Общественные организации открывают большие возможности для воспитания детей

 
 

Повстьянова Ксения Олеговна,

старший методист отдела редакционно-издательской деятельности

МАУ ДПО «НИСО» г. Новосибирска

 

Общественные организации открывают большие возможности для воспитания детей

В апреле 2022 года на заседании Наблюдательного совета АНО «Россия – страна возможностей» с участием Президента РФ семиклассница Диана Красовская высказала предложение о создании «общего детского движения». Идея была поддержана. В июле 2022 года был подписан закон «О российском движении детей и молодежи», в декабре оно получило название – «Движение первых». На данный момент в субъектах Российской Федерации открываются первичные отделения. В движение вступают и общественные организации, имеющие богатую историю. Одна из них – Общественная организация школьников «Беспокойные сердца» Центра развития творчества детей и юношества «Заельцовский». О деятельности общественной организации и о том, что она дает современному подростку, говорим с Аминой Муктархановной Акмурзиновой, педагогом-организатором Центра развития творчества детей и юношества «Заельцовский», руководителем Общественной организации школьников «Беспокойные сердца», победителем Всероссийского конкурса «Лига вожатых», победителем городского конкурса «Ученик года Новосибирска – 2017».

– Что понимают под детским объединением (движением) сегодня?

– Детская общественная ассоциация (объединение, организация) – это сообщество подростков, которые имеют широкий спектр интересов и талантов. Они заинтересованы в своем будущем и будущем страны, им интересно то, что происходит вокруг.

– Состояли ли Вы в школьные годы в общественной организации?

В школьные годы я занималась танцами в ЦРТДиЮ «Заельцовский» и слышала про «Беспокойные сердца», которыми сейчас руковожу. Учась в школе, я состояла в ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития. И, конечно, я считаю сообществом участников конкурса «Ученик года Новосибирска». Также я принимала активное участие в слете вожатских отрядов школьников города Новосибирска «СТРИЖ». Думаю, что этот опыт стал определяющим при выборе профессии.

 

– После окончания школы Вы поступили в Сибирский институт международных отношений и регионоведения, но в итоге оказались в Новосибирском государственном педагогическом университете. Это был осознанный выбор?

Я всегда знала, в каком направлении двигаться: у меня была тяга к языку. В школе мне казалось, что международные отношения – это то, что мне нужно. После первого семестра в институте я поняла, что это не моё. Самое интересное, что я поступила в НГПУ на бюджет на схожее направление, но выбрала СИМОР, наверное, тогда казалось, что это престижнее. После первого семестра осознанно перевелась в НГПУ. После первого года обучения удалось перевестись на бюджет за счет достижений. Сейчас завершаю обучение по профилю «Культурология и иностранный (китайский/японский) язык» в Институте истории, гуманитарного и социального образования.

Поэтому я всегда говорю подросткам, которые ходят ко мне на занятия, что необходимо пробовать, потому что без это не поймешь, чего ты хочешь, и останется сожаление, что какая-то возможность прошла мимо.

 

– Вы могли преподавать иностранный язык, но возглавляете общественную организацию. Почему?

– Это пошло еще с подросткового возраста: начиналось все с желания попасть в лагерь, стать вожатой, чему-то научить детей. Мы же влияем на мировоззрение, интересы детей. Мне кажется, что деятельность общественной организации предоставляет для этого больше возможностей, чем преподавание какого-либо предмета.

– Расскажите про историю организации, которую Вы возглавляете.

– История нашей организации началась в 2007 году. Была идея объединить проактивных детей, чтобы они могли проводить какие-то акции, помогать нуждающимся и окружающей среде. За эти годы приобретен богатый опыт, появились традиции. Выпускниками стали более ста ребят. Я стала пятым руководителем за историю организации.

 

– Как строится работа организации, как к вам приходят дети, какие мероприятия проводите?

– На данный момент в организации 25 человек. Преимущественно это ребята из школ Заельцовского района. Многие попадают к нам через сарафанное радио: ребята рассказывают о своих успехах в школе и к нам приходят новые участники. До коронавирусной инфекции мы ходили по учреждениям и презентовали свою деятельность. В этом учебном году я занимаюсь этим одна. В прошлом году у нас прошел выпуск одиннадцатиклассников, и сейчас состав сильно обновился: это, в основном, ученики 6-7-х классов.

Мы проводим различные социальные акции, поздравительные марафоны, создаем открытки, помогаем приютам для животных. У нас есть социальное проектирование, где мы придумываем какие-то инициативы, потом в течение нескольких месяцев их прорабатываем и реализуем. Раньше большое внимание уделяли основам вожатства, но сейчас у каждого лагеря есть своя школа, и если ребята хотят этим заниматься, то они уже идут прицельно туда. Но все равно основы изучаем, отрабатывая их на мероприятиях нашего центра.

В рамках образовательной программы, которая реализуется два раза в неделю, делаем акцент на развитии софт-скилс.

Принимаем активное участие в городских проектах, конкурсах, профильных сменах.

 

– Опишите портрет участника Общественной организации школьников «Беспокойные сердца».

Это человек, который интересуется очень разным и готов своими интересами делиться. Два раза в месяц мы проводим мастер-классы, где ребята учат друг друга тому, что умеют, например, игре на гитаре или как сделать удачные фотографии. Эта открытость новому, готовность поделиться с другим и интерес к окружающей действительности – отличительная особенность наших ребят. Также это инициативность. Даже если ребёнок изначально не очень инициативный, то в процессе совместной деятельности инициативность развивается. В нашей организации мы учим проявлять себя и быть добрым к окружающим. Важно быть взаиморазвивающим организмом друг для друга.

 

– Как удается удержать постоянный коллектив?

– Есть определённый процент ребят, которые уходят, не понимая или не принимая нашу деятельность. Но есть костяк. Они, во-первых, привыкают друг к другу, во-вторых, это традиции, ценности организации, которые они присваивают. Если детям интересна деятельность, которой мы занимаемся, то они будут ходить на занятия. Сложности, конечно, со старшеклассниками, потому что там появляются другие приоритеты, но они понимают ответственность, на них многое завязано, потому что они более опытные.

– Что дает ребенку участие в деятельности детского объединения (движения)?

– Когда я начинала работать, то мне казалось, что общественная организация – это про лидеров, тех, кто себя уже где-то проявил. Но сейчас я вижу немалый процент замкнутых детей. Это для них выход из зоны комфорта. Зачастую инициатива идет от родителей. Сначала мне это казалось провальной стратегией, но сейчас уже можно говорить, что есть успехи. Это, конечно, требует больших усилий от педагога, необходимо искать возможности для таких детей, создавать ситуации успеха.

Участие в деятельности общественной организации раскрепощает ребенка, создается определённое сообщество. Ребята дружат, помогают друг другу даже после выпуска. И, конечно, это профориентация: ребята пробуют себя в разных видах деятельности: они и организаторы, и ведущие, и преподаватели. Кто-то поймет в процессе, что ему нравится писать сценарии, но не нравится стоять на сцене с микрофоном.

– Как организовать работу объединения, чтобы дать возможность ребенку максимально раскрыться?

– Этот учебный год стал для нас негласно годом настольных игр. Пробуем разные. Это даже вылилось в проект по созданию собственной игры по технологии кейсов, где ребенок проживает разные этапы взросления с их трудностями. Последние пару месяцев занимаемся обкаткой продукта.

Важно давать детям больше возможностей для общения и взаимодействия, но все это должно быть под контролем взрослого. Случаются и конфликты, но они зачастую разрешаются без участия педагога. Это тоже важный навык, который приобретают школьники в процессе взаимодействия.

Также у нас есть встречи, где мы поднимаем какие-то вопросы, делимся своими переживаниями. Это общение очень хорошо влияет на детей.

– У вас небольшая разница в возрасте с вашими воспитанниками. Как удается соблюдать субординацию?

– У меня с этим были сложности в первый год работы, потому что это отличалось от той роли, которая у меня была в лагере. Но это необходимо выстраивать сразу, нужно ставить рамки. В общественных организациях принято общаться на ты с руководителем, но на этом все. Я ощущаю себя наставником для ребят, который поможет, подскажет. Мне помогает, что у нас с ребятами небольшая разница в возрасте: я понимаю, что они слушают, смотрят, чем интересуются.

Часто ребята приходят ко мне за советом, делятся личными переживаниями. Важно учитывать возрастные особенности подросткового периода. Часто поднимается вопрос буллинга, причем, если раньше это было что-то связанное с внешностью, то сейчас это может быть размежевание по играм, в которые играют дети. Иногда родители просят совета, как поступить в той или иной ситуации, или дети жалуются на родителей, которые предъявляют какие-то завышенные требования, особенно в старших классах. Родителям нужно с этим разбираться, объяснять свою позицию не угрозами, а какими-то другими способами.

 

– Вы активный участник конкурсов профессионального мастерства. Что это дает вам как педагогу?

– Я очень люблю пробовать себя в чем-то новом. Конкурс – это эмоции и новые люди, которые тебя вдохновляют и дают какой-то толчок и мотивацию для педагогической деятельности. Ты привыкаешь использовать в работе какие-то формы и форматы, а на конкурсе есть возможность увидеть что-то другое и интегрировать это в свою работу.

Важно показывать пример детям, чтобы не было такого, что они участвуют в разных мероприятиях и конкурсах, а ты наблюдаешь со стороны.

Конкурс – это хороший способ показать, что если ты за что-то взялся, то нужно довести дело до конца. В последнее время часто наблюдаю, что дети за что-то берутся и очень быстро бросают. А конкурс – это обязательства.

У меня был опыт, когда мы с детьми участвовали в конкурсе «Лига вожатых»: я – во взрослой номинации, они – в детской. Задания были похожи, но со своей спецификой. И дети могли видеть, как я так же, как они, прилагаю усилия, чтобы пройти тот или иной этап. Ребята учатся принимать победы и поражения и понимают, что результат равен приложенным усилиям. И если что-то не получилось в этот раз, то обязательно получится в следующий.

Количество просмотров: 553  

Добавить комментарий