Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 
Добрый день, уважаемые коллеги, авторы и читатели нашей газеты!

Вот и закончился очередной учебный год, который кого-то порадовал успехами, кого-то огорчил неудачей, а кому-то подарил надежду. Наступает пора каникул, а с ними появляются планы, новые идеи на следующий учебный год. Вот и поговорим с нашими авторами и читателями о новых сценариях, методиках, формах работы. В этом номере авторы знакомят читателей со своим опытом работы, приглашают к сотрудничеству.

Интегрированными уроками сегодня уже никого не удивишь, но среди множества таких уроков есть интересные, запоминающиеся. Сегодня можно найти много материалов, которые учат, как правильно взять интервью, обработать материалы, дать свою оценку собранной информации, написать эссе. Надеюсь, что материалы урока, автором которого является Бочкарева Жанна Алексеевна, руководитель музея МБОУ СОШ № 160, будут полезны коллегам. Она с ребятами прошла все этапы подготовки и написания статьи, и свой опыт предлагает заинтересованным коллегам.

Еще один интегрированный урок, который будет интересен учителям истории, ОБЖ, технологии, – «Форсирование Днепра». Ребята не только узнали о таком важном событии Великой Отечественной войны, но и создавали новые экспонаты, экспозиции. Участие в подготовке данного урока принимали не только авторы Гулей Олег Юрьевич и Платонова Марина Анатольевна, но и педагоги, и ребята школы № 141.

Экспедиции, поездки, связанные с поисками, во все времена были интересны ученикам. Столько интересного, любопытного и познавательного! И, конечно, знакомство с новыми людьми! Посещение музея, Улантовой горы, веселые конкурсы, гречневая каша, приготовленная на костре… Да мало ли, чем еще можно удивить городских детей. О своих впечатлениях от поездки в село Лебедево Тогучинского района рассказывает Голованова Елена Николаевна, руководитель музея истории «Эстафета» МБОУ СОШ № 57.

Как выглядели учебники и тетради много лет назад? Чем интересовались и увлекались школьники 60-х-70-х годов? Какие раньше были уроки и как они проходили? Сколько интересного можно узнать в школьном музее! А как создать музей в школе? Как собрать экспонаты? Собрать вокруг музея заинтересованных людей? Своим опытом делится молодой руководитель школьного музея МБОУ СОШ № 80 Селюкина Галина Ивановна. Она считает, что музей должен не только помочь сохранить память, но и стать духовно-культурным центром школы.

Создание программ – дело всегда трудоемкое, занимающее не один год. А еще программу надо апробировать, получить результаты. О своем опыте создания курса «Вспомогательные исторические дисциплины – ключи к познанию истории родного края» рассказывает Шатова Ирина Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 97.

В наше рубрике всегда есть место для различных точек зрения и свободной дискуссии. Приглашаю наших читателей к общению. А я, как ведущая рубрики, желаю всем новых творческих успехов, интересных встреч и открытий на страницах нашей газеты.

Использование возможностей курса по выбору «Вспомогательные исторические дисциплины – ключи к познанию истории родного края» в музейной педагогике

Шатова Ирина Николаевна

Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей малой Родине. Актуальность краеведческого образования обусловлена потребностями общества в формировании у граждан нравственно-патриотических чувств. Знакомство с родным краем способствует созреванию «чувства Родины». Формы организации такой работы могут быть различны.
Программа «Вспомогательные исторические дисциплины – ключи к познанию истории родного края» была разработана как программа курса по выбору для обучающихся при реализации программы предпрофильного обучения в школе.

Интегрированный урок «Форсирование Днепра» на базе школьного музея Боевой и Трудовой Славы

Платонова Марина Анатольевна, Гулей Олег Юрьевич

Актуальность интегрированного музейного урока заключается:
– в реализации одного из приоритетных направлений воспитательной работы современной системы образования – воспитание патриотизма и гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
– в формировании межпредметных связей, метапредметных учебных действий, требуемых ФГОС (в подготовке детей к музейному уроку приняли участие учителя: ОБЖ, технологии, истории, русского языка и литературы);
– в реализации одной из ведущих современных педагогических технологий – проектной деятельности (диорама «Форсирование Днепра», в финале урока передаваемая Музею. Проект, выполненный учениками 5-го и 6-го классов).

Музейный урок «Написание биографического эссе»

Бочкарева Жанна Алексеевна

Данный урок был представлен на семинаре в НИКПиПРО в рамках курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы.
Тема семинара: «Совершенствование информационно-образовательного пространства школы средствами учебных дисциплин гуманитарного цикла как необходимое условие внедрения ФГОС».

«Смычка» города и деревни на примере совместной деятельности городской и сельской школ

Голованова Елена Николаевна

Смычка – действие от глагола «сомкнуть», «сомкнуться», также место соединения чего-либо, например, в архитектуре – смычка сводов. В политической терминологии новейшего времени – союз, совпадение интересов и совместные действия каких-либо сил.

Музей сегодня и завтра...

Селюкина Галина Ивановна

Школа... В жизни каждого человека это слово вызывает какие-то эмоции, воспоминания, чувства... Но проходит время, многое забывается и меняется. Всё чаще возникают вопросы у подрастающего поколения: а как это было раньше? Как выглядели учебники и тетради? Чем интересовались и увлекались школьники? Вопросов масса. И ответить на них поможет школьный музей.