Из искры возгорится пламя

 
 

Повстьянова Ксения Олеговна,

методист отдела медиасопровождения

МАУ ДПО «НИСО» г. Новосибирска

 

Из искры возгорится пламя

Сегодня система образования находится в состоянии постоянной трансформации на всех уровнях. Принимаются законы, выходят новые программы и рекомендации, но во главе этого остается педагог, которому предстоит все это претворять в жизнь. О том, как соблюсти все требования законодательства и найти место для творчества, говорим с Анастасией Александровной Курочкиной, учителем-логопедом дошкольного отделения МБОУ СОШ № 51, победителем городского и лауреатом всероссийского конкурса «Педагогический дебют», трехкратным победителем Международного конкурса имени Льва Выготского.

– В ноябре 2022 года была утверждена федеральная образовательная программа дошкольного образования. Что нового в Вашу работу привнесет этот документ? Есть ли в нем какие-то значимые отличия от тех нормативно-правовых документов, по которым Вы работали до этого?

– Идея была хорошая – необходимость создать единое образовательное пространство, чтобы в каждой точке страны были одинаковые условия, требования, возможности. Но создать действительно работающий документ за месяц подготовки – сложно. Многие представители педагогического сообщества высказывали мнения и давали рекомендации по улучшению документа и очень просили повременить с принятием, ведь работать с ним конкретным педагогам на местах.

Для меня как коррекционного специалиста данная программа по факту не изменит в работе ничего, учитывая то, что в данном документе не прописано, что коррекционно-развивающую работу должны проводить определённые специалисты. Нет упоминания про логопедов, дефектологов. Может показаться, что данный функционал теперь должен выполнять воспитатель, но у него нет профильного образования, да и других задач, прописанных в программе, – масса.

Хорошо, что есть возможность использовать данную программу в обязательном порядке на 60 процентов, а 40 процентов остается на вариативную часть. При этом возникает вопрос, где можно проявить эту вариативность. Наше учреждение активно реализует программу по фольклорному творчеству, погружению в русскую культуру, ее теперь надо будет сочетать с мероприятиями к государственным праздникам, заложенным в программе. Не всегда эти праздники могут быть понятны ребенку в силу возраста. И таких мероприятий в месяц несколько. При этом надо ещё учитывать национальные праздники, если вдруг к вам в группу придёт ребёнок другой национальности. Где брать на это ресурсы и силы?

На мой взгляд, на данный момент федеральная образовательная программа создает очень большой пузырь, с которым в конечном итоге придется работать педагогам. Пока у нас есть возможность работать по старым документам и разработанным программам.

Больше всего меня беспокоит то, что в программе очень часто упоминается слово «учить». Такое чувство, что у нас дошкольники должны с раннего возраста сесть за школьную парту, тянуть ручку и отвечать на вопросы, не проявляя никакой инициативы и мотивации. А ребёнок – это полноправный член образовательных отношений. От его желания, инициативы многое зависит. Программа не дает учитывать индивидуальный темп ребёнка. И это разговор не про детей с особыми образовательными потребностями. День ребенка состоит из занятий и пять минут отведено на игру, в то время, когда у ребенка ведущая деятельность в этот период игра. Встает вопрос о подаче материала и переформатировании его в игровую деятельность.

В программе очень большое внимание уделяется патриотическому воспитанию: национальные праздники, уважение к гербу, флагу, но если это будет просто висеть в коридоре, то о каком воспитании может идти речь. Нужно воспитывать патриотизм через то, что окружает ребенка: детский сад, дом, двор, школа, то, что ему понятно и близко.

 

– Последние годы идут разговоры о необходимости преемственности между дошкольным и общим образованием. Вы работаете в дошкольном отделении школы. Как налажено взаимодействие?

– В школе № 51 дошкольное отделение появилось три года назад. Первый год был периодом становления: формировался коллектив, администрация изучала детей, родителей: их желания и потребности. Сегодня мы работаем над тем, чтобы обеспечить преемственность, чтобы ребёнку было комфортно и педагоги не попали в ловушку ожиданий, когда школа ожидает, что в детском саду всему научат, а в саду думают, что это задача школы. Для этого и разрабатываются планы по преемственности, по взаимодействию между педагогами и детьми. Ребята из подготовительных групп встречаются с первоклассниками на совместных мероприятиях, они видятся во дворе, кто-то дружит. Мы даем им возможность и пространство для общения и взаимодействия. Недавно у ребят было совместное мероприятие на базе детского сада. И сегодняшние первоклассники вспоминали, чем им запомнился сад и делились этим с дошкольниками.

У педагогов и воспитателей есть совместные педсоветы, где они обсуждают дорожную карту по переходу от сада к школе, обмениваются информацией. Детский сад не обязан учить ребёнка читать и писать, у нас нет этого в образовательной программе, мы формируем у них предпосылки к обучению, особенно это касается детей с речевыми проблемами. Начинается обучение в школе, а ребенок не осваивает программу. Мы можем обсудить это с педагогом, я даю рекомендации по работе с ним на основе его дошкольного периода и процесса коррекции речевых проблем. Какие-то ошибки не учитываются в первом классе, продолжается работа с коррекцией. Также это помогает не создавать у педагога ощущения, что он не может научить ребенка. Делимся планами, переживаниями, выстраиваем траекторию развития.

Педагоги начальной школы приходят на занятия в подготовительные группы во второй половине учебного года. Дети ходят на экскурсии в школьную библиотеку, музей, химическую лабораторию, в классы к педагогам, которые будут их учить. Они могут поделиться своими впечатлениями, ощущениями с родителями. Появляется возможность учесть это при формировании класса.

В этом году мероприятия со школой проводятся у нас практически каждые два месяца. Учащиеся 2-4 классов могут стать наставниками для ребят на каких-то наших внутренних мероприятиях. Это точка роста, которую можно развивать бесконечно.

– Сегодня родители являются активными участниками образовательного и воспитательного процесса. Как включаете их в вашу деятельность?

– Этот вопрос стал очень актуальным в последние несколько лет. Родители становятся все более осведомлёнными о том, что им можно, как они могут выражать своё право как родителя, право ребёнка. При этом иногда возникают ситуации, когда своё право они ставят выше, чем правила детского сада. Может возникнуть конфликт, требующий разрешения. Я для себя выделяю две причины возникновения напряжения между родителями и садом: это отсутствие времени для разговора между педагогом и родителем и малая информированность родителей о том, что происходит в детском саду и главное – для чего это происходит. То, что очевидно для педагога, может быть абсолютно неочевидно для родителя. И чаты в ватсап эти вопросы не решают.

Сейчас я участвую в конкурсе «Большая игра «Школа Рыбаков Фонда» имени Льва Выготского», цель которого – создание на базе образовательного учреждения культурного центра, и я понимаю, что не хватает ещё одного фактора – создания в образовательных организациях чувства сообщности, понимания, что мы пришли в социальный институт и у каждого здесь своя роль. Необходимо сообща разбираться, как сделать процесс развития и воспитания ребенка максимально качественным. Каждый может поделиться опытом и быть полезен другому. Например, классический пример: когда изучаются профессии, родители приходят и рассказывают про то, чем они занимаются. Родители активно участвуют в различных выставках и конкурсах, которые проходят внутри детского сада. Недавно у нас прошла выставка роботов. И первоначально казалось, что отклика нет, но на открытии мы увидели большое количество разнообразных роботов. В этот момент важно поддержать родителей и ребенка, которые вложились в процесс, показать, что мы это ценим. В детском саду проводятся онлайн-трансляции мероприятий, потому что кто-то не может прийти, да и помещение не может вместить всех желающих. Родители могут увидеть, как ребенок поет, танцует, читает стих, что ему комфортно в детском саду, он доволен.

Что касается коррекционной работы, то здесь, конечно, очень важно, чтобы родители услышали ключевое – речевые нарушения надо скорректировать как можно раньше и навсегда. Ребёнок должен закреплять дома всё, что он изучил в саду. Из года в год одна и та же история – звук поставлен, но не доведен до автоматизма. Это зона ответственности родителей. Я им всегда про эту говорю. Если не будет совместной работы, то ребенок пойдет с теми же проблемами уже в школу.

Также я активно использую такую форму взаимодействия, как сайт педагога, но не в том классическом варианте, когда там моё красивое фото и рассказ обо мне, а это именно практический сайт, где есть статьи о том, зачем нужна логотетрадь, сколько дней необходимо на автоматизацию звука, что-то про лексику, грамматику, связную речь. Если ребенок болеет и пропускает занятия, то там есть игры, задания, которые он может выполнять с родителями.

Конечно, хорошо работает на взаимодействие проектная деятельность.

 

– По результатам исследования, проведенного ВЦИОМ в 2021 году, большая часть родителей считает, что дошкольное образование должно быть сосредоточено на подготовке к школе. По вашему мнению, дошкольное образование оно про что?

– Детский сад – это про жизнь конкретного ребенка в конкретный момент времени. Это самобытный период, который никогда не повторится. Ему важно то, что произойдет именно в этот момент. И подменять одно другим, конечно, неправильно. Когда ребёнок шести лет ещё, можно сказать, на законных основаниях имеет право играть, а его садят за парту и по 4 часа гоняют от одного занятия к другому, то можно получить снижение или даже отрицательную мотивацию к учебной деятельности в будущем. С другой стороны, современные родители чётко знают, что в школах сейчас очень большая наполняемость. Надо быть уже готовым – уметь читать, писать, чтобы потом не было проблем. И это можно понять. Я на консультациях говорю родителям, что всё зависит от ребёнка. Если ваш ребёнок это потянет, то почему бы и нет.

Педагоги дошкольных учреждений делают достаточно для того, что сформировать предпосылки для учебной деятельности. Но не каждый родитель может это принять, потому что всегда хочется максимум. Некоторые родители с гордостью рассказывают, что их ребенок читает в три года, а ты в это время думаешь: «Бедный ребенок!» Важно найти баланс.

– Вы учитель-логопед. За годы педагогической деятельности видите ли Вы изменение количества детей с логопедическими проблемами? Как организовать работу, чтобы процесс коррекции речи стал для ребенка приятным воспоминанием, а не испытанием?

– Я работаю седьмой год. И когда начинала, то коллеги говорили, что дети очень сильно изменились, что стало много детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья. А теперь уже я могу сказать, что их становится больше. При проведении диагностики мы видим, что практически каждый второй нуждается в работе с логопедом. Все реже это легкие речевые нарушения, когда не дозрела кора головного мозга, либо небольшие проблемы с артикуляцией. В приоритете сегодня дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Зачисление в логопедическую группу идет со среднего возраста, чтобы достичь наибольшего эффекта. Например, у меня группа 15 человек, и каждый произносит тот или иной звук по-своему. К каждому свой подход. Надо поставить звук, довести его до автоматизма, но это половина работы: необходимо ввести навык в связную речь. Сейчас много детей с неправильным дыханием, а это предпосылки к заиканию. На это тоже надо обращать внимание, отрабатывая приемы, которые могут помочь ребенку в будущем стабилизировать свое состояние, если потребуется. Есть дети, которые часто и долго болеют, и это тоже накладывает отпечаток – они привыкают говорить в нос. Нескорректированные речевые нарушения переходят в письменную речь, есть проблемы с чтением и пониманием текста. У меня есть возможность демонстрировать родителям работы нынешних школьников, у которых были проблемы с речью в дошкольном возрасте, и показывать, как это сказывается сегодня на учебе.

Речевое нарушение – это всегда биологическая природа, что-то в организме работает со сбоем. Либо это проводящие пути от головы к речевому аппарату, либо от речевого аппарата к коре головного мозга, либо в самой коре головного мозга не дозрели какие-то клетки. Часто болезни очень сильно подкашивают нервную систему ребенка, и она не стабилизируется. Поэтому мы всегда призываем родителей обязательно проходить медикаментозное лечение, чтобы снять биологический фактор.

Второй фактор – среда. С ребенком надо разговаривать. И это должно быть эмоционально включенное общение, а не между делом. Ребенок слышит речь, которая приближена к норме, он учится использовать ту или иную лексику в речи. Если даже ребенок сидит в гаджете, но у него есть качественное общение, то никаких проблем не будет. Ему с родителями будет интереснее, чем с гаджетами.

 

– Один из трендов системы образования – индивидуальная траектория развития. Возможна ли она в дошкольном образовании, когда в группе не менее 25 человек, и вообще есть ли право голоса у ребенка 3-7 лет?

– Оставлю в стороне образовательный процесс, потому что там индивидуализация – это основа. Я уже говорила, что работать одинаково с разными детьми не получится. У всех свой характер, темперамент, интересы.

Когда нам говорят о том, что у нас переполненные группы, то возникает вопрос, где взять время на индивидуальность? Но грамотный педагог знает, что вот именно в том случае, когда у тебя 30 человек, то, для того чтобы образовательный процесс имел результат, без индивидуализации не обойтись. Это вопрос самоорганизации группы, предметно-пространственной среды, режима дня. Безусловно, это требует большого ресурса от педагога. Здесь на помощь может прийти педагогическое сообщество: необходимо объединять усилия, обмениваться планами занятий, идеями, чтобы каждый раз не начинать работать с нуля, создавать методические объединения внутри учреждения. Можно что-то искать в интернете, но тут про индивидуализацию говорить не приходится. Необходимо создавать образовательные ситуации, где дети могут чему-то научиться, попробовать применить полученные знания в жизни. Возвращаемся к предметно-пространственной среде. Она должна быть разнообразной, но без переизбытка, чтобы ребенок думал, фантазировал, искал варианты применения. У нас был опыт на одном из мероприятий, когда надо было что-то создать из обычных картонных коробок, и дети с родителями занимались этим четыре часа без остановки.

Педагог должен быть навигатором, который помогает идти от повторения к самостоятельному действию.

– Вы являетесь активным участником конкурсов профессионального мастерства различного уровня. Это требует большого количества времени и усилий. Что приобретаете в результате?

– Участие в конкурсах даёт педагогу возможность выйти за стены своего учреждения и в буквальном смысле, и в смысле своего ментального, психологического состояния. От воспитателей часто можно услышать: «Мне нравится работать с детьми, видеть результат, которого они достигают, но когда я прихожу домой, то у меня уже нет никаких сил и желаний». Конкурсы дают возможность повысить свою мотивацию для личностного развития и проявить инициативность. Когда меня спрашивают: «Зачем тебе это надо?», то я отвечаю: «Для того чтобы было интересно жить в профессиональном плане». Есть возможность увидеть какие-то новые технологии, новое применение уже известных приемов, которые позволяют делать работу лучше, добиваться результатов. Там ты знакомишься с новыми людьми, со многими я до сих пор очень хорошо общаюсь, хотя прошло несколько лет с конкурса. Мы встречаемся, что-то обсуждаем.

Я вижу, что педагоги активнее участвуют в конкурсах с детьми, за это идут дополнительные баллы, результаты можно использовать при аттестации. Я спрашивала у коллег, что их останавливает от участия в конкурсе. Большинство опасается, что не справится с заданиями, то есть они не уверены в своих силах. Или их не поддержит коллектив, потому что это большие затраты по времени и силам. Но тут уже нужна командная работа. В прошлом году наш педагог (Береговая Инна Юрьевна ­– победитель городского и лауреат областного конкурса – прим. ред.) принимала участие в городском и областном конкурсе «Воспитатель года». И коллектив, и администрация очень ей помогали на всех этапах. После такого педагоги с большим энтузиазмом откликаются на предложение поучаствовать в других конкурсах. Все готовы помогать друг другу.

 

– Вы возглавляете региональный кампус Университета детства (С.О.К.). Расскажите про деятельность этого сообщества.

– Это образовательное сообщество, целью которого является благоустройство дошкольного образования. Такая красивая фраза. За ней скрывается то, что мы пытаемся какие-то ценности, идеи, технологии, которые отвечают этим ценностям, доносить до людей в различных форматах. Это сообщество, где можно фантазировать и воплощать свои фантазии в жизнь. Это возможность получать актуальные знания, умения и навыки. Все это подкрепляется положительными эмоциями, которые ты испытываешь, участвуя в различных мероприятиях.

Мы начинали свою деятельность в период пандемии и проводили мероприятия онлайн, это до сих пор дает больший охват участников и возможность отрабатывать разные форматы взаимодействия, поучаствовать в мероприятиях коллег из других регионов. Сейчас стараемся чаще встречаться офлайн. Недавно проводили большое мероприятие, которое удалось подготовить за месяц. Был страх, что не соберем людей за такой срок, но коллеги приняли активное участие, потому что нам уже удалось создать себе имя, нам доверяют. Мы всегда стараемся, чтобы наши программы были интересными, полезными и эмоциональными.

Сейчас с коллегой разрабатываем систему категорий участников нашего кампуса. Степень вовлеченности и активности будет влиять на рост внутри кампуса и на то, какие преференции может получить педагог, вплоть до обучения в Москве. В ближайшее время запускаем практический тренинг «Время лидера».

 

 – В свободное от работы и реализации различных проектов время Вы поете, танцуете, увлекаетесь косплеем. Это смена видов деятельности или источник для вдохновения?

– Я не представляю свою жизнь без того, чтобы у меня не было какого-то интересного занятия, кроме основной деятельности. Увлечения могут меняться, за исключением танцев. В юности я занималась бальными танцами, теперь это социальные танцы. Это вопрос образа жизни и дисциплины.

Что касается пения или косплея, например, то это истории про то, что меня зацепило в тот или иной момент жизни, и я не отказываю себе в удовольствии жизни. Захотелось петь – я пела, увидела себя героиней компьютерной игры, хотя я в них совсем не играю, – сшила костюм. Это такая театрализация, смена роли и маски. Костюм создавался два года, надела я его один или два раза, но я получила эмоции. Теперь использую его элементы на детских утренниках. Иногда участвую в писательских запусках, которые можно сравнить с марафонами, пока не дошла до конца, но верю, что все еще впереди.

Где брать на все это время? Это к разговору о том, насколько человек самоорганизованный. Это сила воли. Иногда я могу себе позвонить, если у меня все документы разобраны, между сменами заняться каким-то обучением, творческим развитием. Сейчас записалась на курсы по оценке качества дошкольного образования. Меня спросят: «Зачем? В руководители собралась?» Нет, мне просто это интересно, как можно оценить себя, своё учреждение, на которое мне не все равно. Я хочу, чтобы что-то менялось. Я понимаю, что горы сразу не свернуть, но вода камень точит. Я это вижу по нашему учреждению: за последний год педагоги стали более активными, они проявляют инициативу. Меня поддерживают в семье, это тоже очень важно. Когда вокруг тебя комфортная среда, то энергии хватает на все, и ты готов делиться ей с окружающими, творить и созидать.

 

Количество просмотров: 612  

Добавить комментарий

Target Image