Урок в открытом космосе или в джунглях Амазонки

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

 

Урок в открытом космосе или в джунглях Амазонки

В последнее время много пишут и говорят о современной информационно-образовательная среде. Что включает в себя это понятие, как информационно-образовательные ресурсы применяются в школах, где можно повысить методическую грамотность педагогов в области информационных технологий – об этом и многом другом рассказал в интервью директор Муниципального казенного учреждения дополнительного профессионального образования Городского центра информатизации «Эгида» Роман Юрьевич Сюзяев.

«Задача – расширить возможности педагога и сделать образовательный процесс более увлекательным для учеников»

– Создание и развитие информационно-образовательной среды школы – важнейшее условие эффективной реализации ФГОС. Что входит в понятие «информационно-образовательная среда»?

– Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, под информационно-образовательной средой понимается «комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, и совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, система современных технологических технологий), обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде». Информационно-образовательная среда школы должна обеспечивать следующие условия: информационно-методическую поддержку и планирование образовательного процесса, мониторинг успеваемости и здоровья обучающихся, использование современных методов работы с информацией, а также дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

– Один из компонентов информационно-образовательной среды – цифровые образовательные ресурсы. Какова их цель, задачи, преимущества перед традиционными учебными средствами?

– Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. Цифровые образовательные ресурсы включают в себя: электронные учебники, тесты, статьи, видеофрагменты, интерактивные модели, задания и т.д. Их задача – расширить возможности педагога и сделать образовательный процесс более интересным и увлекательным для учеников. Не на словах объяснять о пении птиц, а дать их услышать, или показать те процессы, которые увидеть очень трудно, например, извержение вулкана или работу двигателя внутреннего сгорания.

Также цифровые образовательные ресурсы позволяют не только провести автоматическую проверку правильности выполнения задания на уроке, не тратя на это драгоценные минуты работы, но и заниматься ученикам самостоятельно как в школе, так и дома.

Под покровительством «Эгиды»

– Какие электронные ресурсы предлагает для педагогов Новосибирска Городской центр информатизации «Эгида»?

– Городской центр информатизации «Эгида» сопровождает портал «Ниос» (Новосибирский информационно-образовательный сайт») департамента образования мэрии города Новосибирска. Здесь все участники образовательного процесса могут найти не только новости, но и много интересной и полезной информации.

Например, для учеников будет интересен молодёжный электронный информационно-развлекательный журнал «Таймикс», который недавно занял 1-е место во Всероссийском конкурсе молодежных проектов «Моя страна – моя Россия». Издание создается школьниками для сверстников, поднимая злободневные вопросы, волнующие сегодняшнюю молодежь.

Педагоги смогут воспользоваться популярными ресурсами по медиаобразованию, интернет-безопасности, робототехнике и другими.

Очень популярен проект «Эгиды» – электронная газета «Интерактивное образование». Издание выявляет, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт, причем не только Новосибирска, но и других регионов России.

Сегодня большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Большую помощь в этом направлении оказывает еще один проект нашего центра «Библиотека сибирского краеведения» – это сайт по истории, экономике, культурной жизни, политической и социальной истории города Новосибирска, Новосибирской области и Сибири. На его страницах представлен богатый краеведческий материал. Важно, чтобы школьники не только получали информацию, но и под руководством педагогов участвовали в поисковой, научно-исследовательской работе.

– Основная цель применения информационно-коммуникационных технологий – повышение эффективности образовательного процесса. Что делает для повышения методической грамотности педагогов в области информационных технологий Городской центр информатизации «Эгида»?

– Любой педагог, имея желание развиваться в сфере ИКТ, сможет найти интересующие его курсы в ГЦИ «Эгида». В нашем центре ежегодно проходят бесплатно повышение квалификации более 800 педагогов города.

Эффективность курсов повышения квалификации обусловлена постоянным усовершенствованием структуры методического материала, обновлением линейки образовательных инструментов ИКТ (ЦОР, ЭОР, дистанционные технологии и т.д.). В 2016 году методической службой ГЦИ «Эгида» произведена модернизация ряда курсов повышения квалификации с учетом требований нового профессионального стандарта педагога в части ИКТ и ФГОС.

Продолжается обучение педагогов МСО по программе «Методические аспекты безопасного использования сети интернет в образовательной деятельности». Данный курс встроен в системную работу педагогов по профилактике и предупреждению различных угроз, связанных с использованием интернета школьниками как во время их образовательной деятельности, так и во внеурочное время. В рамках данного курса педагоги создают и накапливают методический материал для проведения уроков по «Интернет-безопасности» на специализированном сайте.

Для руководителей образовательных организаций МСО города Новосибирска разработан курс повышения квалификации «Управление информационными процессами в образовательной организации в условиях реализации ФГОС», который объединяет в себе все актуальные аспекты ИКТ в управлении образовательной деятельностью в современных условиях.

За время работы центра было обучено около 12 тысяч новосибирских педагогов по 58 различным программам, ежегодно проводятся городские научно-практические конференции по информатизации, семинары, круглые столы и мастер-классы, летние профильные смены по информационным технологиям, конкурсы для учащихся и педагогов.

«Электронный учебник – не просто отсканированная копия бумажного учебника»

– Какие еще проблемы и затруднения возникают при создании информационно-образовательной среды?

– Прежде всего, недостаточная техническая поддержка в образовательных учреждениях. Нужно чтобы педагог не отвлекался на технические проблемы во время подготовки к уроку или во время его проведения. Сегодня только крупные школы могут себе позволить грамотного системного администратора, который придёт на помощь учителю в трудную минуту и настроит всю технику, чтобы ему было комфортно работать.

– Много лет говорят об электронных учебниках. Какие у них преимущества? А недостатки? Когда, на Ваш взгляд, школы реально перейдут к их использованию?

Самый главный момент, общественность не должна воспринимать электронный учебник как отсканированную копию бумажного учебника. Это одно из заблуждений. Сейчас очень много оцифрованных учебников, когда издательские дома просто сохраняют свой материал в электронном виде. Но это не одно и то же.

Электронный учебник должен облегчить работу педагога, сделать урок более красочным, показать в движении какие-то моменты, где-то озвучить, где-то похвалить ребенка или попросить его переделать задание. Нужна некая среда, которая будет взаимодействовать с учеником, а учитель будет смотреть, как ребенок читает, какие ответы ставит, как делает проверку и отправляет результат сразу учителю.

Электронные учебники имеют преимущества над обычными не только по физическим характеристикам, таким как вес, объём хранимого материала, возможность использования в последующий классах, но и по цене при условии замены бумажных учебников электронными на несколько лет вперёд.

Кроме того, на следующий год электронный учебник можно не передавать, ребенок его бережет для себя, он может продолжить заниматься по нему и в следующем классе, просто загрузив новый материал. А электронные варианты можно передавать из одного класса в другой. Электронная версия также останется в библиотечном фонде школы. К тому же, решается проблема закупки родителями рабочих тетрадей.

Плюсы еще и в том, что ученику не нужно будет носить весь набор учебников, вместо шести книг можно будет положить в рюкзак один планшет.

Но есть у электронных учебников и недостатки. Во-первых, их высокая разовая стоимость. Единовременная оплата составляет порядка 10-20 тысяч рублей за один учебник.

Проблемы с ремонтом. Обычный учебник можно подклеить и сдать в библиотеку, а ремонт электронного учебника будет дорогостоящим. Возможно придется покупать его заново. Закупая в школу электронные учебники, надо обязательно иметь некий подменный фонд, потому что учебники могут сломаться или потеряться.

К сожалению, сейчас пока не получается перейти на электронный вариант учебников. Не полностью еще разработана сетка учебников по всем классам. Хотя образовательное учреждение может проявить инициативу и в экспериментальном порядке, согласовав с родительским комитетом, приобрести электронные учебники и начать их внедрять.

«Каждый человек с детства должен знать правила поведения в сети интернет»

– Какие направления информатизации образования можно сегодня назвать перспективными?

– Я думаю, есть необходимость научить детей, да и взрослых, правильно вести себя в сети интернет. Насколько интернет с каждым днём становится разнообразнее и интереснее, настолько он становиться и опаснее. Несколько лет назад интернет-угрозы были проще и безобиднее. Сейчас же опасностей стало больше: могут отобрать деньги, шпионить за человеком и даже «затравить» ребенка, доведя его до самоубийства.

Поэтому необходимо дать методическую поддержку учителю, чтобы он мог рассказать ученикам и их родителям что полезно в интернете, а что опасно, и как вести себя с интернет-злоумышленником. В этом и состоит задача методических центров – научить интернет-безопасности. Каждый человек с детства должен знать правила поведения в сети интернет, также как знает правила дорожного движения.

В последние годы направление робототехники вывело программирование на новый уровень. Теперь ребёнок может не только сосредоточиться на алгоритмах, когда пишет программу в удобном и понятном графическом интерфейсе, но и увидеть результат своих задумок не на экране, а в реальной жизни. Плюс, конечно, соревновательная и проектная составляющая, так как это направление даёт ученику возможность посоревноваться в эффективности своих решений на поставленную задачу, проявить своё воображение и творчество в проекте на актуальные в мире темы, например, освоение космоса или защита окружающей среды.

Не стоит забывать и про такие направления информатизации, как правильное предоставление информации при ведении сайта образовательного учреждения, а также умение обрабатывать мультимедиа-материалы для создания ярких и интересных уроков для детей.

По всем этим направлениям Городской центр информатизации «Эгида» будет продолжать работу и оказывать поддержку педагогам.

Будущее за 3D-принтерами и виртуальными лабораториями

– Каждый год в школах появляются новые технические средства. Сейчас, например, для организации учебного исследования используют виртуальные лаборатории и виртуальные среды. Расскажите о них поподробнее. Какие еще новинки в ближайшее время появятся в образовательных учреждениях?

– Виртуальные лаборатории и виртуальные среды в учебном процессе очень полезная и нужная вещь. Очень часто возможность провести лабораторную работу упирается в наличие либо технических средств специального оборудования лаборатории, либо в наличие расходных материалов, которые иногда бывают дорогостоящими. Например, реагенты по химии или смеси по физике. Бывают такие эксперименты, которые в школе просто нельзя провести. Виртуальные же лаборатории как раз нам позволяют сделать то, чего раньше было сделать нельзя. Дети смотрят на виртуальный стенд, который изображает некое оборудование, начиная от шарика на пружинке и заканчивая адронным коллайдером, и выполняют эксперимент, а программа показывает результат этого эксперимента.

Плюсом электронных лабораторий является то, что это оборудование не изнашивается и не приходит в негодность. Может только устаревать программа, но обновить ее легче, чем обновить электронное оборудование в школе.

Учителю там, где есть возможность, желательно не исключать полностью старый добрый эксперимент. Или учитель может показать эксперимент сам, а детей попросить его провести в программной среде.

Самый главный плюс электронных лабораторий – проведение выездных уроков на природе, когда тема связана, например, с измерением температуры, влажности воздуха, атмосферного давления.

Что такое виртуальная среда? Давайте посмотрим, как замерзает вода в вакууме.  Мы этого не можем сделать в реальной жизни, а в виртуальной среде это смоделировать можно, задав какие-то законы в программе и посмотреть, как давление воздуха влияет на замерзание воды. Надев очки и не выходя из класса, мы можем оказаться в Лувре, на дне океана или даже в жерле вулкана. Но это в далекой перспективе. Проблема в том, что если технические средства догоняют прогресс, то электронные ресурсы, которые наполнят эту технику, еще отстают. Требуется доработка, вложение средств и производство наполнения учебной программы электронными средствами, которые и 3D- принтеры охватят, и 3D-проекторы, и виртуальную реальность.

Если говорить о новинках, которые скоро появятся в образовательных учреждениях, то это 3D-принтеры. Постепенно они внедряются и позволяют визуализировать то, что ребенок нарисовал. Но, на сегодняшний день, по своим техническим возможностям, например, скорости печати, они не очень удобны в использовании на уроке, и чаще сейчас применяются в технических кружках. Но прогресс не стоит на месте, и в ближайшее время 3D-принтеры сделают цветными и печатающими быстро, чтобы в конце урока можно было напечатать результат работы каждого ребёнка.

Ну а если пофантазировать и подумать о будущем, то через пару лет, наверное, следует ожидать развития технологии виртуальной реальности, когда ученики, не выходя из класса, смогут отправиться со своим учителем в джунгли Амазонки или далёкий космос и там продолжить урок.

Количество просмотров: 2529  

Добавить комментарий

Target Image