Малыгин Алексей Викторович,

учитель математики НОУ Православная Гимназия

во имя преподобного Сергия Радонежского г. Новосибирска,

победитель областного конкурса «Учитель Года – 2010»

 
Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех нас с окончанием учебного года и выразить надежду на то, что наши выпускники не только успешно сдадут все полагающиеся экзамены, но также станут ответственными, высоконравственными, патриотичными и трудолюбивыми гражданами России!

Теме воспитания достойных граждан России посвящена статья «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, формирование гражданской идентичности учащихся МБОУ гимназии № 9 г. Новосибирска» Гончаровой Ольги Леонидовны, заместителя директора по воспитательной работе МБОУ гимназия № 9 г. Новосибирска. В своей статье Ольга Леонидовна, ссылаясь на В.В. Путина, указывает на необходимость восполнить наметившийся в нашем обществе дефицит милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи. С точки зрения Ольги Леонидовны, этот дефицит можно восполнить за счет привития подрастающему поколению общечеловеческих, общекультурных, семейных и патриотических духовно-нравственных ценностей. Ольга Леонидовна не обходит своим вниманием и воспитательную роль учителя, нравственное влияние его личного примера порядочности и трудолюбия. Особую ценность предлагаемой статье предает наличие в ней методологии и даже, отчасти, педагогической технологии воспитания – в статье представлен опыт гимназии № 9 по реализации Программы инновационной стратегии гимназии в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» с Программой духовно-нравственного развития и воспитания личности, формирования гражданской идентичности обучающихся.

История как школьный предмет имеет особое воспитательное значение, поскольку Historia magistra vitae est. В свою очередь, в вопросах воспитания одно из центральных мест занимает вопрос идентичности – гражданской, национальной, культурной, религиозной и т.п. Подтверждением этого является статья «Формирование российской идентичности в процессе изучения славянской культуры на уроках истории» Людмилы Львовны Добролюбовой, учитель истории, обществознания и права МБОУ Гимназия № 13 г. Новосибирска, магистра по направлению подготовки «Педагогическое образование», «Историческое образование (отечественная история)». В своей статье Людмила Львовна, на основе глубокого анализа, показала однобокость и некоторую несостоятельность искусственно взращиваемой, политизированной и идеалогизированной надэтнической идентичности типа «homo soveticus»; для того, чтобы российская идентичность формировалась не только корректно, но и с воспитательным эффектом, необходимо обращаться к духовно-нравственным истокам славянской культуры: «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца, «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве».

От себя добавлю, что, читая статью Людмилы Львовны и месяцем ранее слушая ее доклад на сходную тематику на одном из форумов, я не удивился выводам. В любом вопросе, касающемся отечественной истории и воспитания подрастающего поколения на материалах истории, необходимо обращаться к религиозным, духовно-нравственным истокам нашей культуры. Для корректного и полного исследования это должен делать любой историк и педагог, независимо от своих мировоззренческих установок, потому что история нашей страны началась не в ХХ, и даже не в XIX веке – почти тысячу лет историю нашей страны творили православные люди по православным мотивам.

Третья статья, выходящая в нашей рубрике – это статья Использование ИКТ на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики» Саловой Анны Евгеньевны, учителя начальных классов МАОУ Гимназия № 15 «Содружество» г. Новосибирска. Ценность статьи заключается в обобщении опыта использования информационных ресурсов как непосредственно на уроке ОРКиСЭ, так и при подготовке к уроку и в процессе проектной деятельности. В приложении к статье приведены гиперссылки на конкретные информационные ресурсы, разбитые по темам, что также представляет определенный интерес.

В последнее время в различных публикациях все чаще и настойчивее звучит мысль о том, что основная цель школы – воспитать высоконравственного человека, ответственного, отзывчивого, интеллигентного гражданина, духовно и нравственно развитую личность. Упомянутые выше статья также являются примером этого.

Такая постановка вопроса особенно важна на фоне событий на Украине. Урок, который нам сейчас преподает Украина, заключается в следующем: если мы не воспитаем нашу молодежь, то найдутся те, кто воспитает ее без нас.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, формирование гражданской идентичности учащихся МБОУ гимназии № 9 г. Новосибирска

Гончарова Ольга Леонидовна

В процессе продолжительной трансформации российского общества в 90-е годы были утрачены основные нравственные ценности, позволяющие успешно воспитывать подрастающее поколение. Возвращение к идее духовно-нравственного развития и формирования гражданской идентичности продиктовано потребностью воспитания поколения, способного развивать российское общество.

Формирование российской идентичности в процессе изучения славянской культуры на уроках истории

Добролюбова Людмила Львовна

Современное российское государство уделяет пристальное внимание историческому образованию. Не утихают споры и дискуссии о целях школьного исторического образования, в которых активно принимают участие государственные и политические деятели, педагоги, представители общественности. Злободневным является вопрос о принятии концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, осуществляется поиск новых подходов к преподаванию истории в условиях принятия этой концепции, не утихли дискуссии о содержании единого учебника. Это обстоятельство обязывает учителей пересматривать ключевые ценностные принципы преподавания истории в школе, особенно в рамках перехода на образовательные стандарты второго поколения.

Использование ИКТ на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Салова Анна Евгеньевна

Целью процессов обновления системы образования является поиск наиболее эффективных форм её функционирования, что связано с целым рядом тенденций, определяемых современной действительностью.
Сегодня – XXI век. Концепция модернизации Российского образования – это «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества».