С чего начинается любовь к Родине

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

 

С чего начинается любовь к Родине

Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным,

он должен именно сообразовываться с личными представлениями

каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины.

Поэтому, конечно, этим нужно заниматься, заниматься и в школе,

и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это

создавало соответствующее желание у наших молодых людей,

школьников и студентов изучать историю страны,

создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости,

конечно, за те события, которые были в прежний период.

Д. А. Медведев

(Из видеоконференции в приемной Президента России, 9 апреля 2009 г.)

В последнее десятилетие в России, несмотря на произошедший развал системы массового патриотического воспитания граждан в постсоветское время, в обществе сформирован совершенно явный запрос на формирование системы патриотического воспитания, которая бы пронизывала все слои и социальные группы общества.

На государственном уровне, согласно Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2020 годы», а также «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».

Но проблем, связанных с патриотическим воспитанием, которые ожидают своего решения, очень много. Например, наличие значительного числа разнонаправленных мнений по вопросам патриотизма, отсутствие в обществе единого понимания патриотического воспитания, а также недостаточная системность и четкость государственной политики в этой сфере. В отношении военно-патриотического и военно-спортивного движения можно отметить отсутствие сбалансированной государственной политики в данном направлении (нормативно-правовое регулирование, финансовая политика); отсутствие единой учебно-методической базы; отсутствие единого государственного органа, контролирующего деятельность военно-патриотических и военно-спортивных клубов.

В Новосибирске работу школьных музеев и патриотических клубов и объединений, созданных на базе образовательных организаций, курирует Городской центр физической культуры и патриотического воспитания «Виктория». О том, как обстоят дела с патриотической работой в школах нашего города и как педагоги справляются с целым комплексом проблем, нам рассказали Букарева Наталья Николаевна, начальник отдела по работе со школьными музеями, и Судьярова Любовь Борисовна, заместитель директора МКУДО «Городской центр физической культуры и патриотического воспитания «Виктория» г. Новосибирска.

«Просто «перекормили» молодежь патриотизмом»

– Что входит в понятие «патриотическое воспитание»? Нужно ли оно современному обществу, школе? Почему в последнее время у молодежи появился некоторый негативный оттенок по отношению к патриотизму?

– С.Л.: Патриотизм, с моей точки зрения, начинается с любви к себе, своей семье, близким, месту, где ты родился, и бережного ко всему отношения. А дальше все это расходится кругами, как от брошенного в воду камешка – мы начинаем любить свой город, Россию и весь мир, весь Земной шар. Это настоящий патриотизм, а не тот, который навязывают. Хождение с лозунгами – это не патриотизм.

Я считаю, что патриотическое воспитание очень нужно и современной школе, и государству в целом, иначе оно развалится. Но не следует «давить» на детей, это должно происходить естественно, учащиеся просто должны быть включены в процесс, в единый коллектив. Там, где директор школы заинтересован в патриотическом воспитании, работа налажена, и у школьников нет негативного отношения к патриотическому воспитанию. Всё работает. Когда мы только выдвигаем лозунги, у детей возникает отторжение. Негатив оттого, что мы просто «перекормили» молодежь патриотизмом. Везде только и говорят про патриотическое воспитание, но ведь нужно еще и что-то делать. Дети видят, что сегодня происходит и делают из этого выводы.

– Б.Н.: К сожалению, «ура-патриотизм» исходит от нас, взрослых. Мы можем стоять под лозунгами и кричать днями и годами. А детям это непонятно и неинтересно.Они понимают это на подсознательном уровне. От такого патриотизма результатов нет, поэтому заниматься им они не хотят. Им нужны конкретные дела и конечный результат. Результативность, которая в последнее время видна в школьных музеях, стала интересна и детям.

С чего нужно начинать патриотическое воспитание? Какие средства и методы для этого используются?

Б.Н.: Слово патриотизм для детей не очень понятное. Я часто спрашиваю: «Кто такой патриот?». «Тот, кто защищает Родину, кто любит её», – отвечают мне.

– А мы ее знаем, нашу Родину? Если мы не знаем, что любить, разве мы можем это любить? Для того, чтобы защищать и любить Родину, надо знать историю страны, историю своего города, семьи. Если не знаем, что защищать, мы не возьмем в руки оружие. Это человеческая психология. Я считаю, что патриотизм должен начинаться со знания, с конкретных дел, только тогда мы будем воспитывать патриотов. Нужно вместе объединить усилия семьи и школы. Давайте напишем родословную семьи, узнаем историю улицы, на которой живем, школы, где учимся, создадим какой-то раздел экспозиции в школьном музее, пойдем к ветерану и поможем ему и т.д. Только так должно идти формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения.

А патриотическое воспитание нужно начинать с семьи. Сегодня дети, воспитанные в 90-е годы, создали уже свои семьи. К сожалению, наблюдается потеря семейных традиций. Только 20-25 % опрашиваемых детей могут назвать семейные традиции: семейный воскресный обед, обязательный летний семейный поход и др.Чаще всего семья распадается на отдельных членов семьи, не связанных общим делом.

По количеству музеев на образовательную организацию Новосибирск занимает первое место в России

– Чем занимается городской центр физической культуры и патриотического воспитания «Виктория»?

– С.Л.: В центре «Виктория» несколько направлений деятельности: физкультурно-спортивное, фехтование, военно-патриотическое, отдел по работе со школьными музеями. Городской центр «Виктория» курирует сдачу норм ГТО, Президентские спортивные игры и состязания, работу школьных музеев и патриотических клубов и объединений, созданных на базе общеобразовательных школ.

В Новосибирске насчитывается 162 школьных музея, в том числе в семи дошкольных образовательных организациях, и 60 патриотических клубов. Музеи есть практически в каждой школе (охват составляет 75-80%), которые различаются по профилям: исторический, военно-исторический, краеведческий, этнографический. По количеству музеев на одну образовательную организацию Новосибирск занимает первое место среди муниципальных образований в России, по абсолютному количеству музеев – третье – после Москвы и Санкт-Петербурга.

Военно-патриотические и военно-спортивные клубы работают, к сожалению, только в 1/3 части учебных заведений, хотя они играют важнейшую роль в патриотическом воспитании молодежи. Клубы формируют здоровый образ жизни у детей и подростков, осуществляют их морально-нравственное воспитание; в практическом плане помогают решать задачу подготовки резерва Вооруженных Сил.

Каждое из направлений деятельности центра занимается воспитанием у подрастающего поколения патриотических чувств, готовности защищать свою Родину. Но прежде всего, ребята изучают историю своей страны. Если проходит турнир «На поле Куликовом», то вначале рассматривается, как шло сражение. Воспитанники патриотических клубов изучают памятные даты России. Воспитание идет на славных боевых традициях.

Можно уверенно говорить, что в городе Новосибирске создана система работы школьных музеев и патриотических клубов, их деятельность тесно связана с учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении. Мы оказываем методическую помощь, изучаем их деятельность, проводим различные мероприятия, профильные смены.

Начальная военная подготовка – девчачье ли это дело?

– Для чего нужно в школе военно-патриотическое воспитание? Раньше был даже отдельный предмет «НВП» – «Начальная военная подготовка». И мальчики, и девочки ходили строем, разбирали и собирали автомат, выполняли спортивные нормативы. Сегодня этот раздел входит в курс «ОБЖ» – «Основы безопасности жизнедеятельности». Может быть, в школах снова следует ввести такую дисциплину? Или должны быть другие формы работы?

– С.Л.: Я считаю, что предмет «Начальная военная подготовка» в школе нужен. Чтобы защищать Родину, юноши и девушки должны быть крепкими и должны уметь это делать. В армии за один год этому невозможно научить. Поэтому начинать обучение нужно со школьной скамьи. Ребёнка следует постепенно к этому готовить, объясняя, что есть защитники Родины, что ты вырастешь и тоже будешь ее защищать. Кстати, сейчас в армии служит много и девушек. Так что умения, полученные в школе – ходить строем, разбирать и собирать автомат, им пригодились.

Б.Н.: Я тоже думаю, что давать начальную военную подготовку в школе – это нужно, важно, особенно для мальчишек. Они – защитники Отечества. Но мальчики и девочки должны заниматься отдельно. Например, мальчики разбирают оружие, а девочки получают медико-санитарную подготовку – учатся бинтовать раны, останавливать кровь. Я всегда отрицательно относилась к девочкам с оружием – не девчачье это дело. Если девочкам нравится это делать, запретить мы не можем, но таких единицы. Они должны этим заниматься по желанию, в качестве факультативного предмета. Хотя строевая подготовка формирует координацию движений. Это красиво. На парадах девочки шагают лучше. Я думаю, что, если они решили пойти на НВП, пусть идут.

«Ситуация успеха зависит от конкретного дела»

– Что такое музейная педагогика? Можно ли ее использовать в системе патриотического воспитания обучающихся?

– Б.Н.: В нашей стране понятие «Музейная педагогика» стала употребляться с начала 1970-х годов. В последние три десятилетия в среде музейных специалистов уже прочно укрепился этот термин. Изначально музеи в школах возникали как кабинеты для хранения материалов, учебно-методических пособий для уроков истории и краеведения. Сегодня школьные музеи рассматриваются как центры патриотического воспитания и музейной педагогике отводится очень важная роль. Она нацелена, прежде всего, на знания, исследования, на самовоспитание.

– Как поддержать интерес школьника к занятиям в школьном музее и патриотическом клубе? Что для этого нужно? Какая должна быть мотивация?

– С. Л.: Нужно чаще создавать ситуацию успеха для школьников, тогда им это будет интересно. А также поддерживать морально, добрым словом. Все зависит от личности руководителя школьного музея и патриотического клуба.

– Б.Н.: Ситуация успеха зависит от конкретного дела. Даем конкретное дело – будет успех. Если будем всё«ура-патриотизмом» забивать, ребенок не поймет, куда мы идем. У нас есть педагоги, которые говорят: «Мы провели большую работу. Собрали много документов и сложили в папочку». Ребенок видит результат? Может быть, лучше сделать буклет, презентацию, создать альбом. Ученик целый год работал в архивах, опрашивал родственников, в итоге он должен увидеть результат своего труда, иначе он больше не захочет этим заниматься. Будет очень хорошо, если ребёнок под руководством педагога напишет научно-исследовательскую работу и выступит с ней на конференции. Это уже результат. Мы должны показать итог, к которому они подойдут. Создать для ученика ситуацию успеха, а потом можно двигаться и дальше, тем самым мотивируя и себя, и своего воспитанника. Если нет успешно завершенного дела, мы разве будем двигаться дальше?

Для повышения мотивации детей к занятиям в патриотических клубах и школьных музеях центр «Виктория» ежегодно организует и проводит городские смотры, соревнования, конкурсы, фестивали и профильные смены патриотической направленности.

Большой популярностью пользуется конкурс «Экскурсовод школьного музея», который существует уже семь лет. Первое время, когда мы организовали конкурс, финалист добивался победы и на этом всё заканчивалось. Сегодня дети, которые вышли в финал конкурса и поняли, насколько им интересно вести экскурсию, занимаются в нашем, недавно созданном, детском экскурсионном бюро «Любимый город». Но и это не всё. Музей Новосибирска приглашает их вести пешеходные экскурсии. Вот это мотивация успеха для ребенка. Если дети получают конкретное дело и видят результат, они растут дальше.

В пример можно привести нашего педагога дополнительного образования Татьяну Сергеевну Луцук. Мы её воспитывали с 5 класса. Впервые увидели её на научно-практической конференции. С каждым годом выступления школьницы становились все лучше и в 9 классе она добралась до «Золотой Лиги». Татьяна Сергеевна закончила педуниверситет, но вернулась в музейную педагогику и сейчас получает удовольствие от своей работы.

– С.Л.: В военно-патриотической работе интересны городской смотр строя и песни «Аты-Баты», который проходит уже около 15 лет, соревнования «Молодецкие игры», где дети показывают навыки физической подготовки, стрельбы, разборки-сборки автомата, бег и метание гранаты. Два года проходят городские соревнования «Юнармейские игры». Нужно принять участие во всех играх и набрать максимальное количество баллов. Мероприятия от года в год становятся уровнем выше, качественнее. Особенно радует конкурс «Аты-баты». Если раньше проводили его формально, то сейчас проходит отбор, районный конкурс, а потом лучшие команды соревнуются на городском уровне.

Ребята с удовольствием ездят на городские профильные смены «Патриот» и «Юный моряк», которые проходят совместно с воспитанниками патриотических клубов и активистами школьных музеев. К слову сказать, на смену попасть очень трудно.В первое время «музейщики» пугаются, когда начинают ими командовать, но к концу смены уже и маршируют, и выполняют все команды, и умеют собирать и разбирать автомат. А активисты школьных музеев для воспитанников патриотических клубов проводят экскурсии. Идет взаимодействие, общение. «Музейщики» дают знания, а «патриоты» умения. Ребята не злорадствуют, если у кого-то что-то не получается, а переживают друг за друга и помогают. В этом году впервые мы провели на смене краеведческий день, который полностью был посвящен истории города Новониколаевска-Новосибирска. Экскурсоводы из экскурсионного бюро проводили и виртуальные экскурсии, и игры, а в конце дня состоялась большая интеллектуальная игра.

«Музеем должен руководить увлеченный человек»

– Ни для кого не секрет, что в школьных музеях зачастую работают пожилые педагоги, многие из которых уже на пенсии. С одной стороны, подкупает богатейший опыт, с другой, они отстали от современных технологий, некоторые из них не умеют пользоваться интернетом. Как решается кадровая проблема?

– Б.Н.: Кстати, возрастных педагогов в школьных музеях работает немного. Там остались люди, которым 70-80 лет, но они очень целеустремленные и работают результативно. Возраст не помеха. Они освоили интернет, электронную почту, ездят в архивы, активно участвуют в конкурсах. Дело здесь не в возрасте, а в желании. Многие из них создали конкретный музей, это их детище, а бросать своего ребенка всегда очень жалко. Ко всему прочему, они занимают активную жизненную позицию.

А есть в школьных музеях молодые педагоги, которые очень пассивны. Стенды в таких музеях старые, экспонаты запыленные, в комнате темно и пахнет сыростью. Дети в такие музеи не ходят, скажу больше, ученики даже не знают о существовании музея в школе. Таким учителям ничего не надо в жизни, они и уроки так же ведут – отчитал по учебнику и свободен. Так что все зависит от человека, от его желания работать.

Радует, что таких педагогов небольшое количество. Чаще молодые педагоги очень активные. У них и нагрузка в школе большая, и классное руководство, но они успевают заниматься музеем, участвовать в конкурсах, всероссийских проектах и побеждать. Жизненная позиция зависит не от возраста. Если человек хочет работать в музее, он будет там работать результативно.

– Кто должен руководить школьным музеем: педагог или музейный работник, который получил специальное образование?

Б.Н.: Главное – музеем должен руководить увлеченный человек. У нас основная масса руководителей школьных музеев не получили специальной подготовки. Лишь пара человек работает со специальным образованием. Большей частью, это учителя истории и обществознания, русского языка и литературы, библиотекари. Если им это интересно, они занимаются и музейной педагогикой, и в архивы ходят, и экспозиции создают, и курсы посещают, которые очень востребованы у педагогов.Там они получают новые идеи, знания и пытаются их применить на практике.

Решая задачу оказания методической помощи руководителям патриотических клубов и школьных музеев, центр «Виктория» разрабатывает и издает учебно-методические пособия, ведет рубрику в газете «Интерактивное образование», выпускает ежемесячную газету «Планета Виктория», в которой освещает патриотические мероприятия города.

К сожалению, в педуниверситете пять лет назад закрылась специальность «Культурный туризм и экскурсионная деятельность», даже на бюджет не смогли набрать желающих. Проблема в том, что люди не хотят работать в школьном музее потому, что там низкая зарплата. Нагрузка должна быть меньше, а зарплата выше.

– С.Л.: Военно-патриотическими клубами руководят и физруки, и преподаватели ОБЖ, и просто педагоги дополнительного образования, среди них много кадровых военных. Естественно, они тоже должны быть увлеченными своей работой. Проблема в том, что молодой парень, который заинтересует детей, не будет работать там за эти деньги.

«Была бы ставка ПДО, да функционал расписан…»

Существуют ли должностные инструкции педагога дополнительного образования – руководителя школьного музея и руководителя патриотического клуба на основе федеральных и региональных законодательных актов?

– Б.Н.: На сегодняшний день это большая проблема. У руководителей школьных музеев, патриотических клубов есть определенный функционал, но им навязывают столько дополнительных обязанностей, что они не успевают выполнять свои, например, подготовку музейного урока. К тому же, они ведут уроки, и заниматься клубом и музеем у них просто физически нет сил. Надо душу вкладывать в ребенка, только тогда это будет иметь воспитательный патриотический эффект. Хотелось бы, чтобы об этом задумалась администрация Новосибирска. В Москве и Санкт-Петербурге давно уже есть функциональные обязанности руководителей школьных музеев, утвержденные на уровне города. У нас же, несмотря на то, что мы первые в России по количеству школьных музеев на школу, город это сделать не может.

«Целевое финансирование заключать в грантовые программы нельзя»

– Достаточна ли в нашем городе материально-техническая база школьных музеев и патриотических клубов? Есть ли отдельно оборудованные помещения, современная оргтехника, музейное оборудование? Используются ли на занятиях пневматические винтовки и пистолеты, лазерные стрелковые тренажеры, макеты автомата Калашникова, противогазы и т.д.? Как идет финансирование?

– С.Л.: Прежде всего, нужна городская целевая программа финансирования, которая охватывала бы школьные музеи и клубы. Всероссийская программа есть, но она находится в ведении молодежной политики, которая распределяет средства по своему усмотрению. Получается, что патриотически воспитывать мы должны только молодежь. А патриотизм надо начинать воспитывать с детского сада и школы. Если будет городская целевая программа в отрасли образования, тогда начнет формироваться материальная база и в школьных музеях, и в патриотических клубах. А сейчас материальная база там практически нулевая, все зависит от директора школы. Если директор заинтересован в музее, то он что-то для него делает, потому что финансирует только учебное заведение.

Раньше была программа «Дети и город», в которой музеи получали целевое финансирование. Деньги невеликие, но что-то каждый год они могли на эти деньги приобретать. С 2007 года программа закрылась и финансирование прекратилось.

Сейчас предлагают клубам и музеям грантовую программу. Но не все умеют составлять гранты, да и грант получить сложно, не могут же дать их всем. А музеи и клубы нужно развивать все. Грантовая программа – это не выход. Ими можно только поощрять, но целевое финансирование заключать в грантовые программы нельзя.

Если у школьных музеев есть помещения, то патриотические клубы располагаются в лучшем случае в кабинете ОБЖ, где проходят уроки. Когда руководителю клуба заниматься с детьми? Только когда свободный кабинет. Либо в школьном коридоре. Стеночку выделили, стенд повесили и все. У нас в школах около 60 тиров в подвалах. Если их восстановить, там могли бы заниматься члены военно-патриотических клубов. Но для этого опять нужны целевые деньги. Я понимаю, что в школах помещений не хватает, но тиры хоть как-то смогли бы решить эту проблему.

Б.Н.: Все финансирование возложили на директоров школ. А клубы и музеи финансируются, как обычно, по остаточному принципу. Но раз мы кричим о патриотизме, то без финансирования не обойтись. Как говорится, «Христа родить в пещере можно, воспитать – нельзя». То же самое с патриотизмом. В коридоре, возле туалета, рядом со стендом воспитать патриота нельзя. Среда тоже должна иметь воспитательный характер. А ее, к сожалению, нет. Для этого нужны материальные вложения, а их директора школ не делают. Это очень большая проблема. Нужна целевая программа, которая помогла бы из этого кризиса выбраться. Руководители музеев, клубов покупают на свои деньги стенды, папки, бумагу и т.д.

К тому же, очень низкая заработная плата у всех. Если раньше были ставки педагогов допобразования в школе, то сейчас многие директора уверяют, что ставки ПДО у них забрали и доплачивать руководителям и музеев, и клубов не из чего.

– А сами школы заинтересованы, чтобы у них были музеи и клубы патриотического воспитания?

– Б.Н.: Частично. Там, где директора школ заинтересованы, музеи и клубы на высоте, там есть и отдельные кабинеты, и отдельные ставки.

– С.Л.: А чтобы были заинтересованы директора, департамент образования должен стимулировать этих директоров. Мы регулярно проводим мониторинг, анализируем работу клубов и музеев, подаем отчеты, в которых хорошо видно, кого нужно поощрить, чтобы другие тоже стремились к этому.

Обобщая, хочется сказать, что несмотря на определенные усилия, предпринимаемые государством, в нашей стране по-прежнему отсутствует комплексный и сбалансированный подход к решению задач патриотического воспитания граждан.

Необходимо признать, что целостная система патриотического воспитания в России до сих пор не создана. Для решения этой проблемы требуются скоординированные усилия органов законодательной и исполнительной власти, отечественной педагогической науки, а также всех заинтересованных общественных организаций. Особое внимание нужно обратить на финансирование патриотического воспитания со стороны государства. Только тогда можно говорить о воспитательной роли патриотизма.

Количество просмотров: 2890  

Добавить комментарий

Target Image