Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста

 
 

Медикова Виктория Викторовна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 77 г. Новосибирска,

 

 
 
 

Клюева Екатерина Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 77 г. Новосибирска,

 

Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста

Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека, и прежде всего ребенка …

Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений

профессиональной деятельности педагога.

Л. С. Выготский

 

Проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста приобрела необычайную актуальность в современном педагогическом мире. Проявляя заботу о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным развитием ребенка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регулировании его когнитивных процессов и поведения в целом, «единства интеллекта и аффекта» (Л. С. Выготский). Собственно, эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. А дошкольный возраст, это общеизвестный педагогический факт, является главным возрастом всестороннего развития ребенка.

Формированию эмоциональной сферы в большей степени способствуют различные виды искусства и художественного творчества. Однако из всех видов искусства «музыка нашей природе ближе всего», она обладает наибольшей силой воздействия на человека и занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Она отражает отношение человека к миру, а наше отношение – это наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего, ребёнка.

Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных, мимических, звукоподражательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Зачастую дети конкретизируют музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе, таким образом высвобождая определенные эмоции. Это свойство музыки можно и нужно моделировать как инструмент воздействия на эмоционально-волевую сферу ребенка. Смена характера музыки, различные средства музыкальной выразительности богаты в передаче многогранных настроений, состояний. Поэтому возможно легко найти выразительные интонации, исполнительские краски, ритмические модели, способные на данный момент отвечать внутреннему душевному состоянию ребенка.

Цепь подобных рассуждений привела нас к возможности влияния на эмоции ребенка посредством музыки, то есть с помощью определенных воздействий средствами музыкальной выразительности и через активизацию воли ребенка способствовать не только развитию эмоционально-волевой сферы, но и управлению ее составляющими, самоконтролю.

Беседу с детьми о том, что испытываем, мы начали довольно увлекательно: «Что, если каждая из ваших эмоций была на самом деле живым существом с собственной личностью? Да-да, вы не ослышались! Представьте, что каждое ваше чувство – это маленькая личность, живущая внутри вас и управляющая вашими реакциями. Звучит увлекательно, не правда ли? И в этом увлекательном путешествии вы не одиноки, ведь в каждом из вас живут эмоции – маленькие личности».

Отправной точкой в формировании представлений о базовых эмоциях человека, как о маленьких личностях внутри нас, стал компьютерно-анимационный комедийно-драматический фильм студий Disney и Pixar «Головоломка». Добрый, зрелищный, забавный и милый снаружи, он таит в себе глубокое погружение в сложные механизмы управления нашими эмоциями. А для нас, с педагогической точки зрения, он явился информативным обучающим дидактическим материалом, ориентированным на современных детей с ограничением 6+. Мультфильм был рекомендован родителям воспитанников для совместного просмотра с детьми.  Смысл мультфильма «Головоломка» заключается в том, что эмоции сопровождают нас в течение всей жизни. Чтобы она была комфортной, необходимо научиться управлять ими: в противном случае все будет наоборот – эмоции начнут управлять нами. Просматривая отдельные эпизоды «Головоломки» в ходе специально организованной музыкальной гостиной, мы разбирали, охарактеризовывая с ребятами базовые эмоции, аргументировали основную идею концовки мультфильма: нет у человека «ненужных» эмоций – все они необходимы для нормальной работы мозга. Умение понимать свои эмоции даёт контроль над поведением, позволяет принимать взвешенные решения и действовать адекватно ситуации.

Базовые эмоции, показанные в фильме, были очень близки и понятны ребятам: Брезгливость честна и недоверчива помогает избежать отравлений, как физических, так и «социальных». Она держит под контролем людей, места и вещи, с которыми человек входит в контакт – будь то брокколи в пицце или прошлогодняя мода. Страх необходим человеку для выживания. Он сообщает об опасности, как реальной, так и выдуманной. Радость закрепляет поведение, от чего нам хорошо, и стремится делать так же, чтобы вновь почувствовать удовлетворение, удовольствие и счастье. Печаль помогает принять непростую ситуацию, например, потерю, расставание или уход, переболеть. Гнев нужен для самозащиты и выплеска негатива, помогает понять, когда наши границы нарушают, и отстоять их.

 В обществе же имеется следующая установка: если человек мыслит позитивно и умеет радоваться, то в итоге он сможет добиться всего, чего захочет. Тот же, кто часто поддается грусти, унынию, считается неудачником… В «Головоломке» Радость, искренне убеждена в том, что является самой главной эмоцией, вступает в конфликт с Печалью, и это приводит к серьезным последствиям. А так ли это? На примере Радости и Печали фильм показывает, что без печали наша радость не может быть полной и настоящей. И это чередование – именно то, что делает нашу жизнь яркой и насыщенной. Фильм учит нас ценить каждую эмоцию: радость, печаль, страх, брезгливость, гнев – каждая из них имеет свое место в нашей жизни, помогает нам реагировать на события и формировать наши воспоминания.

 «Головоломка» – это в первую очередь история взросления. То, что раньше радовало нас, теперь оставляет равнодушным, или того хуже – заставляет злиться. Ребята сделали вывод, что наши эмоции очень переменчивы, на них влияют внешние факторы, общее самочувствие и даже мы сами можем на них повлиять. А именно эту цель мы и преследовали в нашей работе: влияние на эмоционально-волевую сферу самым верным способом – средствами музыки. И после подобной подготовительной работы, мы, как в «Головоломке», забыли про эмоциональное одноцветие и стали холстом, на который набросаны все цвета эмоций: от яркой желтой радости до темно-синей грусти; средствами музыкальной выразительности выбирали и насыщали нашу эмоциональную палитру.  

Опираясь на эмоции в фильме, цветовую гамму, мы подобрали и мелодии, характеризующие их. Выбор сделали ребята самостоятельно. Из предложенных музыкальных фрагментов, ярко выраженных по музыкальной характеристике: лад, метр, ритм, направление мелодии – дети сами решили, какая музыка наиболее ярко характеризует эмоцию.

Все это привело нас к разработке специальных музыкально-дидактических, эмоционально-содержательных игр, и уже привычным и эффективным оборудованием для них явился наш трансформируемый куб, здесь он стал музыкально-эмоциональным, да еще и с волевым посылом. Для шести граней куба с изображением эмоций в ассоциативной параллели с фильмом нам не хватило одной маленькой личности, с этим нам помогли ребята. Они выбрали еще одну эмоцию, которую испытывают, и при этом часто в ходе музыкальной деятельности. Цветовое решение и прикладное создание этой эмоции дети взяли на себя. Итак, шесть граней куба заполнены изображениями маленьких, знакомых личностей – эмоций. Музыка как основа явилась энергетическим полем каждой личности. Мы начали играть, применив средства музыкальной выразительности. Ребята под метроритм – сухое неокрашенное тактирование – ритмично передавали куб друг другу, по окончании выкидывали куб в центр, грань определяла эмоцию. Музыка создавала атмосферу, на которую ребята реагировали мимикой, жестами, движениями, проживая каждую эмоцию. Куб определял переменчивость пусть инсценированных, но эмоций. Ребята решали – комфортно ли долго оставаться в такой эмоции, допустим, если это гнев или страх, или нет. Ответ был очевиден. И вот здесь мы совместно разрабатывали план воздействия на эмоционально-волевую сферу. Как повлиять, как изменить, что сделать, если маленькая личность, управляющая в данный момент головным центром, доставляет дискомфорт и себе, и окружающим?

Музыкальная деятельность в силу её эмоциональности привлекательна для ребёнка. Возможно, ассоциативно тому послужил музыкальный зал и родной музыкальный руководитель, но дети были единодушны в проявлениях при воздействии средствами музыки: танцевать, петь, играть, музицировать на музыкальных инструментах. Подбор игр с кубом, основанных на средствах музыкальной выразительности и различных видах музыкальной деятельности, был достаточно широк и легко смог удовлетворить интересы и желания детей. Музыка стала нашей «эмоциональной выручалочкой». И вот атмосфера музыкального зала и внутреннего состояния каждого из нас наполнилась одной эмоцией – Радостью. Такой результат привел к выводу, что с помощью музыки на эмоции можно не только повлиять, но и сохранять определенную эмоцию на протяжении долгого времени. Ведь пока мы играли в наш эмоционально-музыкальный куб, то забыли обо всем, кроме радости.

Используя музыку в качестве средства педагогического воздействия, мы смогли закрепить у детей представления о том, что каждый человек может найти для себя инструмент влияния на негативные эмоции, справляться с ними не только в ходе музыкального зала, но и в группе, дома, на улице. Работая в этом направлении, мы расширяли инструментарий влияния на эмоционально-волевую сферу, таким образом насыщая ментальную копилку детей. В данном случае таким инструментом стали музыкальные средства воздействия, управления, которые могут в последствии стать их багажом.

Наши эмоции становятся более сложными по мере взросления, и развитие эмоционально-волевой сферы тоже происходит с возрастом. Это как переход от простого дошкольного математического диктанта к уравнениям с переменными в школе, как прослушивание «Клоуна» Дмитрия Кабалевского в саду и восприятие Бетховенской симфонии в зале филармонии позже. Но у нас, как у практиков, специалистов, занимающихся «возделыванием дошкольного поля, бережно окружая заботой каждый маленький зеленый росток», есть уникальная возможность повлиять на дальнейший его рост в комфортной атмосфере и в гармонии с самим собой. Ведь в конце концов, все мы разные и в то же время одинаковы: внутри каждого из нас живет команда маленьких личностей, которые заботливо и по-своему пытаются справиться с возрастными, событийными кризисами. А музыка дает не только возможность посмотреть другими глазами на окружающий мир, не только помогает в трудную минуту – она воспитывает наши чувства и дисциплинирует эмоции.

Количество просмотров: 51  

Добавить комментарий

1. Педагогические сообщества как ресурс повышения профессиональной компетентности воспитателя
2. Педагогические сообщества: от профессиональных сомнений к уверенности
3. Роль родителей в обучении дошкольников безопасности дорожного движения
4. ВКонтакте с семьей: виртуальная площадка как мост между специалистами ДОО и родителями
5. Выставки совместного творчества детей и родителей в ДОО
6. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
7. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР
8. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития
9. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе
10. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
11. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях
12. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым»
13. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества
14. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста
15. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников
16. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования
17. Читательский дневник дошкольника
18. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства
19. Проект «Луговые травы Новосибирской области»
20. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста
1. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Проект «Луговые травы Новосибирской области» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Читательский дневник дошкольника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Выставки совместного творчества детей и родителей в ДОО Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. ВКонтакте с семьей: виртуальная площадка как мост между специалистами ДОО и родителями Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Роль родителей в обучении дошкольников безопасности дорожного движения Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. Педагогические сообщества: от профессиональных сомнений к уверенности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
20. Педагогические сообщества как ресурс повышения профессиональной компетентности воспитателя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025

Страницы