Антипенко Варвара Михайловна,

лауреат XXV областного  конкурса «Учитель года»,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 186 г. Новосибирска

 
О конкурсе «Учитель года»

В этом году состоялся XXVII городской и XXVобластной конкурс «Учитель года».

Для меня участие в этом конкурсе было познавательным, увлекательным, не лишенным волнения, но в целом приятным действом.

Как и многие учителя, в конкурс я шла не по собственной инициативе. Но это не означает, что по принуждению.

Во-первых, о конкурсе я знала лишь то, что он существует. Но о том, что в рамках этого конкурса мне предстоит делать, я не имела ни малейшего понятия. Во-вторых, мне казалось, что моего опыта и знаний еще недостаточно для участия в конкурсе такого масштаба. Несмотря на то, что я ничего не знала о конкурсных испытаниях, образ самого конкурса представлялся грандиозным, казалось, туда приходят мастодонты, сторожилы и, одним словом, мастера. По большому счету, так оно и получилось. На конкурс пришли настоящие профессионалы своего дела!

И то доверие, которое оказала директор моего образовательного учреждения, М.И. Краковецкая, отправляя меня на конкурс, было для меня очень важным, приятным, но и заставило мобилизовать все свои силы. Так и прошел весь мой конкурсный год на пределе концентрации, вдумчивой подготовки и волнения, но чаще – приятного.

Для новосибирских учителей конкурс проходит в 3 этапа: районный, городской, областной. Победитель областного этапа едет представлять нашу область на всероссийском конкурсе.

Конкурсные испытания на районном и городском этапе одинаковые. Это: интернет-ресурс, эссе, методический семинар, урок в незнакомом классе, разговор с учащимися в незнакомом классе, мастер-класс, образовательный проект, педагогический совет и круглый стол образовательных политиков. В областном этапе испытания те же, за исключением «разговора с учащимися» – его нет.

Мой опыт подготовки интернет-ресурса показал, что лучше освоить науку конструирования сайтов самому. Заказывать сайт у профессиональных разработчиков оказалось для меня непомерно дорогой затеей. А обращаться за помощью к коллегам мне показалось в данном случае не уместным: ведь коллеги заняты не меньше моего. Поэтому я решила уважать время каждого из нас и сделала сайт сама. Как оказалось, это не так уж и сложно. Процесс создания сайта меня увлек и большую радость дарило то, что вполне хороший сайт, по оценкам экспертов, удалось сделать самостоятельно. И этот новый навык уже пригодился мне в моей школьной повседневности: некоторые мои ученики, реализовывая свои проекты, разрабатывают собственные сайты. Если раньше я не могла помочь ребятам с преодолением трудностей, которые возникали у них в процессе создания сайтов, то теперь я могу оказать им необходимую помощь, проконсультировать. А раньше о таком я могла лишь мечтать!

Следующее конкурсное задание – это эссе. В этом году мне пришлось написать три эссе, в каждом из этапов на темы: «Моя педагогическая философия», «Там, где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики», «Стимулы моего профессионального развития». Это задание было для меня не сложным, напротив, это была редкая возможность поразмышлять не о ФГОС и компетенциях, а о вечном, человеческом, добром. Поэтому эссе я писала с удовольствием и без особых затруднений.

Следующее конкурсное испытание – методический семинар. На районном этапе я неверно истолковала Положение и данное задание практически «провалила». В Положении Конкурса относительно задания «методический семинар» я прочла: «представить свой опыт работы во взаимодействии с коллегами, родителями, общественными организациями...». И на районном этапе я повествовала о том, как я со всеми этими группами взаимодействую. Это было неправильно. Уже по окончании этого испытания мне удалось узнать, что нужно выбрать одну тему и продемонстрировать, как ты ее реализуешь во взаимодействии с коллегами, родителями, общественными организациями. Но необязательно показывать взаимодействие со всеми категориями из Положения, можно сосредоточиться на некоторых из них. В моем случае это были родители и общественные организации. Таким образом, на городском и областном этапах я представляла тему: «От истины к пониманию и взаимопониманию: диалог на уроках истории и обществознания». В этом конкурсном задании есть один очень важный нюанс: то, о чем рассказывается на методическом семинаре, должно обязательно потом найти отражение в Уроке. Рассказывая о Диалоге, я выделяла 4 элемента урока, которые, на мой взгляд, позволяют налаживать диалог и заниматься поиском смыслов. Это были: постановка проблемы, обращение к личному социальному опыту учеников, фиксация самобытных слов ребенка и создание ситуации успеха.  В последствии на уроке все эти элементы были наглядно представлены.

Дальше был Урок. В конкурсе, на любом его этапе, урок – самое важное и самое ценное задание. Конкурсный урок отличается от привычных уроков, во-первых, тем, что хронометраж всего 30 минут, во-вторых, нужна «конкурсная оболочка» и, в-третьих, времени на подготовку всего сутки. Давая три конкурсных урока, я заметила, что с каждым разом получается все лучше и лучше. Оказалось, что в эти 30 минут не уходишь в одну лишь форму, но и сохраняешь содержание. Сегодня конкурсный урок – это не шоу. Это демонстрация глубокого понимания предмета, образовательных стандартов и творчества. Мой опыт показывает, что, планируя конкурсный урок, необходимо придумать «стержень», на который, как только будет известна тема, достаточно будет нанизать содержательные элементы. Для меня урок стал самым любимым заданием. И на областном этапе предметное жюри оценило мой урок в максимальные 100 баллов.

Задание «разговор с учащимися» есть только на районном и городском этапе. Необходимо самостоятельно сформулировать 7 тем, одну из которых ученики выберут непосредственно перед началом задания. Для меня это испытание тоже было приятным и не сложным. Я отказалась от презентаций, раздаточного материала и прочего, а провела именно разговор. Ведь в этом задании как раз «разговор» является ключевым словом.

Самым сложным конкурсным испытанием для меня оказался мастер-класс. Суть этого задания: на сцене представить прием, технологию и показать, каких целей удается достигать, применяя это на практике. На районном и городском этапе темой моего мастер-класса была проектная деятельность. Мне очень хотелось рассказать о проекте, который был реализован мною при поддержке комитета по образованию Государственной Думы РФ: «Пособие по правам человека на языке Брайля». Но, по мнению жюри, было слишком много теории и мало практики. Фокус группа, которая во время моего мастер-класса (учителя из школ нашего города) работала на сцене, была сама по себе, а я сама по себе. На областном туре, приняв к сведению все замечания, я представила мастер-класс, посвященный работе с необычными источниками на уроках истории. Но и здесь, к сожалению, не в полной мере удалось донести мою идею до членов жюри. Но сейчас удалось осмыслить суть этого задания и даже появилась идея провести «мастер-класс про мастер-класс».

Образовательный проект – задание сложное, но интересное. За 6 часов, работая в группе, необходимо разработать и представить проект по решению актуальных проблем в образовании. Это задание очень сплотило нас с коллегами на районном этапе. Да сплотило так, что жюри после того, как мы представили свой проект, рекомендовало нам выйти с ним на Городской конкурс проектов, что мы собственно и сделали. Тему проекта на всех этапах конкурса группы формулируют самостоятельно. На районном и городском этапе мы работали с темой «профессиональная ориентация школьников». А на областном этапе наша группа, образовавшаяся в процессе жеребьевки, выбрала тему «наставничество» и не прогадала. Наш проект оказался лучшим. Его самое больше достоинство – он на самом деле может быть реализован. А это один из главных критериев оценки: реалистичность. Кроме того, в данном задании оценивается, на сколько каждый из нас готов работать в команде. Поэтому «соло» не приветствуется, а приветствуется каждый из нас, как командный игрок.

Задания «педагогический совет» и «круглый стол» я отнесла бы к одному классу конкурсных испытаний. Здесь главное продемонстрировать, что ты в курсе современных педагогических тенденций, проблем в образовании, перспектив и имеешь свою точку зрения на этот счет. Здорово в подготовке к этому заданию помогают городские и региональные периодические издания.

Так и прошел этот учебный год: с самого начала октября и до конца апреля конкурс был моей главной задачей. Признаюсь честно, было непросто не только мне, но и моей школе. И я выражаю огромную благодарность моим коллегам, заменявшим меня на уроках, моей администрации, давшей мне полную автономию в подготовке к конкурсу, и моим ученикам, которые поддерживали меня и не забросили учебу.

И что же в итоге конкурс мне дал? До конкурса у меня была проблема с обобщением собственного педагогического опыта. Участие в конкурсе помогло мне эту проблему решить. Мне удалось с новой стороны взглянуть на свои уроки. Они стали «живее», динамичнее, содержательно более наполненные. Конкурс побудил меня больше читать, узнавать новое о преподавании моего предмета, о педагогике, психологии, политике в области образования и пр. Не побоюсь этого слова: конкурс заставил меня расти интеллектуально. И, наверно, самое главное – конкурс подарил мне замечательных друзей в лице моих уважаемых коллег, которые в этом году были участниками конкурса «Учитель года». Самобытные, творческие, искренние, пылающие любовью к профессии, теперь они часть моей биографии и, пожалуй, самая лучшая ее часть.

Конкурс «Учитель года» стоит того, чтобы в нем участвовать. И несмотря на все трудности, послевкусие остается очень приятным, и «солнце нести на крыле» хочется с особенным трепетом и рвением!