Музейный урок «Написание биографического эссе»
Данный урок был представлен на семинаре в НИКПиПРО в рамках курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы.
Тема семинара: «Совершенствование информационно-образовательного пространства школы средствами учебных дисциплин гуманитарного цикла как необходимое условие внедрения ФГОС».
Тип урока: интегрированный (русский язык, музееведение, историческое краеведение).
Педагог: педагог дополнительного образования (руководитель музея МБОУ СОШ № 160 «Дети войны»), учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 160 Бочкарева Ж.А.
Место проведения: музей МБОУ СОШ № 160 «Дети войны».
Время проведения: 18.12.13 г. (12:00 – 13:00 ч.).
Цель: написание биографического эссе для музея.
Оборудование: мультимедийный проектор для показа презентаций, экран, компьютер, стенд с материалами и фотографиями «Школа военной поры», фото из личного архива ветерана педагогического труда, бывшего учителя школы № 160 Ковалевой В.Ф.
Приложение: Фильм об уроке, презентация, фото, сочинение учащейся, грамоты.
Предварительный этап урока:
1тап. Интервью с героем статьи в музее (февраль, 2013 г.)
Вера Фёдоровна Ковалёва и редколлегия школьного музея
Умение брать интервью – это первая задача, которая ставилась перед участниками встречи. Как правильно взять интервью, как работать с собранными материалами? На встречу с ветераном педагогического труда Ковалевой В.Ф. учащиеся пришли, как обычно, с плеерами, со звукозаписывающими телефонами и записывали все происходящее. Или записывали услышанное на листочках от руки. Задавали вопросы, слушали.
2 этап. Работа с материалами: систематизация, работа с возникшими вопросами по мере работы с материалами (февраль, 2013 г.).
Учащиеся писали или печатали рассказ гостя. Затем с этим просматривали свои записи. Сначала определяли основную мысль своей статьи. Затем работали над ее композицией, подбирали фото.
3 этап. Написание черновика (февраль, 2013 г.).
Самостоятельно редактировали, корректировали написанное. Приобретали навыки написания музейной статьи.
4 этап. Редактирование материалов. Написание биографического эссе (март, 2013 г.).
Успешно прошли первые 3 этапа и подошли к 4 заключительному этапу «Редактирование», тут возникли определенные трудности.
1) У детей ещё плохо сформировалось представление об основной идее своего сочинения.
2) Дети не умеют выбрать заголовок для статьи.
3) Дети не умеют выразить своё отношение к интервьюируемому, дать оценку событиям.
4) Дети имеют недостаточное представление о времени, в котором жил герой.
5) Работа детей свелась, в основном, к тому, чтобы записать услышанное максимально подробно.
В целом, черновые статьи у ребят получились сухие, безжизненные, в основном с перечислением биографических фактов. Отношение к герою на протяжении всей статьи не просматривалось, а замечено было лишь в конце сочинения небольшой фразой: «Мне очень понравилась Вера Фёдоровна».
Так возникла необходимость проведения урока русского языка в музее для обучения написанию биографического очерка. Так как на уроках русского языка написание биографии изучается только в 9-ом классе, а написание статьи об учителе требует не только знания биографии интервьюируемого, но и умения передать отношение, личную оценку к событиям и героям, возникла необходимость в разработке такого урока, чтобы скорректировать полученные результаты, направить внимание детей на умение видеть ошибки и исправить их.
Таким образом, информационно-образовательное пространство школы средствами учебной дисциплины «Русский язык» возникло как необходимое условие для внедрения в такую дисциплину, как «Музееведение». Музейная педагогика не только воспринимается как новая научная дисциплина, но и внедряется в образовательное пространство школы. А совокупность дисциплин, их взаимодействие для получения метапредмедных результатов учащихся есть необходимое условие для ФГОС.
Проведение урока русского языка в стенах музея возникло как необходимое условие для развития универсальных учебных действий учащихся (УУД) для получения метапредметных результатов.
Метапредметные результаты |
УУД |
Личностные |
Учащиеся умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности. (Уч-ся сравнивают свои результаты написания статьи с образцом учителя и дают самооценку своей деятельности. Видя свои ошибки, стараются их исправить, добиться лучшего результата). |
Регулятивные |
Умеют оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. |
Коммуникативные |
Умеют определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. |
Познавательные |
Умеют систематизировать материал, наработанный ими на черновиках, уметь правильно использовать в статье фотоматериалы. |
|
3 работы успешно участвовали в городском конкурсе «Учителями славится Россия», проводимом ДОД «Юниор». Кабирова Майя и Овсепян Элина получили дипломы за успешное участие в конкурсе. (Работа Овсепян Элины участвовала в районном конкурсе, посвященном славянской письменности, и стала лауреатом в номинации «Публицистика»). |
Конспект урока
Слайд 1
Учитель: Сегодня нам предстоит работа над 4-м этапом статьи. Прежде чем написать статью, мы должны знать, для кого предназначена эта статья.
Ученики: Для городского конкурса «Учителями славится Россия». Значит, читателями будут музееведы, историки, педагоги.
Учитель: Отсюда следует, что статья должна быть грамотной, продуманной, соответствовать знаниям об истории страны, жизни людей определенного периода времени.
Ученики: Для посетителей музея (школьников, учителей, ветеранов). Материал статьи будет использоваться на экскурсиях и на уроках.
Учитель: Статья должна быть доступной для всех читателей и слушателей. Для широкого круга читателей.
Учитель: С какой целью мы пишем статью? Каких результатов хотели достичь?
Ученики: Чтобы узнать, почему Вера Фёдоровна выбрала профессию учителя. Чтобы узнать, как война повлияла на её жизнь. Чтобы узнать, как война повлияла на выбор профессии.
Учитель: Итак, вы собрали все нужные сведения, систематизировали их. Нужно, чтобы не получилось так, что вы сначала описываете, как кто-то, к примеру, женился, а потом описываете моменты его прекрасного детства.
Статья должна отражать хронологическую последовательность жизни героя.
Чем статья может быть интересна или полезна читателям или слушателям?
Ученики:
– Интересная история, связанная с жизнью героя статьи. Мы должны увлечь читателя.
– Поучительная биография человека, может научить, как бороться с трудностями, быть сильными, верить в свою мечту.
Учитель: Вы должны проанализировать материал интервью и найти поучительный смысл.
Ученики: Мы учимся в школе, и нам важно знать, как становятся учителями люди, и тем более те, которые жили во время войны, потому что музей носит название «Дети войны».
Учитель: При прочтении вашего сочинения описываемый должен вызвать интерес у читателя, как человек, добившийся чего-то в жизни, выполнивший свое предназначение, проявивший свои лучшие человеческие качества в сложившейся ситуации.
Давайте вспомним структуру биографического очерка.
2 слайд Структура биографического очерка имеет следующий вид:
1. Заголовок.
2. Введение.
3. Основная часть.
4. Заключение.
Памятка «Как писать статью?» (дети читают):
1. Опираясь на полученные данные, пишите сочинение, где главным абзацем должна стать формулировки идеи очерка.
2. Излагайте свои мысли логично, дайте полную характеристику изучаемого человека, реализация смысла жизни героя.
3. Стремитесь к уникальности вашего текста, чтобы он не был похож на краткую биографию или резюме.
4. Пишите доступным и понятным языком для любой аудитории. Не используйте сложные предложения.
5. Не используйте сведения, не относящиеся к данной теме статьи. Исключите из текста общеизвестные факты.
6. Используйте имеющиеся фотографии.
3 слайд
Учитель: Что может отражать заголовок текста?
Ученики: Тему и основную мысль.
Учитель: В заголовке и введении статьи вы должны сфокусировать внимание читателей на основной теме статьи. Донести ее идею.
Давайте обратимся к примерам названия статей Кабировой Майи и Овсепян Эли. Два названия – какое из них лучше отражает идею произведения?
Ученики: «Достойная профессия»
Учитель: Не читая статьи, мы фокусируем своё внимание на профессии, которую уважают. Достойная профессия – уважаемая профессия.
Учитель: Первый этап создания сочинения: написание вступления.
Сразу ли мы должны говорить о детстве военной поры, которое, несомненно, определило судьбу девочки?
Ученики: Мы должны ввести читателя в беседу с героем. Рассказать, при каких обстоятельствах произошла встреча с героем и познакомить с ним читателя. Рассказать, когда произошла встреча.
Учитель: Давайте посмотрим, как девочки справились со вступлением.
Вступление Майи. Недочёты.
Ученики:
– Нужно точное время встречи с гостем.
– Определить, с какой целью произошла встреча.
– Когда именно работала, в какое время, сколько лет отдала школе.
Учитель: Можно ли здесь уже сделать заявление о достойном человеке достойной профессии? Об отзывах о ней её учеников? Можно ли привести цитату великих в подтверждение своей мысли? Оттолкнуться от неё?
Учащиеся соглашаются с учителем.
Учитель: Давайте сейчас напишем вступление.
Ученики пишут или редактируют вступление.
Майя читает: Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества: большие знания и большое сердце. Этими качествами в полной мере обладает бывший учитель нашей школы, ныне ветеран труда, Ковалёва Вера Фёдоровна. Она почетный гость нашей школы. Её глаза и сейчас светятся счастьем, а на губах играет улыбка, когда она переступает порог школы. Вера Фёдоровна с любовью вспоминает свою работу в школе, детей, которых она учила, коллег, с которыми работала. А благодарные ученики до сих пор помнят и любят свою учительницу.
4 слайд Родители. Родительский дом.
Учитель: Основная часть должна иметь определенную логическую структурную последовательность изложения материала. Чаще всего применяется хронологическая последовательность. Чтобы четко определить нить развития основной идеи статьи, а также установить правильную связь между абзацами основной части. Прочитайте план:
Ученики: 1) Начало биографии.
2) Начало войны.
3) Школа.
4) После войны.
5 слайд 1) Начало биографии.
Учитель: Что мы знаем о раннем детстве Веры? О родителях?
Ученики:
– Родители были грамотными.
– Отец был председателем Сельсовета. Мама много работала.
Учитель: Здесь важно упомянуть о том, что родители Веры не учились в школе, самоучками овладели начальной грамотой счета и письма, и, наверно, поэтому для них так важно было, чтобы даже в трудное время учились в школе их дети. 6 слайд 2) Начало войны.
Ученики: Когда началась Великая Отечественная война, все братья Веры ушли на фронт.
Учитель: Эта семья жила во время тяжёлой войны. Правильно ли звучит предложение?
Ученики: Семья пережила, как и многие семьи, тяжёлые годы Великой Отечественной войны.
7 слайд. Читает Майя.
3) Школа. (Пошла учиться в школу, в 2010 году этой школе исполнилось 100 лет).
Ученики обнаруживают нарушение хронологической последовательности,
8 слайд. Читает Эля.
Учитель: Повлияла ли, по вашему мнению, старшая сестра на выбор профессии Веры?
9 слайд.
Учитель: И, наконец, зачем же Вера Фёдоровна показывала нам свой аттестат зрелости об окончании школы с пятерками и четверками?
Ученики: Чтобы показать, как достойно училась, несмотря на все трудности военного времени.
10 слайд. 4) После войны.
Ученики: Работа в детдоме была нелегкой.
Учитель: О чём говорит её трудолюбие?
Ученики: Её трудолюбие говорит об ответственности В.Ф. за судьбу сирот, о её доброте к детям.
Учитель: В статье можно выразить и наше отношение к Вере Фёдоровне. Понравилась ли она нам? И, конечно же, упомянуть о её юбилее, о её 75-летии. А теперь давайте учтем все свои недочёты и достоинства статей, доработаем свои черновики и напишем биографическое эссе.
Приложение. Ковалёва Вера Фёдоровна – учитель с Большой Буквы
Количество просмотров: 9141 |
Добавить комментарий