, применение на логопедических занятиях музыки и музыкальных игр способствует не только общему развитию ребенка, но и вместе с тем у ребенка улучшаются учебные и коммуникативные навыки, совершенствуются слуховое и зрительное восприятие, чувство ритма, обогащается словарный запас и улучшается устная речь. А также развивается мелкая и крупная моторика, двигательный и артикуляционный праксис, социальное и эмоциональное развитие.

В своей практике я опиралась на исследования Ольги Валерьевны Клезович, которая предлагает использовать следующие виды музыкальных упражнений: музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки, музыкально-речевые игры, музыкально-ритмические игры, игры с использованием музыкальных инструментов и музыкально-коммуникативные игры.

Музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки позволят развить у детей школьного возраста слуховое внимание, звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.

Музыкально-речевые игры направлены на усвоение интонационно-речевой модели эмоционального содержания музыки с простой мелодией и элементарной песенно-ритмической основой, которые постоянно сопровождаются движениями с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков.

Музыкально-ритмические игры направлены на формирование у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения.

Игры с использованием детских музыкальных инструментов предлагается применять в целях развития и коррекции тембрового слуха, метроритмического чувства, мелкой моторики рук в условиях специально организованного исполнения адаптированных для восприятия простых мелодий и ритмических аккомпанементов. Данный вид музыкальной деятельности несет в себе значительную коррекционную нагрузку комплексного характера (развитие мыслительной сферы, сенсомоторных способностей ребенка, зрительно-двигательной координации).

Музыкально-коммуникативные упражнения включают игры-приветствия, игры с игрушками с музыкальным сопровождением, ритмические упражнения с элементами расслабляющего массажа. Они помогут научить детей общаться с помощью музыки, совершенствовать их коммуникативную инициативу и активность.

Итак, рассмотрим более подробно музыкальные игры, которые я применяю на своих занятиях.

Музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки

1. Выполнение дыхательных упражнений помогает выработке диафрагмального дыхания, увеличивает объем легких, продолжительность и силу выдоха. Например: тема «Домашние птицы», упражнение «Гусь». Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука «Ш-Ш-Ш».

2. Развитие речевого дыхания в сочетании с прослушиванием цикла концертов для скрипки с оркестром «Времена года» А. Вивальди. Понадобятся тренажеры для развития речевого дыхания, соответствующие временам года: снежинки, цветы или бабочки, осенние листики, капли дождя и т.п.

3. Игра «Зимние забавы», муз. С. А. Коротаевой. Под музыку дети произвольно двигаются, изображая одну из зимних забав, а когда услышат остановку в музыке – замирают. Подобным образом можно проиграть любые лексические темы.

4. Игра «Музыкальный Язычок». Под детские песенки по тематике, соответствующие определённой артикуляционной гимнастике, предложить детям построить гримасы перед зеркалом под музыку.

5. Прослушивание музыки в разном исполнении (фортепиано, скрипка, труба; симфонический оркестр, оркестр народных инструментов; мужской, женский, детский хор). Вычленение солирующего голоса или инструмента, определение при восприятии на слух коллективного и сольного, вокального, вокально-инструментального и инструментального исполнения.

6. Слушание аудиосказки «Бременские музыканты» https://mp3tales.info/tales/?id=40 или чтение сказки и работа с текстом.

7. Подбор к прослушанной музыке близких по настроению произведений изобразительного искусства, литературы. Развитие представлений обучающихся о связи музыки с другими искусствами, их взаимосвязи с жизнью.

8. Игра «Азбука-потешка» из серии Е. и С. Железновых «Музыка с мамой» (Сборник коротких русских народных песенок, подобранных к каждой букве русского алфавита).

9. Использование «говорящей азбуки», «говорящего алфавита» и «говорящего плаката», «300 голосов и звуков».

10. Слушание – релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.

Музыкально-речевые игры

1. Пение тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаем движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Рекомендуется использовать маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки, проводить инсценировки.

Например, песню «Черепашонок», муз. И. Пономарёвой, инсценируем с игрушкой – черепашкой (лексическая тема «Животные жарких стран»). А песню «Шла лиса», муз. И. Пономарёвой, исполняют дети с игрушками-животными из кукольного театра (лексическая тема «Дикие животные»).

2. Интерактивная игра «Угадай мелодию» https://www.uchportal.ru/load/129-1-0-26296 или пение различных песен на выбор (тренировка дыхания, голоса и плавности речи). Подходит любая (даже взрослая) песня, которая нравится ребенку.

  

3. «Песни разные споём, чисто говорить начнём». Подборка детских песенок, помогающих при автоматизации уже поставленных звуков. https://www.youtube.com/watch?v=6bxTK8ZYrMk.

4. Использование на занятиях логопедических распевок.

5. Игра «Шла веселая собака». Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя его ритмический рисунок. Ход игры.

Шла веселая собака, чики, брики, гав!

А за ней бежали гуси, головы задрав.

А за ними – поросенок, чики, Брики, хрю!

Чики, Брики, повтори-ка, что я говорю!

6. Игра «Небо синее». Цель: дать детям понятие, что бывают долгие и короткие звуки. Ход игры: спеть песню на одном звуке, используя слоговые названия коротких и длинных звуков.

В не-бе пе-се-нки зве-нят,

Все ре-бя-та вверх гля-дят:

Мно-го в не-бе пти-чьих стай,

По-то-му что ме-сяц май.

Прохлопать ритмический рисунок песенки, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии. Длинный хлопок приходится на длинный звук.

7. Настольная игра «Музыкальное домино». Чтобы читать слова, надо знать буквы, а чтобы читать музыку, надо знать ноты. «Музыкальное домино» познакомит будущих музыкантов и всех желающих с нотной азбукой, превратив процесс обучения в развлечение. Это не совсем обычное домино – костяшек в нем не 28, а 36, и стыковка производится не только в линию, но и по всем четырем направлениям. Каждая карточка, как всегда в домино, разделена на две части. Справа на карточке изображен нотный стан с басовым или скрипичным ключом и нота. Слева изображена картинка, название которой содержит название одной или двух нот, например, это может быть «ФАзан», «РЕмень» или «цапЛЯ». В процессе игры ноты стыкуются с картинками, в которых есть их название. Пройдет совсем немного времени и читать ноты для вас станет не сложнее, чем обычные буквы.

В игре могут принимать участие от 2 до 8 игроков в возрасте от 5 лет и старше.

Музыкально-ритмические игры

Музыкально-ритмические движения – одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры. Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания. Например:

1. Чередование ходьбы на носочках, в полуприседе: «Небоскребы – избушки» (тема «Город»); «Кусты, кустарнички» (тема «Деревья»); «Животные, их детеныши» (тема «Домашние животные»).

2. Применение логоритмических упражнений.

3. Динамические паузы с видеорядом и музыкальным оформлением. https://www.youtube.com/watch?v=Mc6P1DflAGY «Еще разок!», https://www.youtube.com/watch?v=WHsuZgtaEPs «Делай так».

4. Ортопедическая гимнастика под музыку.

5. Упражнение с карандашом, направленное на развитие мелкой моторики, силы голоса, чувства ритма. Соединить ладони пальцами вперед, карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперед-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.

Заведи мотор скорей

И ладони разогрей.

Все быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем,

Видно, к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише,

И мотор уже не слышен.

6. «Пальчиковые игры» из серии Е. и С. Железновых «Музыка с мамой» (сборник пальчиковых, жестовых и подвижных игр).

7. «Разведчики» (развитие чувства темпа и ритма). Взрослый отхлопывает несложный ритм (например, 2 медленных и 2 быстрых хлопка) и предлагает ребенку повторить этот «тайный шифр». Когда задание станет получаться без ошибок, ритм уже не отхлопывается, а играется на музыкальном инструменте. Бубен, ксилофон – подходит все, что может издавать ритмичные удары. Более сложный уровень: взрослый отхлопывает ритм руками, а ребенок повторяет его на инструменте.

8. Игра «Если нравится тебе!». Цель: развитие координации движений, ритмичности. Ход игры: Дети по тексту выполняют ритмичные движения руками (хлопки, щелчки, шлепки), ногами (прыжки, кружения).

Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп! И т. д.

Далее меняется слово, обозначающее движение. Дети поют: «шлеп – шлеп» и шлепают по коленям, затем поют «топ – топ» и делают два притопа правой и левой ногами.

Игры с использованием музыкальных инструментов

1. Проведение артикуляционной гимнастики с помощью музыкальных инструментов. Понадобятся следующие музыкальные инструменты:

– Ксилофон и синтезатор («Заборчик», «Качели»).

 

– Ложки («Лошадка», «Грибок»), бубен, гитара, треугольник («Иголочка», «Посчитаем зубки»).

 

– Маракасы и колокольчики («Индюк», «Чашечка»).

  

– Флейта, свистулька и свисток («Трубочка», «Хоботок»).

 

2. Разучивание простых детских песен на ксилофоне по нотам и работа с фонетическими карточками и колокольчиками.

 

3. Упражнение на определение мягкого и твердого согласного в начале, середине и конце слова.

4. Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук, развитие длительной воздушной струи.

– Оркестр «Шуршалочки» (листочки из гофрированной бумаги, «салютики» из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер - сюрпризов).

– «Ложкари» (ложки разных размеров).

– «Калинка-малинка» (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод).

– «Бубенцы» (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей).

– «Копытца» (деревянные чурочки с выемками в середине, большие скорлупки от грецких орехов).

– «Волшебные дудочки» (бутылочки разных размеров и форм).

    

5. Упражнение «Шумовые яички». Нужно подобрать пару по слуху. В яичках – гречка, горох, соль и т.п.

  

6. Игра «Веселый колокольчик». Цель: развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике.

Ход игры. Детям раздают по два колокольчика каждому. Педагог поет нечетные фразы со словами, а дети – четные со звукоподражаниями, подыгрывая себе на колокольчиках.

Веселый колокольчик – Динь, динь, динь.

Смеется и хохочет – динь, динь, динь.

Он пел зимой чуть слышно – динь, динь, динь.

Но снова солнце вышло – динь, динь, динь.

И звонкие капели – динь, динь, динь.

В ответ ему запели – динь, динь, динь.

7. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный театр». Цель: активизация интереса детей к различным видам инструментов, формирование ритмического мышления, развитие фантазии и тренировка памяти. Игровой материал: бубен, колокольчики, ксилофон, треугольник и др. Ход игры: детям необходимо рассказать сказку, используя ударные инструменты.

– Каждый участник игры представляет свой инструмент.

– Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают инструмент, подходящий по звучанию каждому герою сказки, а затем и нужный ритмический рисунок. Например: Карабас-Барабас – бубен, Буратино – ксилофон, Мальвина – колокольчик, Пьеро – треугольник, Артемон – трещотка на сильную долю такта.

– Текст сказки озвучивается учителем-логопедом.

– Педагог забирает у детей все инструменты, которые использовались в сказке. Детей просят отвернуться и на слух заново воспринять рассказанную при помощи инструментов историю (события в ней будут изложены в иной последовательности, а значит дети создают практически новую историю).

Музыкально-коммуникативные упражнения

1. Игра «Назови свое имя». Цель: развитие чувства ритма. Дети стоят в кругу и по очереди хлопают – «тактируют» свои имена.

2. Игры на развитие фонематического слуха. Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков. Например: узнаешь птицу? (тема «Зимующие птицы»). Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название зимующих птиц: Съегирь снегиль снегирь; воена волона ворона; грухаль клухай.

3. Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения. Например, тема «В Африке» рекомендуется выполнять под звуки африканских барабанов: обезьянки – кривляки, сердитый тигр, испуганный тушканчик. (Е. А. Пожиленко). Можно воспользоваться «говорящей книгой» – «В гости к детям разных стран».

4. Игры на развитие слухового внимания из книг «Давай послушаем!», «300 игр для развития слухового внимания ребенка».

5. Использование музыкальных загадок и музыкальных ребусов на логопедических занятиях. Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество. В некоторых из них музыкальное начало (признаки, особенности, характер музыки) скрыто в самом загадываемом слове. Такие загадки – ещё и источник новых знаний.

6. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. Джон БИН, Амилия ОУЛДФИЛД https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200101306

Таким образом, при регулярном использовании музыкальных игр на логопедических занятиях у детей отмечается устойчивый интерес к выполнению сложных однотипных заданий, развивается артикуляционная и мелкая моторики, происходит развитие просодической стороны речи (темп, ритм, плавность), формируется правильное речевое дыхание, развиваются фонематические процессы, слуховое внимание и память, автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки, а также обеспечивается социальная адаптация и интеграция каждого ребёнка в обществе.

Количество просмотров: 380  

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль социокультурной среды инклюзии в дошкольной образовательной организации
2. Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО
3. Формирование мотивирующей личностно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении
4. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас»
5. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
6. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
7. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка»
8. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога
9. Цветной мир сенсорики
10. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!»
11. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу»
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
13. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР
14. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста
15. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ
16. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка»
17. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО
18. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников
19. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума»
20. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы