Ренессанс интереса к шахматам

 
 

Царик Светлана Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ «Первомайский» г. Новосибирска

 

Ренессанс интереса к шахматам

Шахматы – настольная логическая игра, богатая своей историей, сочетающая в себе элементы науки, спорта и искусства. Шахматы остаются самой любимой и увлекательной игрой вот уже около полутора тысяч лет. Искусство построения комбинаций, решения задач и противоборства.

Шахматы привлекают людей всех возрастов – своей глубиной, бескомпромиссностью, возможностью творить. Игра помогает развить в себе ряд качеств, необходимых в жизни. Кроме того, в нынешнее время, в век высоких технологий, можно играть в шахматы не только с живым соперником, но и на компьютере против программы или соперников, которые находятся в сети.

Выдающийся немецкий шахматист и автор множества книг по шахматам Зигберт Тарраш сказал: «Никто и никогда не рождался мастером. Путь к этому званию лежит через годы учёбы, борьбы, радости и печали».[1] И действительно, чтобы стать шахматистом надо долго и упорно учиться и тренироваться.

Впервые кружок игры в шахматы в Доме детского творчества «Первомайский» (ранее – ДДиЮТ Первомайского района) был открыт в далеком 1995 году. Руководил шахматным клубом педагог дополнительного образования Новоселов Александр Николаевич, человек, увлеченный шахматами на протяжении всей жизни, он старался привить интерес к игре первомайским ребятам.

Многие специалисты отмечают, что в настоящее время игра переживает своего рода ренессанс интереса к шахматам. Среди родительской общественности и детей вновь наблюдается востребованность в обучении игре в шахматы. И это не случайно. Увлекательные интеллектуальные игры способствуют решению большого спектра задач, в частности компьютерной зависимости у детей. Проведенный в начале 2022 года Домом детского творчества «Первомайский» мониторинг ситуации с реализацией программ по шахматам показал, что в Первомайском районе города Новосибирска недостаточно аналогичных кружков и секций, кроме того, наблюдается и дефицит кадров в данной области.

На этом основании в Доме детского творчества «Первомайский» было принято решение о возобновлении обучающих занятия в объединении «Шахматы» в целях расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности. В связи с этим мне, как педагогу дополнительного образования, удалось пройти ряд курсов повышения квалификации и обучающих семинаров по данному направлению, после чего я разработала образовательную программу «Шах и мат», направленную на развитие у обучающихся логического мышления, навыков систематизированной аналитической работы. Программа представлена в информационной системе «Навигатор дополнительного образования НСО» https://navigator.edu54.ru/program/27373-programma-shakh-i-mat. Программа стартового уровня, ориентирована на детей 7-9 лет и предполагает использование на занятиях различных видов деятельности: игровой и продуктивной, а также первый опыт участия в шахматных соревнованиях.

Возраст обучающихся, характеризующийся высоким интересом, активной познавательной и коммуникативно-игровой деятельностью, накладывает на меня, как на педагога, дополнительную ответственность. Понимая это, мне пришлось много готовиться к каждому предстоящему занятию: подготовка конспекта занятия, обучающая тематическая презентация, подбор шахматных задач и дидактических игр. Тщательная подготовка позволила поддержать интерес у детей к занятиям, познакомить с теоретическими основами игры и закрепить полученные навыки в совместных турнирах между обучающимися. Далее в данной статье я поделюсь с читателем собственным практическим опытом по использованию в образовательном процессе определенных технологий, методов и приемов, позволяющих сделать занятия по обучению детей игре в шахматы не скучными и увлекательными. Сразу отмечу, что некоторые из перечисленных методов взяты мною из материалов обучающих семинаров коллег.[2]

Многие думают, что при обучении игре в шахматы достаточно только игрового поля и фигур. Для усиления наглядности я использую современные цифровые инструменты и успешно применяю их на своих занятиях. Так, например, из множества интерактивных методов я активно использую:

– Видеобрейки – просмотр с обучающимися небольших видео на шахматную тематику (о творчестве известных шахматистов, про дебюты и про эндшпили, о прошедших соревнованиях с участием самих обучающихся или мультфильмы на шахматную тематику). Для этого я использую видеоматериалы различных шахматных форумов и новостных порталов, тематических видео роликов.[3]

– Мультимедийные презентации – визуальный ряд, который оживляет занятие, формирует фантазию, развивает творческие и интеллектуальные способности обучающихся. Презентация может быть представлена в форме дидактической игры, например, в онлайн-пазлы[4]. Пазлы – одна из любимых настольных игр детей. Они развивают внимание, усидчивость и логическое мышление, выстраивать причинно-следственные связи. Сайт с упражнениями по различным направлениям деятельности поможет закрепить знания по шахматам и будет помощью при подготовке к занятиям [5].

– Шахматные конкурсы с подсчетом заработанных очков. Решение шахматных задач развивает комбинационное зрение способность шахматиста предвидеть возможность комбинации. Как правило, комбинационное зрение – это природное качество шахматиста. Однако его можно развивать путем систематических тренировок. Данный ресурс по собиранию помогает мне составлять упражнения и шахматные задачи, т.е. моделировать на шахматной доске позиции с постановкой мата или достижения ничьей (пата)[6].

– Тренировка координат способствует быстрой ориентировке игрока на доске, помогает улучшить, в том числе и «слепой» счёт[7]. Данный вид онлайн-тренировок я рекомендую своим обучающимся использовать дома для отработки координации полей.

– Проведение шахматных турниров. Играть партию можно как с реальным соперником, так и с онлайн-соперником с помощью специализированного сайта.[8] Данный ресурс я рекомендую для домашних тренировок. Для этого родители регистрируют юного шахматиста, таким образом у него будет свой собственный аккаунт. На сайте предусмотрена игра в шахматы со случайным соперником. Автоматически обсчитывается статистика партий, изменение шахматного рейтинга. Сыгранные партии сохраняются, что удобно для их анализа юным шахматистом и педагогом. Игру в онлайн-шахматы особенно рекомендую обучающимся, кто не имеет спарринг-партнера по шахматам дома, среди своих родственников или знакомых. Такие тренировочные шахматные онлайн-партии полезны для отработки изученных на занятиях дебютных схем и тактических приемов, а также для повышения игровой шахматной практики при подготовке к ответственным соревнованиям.

Цифровые технологии в настоящее время являются важным инструментом не только в организации образовательного процесса, но и помогают в сотрудничестве с семьей. В своей практике я активно рекомендую использовать социально-образовательный сайт «Играйск»[9], который поможет ребенку совместно с родителем пройти этот сложный путь становления юного шахматиста. На сайте можно играть, решать задачи, проходить обучающие задания.  

Помимо учебных занятий я активно использую в своей практике проведение воспитательных мероприятий с детьми. В начале учебного года для сплочения детского коллектива, создания традиций нашего объединения я провожу праздник «Посвящение в шахматные рыцари». Праздник проходит в форме театрализации, где все роли героев играют обучающиеся. В середине учебного года игровая программа с элементами соревнований «Мама, папа, я – шахматная семья» помогает поддержать интерес детей и их родителей к занятиям в Доме творчества, укрепить взаимодействие семьи и учреждения. Частью совместных мероприятий детей и родителей стали: экскурсия в Музей Первомайского района, выставка «Шах и мат» в Музее олимпийской славы. Завершает учебный год итоговый шахматный турнир «Юный шахматист». По окончании турнира подводятся итоги всего учебного периода, вручаются заслуженные награды, благодарственные письма родителям за помощь в проведении мероприятий, сопровождении на соревнования и поддержку объединения.

Особое место в учебном процессе объединения занимает соревновательная деятельность как возможность проявить свои навыки игры. Начинают соревнования дети уже с первого года обучения на уровне Дома творчества – это шахматный турнир «Юный шахматист». Наиболее подготовленные и уверенные ребята могут выходит и на городской уровень. За учебный год обучающиеся объединения неоднократно принимают участие в серии тематических «Шахматных фестивалей» шахматной школы «Инициатива» города Новосибирска. Ребята завоевывали призовые места, получали дипломы и ценные подарки. Участие в тренировочных турнирах «Шахматные знайки» Региональной общественной организации «Федерация шахмат НСО» помогло юным шахматистам приобрести новый опыт в игре, закрепить знание правил шахмат и владения часами. В детском шахматном фестивале «Озорная ладья «Классика» участвовала сборная Дома детского творчества «Первомайский». Ценность участия в данном соревновании в том, что обучающиеся соревновались в командном зачете, а это значит, что успех команды зависел от каждого участника и заработанного очка.

Таким образом, игра в шахматы остается одним из востребованных увлечений детей и взрослых по сей день. Поддержание интереса к игре в значительной степени зависит от педагога, какими технологиями, методами и приемами он воспользуется на своих занятиях, чтобы пробудить и поддержать интерес к этому искусству.

Играйте в шахматы! Получайте удовольствие без привязки к результату и изменению рейтинга. Игра в шахматы нужна, чтобы научить детей думать и рассуждать, снять напряжение или наоборот «мобилизовать» себя. Шахматы принесут ощутимую пользу в разных сферах вашей деятельности. Никогда не поздно научиться играть в шахматы – главную настольную игру в мире!

Литература:

1. Абрамов С. П., Касаткина В. А. Шахматы. Как научить и увлечь детей. Учебник для воспитателей и родителей. М.: «Калиниченко», 2022. – 256 с. ISBN: 978-5-911-48010-3. – Текст: непосредственный.

2. Рогалева О. О. Как стать внимательным? Профилактика проблем в обучении. Тренинг для детей 9-10 лет. Развитие ребенка. М.: «Феникс», 2024. 2024. – 32 с. ISBN 978-5-222-40568-0. Текст: непосредственный.

3. Абрамов М. И., Касаткина Н.Ю. Шахматы. Как научить и увлечь детей: учебник для воспитателей и родителей. Часть 1. М.: Дайв, 2022. – 144 с. ISBN: 978-5-907234-44-4. — Текст: непосредственный.


[1] Цитаты про шахматы URL: https://dzen.ru/a/YLtbiLvVl0F4tblO (дата обращения 19.06.2024г.)

[2] Громыко Любовь Николаевна, руководитель проекта «Шахматы в детском саду» Федерации шахмат НСО.

Серенко Лариса Робертовна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ № 458 «Искорка» г. Новосибирск.

[3] Основы шахматной игры. Часть 1 - Основы дебюта https://www.youtube.com/watch?v=2wArqXQDBkA (дата обращения 19.06.2024г.);

Основы шахматной игры. Часть 2 - Основы миттельшпиля https://www.youtube.com/watch?v=1aF4lbUnKI0 (дата обращения 19.06.2024г.);

Основы шахматной игры. Часть 3 - Основы эндшпиля

https://www.youtube.com/watch?v=X87vLtlWeYw  (дата обращения 19.06.2024г.).

[4] Собираем пазлы https://www.jigsawplanet.com/ (дата обращения 19.06.2024г.).

[5] LearningApps.org сайт упражнений на направлениям деятельности https://learningapps.org/index.php?category=78&s=  (дата обращения 19.06.2024г.)

[6] Chess king play сайт по решению шахматных задач https://chessking.com/  (дата обращения 19.06.2024г.)

[7] Сайты игры в шахматы https://lichess.org/training/coordinate  или https://www.chess.com/vision  (дата обращения 19.06.2024г.)

[8] Lichess.org сайт игры в шахматы /https://lichess.org/ (дата обращения 19.06.2024г.)

[9] Играйск сайт для детей и родителей https://sites.google.com/view/igraisk/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 (дата обращения 19.06.2024г.)

Количество просмотров: 381  

Добавить комментарий

Target Image
1. Ренессанс интереса к шахматам ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
2. Спортивный туризм как средство развития общей выносливости у обучающихся 12-15 лет ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. О роли детского коллектива в успешности обучения ребенка в Детской школе искусств ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы