Оценочные процедуры – неотъемлемая часть процесса образования

 
 

Повстьянова Ксения Олеговна,

старший методист отдела редакционно-издательской деятельности

МАУ ДПО «НИСО» г. Новосибирска

 

Оценочные процедуры – неотъемлемая часть процесса образования

На государственном уровне поставлена задача по вхождению России в десятку лучших стран по качеству образования к 2024 году. Для понимания правильности выбранного курса проводятся различные оценочные процедуры. О том, какие результаты по оценкам на разных уровнях показывает Новосибирская область говорим с Ольгой Валерьевной Недосып, заместителем директора Новосибирского института мониторинга и развития образования.

– Единый государственный экзамен в этом году отмечает двадцатилетие. При этом ежегодно мы слышим требования его отменить. Расскажите, как за эти годы эволюционировал данный вид аттестации и удалось ли ему оправдать надежды, которые на него возлагали авторы?

– Новосибирская область присоединилась к эксперименту по введению единого государственного экзамена в 2002 году. Эксперимент проводился в России уже второй год и участвовали в нем 16 регионов нашей страны.

На этапе введения экзамена из разряда эксперимента в штатный режим задания по большинству предметов делились на три части: A, B и C. В части «А» необходимо выбрать один вариант ответа из четырёх предложенных, а на задания части «В» давались краткие ответы. Ответы заносились в специальный бланк и проверялись компьютером. Часть С состояла из заданий с развернутым ответом. Необходимо было решить задачу, написать сочинение на предложенную тему или обоснованно ответить на вопрос. Эта часть проверялась и оценивалась экспертами региональной экзаменационной комиссии по критериям, разработанным на федеральном уровне.

С 2009 года выпускники школ сдавали два обязательных экзамена: по русскому языку и математике, а также предметы по выбору. В этом же году у абитуриентов появилась возможность подавать документы для поступления сразу в несколько вузов.

С 2001 года экзамен, конечно, эволюционировал. Изменились структура и содержание контрольно-измерительных материалов, усовершенствована технология его проведения. На всех экзаменах используются технологии печати полного комплекта экзаменационных материалов в аудиториях пунктов проведения экзаменов и сканирования в штабе. Такие технологии применяются в нашем регионе уже четвертый год. Единый государственный экзамен проходит в очной форме по единому для всей страны расписанию. С 2020 года в зависимости от развития эпидемиологической ситуации сроки (периоды) проведения экзаменов корректируются, утверждены документы об особенностях проведения экзаменов в текущем году.

Возможность отмены ЕГЭ или проведения его в дистанционном формате не рассматривается. На сегодняшний день нет другой, альтернативной процедуры, позволяющей отобрать в вузы наиболее подготовленных абитуриентов.

– В мае руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев представил свое видение развития единой системы оценки качества образования в России. Одной из основных составляющих этой системы являются экзамены, проводимые в рамках государственной итоговой аттестации. Расскажите об этом подробнее.

– Единая система оценки качества позволяет нам получать объективные данные о состоянии системы образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Государственная итоговая аттестация (ГИА), в свою очередь, является одним из признанных инструментов объективной оценки качества подготовки выпускников школ.

В 2021 году, как и в прошлом, нельзя не учитывать сложившуюся эпидемиологическую ситуацию. При организации проведения ГИА основными задачами стали не только обеспечение организационно-технологической готовности, объективности проведения экзаменов, но и соблюдение санитарно-эпидемиологических рекомендаций, правил и нормативов для сохранности здоровья всех привлекаемых работников и участников экзаменов.

Говоря о развитии технологии проведения ГИА, в частности единого государственного экзамена, хотелось бы остановиться на двух моментах.

Первое. Нововведением в 2021 году является проведение экзамена по информатике в компьютерной форме.

И второе. По согласованию с Рособрнадзором в субъектах Российской Федерации осуществляется планомерный переход на применение технологии доставки экзаменационных материалов в пункты проведения экзаменов по сети интернет и сканирования экзаменационных материалов в аудиториях. Данная технология в 2021 году уже используется в 26 субъектах Российской Федерации. Внедрение новой технологии позволяет оптимизировать процесс доставки, повысить защищенность экзаменационных материалов, минимизировать число лиц, занимающихся доставкой экзаменационных материалов, и исключить возможность вмешательства человеческого фактора. Переход всех субъектов на эту технологию, и Новосибирской области в том числе, запланирован Рособрнадзором к 2024 году.

Все изменения процедуры проведения ГИА направлены на повышение технологичности, объективности и прозрачности проведения экзаменов.

– Прошлый год стал серьезным испытанием для всех людей во всех сферах жизни, не обошли стороной эти сложности и систему образования. Процедура итоговой аттестации была изменена для девятых классов, у одиннадцатиклассников появилась возможность не сдавать ЕГЭ, если они не планируют поступать в вуз. Выпускники этого года также получат такую возможность. Как вы считаете, был ли это удачный опыт и нужно ли его закрепить законодательно или после снятия ограничительных мер необходимо вернуться к уже сложившейся системе?

– Изменения в 2020 и 2021 гг. коснулись формата и условий проведения ряда оценочных процедур, в частности государственной итоговой аттестации.

В 2021 году выпускники 9 классов для получения аттестата должны успешно сдать экзамены по двум обязательным предметам: по русскому языку и математике. Кроме того, они написали контрольную работу по одному предмету по выбору.

Выпускников 11 классов школ условно разделили на две категории – не планирующие поступление в образовательные организации высшего образования и планирующие поступление в вузы.

Выпускники, не планирующие в 2021 году поступление, проходят ГИА в форме государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике, результаты которых являются основанием для выдачи аттестата о среднем общем образовании.

Те, кто планирует в 2021 году поступление в вузы, проходят ГИА в форме единого государственного экзамена по русскому языку, а также сдают экзамены по выбору, необходимые для поступления. В этом случае результаты ЕГЭ по русскому языку являются основанием для выдачи аттестата о среднем общем образовании.

Особенности 2021 года коснулись и вопросов выдачи аттестатов с отличием и медалей «За особые успехи в учении». Выпускник может претендовать на медаль, если он получил:

– в случае прохождения ГИА в форме ЕГЭ – не менее 70 баллов по учебному предмету «Русский язык» и количество баллов не ниже минимального по всем сдаваемым в форме ЕГЭ учебным предметам;

– в случае прохождения ГИА в форме ГВЭ – отметки 5 баллов по учебным предметам «Русский язык» и «Математика».

И, конечно, здесь не учитываются результаты, полученные при повторной пересдаче экзаменов.

Будет являться ли этот опыт удачным, пока говорить рано. Для этого, как минимум, необходимо проанализировать результаты проведения экзаменационной процедуры в такой (измененной) форме хотя бы на протяжении трех лет.

Вывод может быть только один. Процедура государственной итоговой аттестации, несмотря на регламентированность, является достаточно гибкой и может изменяться, подстраиваться под сложившиеся условия. И это абсолютно нормально.

– С 2015 года школьники ежегодно пишут Всероссийские проверочные работы. Что позволяет узнать этот вид контроля? Корректируется ли процесс обучения в связи с результатами?

– Всероссийские проверочные работы (ВПР) являются мониторингом качества образования, результаты которого должны помочь школам выявить имеющиеся пробелы в знаниях у обучающихся для корректировки рабочих программ по учебным предметам на предстоящий учебный год.

Результаты ВПР важны, прежде всего, для школ, учителей и родителей школьников, чтобы понять, какие пробелы могли возникнуть в подготовке обучающихся и с чем нужно дополнительно поработать.

В 2021 году, как и в прошлом, школы проводили ВПР по индивидуальному графику и уникальным вариантам контрольных измерительных материалов, формируемым автоматически из банка заданий ВПР. Это повышает объективность проведения данной процедуры. После детального анализа полученных результатов можно скорректировать процесс обучения для повышения уровня подготовки обучающихся школ.

– Россия активно участвует в международных сравнительных исследованиях по оценке качества подготовки российских школьников (PIRLS, PISA, TIMSS). Как наши школьники выглядят на фоне других? Какая работа ведется в системе образования для улучшения показателей?

– Введение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одним из показателей, характеризующих достижение национальных целей развития Российской Федерации (Указ № 474). Целевой показатель определен как «место Российской Федерации среди ведущих стран по качеству общего образования» и к 2024 году мы должны занимать 12 место, а к 2030 году – 10 место.

Новосибирская область с 2000 года участвует во всех международных исследованиях по графику, определённому на международном уровне.

В исследовании читательской грамотности PIRLS-2016 новосибирские четвероклассники показали результат на уровне или выше среднего международного балла, но ниже среднероссийского балла (Россия занимает 1 место среди 50 участников).

По результатам исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS-2015 часть школ-участниц исследования из Новосибирской области показывают результаты выше результатов среднероссийских, а часть школ – результаты ниже среднего международного балла. Россия входит в десятку лидеров по результатам учащихся 4-х и 8-х классов.

В рамках международной программы оценки образовательных достижений PISA проводится тестирование обучающихся 15-летнего возраста по математической, естественно-научной, читательской и финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и решения проблем. В выборку PISA обычно попадают 4-5 школ региона. Лучшие результаты наши обучающиеся показывают по направлениям: естественно-научная и читательская грамотность. Отмечена положительная динамика результатов школ Новосибирской области в PISA. В 2018 году 4 из 5 школ показали результаты выше среднероссийских и средних международных.

Для изменения положения Российской Федерации по результатам исследования PISA с 2019 года проводится общероссийская оценка по модели PISA, в которой принимают участие 4-5 образовательных организаций региона. Цель данного мероприятия – оценка эффективности предпринимаемых мер по повышению результатов России в международных исследованиях.

В октябре-ноябре 2021 года в Новосибирской области пройдет региональная оценка по модели PISA, в которой примут участие 75–150 образовательных организаций Новосибирской области. Эта оценка предоставит системе образования региона дополнительные данные для анализа всех аспектов региональной системы образования с учетом необходимости повышения качества подготовки в соответствии с требованиями ФГОС.

Поэтому работа региональной системы образования направлена на достижение достойного результата в 2021 году.

– В октябре 2021 года в российских школах пройдет национальное исследование качества образования, в котором примут участие обучающиеся 6-х и 8-х классов. Что и каким образом будут проверять?

– Начиная с 2014 года, Новосибирская область принимает участие в Национальном исследовании качества образования (НИКО). Полученные общероссийские результаты анализируются специалистами, занимающимися подготовкой и переподготовкой педагогических кадров, что помогает скорректировать программы подготовки и повышения квалификации учителей.

Например, в 2019 году исследование проводилось по предмету «Технология» в 5-х и 8-х классах. В Новосибирской области в исследовании приняли участие обучающихся 5-х и 8-х классов 14-ти школ. Полученные результаты школ Новосибирской области сопоставимы с общими результатами по стране. Выявлены трудности в выполнении обучающимися заданий разных аспектов технологической грамотности. Среди участников исследования 12% пятиклассников и 27% восьмиклассников не справились с выполнением заданий.

В 2021 году проведение национального исследования качества образования запланировано на октябрь.

– Рособрнадзор проанализировал количество контрольных, проверочных и других диагностических и самостоятельных работ в образовательных учреждениях. К августу должен быть создан регламент по проведению контрольных работ в школах. Как вы думаете, станет ли контрольных работ меньше и будет ли эта инициатива иметь положительный эффект в перспективе?

– Безусловно, да.

– Как вы считаете, необходимо ли такое количество форм контроля на разных уровнях? Может необходимо больше внимания уделять процессу?

– На сегодняшний день на федеральном уровне сложилась единая система оценки качества образования, включающая целый комплекс процедур оценки качества образования. На регулярной основе в течение последних лет в Российской Федерации проводятся:

– международные сравнительные исследования качества образования (TIMSS, PIRLS и PISA и др.);

– национальные исследования качества образования (НИКО);

– всероссийские проверочные работы (ВПР);

– единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ);

– общероссийская и региональная оценка качества общего образования по модели PISA.

Сложившаяся в последние два года эпидемиологическая ситуация изменила подходы к организации проведения, к целям, задачам оценочных процедур и применяемому инструментарию. В приоритет вышел индивидуальный прогресс обучающегося.

Проводимый анализ результатов оценочных процедур должен быть ориентирован на конкретного ребенка, направлен на выявление пробелов в знаниях и использоваться при планировании работы по их устранению.

Оценивание выявляет профессиональные дефициты учителей, позволяет сформировать направления работы по их устранению, адаптировать систему повышения квалификации к новым условиям.

Таким образом, оценочные процедуры, проводимые в целях определения уровня подготовки обучающихся, являются неотъемлемой частью самого процесса, позволяют его развивать и совершенствовать.

Количество просмотров: 2587  

Добавить комментарий