«В образовательном менеджменте доминируют социально-психологические методы управления, так как административные и экономические методы имеют ограниченные возможности в стимулировании творческих инициатив педагогов и в решении нарастающего числа социально-психологических проблем в педагогических коллективах»[1].
А если несколько упростить, не использовать научный язык и ответить на вопрос – как менеджмент в образовании сегодня должен и может касаться каждого учителя?
На наш взгляд, самой первой точкой взаимодействия является участие учителя в деятельности школьного методического объединения (МО), которое является «молекулой» районного (муниципального) МО, который в свою очередь является подшефной единицей регионального оператора (в Новосибирской области это НИПКиПРО).
В менеджменте такой способ организации называется принципом «мультипликации». Зачем этого принципа придерживаться? Ответ очевиден.
Учитель сегодня имеет все шансы утонуть в море научно-методических рекомендаций и инструкций, которые раздают все, кто имеет отношение к образованию, на всех уровнях, во всех проявлениях и формах. Казалось бы, весь этот массив должен идти на пользу, осуществлять поддержку, но на самом деле рядовому учителю это научно-методическое и дидактическое разнообразие, как говорится, «причиняет добро». Учитель просто теряется в этом многообразии.
Современному учителю сегодня нужно научно-методическое сопровождение, и оно уже не может и не должно зависеть от возможности образовательной организации привлекать квалифицированных научных консультантов, как это было в предыдущие пару десятилетий.
С одной стороны, педагогу могут помочь коллеги, входящие в школьное МО. Но для этого необходима, во-первых, выстроенная горизонталь поддержки в коллективе, традиции преемственности и наставничества, сформированная культура профессионального взаимодействия в рамках МО предмета и в коллективе в целом. Надеяться на повсеместную практику такого взаимодействия не приходится.
Безусловно, и в нашей стране в целом, и регионе в частности, есть большой опыт работы как методических служб муниципалитетов, достойные результаты работы многих районных и школьных МО, которые нельзя ни в коем случае недооценивать. Однако сегодня необходим некоторый «ментальный ребрендинг» методических объединений как на школьном, так и на муниципальном уровне. Речь идет прежде всего об изменении концептуальной идеологии данных структур. Методические объединения должны стать очагами мобильной методической помощи и сопровождения.
Поэтому Приказ Министерства Образования Новосибирской области №1813 «Об утверждении положения о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Новосибирской области» является крайне своевременной правовой поддержкой, реакцией на потребность.
Формальные условия обозначены, но они вовсе не гарантируют подвижек ментальных, поскольку напрямую зависят от осознания и конкретной деятельности заинтересованных. Если каждый, кто включен в цепочку взаимодействия, не осознает смысл определенных в приказе понятий (а они там отнюдь не для красного словца), то дело будет двигаться совсем с иной скоростью и траекторией.
Как учитель обществознания и методист, предлагаю Вам внимательно прочитать и вдуматься в сформулированные в приказе понятия, продемонстрировать сформированность одной из функциональных грамотностей – читательской.
«Горизонтальное обучение» педагогических работников и управленческих кадров – обучение внутри профессиональных сообществ педагогических работников и управленческих кадров.
Индивидуальный образовательный маршрут – персональный путь педагогического работника по повышению уровня профессионального мастерства, реализуемый на основе диагностики профессиональных компетенций в форматах формального, неформального и информального образования.
Методическая поддержка педагогических работников – вид взаимодействия методической службы и педагогов, ориентированный на совместное выявление, осознание социально-педагогической проблемы и оказание помощи в преодолении затруднений педагогов, с опорой на сильные стороны его индивидуальных способностей и возможностей.
Уважаемые коллеги, мы последнее время много говорим о функциональной грамотности обучающихся, обозначая ее деятельностный потенциал. Настало время, когда нам самим нужно показать свою функциональную грамотность, посредством привычной уже слуху каждого из нас цепочки (знаю-понимаю-ценностно отношусь-действую).
Давайте по этому алгоритму освоим Приказ Министерства Образования НСО, вдумаемся и осознаем, начнем действовать. Каждый на своем уровне постарается быть вкладом в качество образования в Новосибирской области.
[1] Максимова В. Н. Концепция современного образовательного менеджмента // Царскосельские чтения. 2011. №XV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-sovremennogo-obrazovateln... (дата обращения: 11.11.2021).