Тумаева Татьяна Мироновна,

директор МБОУ «Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка» г. Новосибирска,
«Почетный работник общего образования»

 
 
 

Морозова Вера Викторовна,

заместитель директора по УВР

МБОУ г. Новосибирска «Аэрокосмический лицей имени Ю.В. Кондратюка»

 
 
 

Малыгина Людмила Павловна,

заместитель директора по НМР

МБОУ «Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка» г. Новосибирска,

«Отличник просвещения»

 
Математическая деятельность как ключевой элемент системы математического образования в лицее

Математика – это язык,

на котором говорят все точные науки.

Н.И. Лобачевский

Математика на протяжении всей истории человечества являлась частью человеческой культуры и базой для научного и технического прогресса. Математика занимает в системе наук особое место. Неудивительно, что в докладе ЮНЕСКО математическая компетентность названа в числе ключевых компетенций, которыми должен владеть современный человек.

Математическое образование всегда являлось неотъемлемой частью образования. Всеобщая математическая грамотность и наличие высокопрофессиональных математиков, способных работать, в том числе и на стыке различных научных областей, − необходимое условие развития современного социума.

Овладение практически любой современной профессией, требует тех или иных знаний по математике; в последние годы наметилась устойчивая тенденция проникновения математических методов в такие науки как история, филология, лингвистика, психология, социология. Поэтому круг лиц, которые в своей профессиональной деятельности должны применять математику, расширяется.

В то же время без решения задачи всеобщей математической грамотности невозможно и решение задачи воспитания специалистов-профессионалов в области математической деятельности, потребность в которых постоянно возрастает.

Нельзя забывать и о вкладе, который вносит изучение математики в развитие познавательных процессов и интеллектуальных возможностей учащихся, в частности, тренирует гибкость и адаптивность мышления и развивает способность к абстрагированию. Кроме того, изучение математики способствует развитию определенных качеств личности. Современный человек должен воспитать в себе умение принимать решения, осознавать и исправлять свои ошибки, а для этого необходимо упорство, умение добиваться желаемого, изобретательно чередуя методы. Недаром в конце 80-x годов первая волна российских бизнесменов в большинстве состояла из математиков.

Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успешной жизни в современном обществе.

Проблемы школьного математического образования

1. Проблемы мотивационного характера. Низкая учебная мотивация школьников связана с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования, отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки.

2. Проблемы содержательного характера. Выбор содержания математического образования на всех уровнях образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования.

3. Недостаточная временная протяженность обучения математике в школе. Это особенно пагубно для математического образования, поскольку математика – объективно трудный предмет, ее изучение всегда строиться с опорой на пройденное ранее, а если это пройденное не осознано, не усвоено, то незнание растет как, снежный ком, и изучение математики становится в принципе невозможным.

Помимо общего недостатка времени на обучение в школе, произошло резкое сокращение учебных часов, отведенных на изучение математики. Основанием для этого послужила общая тенденция гуманитаризации образования.

Сокращение времени на изучение математики оказалось пагубным еще и потому, что практически не было сокращено содержание обучения. Более того, школьный курс, по вполне объективным причинам, пополнился некоторыми новыми вопросами. В силу этого школьное математическое образование не отвечает важнейшему критерию формирования школьных курсов, каковым является соответствие объема содержания учебному времени, отводимому на его изучение.

4. Кадровые проблемы. В Российской Федерации не хватает учителей и преподавателей образовательных организаций высшего образования, которые могут качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся.

Еще один принципиальный фактор, связанный с низкой психолого-педагогической культурой тех, кто учит, − отсутствие целенаправленной мотивации. Усвоение знаний индивидуумом невозможно без его эмоциональной включенности и в учебную деятельность, и в информационный слой отношений членов учебного коллектива.

В частности, не учитывается, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является коммуникативная, а не учебная деятельность. Отсюда следует, что формы организации учебного процесса должны согласовываться с этой возрастной психологической особенностью подростков, например, за счет активного использования групповых исследований, выполнения проектов.

5. Индивидуализация обучения. Следующая проблема на первый взгляд парадоксальна: в обществе, где математическое образование объявлено всеобщим, нет культуры обучения всех, то есть обучения каждого. В условиях «обучения всех» надо, прежде всего, научить каждого. У обсуждаемой проблемы есть и другой, противоположный аспект − обучение тех, у кого появляются потенциальные возможности для более основательного освоения математики, развитие математических способностей таких школьников. Традиционно в нашей стране с этой целью организуются классы с углубленным изучением математики.

Рассмотренные проблемы − это серьезные «болевые точки» школьного математического образования.

В декабре 2013 года утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в РФ. Успех нашей страны в XXI веке зависит от уровня математический науки, математического образования и математической грамотности всего населения».

В лицее разработана и принята Программа развития «Качество образования в условиях совершенствования системы управления качеством», которая, являясь мультипроектом, включает в себя целевые инновационные проекты.

Данный проект «Математическая деятельность как ключевой элемент системы математического образования в лицее» направлен на достижение поставленных в Программе развития целей, согласован и скоординирован с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации, со многими реализуемыми в лицее проектами, имеет свои конкретные цели и задачи, ограничен во времени, может быть распространен в образовательные организации города. В этом его актуальность, неповторимость и уникальность.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: создание адаптивной образовательной среды для формирования у учащихся ключевых компонентов математического образования, необходимых в современном обществе.

Реализация поставленной цели требует постановки и решения совокупности следующих задач:

– развивать мыслительную деятельность учащихся (умение логически и образно мыслить, анализировать и синтезировать факты, обоб­щать и сравнивать их, интерпретировать, конкретизировать и моделировать);

– обеспечивать организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

– создавать условия для развития у учащихся положительной мотивации к учебной деятельности, развитию качеств личности, необходимых для его полноценного функционирования в обществе (настойчивости и целеустремлённости, познавательной активности и самостоятельности, способности аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения);

– применять практико-ориентированные технологии и методы обучения;

– способствовать обновлению содержания математического образования;

– приобщать учащихся к исследовательской и проектной деятельности.

Адаптивная образовательная среда – среда, в которой ученик может реализовать свои потребности, способности, индивидуальный опыт.

Сроки и этапы реализации проекта

Этап

Наименование этапа

Срок

I

Подготовительный

Август 2015 г.

II

Основной

Сентябрь 2015 - Декабрь 2016 г.

III

Заключительный

(подведение итогов проекта)

Январь 2017 г.

Описание условий реализации проекта

Постепенное вхождение России в европейское образовательное пространство, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация детерминируют необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя особых педагогических усилий от школы в решении проблемы адаптации ребенка в социуме и выборе будущей специальности.

Образовательный процесс в аэрокосмическом лицее обеспечивает условия для организации профильного обучения учащихся и для реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Ежегодно 99-100% выпускников поступают в вузы Новосибирска, России, других стран. За последние три года 10 учащихся окончили школу с золотой медалью, 10 – с серебряной медалью «За особые успехи в учении», т.е. каждый десятый выпускник является медалистом. Выпускники лицея ежегодно показывают высокие результаты государственной итоговой аттестации по математике.

ЕГЭ

Год

Кол-во,

чел./%

Ср. балл АКЛ

Ср. балл НСО

Выше ср. балла НСО, %

Кол-во сдавших хотя бы один экзамен на высоком уровне, чел./%

2014

76/100

64

46

93

50/65,8

2015

75/100

65,8

45,2

88

52/70

ОГЭ

Год

Кол-во выпускников

Кач., %

Отметка

2

3

4

5

2013

77

100

0

0

4

73

2014

74

98

0

3

16

55

2015

80

96

0

3

23

54

Ежегодно учащиеся лицея становятся победителями и лауреатами более чем 50 предметных олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов и конференций: от городского уровня до международного.

Аэрокосмический лицей является участником трех региональных проектов:

«Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области»;

«Образовательная среда лицея как средство социализации личности»;

«Специализированные классы естественнонаучного и инженерного профиля».

В лицее открыты 5 специализированных классов: три естественнонаучных, инженерно-технологический и математический. Образовательная программа специализированного класса реализуется в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ориентирована:

– на обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности;

– дополнительную (углубленную) подготовку по предметам математического и естественнонаучного профилей;

– создание максимально благоприятных условий для развития и постоянного наращивания творческого потенциала обучающихся;

– обеспечение условий для реализации профильного обучения.

Кадровые условия

В лицее работает стабильный высокопрофессиональный педагогический коллектив. В настоящее время из 39 педагогов: 25 аттестованы на высшую, 8 – на первую квалификационную категорию. Кандидатов наук – 6, Почетных работников общего образования РФ – 2, Отличников народного просвещения – 4.

Кафедра математического образования представлена 6 учителями математики и 2 учителями информатики. Все аттестованы на высшую квалификационную категорию, 2 из них имеют звание «Почетный работник общего образования РФ», 1 эксперт ГЭК Новосибирской области по проверке ОГЭ по математике. Среди математиков:

– победитель конкурса инновационных образовательных программ, проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2009г.);

– победитель всероссийского конкурса учителей физики, математики, химии и биологии в номинации «Наставник будущих ученых» (2014 г.);

– обладатель премии «Почетный работник образования Новосибирской области»;

– победитель областной предметной олимпиады «Учитель математики – Профессионал» (2015 г.);

– победитель в конкурсе «Лучший учитель математики», номинация «Эссе учителя математики» (2015 г.).

Информационно-методические условия

Учителя математики в 7-11 классах работают по программам и учебникам, утвержденным Министерством образования и науки РФ. Преподавание предмета ведется в соответствии со следующими документами:

– ФЗ №273 «Закон об образовании в РФ».

– Федеральный компонент государственного стандарта основного общего, среднего общего образования.

– Примерная программа, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Сборник нормативных документов. Математика/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2011. Программа. Алгебра. 7-9 класс/ под ред. Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюка. – 2011. Программа. Геометрия. 7-11 класс / под ред. А.В. Погорелова. – 2011.

– Примерная программа, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2011. Программа. Алгебра. 10-11 класс / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, 2011. Программа. Геометрия. 7-11 класс / под ред. А.В. Погорелова. – 2011.

– Учебный план МБОУ АКЛ им. Ю.В. Кондратюка.

Программа курса математики в Аэрокосмическом лицее реализует уровень возможностей и обеспечивает преемственность между обучением в лицее и ВУЗе.

Основными видами занятий являются лекции, практические занятия, работа с книгой, различные формы творческой и исследовательской деятельности.

Одним из результатов деятельности  математиков лицея можно считать создание учебно-методического комплекса, в который входят все дидактические разработки за последние годы:

– курс лекций по всем темам математики 7-11 класса,

– контрольные работы,

– разноуровневые и зачетные задания по различным темам,

– домашние контрольные работы, итоговые контрольные работы.

Возможность реализовать поставленные цели и задачи наиболее полно проявилась при разработке и подготовке различных элективных курсов по математике для 11-х классов.

В активизации мотивационной сферы обучающихся в настоящее время особую значимость приобретают информационно-коммуникативные средства, такие, как компьютер со скоростным выходом в интернет, интерактивная доска, электронные ресурсы, облачные технологии, мультимедийные средства обучения, которые учителя математики активно используют в своей работе. При этом особое внимание уделяется следующим направлениям: использование готовых программных продуктов; работа с презентациями учебного материала, разработанными учителем и обучающимися.

Материально-технические условия

В лицее создана современная материально-техническая база, позволяющая удовлетворять запросы населения в получении качественного образования. В лицее 4 оборудованных кабинета математики. На практикумах решения задач ученики под руководством учителя могут проводить работы, используя документ-камеру, интерактивную доску. Работая с такими комплектами, ученики проводят самостоятельные исследования, обрабатывают полученные результаты и выступают с ними на научных конференциях. Для индивидуального анализа данных, построения диаграмм и графиков в кабинете имеются ноутбуки с выходом в интернет.

Для проведения индивидуальных заданий различного уровня, в том числе и олимпиадного, в кабинете имеется необходимое количество компьютерной техники. Компьютеры подключены к Интернету и локальной сети. Всего в лицее имеется 13 мультимедийных проекторов, 8 интерактивных досок.

Библиотека оборудована компьютерами, ксероксом; имеется электронный каталог, медиатека, выход в Интернет.

Материально-техническая база отвечает требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН.

Механизмы реализации проекта

Обновление математического содержания

Обновление содержания математического образования в лицее реализуется через следующую систему мер:

– разработка и внедрение в образовательную деятельность программ углублённого изучения, профильного изучения математики, профильных элективных курсов, спецкурсов внеурочной деятельности;

– разработка ООП, обеспечивающих логическую взаимосвязь и содержательную преемственность изучения математических дисциплин на уровнях ООО и СОО;

– включение в содержание элективных курсов, факультативов вопросов и задач “реальной математики” для обеспечения практико-ориентированной направленности математического образования;

– разработка интегрированных уроков, диагностических и контрольно-измерительных материалов.

Формирование учебной мотивации обучающихся

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

– образовательной системой, образовательной организацией, где осуществляется учебная деятельность;

– организацией образовательного процесса;

– субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками);

– субъектными особенностями педагога, системой отношений учитель-ученик;

– спецификой учебного предмета.

Ученые считают, что учебная мотивация держится на 3 китах.

Три кита учебной мотивации: ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).

Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают обучающемуся замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

Необходимое ощущение свободы может быть достигнуто, например, путем выбора задания или темы презентации.

Третий важный источник желания учиться - ощущение собственной компетенции. Обучающийся хочет что-то делать, если верит, что он может это сделать. Поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех - понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации:

содержание учебного материала;

организация учебной деятельности;

коллективные формы учебной деятельности;

оценка учебной деятельности;

стиль педагогической деятельности учителя.

Сетевое взаимодействие

Система сетевого взаимодействия и социального партнёрства лицея с образовательными организациями, с учреждениями и предприятиями города Новосибирска включает:

 

Поле образовательный контактов лицея достаточно обширно включает, как вузы города Новосибирска, так и вузы СФО и России в целом.

Характер взаимодействия с вузами

 

Значимую роль играют творческие контакты с вузами, на базе которых лицеисты выполняют исследовательские и проектные работы под руководством специалистов кафедр, которые являются коучерами для обучающихся. В схеме подробно отражен характер взаимодействия с вузами.

Математическое просвещение

Элементы математического просвещения, в том числе занимательные задачи, игры, головоломки, брейн‐ринги, дистанционные и командные турниры между образовательными организациями, викторины, разнообразят образовательную среду. Интерес к последним достижениям в математике и ее приложениях станут социально значимыми и престижными. Лицей активно участвует во всех мероприятиях сети специализированных классов по математике.

Повышение квалификации

Основная задача педагога-математика – формирование у обучающихся модели деятельности, в частности умения и готовности ставить и решать новые, ранее не встречавшиеся, отдельному человеку или человечеству, задачи в соответствующих областях. Педагог, учитель, независимо от того, в системе образования какого уровня он работает: сам делает то, чему учит; сам постоянно учится этому.

Оценка качества математического образования

Системы оценки качества математического образования в лицее включает:

– результаты промежуточной аттестации обучающихся;

– мониторинг результатов специализированных классов, а также классов с углубленным изучением математики, ЕГЭ, ОГЭ;

– анализ результатов олимпиад, конкурсов, конференций;

– анализ результатов ОКПД;

– удовлетворенность учащихся и родителей процессом и результатами обучения математике.

План реализации проекта август 2015 – декабрь 2016

Мероприятие

Дата

Ответственный

Отметка о выполнении

Подготовительный этап

1.       

Корректировка образовательной программы лицея

август

Зам. директора по УВР

+

2.       

Разработка плана работы кафедры математического образования

август

Зав. кафедрой математического образования

+

3.       

Разработка дидактических и контрольно-измерительных материалов по математике

август

Зам. директора по УВР

+

4.       

Разработка рабочих программ по элективным курсам по математике

август

педагоги кафедры математического образования

+

5.       

Разработка рабочих программ по спецкурсам внеурочной деятельности по математике

сентябрь

педагоги кафедры математического образования

+

6.       

Составление плана-графика повышения квалификации учителей математики

сентябрь

Зам. директора по УВР

+

Основной этап

7.       

Организация и участие в различных конкурсах:

в теч. года

Зав. кафедрой математического образования

 

8.       

XII-е лично-командное первенство области среди 9–11 классов по математике

октябрь

Зам. директора по УВР

+

9.       

Всеросийский заочный конкурс «Познание и творчество» (Стартовый тур)

октябрь

педагоги кафедры математического образования

+

10.   

Всероссийский заочный конкурс «Кенгуру»

март

Зав. кафедрой математического образования

+

11.   

Лицейский турнир «Математический бой» 7-8 классы

ноябрь

педагоги кафедры математического образования

 

12.   

Организация и участие в различных   олимпиадах:

в теч. года

 

 

13.   

ВОШ (математика)

- школьный этап

- муниципальный этап

- региональный этап

 

сентябрь

ноябрь

январь

Зам. директора по НМР

+

14.   

Всесибирская открытая олимпиада школьников

- очный тур

- заочный тур

-заключительный тур

 

октябрь

январь

март

Зам. директора по УВР

+

15.   

Открытая многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» (Челябинск)

декабрь

Зам. директора по УВР

+

16.   

XXV межрегиональной олимпиаде школьников по математике и криптографии

ноябрь

Зам. директора по УВР

+

17.   

Всероссийская предметная заочная олимпиада по математике, г.Калининград

декабрь

педагоги кафедры математического образования

 

18.   

Организация и участие в различных в НПК:

в теч. года

Зам. директора по НМР

 

19.   

Городская НПК «У истоков освоения космоса» (секция)

ноябрь

+

20.   

Межрайонная НПК «Шаг в науку», НГАУ

декабрь

+

21.   

XXXV городская открытая НПК НОУ «Сибирь»

февраль

 

22.   

Лицейская НПК «Человек. Земля. Вселенная»

март

 

23.   

Международные «Решетневские чтения» (Красноярск)

ноябрь

+

24.   

Всероссийская конференция-конкурс «Интеллектуальное возрождение России» (Санкт-Петербург)

апрель

 

25.   

Организация и участие учителей математики в профессиональных конкурсах:

в теч. года

Зам. директора по УВР

 

26.   

Областная предметная олимпиада «Учитель математики - Профессионал»

ноябрь

+

27.   

Областной профессиональный конкурс «Лучший учитель математики»

октябрь-декабрь

+

28.   

Городской конкурс инновационных проектов «Инновации в образовании»

январь - февраль

Зам. директора по НМР

+

29.   

Подготовка и проведение мониторинговых работ по математике в спецклассе

декабрь

апрель

Зам. директора по УВР

 

30.   

Подготовка и проведение срезовых работ по математике

декабрь, март, май

Зам. директора по УВР

 

31.   

Подготовка и проведение занятий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по математике  в 9-х и 11-х классах

в теч. года

Зам. директора по УВР

 

32.   

Создание страниц учителей математики на сайте лицея

в теч. года

Зам. директора по УВР

 

33.   

Разработка и проведение интегрированных уроков

в теч. года

учителя кафедры математического образования

 

34.   

Организация и проведение квеста «Дня открытых дверей»

апрель

Зам. директора по ВР

 

35.   

Организация и проведение предметной недели математики

апрель

Зав. кафедрой математического образования

 

36.   

Организация и проведение уроков «Занимательная математика» в профильной смене «Летняя аэрокосмическая школа»

август

учителя кафедры математического образования

 

37.   

Мониторинг результативности ОГЭ и ЕГЭ

сентябрь

Зам. директора по УВР

 

38.   

Мониторинг динамики качества обученности

январь, июнь

Зам. директора по УВР

 

Заключительный этап

39.   

Мониторинг формирования познавательной активности и учебной мотивация по математике

в теч. года

Педагог-психолог

 

40.   

Проведение анкетирования среди учащихся, родителей и педагогов «Удовлетворенность процессом и результатами обучения математике»

декабрь 2016

Классные руководители

 

41.   

Анализ результатов анкетирования

«Удовлетворенность процессом и результатами обучения математике»

декабрь

2016

Педагог-психолог

 

42.   

 Анализ итогов реализации проекта в соответствии с критериями результативности проекта.

январь 2017 год

Директор лицея,

зам. по УВР,

зам. по НМР

 

43.   

Подведение итогов. Анализ со стороны руководства

2017 год

Директор лицея

 

 

Управление проектом

Современное управление системой образования связано с проектной деятельностью. В настоящее время управление проектами представляет собой новый уровень управленческой деятельности, которые занимают все более активные позиции в решении задач, стоящих перед организацией.

По данным Международной Ассоциации Управления Проектами (IPMA) использование проектного менеджмента позволяет сэкономить порядка 20-30 процентов времени и около 15-20 процентов средств, затрачиваемых на осуществление проектов и программ. Приложение 1.

Методологической основой и инструментарием является Международный стандарт управления проектами ISO 21500, а также ГОСТ Р54869 2011. Требования к управлению проектами. Администрация лицея руководствуется нормативно-правовой базой, которая касается управления проектами. Приложение 2.

Успех реализации любого проекта во многом зависит от системы управления проектом, которая должна быть хорошо структурирована. Основной структурной единицей участников проекта является команда проекта - специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей.

Управление проектами в лицее осуществляется согласно схеме, на которой показана иерархия членов проектной команды и соподчинение проектов. Схема приведена в приложении 3. Матрица ответственности на проект закрепляет полномочия и ответственность участников команды.

Матрица ответственности на проект

Этапы реализации проекта

Директор

Зам.дир. по УВР

Зам.дир. по ВР

Зав. кафедрами

Педагоги

Процесс

инициирования

Р

О

У

У

У

Процесс

планирования

Р

О

У

У

И

Процесс

исполнения

К

Р

Р

У

У

Процесс

контроля

Р

О

У

У

И

Процесс

завершения

Р

О

У

У

И

 

Условные обозначения: Р – руководит, У – участвует; О – ответственный исполнитель; К – контролирует; И – информирует. В таблице представлены функции административной команды и ответственность за процессы при реализации проекта.

Планируемые результаты

Выполнение плана-графика проекта от 90% до 100%

Численность обучающихся, участвующих в проекте – более 95 %.

Более 75% родителей и учащихся удовлетворены процессом обучения математике и результатами обучения.

Расширение спектра взаимодействия «Лицей-ОО», «Лицей-ВУЗ», «Лицей – НИИ», «Лицей-общественные организации».

Численность обучающихся, принимающих участие в научно-практических конференциях по математике - не менее 15%.

Численность обучающихся, принимающих участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников - более 60 %.

Качественный показатель на ОГЭ по математике составит более 85%, абсолютный – 100%.

Численность выпускников, выбравших профильный уровень сдачи ЕГЭ по математике – более 96%.

Численность учителей математики, прошедших курсы повышения квалификации – 100%.

Число публикаций – не менее 3.

В ходе реализации проекта учащиеся приобретут опыт практической деятельности в естественнонаучной области знаний; опыт социального взаимодействия.

Проект создает условия для:

– совершенствования приемов самостоятельной работы учащихся;

– систематизации и углубления теоретических и практических знаний;

– овладения методами обобщения и логического изложения материала;

– совершенствования культуры исследовательской деятельности;

– повышения интереса учащихся к математической области знаний;

Самый главный ожидаемый результат проекта – повышение качества образование в лицее.

Управление рисками

Риск – потенциальная возможность неблагоприятных ситуаций и связанных с ними последствий в виде какого-либо ущерба.

Согласно стандарту PMBoK:

Риск – неопределенное событие или условие, наступление которого может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на проект.

Идентификация рисков проекта

Риск

Проявления

Меры по управлению

рисками

Образовательные

Не полностью выполнен план реализации проекта;

Некачественно и недостаточно результативно проведены отдельные образовательные события

Осуществление своевременного контроля со стороны администрации за реализацией плана проекта и за разработкой и проведением образовательных событий по математическому образованию

Финансовые

Недостаточность финансовых средств для осуществления плана реализации проекта

Предусмотреть моральные стимулы педагогов для поддержки и реализации проекта

Работа с персоналом

Неэффективные коммуникации внутри проекта;

Конфликт интересов участников проекта

Проведение тренингов по формированию проектной команды;

Разделение полномочий

 

Бюджет проекта

Статьи

Затраты (тыс. руб)

Год реализации

2016

1.      

Заработная плата педагогам (стимулирующие выплаты, премии)

54 000,00

2.      

Канцтовары, обслуживание оргтехники

4 000,00

3.      

Участие в Международной выставке «ITE Сибирская ярмарка» УчСиб

15 000,00

4.      

Полиграфические услуги

5 000,00

5.      

Участие в конкурсах, конференциях, публикации

5 000,00

Итого:

83 000,00

Инновационная деятельность

Поступления:

 

1.      

из бюджета

58 000,00

2.      

из Попечительского совета

20 000,00

3.      

гранты

 

4.      

платные дополнительные образовательные услуги

5 000,00

 

Заключение

Наиболее значимые результаты образовательной деятельности лицея

за 2014-2015 учебный год

– в 2015 году лицей успешно прошел государственную аккредитацию и получил свидетельство об аккредитации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, действующее до 2027 года;

– Аэрокосмический лицей – участник трех региональных проектов «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области», «Специализированные классы естественнонаучного и инженерного профиля», «Образовательная среда лицея как средство социализации личности» и одного межрегионального проекта «Воспитание талантов в интеллектуальном и культурном пространстве Сибири» совместно с Октемским лицеем (Саха, Якутия), который реализуется в течение 11 лет;

– СМК лицея сертифицирована в международном органе TÜV NORD CERT Gmbh (г. Эссен, Германия) в 2012 году, получен международный сертификат. В 2013 и в 2014 годах успешно пройдены наблюдательные аудиты, подтвержден сертификат соответствия СМК международным стандартам;

– четыре проекта представлены на Международной выставке «ITE Сибирская ярмарка» УчСиб-2015. Лицей награжден тремя Большими Золотыми медалями конкурса и одной Малой Золотой медалью;

– лицей участник Всероссийского проекта «Школа – лаборатория инноваций», член Всероссийского Клуба инновационных ОУ (г. Санкт-Петербург);

– в 2015 году на конкурсе «100 лучших товаров России» лицей награжден Дипломом лауреата в номинации «Образовательная услуга в организации, осуществляющей образовательную деятельность». (г. Москва).

– три проекта были представлены на Всероссийский конкурс «Управленческий ресурс» руководителей образовательных систем под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (МСА).

Лицей награжден двумя Золотыми медалями и одной Серебряной медалью;

– лицей представил статью на Всероссийский конкурс «Лучшая научная статья – 2015», научно-методический электронный журнал «Концепт», г. Киров и получил Диплом призёра;

– региональный конкурс инновационных практик руководителей в образовании "КИПРо-2015" - сертификаты победителей и Благодарственные письма министра образования НСО получили директор лицея Тумаева Т.М. и заместитель директора по научно-методической работе Малыгина Л.П.;

– в V Всероссийском конкурсе инновационных образовательных технологий «Современная школа» лицей награжден Дипломами лауреатов, г. Киров;

– результативность участия в конференциях и конкурсах обучающихся:

международный уровень – 25 лауреатов;

всероссийский уровень – 38 лауреатов;

региональный уровень – 26 лауреатов;

муниципальный уровень – 85 лауреатов;

– результативность участия в олимпиадах:

всероссийская олимпиада «Шаг в будущее» – 2 призера;

региональный уровень – 3 победителя и 12 призеров;

муниципальный уровень – 2 победителя и 49 призеров;

Мустакимов Денис, ученик 11 класса – призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике;

4 лицеиста получили дипломы лауреатов, 3 – почетные грамоты за успешное выступление на Международной конференции «Решетневские чтения»;

1 лицеист был награжден дипломом «Золотая лига Сибири» Региональной НПК школьников «Эврика» СФО;

3 лицеиста были награждены дипломами «Золотая лига» Городской открытой НПК НОУ «Сибирь»;

трансляция педагогического опыта: выступления на конференциях, семинарах, мастер-классах – 36; публикации – 24 статьи (32 автора).

Приложение 1. Роль и место проектной деятельности в организации

Приложение 2. Управление проектами: ассоциации и стандарты

Приложение 3. Характеристика кадрового состава проекта

Приложение 4. Портфель проектов