Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 
Добрый день, уважаемые читатели, коллеги!

Нововведения, инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека. В сфере образования об этом заговорили в 80-х. Стали искать новые формы, методы обучения и воспитания. Тема эта не простая, вводить инновации в свою деятельность порой достаточно сложно. Но, сегодня без этого нельзя.

Руководители школьных музеев также стали искать новые формы работы. Современного школьника трудно привлечь к музейной работе. И большую помощь здесь, конечно же, оказали современные технологи: интерактивные экскурсии, интегрированные уроки, экспедиции, лаборатории, научно-исследовательские работы и др. Именно такой интересный опыт сегодня и представлен в нашей рубрике.

Хотя часто говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Вот и форма экспедиций далеко не нова. А ребят можно заинтересовать новыми темами, изучением «белых пятен» истории. И вот ученики вместе с педагогом уже с увлечением сидят в архивах, мчаться в другие города, встречаются с родственниками… Этот интересный и проверенный опыт представила руководитель музея МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17» Яковлева Людмила Демьяновна в своей статье. Ребята увлечены поиском, познанием нового.

Вот и творческая лаборатория, работавшая в Лицее № 113 под руководством Коломиец Светланы Викторовны, увлекла школьников, научила образно мыслить, красиво говорить, понимать категории «добра» и «зла». Вокруг своей творческой лаборатории Светлане Викторовне удалось сплотить интересных творческих людей города Новосибирска, с которыми с удовольствием встречаются школьники.

Не остаются в стороне от патриотического воспитания педагоги, работающие с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Своим опытом делится Романова Оксана Анатольевна, воспитатель ГБУСО Новосибирской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Снегири».

Работа в музее сложная и кропотливая. Есть много нюансов, которые должен знать грамотный руководитель музея. И этому посвящена статья Левченко Натальи Ивановны, заведующей МКУК ЦБС Железнодорожного района «Городской Центр Истории Новосибирской книги». О хранении фотографий, книг и других документах, что делать необходимо, а чего делать не рекомендуется, рассказывает автор.

И, конечно, сегодня популярна проектная деятельность. Много реализовано проектов в школьных музеях. Но не менее интересные проекты можно создавать и реализовывать в дошкольных учреждениях. Авторский коллектив Гензе Татьяна Павловна, воспитатель высшей квалификационной категории, руководитель музея, Гончарова Ирина Сергеевна, заведующий МКДОУ д/с № 425 «Елочка», Томилова Ольга Владимировна, старший воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 425 «Елочка», расскажут о своих интересных проектах. А их немало у творческого коллектива этого дошкольного учреждения.

Разговор на эту тему поддерживают в своей статье Абдул Вероника, студентка 2-го курса, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный Педагогический университет», и ее научный руководитель Богданова Е. В., к.п.н., доцент.

И, конечно, нельзя сегодня обойти молчанием тему, посвященную 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Педагог в соавторстве с ученицей нашли «довольно много интересного материала, причем не выдуманного, а подлинники записей приказов и наградных листов, составленные описания подвига в те годы по ходу событий, заверенные и подписанные маршалами, генералами, командующими Армий». Ерохина Александра, ученица 9-го класса, Горскина Валентина Николаевна, руководитель музея «Боевой Славы авиации» МБОУ СОШ № 190, пишут о своих находках, впечатлениях.

Интересного материала много. Хотелось бы пригласить всех, неравнодушных к воспитанию подрастающего поколения, к обсуждению этих материалов.

Параметры музейного хранения: актуальные решения в школьных музеях

Левченко Наталья Ивановна

Памятники мировой истории и культуры являются важнейшей частью общего наследия человечества.
Памятники истории и культуры России составляют также неотъемлемую часть мирового культурного наследия. Они свидетельствуют об огромном вкладе народов нашего государства в развитие мировой цивилизации.

Научные экспедиции как фактор успешности исследовательской работы в музее «У истоков города» Новосибирской классической гимназии №17

Яковлева Людмила Демьяновна

Уже на первых этапах создания фондов краеведческого музея «У истоков города» Новосибирской классической гимназии №17 начала формироваться научно-исследовательская лаборатория, деятельность которой была направлена на изучение «белых пятен» в истории города. Благодаря работе в Государственных архивах, краеведы школы восстановили жизненный путь основателей и созидателей Ново-Николаевска Н.М. Тихомирова, Г.М. Будагова, Н.П. Литвинова, В.И. Жернакова и других.

Музей в детском саду – форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Гензе Татьяна Павловна, Гончарова Ирина Сергеевна, Томилова Ольга Владимировна

В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Музей лицея № 113 – центр духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся

Коломиец Светлана Викторовна

В условиях перехода к рыночным отношениям теряются многие ценности, ориентации в обществе. У подрастающего поколения утрачивается чувство патриотизма, любви к своей Родине. Многовековая история нашей страны свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.

Семейный архив «Имена, опаленные войной»

Ерохина Александра, Горскина Валентина Николаевна

В последнее время очень часто говорят о приближении значимой даты – 70 лет со дня Великой Победы. Читаем в книгах, учебниках, смотрим фильмы, где рассказывают о людях, которые отстаивали независимость нашей страны, но иногда кажется все это выдумано, потому что представить сложно. У нас в школе есть музей, есть фотографии, реликвии войны, личные вещи, рассказы тех ветеранов ВОВ, которые еще были живы, и дети 80-90-х годов их видели, беседовали, фотографировались с ними, а до нынешнего времени их почти не осталось. 

Социальное проектирование как форма патриотического воспитания школьников

Абдул Вероника

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания подростков и молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. 

Патриотическое воспитание как одно из направлений работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Романова Оксана Анатольевна

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. И в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.