С 2020-2021 учебного года учителя английского языка гимназии № 11 «Гармония» используют учебник «Сферы» издательства «Просвещение» (авторы А. А. Алексеев, Е.Ю. Смирнова, С. Абби, Р. Кокс, Л. Харгер, Х. Шварц), включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях и рассчитанный на 3 часа в неделю.
По отзывам моих коллег, учебник английского языка «Сферы» современный и прогрессивный, начиная с тем, картинок и заданий по подготовки к ЕГЭ.
Представлю свой опыт использования учебника «Сферы» на старшем этапе обучения в 10 классе в этом учебном году, познакомлю с его особенностями и структурой:
– учебник соответствует возрастным и психологическим особенностям подростков, их интересам;
– закладывает фундамент из знаний и умений;
– учит стратегиям в преодолении сложностей при сдаче ЕГЭ по английскому языку;
– помогает определиться с будущей профессией, писать личные и официальные письма, составлять резюме;
– представляет тексты об опыте работы сверстников и их проблемах;
– предлагает постоянные рубрики: «Window on the world», «Russian corner», «Сheckpoint», «Extended Reading», «Cross-curricular studies», «Self-evaluation», «Focus on Exams»;
– пошаговая подготовка к итоговой аттестации;
– предлагает справочные материалы учебника с учётом развития самостоятельности учащихся при использовании: «Skills file», «Grammar file», «Phrasal verbs», «English-Russian Dictionary»;
– закрепляет изученный материал в разделе «Practice»;
– предлагает задания в облегченной форме в разделе «More help» для дифференцированного подхода к обучению в пределах одного класса;
– учит выполнять проектную работу;
– проекты, включающие семью в образовательный процесс, направлены на сближение членов семьи в процессе выполнения совместной работы.
В учебнике «Сферы» для 10 класса шесть разделов – Units. Каждый раздел выделен своим цветом и разделен на части Part A, Part B, Part C. Вводная страница раздела (Lead-in page) вводит в тему цикла: In this unit you will listen, read and talk about… Learn how to…
В учебнике представлены следующие разделы:
первый цикл «My world», посвященный взаимоотношениям людей, дружбе, интересам современных подростков;
второй цикл – «Technology in your life» – об изобретениях, новых технологиях и о роли науки в современном обществе;
третий цикл «Saving the planet» – о загрязнении окружающей среды;
четвертый цикл «Have your say» – о правах человека, о правах подростков, о политическом устройстве США;
пятый цикл «The right job» – о мире современных профессий, о правилах устройства на работу и поведения на собеседовании, о знаменитых русских людях, которые достигли огромных успехов в своей карьере;
шестой цикл «Living a good life» – о спортсменах, которые достигли больших успехов, несмотря на их ограниченные возможности, о здоровом образе жизни и привычках.
Рассмотрим тематическое планирование с определением основных видов деятельности из рабочей программы учебного курса по английскому языку на 2020-2021 учебный год на примере Unit 1.
Unit 1. My world Повседневная жизнь семьи. Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми (18 ч):
Вводная страница раздела Диалог «At a cafe»
Говорение:
– Спонтанная речь по введению в тему Unit 1: обсуждение цитаты, описание картинки / или сравнение картинок по теме (ненавязчивая подготовка к итоговой аттестации по разделу Speaking), In this unit you will listen, read and talk about… Learn how to…
– Разыгрывают диалоги «At a party», «At a cafe».
– В парах «Discuss Russian wedding traditions».
– Берут интервью у одноклассников «Real friends», «Advantages and disadvantages of social networking sites».
– Берут интервью у членов своей семьи «Russian weddings when your parents were your age».
– Защищают проект «Weddings in my countries», учатся выступать, преодолевать свой страх, развивается спонтанная речь.
– Рассказывают о своих любимых фильмах и описывают их.
– Описывают картинку, сравнивают две картинки в разделе «Focus on Exams».
Аудирование:
– Понимают основное содержание аутентичных аудиотекстов, относящихся к различным коммуникативным типам.
– Выделяют основную мысль в воспринимаемом на слух тексте.
– Отделяют главные факты от второстепенных.
– Определяют своё отношение к содержанию прослушанного текста.
Чтение:
– Понимают основное содержание аутентичных текстов разных жанров и стилей по теме Unit 1:
«Friends», «Relationships in films», «Social Networking sites», «10 tips to be a good friends», «Teens addicted to games», «I almost lost my best friends», «Boy meets girl around the world», «A Russian wedding lasts for 2 days».
– Прогнозируют содержание текста по заголовку или началу текста.
– Определяют тему/основную мысль текста.
– Выбирают нужную/запрашиваемую информацию.
– Устанавливают причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий текста.
Reading «I almost lost my best friends» Reading «Teens addicted to games»
Письменная речь
– Составляют письменное описание фильма.
– Пишут эссе «за и против».
– Пишут личное письмо.
– Используют письменную речь в ходе проектной деятельности (в том числе при поиске информации в Интернете).
Writing For or against
Focus on Exams
в конце Unit 1 в данном разделе отводится 4 урока на подготовку к итоговой аттестации по всем видам деятельности: Listening, Reading, Writing, Speaking в типичном формате ЕГЭ.
Грамматическая сторона речи:
Распознают и употребляют в речи:
– степени сравнения прилагательных;
– наречия в правильном порядке в предложении;
– модальные глаголы и глаголы состояния;
– наиболее употребительные предлоги;
– времена группы present;
– наиболее употребительные фразовые глаголы.
На регулярной основе в учебнике для 10 класса своё место в каждом Unit нашли последовательные задания, направленные на освоение фразовых глаголов, предлогов, а также систематизация знаний по словообразованию. Таким образом, на новом этапе обучения обогащение словаря учащихся выходит далеко за пределы освоения новой тематической лексики в процессе изучения новых тем.
В каждом Unit учебника представлены уроки культуроведческого и страноведческого характера, которые обеспечивают учащихся учебными материалами для развития социокультурной и межкультурной компетенции.
Завершает каждый Unit материал для самопроверки и рефлексии учебных достижений учащихся Focus on exam.
Согласно методической концепции авторов, ученики осуществляют самоконтроль, рефлексию учебной деятельности и знакомятся с содержанием последующего раздела, формулируют его цели и задачи на одном уроке.
Подводя итоги, рассмотрим «плюсы» и «минусы» данного учебника.
Таблица
«Плюсы» и «минусы» учебника «Сферы» для 10 класса
Плюсы |
Минусы |
Укомплектованный УМК |
|
Учебник соответствует возрасту и психологическим особенностям учащихся. |
Нет смешанных упражнений на отработку грамматики (однотипно). |
Актуальные темы для подростков. |
Недостаточное количество упражнений по проверки лексики и грамматики. |
Представлены разные виды работ: парная, групповая, интервью и т.п. |
Отсутствуют стихи и песни. |
Тексты разных жанров, чаты, e-mail, websites, диаграммы… |
Базовый уровень. |
Упражнения на монологическую и диалогическую речь. |
|
Качественное аудирование: академическое, быстрая и разнообразная начитка (диалекты). |
|
Достаточное количество творческих упражнений. |
|
Упражнения на создание проектов с привлечением родителей. |
|
В каждом Unit есть рубрика подготовки к ЕГЭ «Focus on Exams» по всем объектам контроля. |
|
Авторы учебника ставили перед собой задачу научить детей так, чтобы они с легкостью справлялись с различными заданиями разного формата. Справившись на уроке и получив определенный опыт, ученик будет уверенно себя чувствовать на итоговой аттестации.
Реализация таких подходов положительно влияет на мотивацию обучающихся и развитие их кругозора, на глубокое осмысление культуры изучаемого языка и готовности к межкультурному диалогу.