Формирование российской идентичности в процессе изучения славянской культуры на уроках истории

 
 

Добролюбова Людмила Львовна,

учитель истории высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска,

Почетный работник сферы образования Российской Федерации

 

Формирование российской идентичности в процессе изучения славянской культуры на уроках истории

Современное российское государство уделяет пристальное внимание историческому образованию. Не утихают споры и дискуссии о целях школьного исторического образования, в которых активно принимают участие государственные и политические деятели, педагоги, представители общественности. Злободневным является вопрос о принятии концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, осуществляется поиск новых подходов к преподаванию истории в условиях принятия этой концепции, не утихли дискуссии о содержании единого учебника. Это обстоятельство обязывает учителей пересматривать ключевые ценностные принципы преподавания истории в школе, особенно в рамках перехода на образовательные стандарты второго поколения.

Согласимся с мнением профессора Е.Е. Вяземского, который говорит о том, что «педагогов России волнуют проблемы построения системы исторического образования, отвечающей потребностям общества, государства и конкретного человека, основанной на осознании общенационального интереса, способствующей воспитанию гражданственности молодежи,  формированию общероссийской гражданской идентичности личности».

На II Всероссийском съезде учителей истории. Е.Е. Вяземский и члены делегации Новосибирской области

Действительно, в последние десятилетия тема формирования идентичности актуализируется и в ученом, и в педагогическом сообществе с позиций приоритетов государства и различных идеологических «мы-групп». Тому подтверждение мы находим не только в многочисленных исторических исследованиях, но и в последних нормативных документах. К примеру, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» подчеркивается: «ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания». Это положение находит отклик в Историко-культурном стандарте, где «одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности».

Находясь в ситуации поиска приоритетов деятельности учителя истории в данном направлении, я хотела бы обсудить с вами следующий круг вопросов:

1. Какой смысл следует вкладывать в понятие «российская идентичность»? Каков исторический путь происхождения данного понятия.

2. Какую роль играет изучение учащимися особенностей славянской культуры в формировании «российской идентичности»?

3. Как может современный урок истории, посвященный этой тематике, способствовать формированию личности россиянина, его духовно-нравственному становлению?

Размышляя над содержанием понятия «российская идентичность», не могу не отметить его актуализацию в историографическом дискурсе именно в современный период. На основании проведенных мной исследований учебников истории СССР 1960-80-х гг., смею заметить, что понятие «российская идентичность» как таковое не формировалось в советский период, и не актуализируется вплоть до распада СССР.

 

 

Прежде, чем современными политиками и педагогами был поставлен вопрос о формировании «российской идентичности», длительное время школа «работала» над формированием «советской идентичности». Полагаю, что этот опыт стоит учитывать для понимания содержания понятия «российская идентичность» и при постановке новых воспитательных задач. Метафорическое понятие «советскость», по мнению Попова, «представляет собой уникальный тип надэтнической идентичности», конструируемый «идеологией и пропагандой полиэтнической общегражданской консолидации в целях сохранения государственно-политического единства страны»[1]. Теоретически определить сущность понятия «советская идентичность» довольно трудно. В отечественной гуманитаристике сложились разные мнения на этот счет. По моему мнению, «советская идентичность» – многоплановое понятие, представляющее собой совокупность проявлений коллективной, личностной, цивилизационной, политической, классовой, гражданской, поколенческой, гендерной, профессиональной, национальной идентичности и др., конструируемое системой духовных и гражданских ценностей советского общества, а также осознанием советскими людьми своей общекультурной, личностной и гражданской принадлежности.

Такую же многоплановость предполагает и понятие «российская идентичность», которую неверно приравнивать лишь к этнической или политической идентичности. Сегодня мы часто слышим выражения: «российская нация», «единый народ России», «мы – многонациональный народ России», но все-таки не до конца понимаем, какой более точный смысл вкладывается в концепт «росссийской идентичности». Воспитательная деятельность школы в свете требований ФГОС должна быть направлена на формирование у обучающихся российской идентичности, которая понимается как «осознание себя как носителя российской культуры и гражданина России» и конструируется слиянием государственно-гражданской, этнической и общечеловеческой идентичности. А где остальные, обозначенные выше типы идентичности?

Преподавание истории в школе во многом зависит от политической обстановки и от тех акцентов, которые делает государство, формулируя задачи школьных курсов. В.В. Путин говорит о том, что «в российском обществе необходимо формировать такую культурную среду, такие ценности, которые бы опирались на нашу историю, традиции, объединяли бы времена и поколения, способствовали консолидации нации».

История России – это история многонационального государства. Единение славян не может быть нарушено в современный период. «Наша общая история и общие корни, наша культура и ее духовные истоки, наши фундаментальные ценности и язык объединили нас навсегда. Мы хотим, чтобы общность наших народов и наших культур имела прочное будущее», – читаем в письме деятелей культуры в поддержку позиции президента Путина, относительно Украины и Крыма.

Согласимся с этим, но все же следует задуматься над тем, как избежать механического подстраивания содержания учебников под идеологические стандарты. Опыт социалистических 60-80-х гг. наглядно показал однобокость идеологизации и политизации школьных учебников. Общее славянское начало во главу угла выдвигает узкие политические задачи воспитания толерантности, братского отношения к славянским народам, и это как раз необходимо осуществлять на уроках истории при изучении вопросов славянской культуры, через воспитание уважения к исконным духовным ценностям, любви к Отечеству, его истории, культуре, языку.

Приобщение учеников к великому культурному наследию наших предков начинается именно с изучения восточнославянской культуры и истории,  которая своими корнями уходит во времена Киевской Руси. Именно тогда впервые в истории происходит осознание русским народом своего предназначения, зарождается процесс становления русского национального самосознания, самоидентификации, что нашло яркое отражение в знаменитых памятниках древнерусской культуры. К примеру: «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца, «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве».

Сегодня воспитательное пространство урока истории неразрывно связано с формированием у обучающихся «российской идентичности» через приобщение учеников к традициям становления древнерусского государства, воспитание у них чувства уважения к историческому прошлому нашей Родины, его культуре. Древнерусское государство – Московское царство – Российская империя – Советский Союз – Российская Федерация: для изучения культуры каждого из вышеназванных периодов истории государства российского характерно воспитание уважения к исконным духовным ценностям, любви к Отечеству, его истории, культуре, языку

Главный вопрос как это делать, чтобы избежать «псевдо» патриотизма? Важно осознавать роль каждого славянского народа в преумножении национальных богатств и «всеобщности» восточнославянского культурного наследия. Именно на уроках истории в сознании обучающихся складывается представление о равенстве всех славянских народов, общие предки которых внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры.

Согласимся с мнением Святейшего патриарха Кирилла, что «жизненно необходимо продолжать широко распространять знания об истории отечественного письма и культуры, принадлежащей не только России, но и являющейся частью сокровищницы общемирового наследия», во имя формирования «российской идентичности».

Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Итак, согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России».

Полагаю, бесспорно следующее утверждение: общая задача педагогов, общества и государства – воспитывать НАСТОЯЩЕГО РОССИЯНИНА, определившись с сущностью понятия «российская идентичность» на основе огромного нравственного и духовного потенциала восточнославянской культуры.


[1]Попов М. Е.. Антропология советскости (Философский анализ): Дис. ... канд. филос. наук : Ставрополь, 2004. С. 7.

 

Количество просмотров: 6501  

Комментарии

Толково и современно трактует поднятый здесь вопрос В. А. Тишков - директор Института этнологии и антропологии РАН. Есть капитальная его монография, но для начала полезно ознакомится с книгой: Тишков В.А. Российский народ: книга для учителя. М.: Просвещение, 2010. Можно посмотреть видеолекции на личном сайте Валерия Тишкова. Например: "От дружбы народов к дружному народу". http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/lekcii2/video/n11.html
Большое спасибо за совет, Владимир Александрович!

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Проектная деятельность как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольника ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Некоторые аспекты выбора репертуара в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Духовно-нравственное воспитание детей через семейные традиции ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
4. Игра и её значение в нравственном воспитании дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Осмысление собственного педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию сквозь призму изысканий К. Д. Ушинского ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Городской фестиваль «Династии Новосибирска-2023»: история семьи в истории города и страны ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
7. «Я и моя страна». Актуальные вопросы формирования детских сообществ в духе мира и добра ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
8. Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство с русскими народными традициями ВЫПУСК №106, апрель 2023
9. Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
10. Формы и методы воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся коррекционной школы ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
11. Духовно-нравственное воспитание в МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
12. Детский фольклор как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
13. Память о Великой Отечественной войне как основа формирования духовно-нравственных ценностей современного гимназиста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
14. Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературного чтения в начальной школе ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Духовно-нравственное воспитание молодежи в современном обществе Выпуск №98, декабрь 2021
16. Воспитательный потенциал уроков искусства ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
17. Нужно ли подростку ходить в храм? ВЫПУСК №93, ФЕВРАЛЬ 2021
18. Преподавание курса предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» через внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК №93, ФЕВРАЛЬ 2021
19. Система работы по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении ВЫПУСК №90-91, октябрь 2020
20. Духовно-нравственное воспитание будущих специалистов на уроках по дисциплине «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству» и во внеурочной деятельности Выпуск №86, декабрь 2019

Страницы