Школой нужно управлять

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

методист МАУ ДПО «НИСО»

 

Школой нужно управлять

Концепция качества образования сегодня только складывается: определяются подходы, разрабатываются его критерии и показатели, исследуются различные аспекты качества. Это одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день.

Каждое образовательное учреждение должно выстроить свою систему управления качеством образовательного процесса с учетом своих особенностей и ресурсов. Конечный результат будет зависеть от умения принимать управленческие решения, обеспечивающие эффективное функционирование, совершенствование и развитие образовательного процесса, создание условий для учащихся, чтобы они в дальнейшем смогли овладеть необходимыми компетенциями, позволяющими получить выбранную профессию и стать успешными людьми. Сегодня это важнейший показатель успеха школы.

Секретами своих управленческих решений, которые позволили Лицею № 136 стать одним из лучших образовательных учреждений в Новосибирске, делятся Соломеева Галина Ильинична, директор МБОУ «Лицей № 136», Отличник профессионально-технического образования, Заслуженный учитель РФ, и Орлова Татьяна Ивановна, заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей № 136», Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель РФ.

«Это управление не людьми, а процессом»

– Что такое качество образования? Когда говорят об управлении качеством образовательного процесса – это про управление чем?

– Соломеева Г.И.: Качество образования – понятие широкое, и оно не равно качеству обучения школьников. В это понятие входит и уровень успеваемости детей, и уровень их воспитанности, и уровень квалификации педагогов, и материально-техническая база школы и т.д.

Когда говорят об управлении качеством образовательного процесса, имеется ввиду не управление людьми, а управление процессом воспитания, повышения квалификации, образовательной деятельности.

На сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается главным и основным при оценке эффективности деятельности школы. Поэтому в первую очередь требуется высокий уровень управления процессом обучения. Как индикатор – результаты сдачи ОГЭ и ЕГЭ. К сожалению, в современном мире дети стали меньше читать, их речь стала менее развитой, поэтому в 11 классе учащиеся пишут сочинение, как допуск к ЕГЭ, и это верное решение. Новшество 2019 года – введение в 9 классе итогового собеседования.

Очень важна организация процесса воспитания и развития личности, ее социализации в обществе. Не менее важна работа с преподавателями. Следить за уровнем повышения квалификации учителей – это тоже управленческий фактор. Как руководитель учебного заведения, я обязана владеть информацией, каким образом педагоги повышают свою квалификацию. Они могут это сделать в других городах, в НИПКиПРО, на курсах, в школах города. Важный момент – наставничество. Мне повезло, что те молодые специалисты, которые когда-то пришли ко мне 20 лет назад, продолжают работать в нашей школе и помогают молодым педагогам.

Еще один управленческий процесс – материально-техническая база. Нужно стремиться, чтобы уроки, подходы к уроку, к процессу обучения были современными. В школе есть определенные нормативы: количество компьютеров на каждого человека, наличие интерактивных досок, компьютерных классов. Дети очень хорошо себя чувствуют в информационной среде. И учителя в нашем лицее тоже на высоком уровне владеют информационными технологиями.

«Все зависит от учителя»

– Как Вы считаете, в последнее десятилетие качество образования в нашей стране растет или падает?

– Соломеева Г.И.: На различных совещаниях ректоры вузов нередко жалуются на качество образования выпускников, зато очень хвалят выпускников спецклассов. Трудно судить о том, растет качество образования или падает, но отрицательные факты какие-то есть. Когда сдают итоговые экзамены в 9 классе по математике, уровень западает по всем районам города. Многие дети не справляются с заданиями.

Одна из причин – медицинские проблемы со здоровьем детей, с нарушением мозговой деятельности. Все это откладывает отпечаток на успеваемость учащихся. Если раньше дети, которые плохо справлялись со школьной программой, после 9 класса шли в ПТУ, получали специальность, то сегодня они продолжают учебу в школе. Отсюда и результат. Я согласна, нет огромного рывка по качеству обученности, но в школах есть талантливые, одаренные дети, которые защищают честь России на международных соревнованиях по информатике, робототехнике. Хотя их немного – процентов пять.

Я работаю в этом образовательном учреждении уже 25-й год и не чувствую, что наблюдается резкий спад качества образования. Год на год не приходится. Иногда бывают очень сильные выпуски, когда умные способные дети почти все поступают в вузы на бюджет, иногда классы послабее.

Бывают моменты, что в отдельных классах по некоторым предметам ухудшаются результаты. Мы сразу начинаем искать причину и выравнивать ситуацию. Хорошим помощником сейчас являются Всероссийские проверочные работы (ВПР), с помощью которых мы проверяем сами себя. Иногда это связано с программами и учебниками, которые постоянно меняются, в результате, учителям приходится быстро перестраиваться.

На качество обучения сильно влияют взаимоотношения педагогов и детей. Бывает, что родители негативно отзываются о школе, учителях, дети это слышат и приходят в школу уже заранее отрицательно настроенные к педагогам. Многое зависит и от учителя. Если дети в него поверят, будет хороший результат.

Что сказать о молодых учителях… Если сравнить, какие раньше были молодые педагоги и какие сейчас, сравнение не в пользу нынешних, при всем уважении. Те, кто пришел 25 лет назад – это золотой фонд школы. А сейчас многие молодые педагоги практически сразу увольняются, проработав одну четверть, хотя мы создаем все условия – хорошая зарплата, личный кабинет, в первый год отсутствие классного руководства. Может, они не находят себя, или идут в педуниверситет, чтобы только получить высшее образование?

Что ждет общество от школы?

– Каковы сегодня запросы общества к качеству образования?

– Соломеева Г.И.: Мы проводили опрос среди родителей: «Что они хотят на сегодняшний день от учебных заведений?» На первом месте стоит качество обученности, на втором – безопасность, на третьем – бережный психологический комфорт. К безопасности относится и питание, и медицинское сопровождение, и санитарные условия в классах. Очень много жалоб поступает на психологический комфорт в школах. Качество складывается одно к одному: учитель-ученик. Если учитель влюблен в свой предмет, дети пойдут за ним. Это те люди, которые выбрали специальность по душе. Но их – единицы. Как и в любой отрасли, в школе, к сожалению, иногда встречаются случайные люди.

– Какие факторы вы считаете определяющими для достижения высокого качества образования? Введение ФГОСов повлияло на улучшение качества образования?

– Соломеева Г.И.: Определяющим фактором, в первую очередь, является профессионализм учителя. Введение ФГОСов, конечно, повлияло на улучшение качества образования. Это – хорошая платформа. Дети, которые обучаются по ФГОСам, отличаются от других детей, у них больше самостоятельности.

Зачем нужна профориентация для маленьких детей?

– В Новосибирской области реализуется проект «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях», лицей № 136 является его активным участником. В чем суть проекта? И какова роль вашего учреждения?

Соломеева Г.И.: Лицей № 136 участвует в пяти проектах, у каждого из них есть свой куратор. Проектом «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях» занимается Татьяна Ивановна Орлова, заслуженный учитель РФ.

– Орлова Т.И.: Проект реализуется с 2011 года. Вначале мы разрабатывали систему менеджмента успешного управления качеством образовательного процесса в своем учреждении, описывали управленческие процессы. С сентября 2017 года формат проекта немножко изменился. Были определены девять консалтинговых центров, которые руководят разными направлениями – кто-то работает по ФГОСам, кто-то с родителями. Наш лицей является одним из центров и курирует профессиональное самоопределение школьников. В течение двух лет мы работаем с тремя учебно-методическими центрами: 165-й школой Советского района, Каргатской школой и Карасукским лицеем № 176. Они, в свою очередь, работают с образовательными организациями, которые находятся в их районах. Всего в наше сообщество входит 21 общеобразовательное учреждение. На базе нашего учебного заведения мы проводим обучающие семинары и для учебно-методических центров, и для тех школ, которые к ним относятся. Практикуются и выездные семинары, где мы представляем свой опыт, описанный в сборнике, который скоро выйдет, как приложение к журналу «Сибирский учитель».

Вся работа направлена на профессиональное самоопределение школьников. В прошедшем учебном году, кроме основного направления, мы участвовали в двух краткосрочных проектах по самоопределению школьников на раннем этапе (для обучающихся 5-7 классов). Организатором этого проекта выступило Министерство образования Новосибирской области. В лицее 18 марта 2018 года проходило профессиональное тестирование обучающихся, в котором приняли участие более 80 % детей. В сентябре этого учебного года в таком же тестировании участвовали обучающиеся 7-9 классов. В результате лицей включен в реализацию федерального проекта «Билет в будущее».

– Направление вашего учреждения в рамках проекта – «Формирование профессиональной ориентации школьников». Почему такой выбор?

– Орлова Т.И.: По согласованию с Министерством образования НСО мы стали работать по направлению «Формирование профессиональной ориентации школьников», потому что у нас был успешный опыт работы, наработки, программа профориентации. Даже губернатор Новосибирской области Андрей Александрович Травников сказал, что он приветствует раннюю профориентацию детей.

– Сколько лет вы в проекте? Что дает участие в этом проекте? С какими проблемами сталкиваетесь? Как вы оцениваете результаты?

– В проекте мы уже восемь лет. Вначале описывали свою систему работы, стали одними из победителей, и нам присвоили статус пилотной площадки. Через два года добились более высокого статуса – стажировочной площадки.

Участие в проекте дает развитие нашей образовательной организации, приведение в порядок всех управленческих процессов, которые у нас происходят. С 2012 года с помощью определенной методики среди обучающихся, родителей и всего персонала стали изучать уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг. Этот срез дает почву для управленческих решений. Мы составили карту окружения лицея по сетевому взаимодействию. Стали каждый год отслеживать и определять уровень развития нашей системы управления. Методика разработана в Новосибирской области. Она способствует повышению качества образовательной деятельности лицея и уровня удовлетворенности наших потребителей: государства, общества, родителей и детей.

Что касается проблем, они есть в любом виде деятельности. Например, в рамках проекта обучающиеся должны были проходить профпробы СПО в колледжах, и здесь была проблема с транспортом. Средние профессиональные учебные заведения привыкли работать со старшими школьниками, а мы с 5 класса им школьников привозить начали. Хотя на сегодняшний день в Новосибирске есть опыт работы профессиональной направленности даже с детским садом. Психологи говорят, что до 10-12 лет ребенок выбирает профессии, которые популярны: пожарный, космонавт и т.д. Начиная с 5 класса важно, чтобы ребенок выбирал направленность профессиональной деятельности: человек-природа, человек-техника, человек-общество, без акцента на профессию, но в связи с особенностями своего характера, способностями. Тогда не будет долгого поиска себя методом проб и ошибок. Тестов для 5-7 классов до нашего проекта не было, пришлось их адаптировать. После тестирований идет собеседование с родителями. Чем раньше ребенок и родитель будут понимать, какие способности у ребенка, тем раньше они найдут свою дорогу, и она будет более успешной. Все вернулось на раннее самоопределение.

О результатах говорить пока рано. Есть положительные отзывы родителей. Есть предметы в учебном плане: «Твоя профессиональная карьера», «Основы выбора профессий», «Профессиональное самоопределение на территории Новосибирской области». В рамках этих предметов обучающиеся пишут индивидуальные проекты, формируют свою образовательную траекторию. В прошлом году ученица нашего лицея стала лауреатом научно-практической конференции на региональном уровне, где представила разработанный на сайте «Сибмама» новый ресурс по профессиональному самоопределению школьников.

Мы ориентируемся на востребованность профессий в ближайшее время в России и на территории Новосибирской области. Начали работать с центрами занятости. Демонстрируем фильмы о нужных профессиях, которые выпущены по заказу министерства образования НСО. У нас есть большая рубрика на сайте, в которой собраны все ресурсы.

«Международный сертификат не столько дает, сколько обязывает»

– Существует ли система объективной оценки качества образования?

– В соответствии с законом, в РФ в каждом образовательном учреждении должна быть разработана внутренняя система оценки качества образования. Она включает четыре главных направления: оценка качества условий, образовательного процесса, управления и качество конечного результата. Кроме того, существует много внешних проверок: ВПР, независимые работы от ФИПИ, опрос родителей от ГЦРО, различные срезы знаний обучающихся. Самоуспокоения нет, мы смотрим, ищем проблемы, стараемся быть объективными. Родители достаточно высоко оценивают уровень образования в лицее. Уровень удовлетворенности – своеобразный срез. Стараемся объективно проводить внутреннюю систему оценки качества образования. Перед любой проверкой проводим внутренний аудит процессов, в результате, выявляем места, на которые надо обратить внимание. Это очень хорошая система, которая пришла к нам вместе с СМК, и мы ею пользуемся.

– В Новосибирске некоторые учреждения, стремясь подтвердить свой высокий уровень, получают международный сертификат соответствия. Есть он и у вас. Что он дает?

– Соломеева Г.И.: Международный сертификат не столько дает, сколько обязывает соответствовать.

– Орлова Т.И.: Сертификат дает статус. Он размещен на сайте образовательного учреждения, поэтому больше помогает тем школам, которые не так востребованы, чтобы был приток учащихся. Нашему лицею это не нужно, он и так переполнен. Международный сертификат соответствия – это признание не только родителями и педагогическим сообществом, но и специальными органами.

– Соломеева Г.И.: Мы можем с уверенностью говорить об успехах в лицее благодаря этому проекту. Наши учителя побеждают на конкурсе «Учитель года», увеличилось количество медалистов и учеников с хорошей успеваемостью, мы активно занимаемся инновационной деятельностью, появились спецклассы.

Качество образовательной деятельности, начиная от условий и до качества образования, зависит от сплоченной команды директора, завучей и педагогов, которые идут в одном направлении. В результате – признание нашего лицея, формирование положительного имиджа образовательного учреждения.

Очень многие проблемы решатся, если родители будут на нашей стороне, важно сделать их своими союзниками. Мы всегда говорим о тройственности образовательного процесса – школа, родители и дети.

Количество просмотров: 2663  

Добавить комментарий