Я скучаю по бумажному журналу

 
 

Повстьянова Ксения Олеговна,

старший методист отдела редакционно-издательской деятельности

МАУ ДПО «НИСО» г. Новосибирска

 

Я скучаю по бумажному журналу

В конце 2021 года в Институте образования НИУ Высшая школа экономики состоялся семинар «Цифровая трансформация школ: статус #все сложно», где обсуждались итоги мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций, который проходил на протяжении 2020-2021 учебного года на территории России. Мониторинг показал, что в плане целей все субъекты цифровой трансформации – лебедь, рак и щука. Органы управления считают главным создание специализированных помещений, цифровых библиотек, вопросы безопасности. Для школы основные задачи связаны с образовательными целями. Для международных программ главное – отказаться с помощью «цифры» от границ, в том числе школьного здания, и связать образование с наукой и производством. О том, как цифровая трансформации проходит в обычной школе и о роли учителя в этом процессе говорим с Александром Александровичем Оджо, учителем истории школы № 854 города Зеленограда, победителем всероссийского конкурса #УчителяТикТок, призером всероссийского конкурса «Лига Лекторов» общества «Знание», членом совета учителей-блогеров при Минпросвещения РФ.

– Эксперты отмечают, что участники образовательного процесса по-разному понимают термин «цифровая трансформация образования». Что Вы вкладываете в это понятие?

– Под цифровой трансформацией образования я понимаю изменение процесса обучения и вспомогательных ему действий посредством использования информационных коммуникационных технологий. Да и вообще внедрение этих технологий в образование. Если честно, то это просто вход новых технологий в отработанные системы. Был журнал и дневник обычный, а теперь почти во всех регионах есть свои электронные журналы и дневники. Правда, я скучаю по старым, бумажным.

– С 1 сентября в 15 регионах началась апробация федеральной государственной информационной системы «Моя школа». С 2016 года работает информационная система «Московская электронная школа». Расскажите об особенностях ее работы. Облегчает ли она работу учителя и взаимодействие с участниками образовательного процесса? Помогла ли она в пандемию?

– В пандемию «Московская электронная школа» бурно развивалась и помогала, система быстро сориентировалась в новых реалиях и дала учителям и ученикам много инструментов. Сейчас мы все уже привыкли к ЦДЗ – цифровым домашним заданиям. Выдаем задания, решаем, проверяем, ставим отметки. Конечно, очень большим подспорьем для учителя являются сценарии МЭШ, часто можно найти приемлемый материал. Большое количество контента создано московскими учителями. На заре создания МЭШ в 2016-2017 году очень много материала проходило модерацию. Далеко не каждый сценарий урока был хорошим. Однако это было связано не с низким уровнем учителей, а с тем, что было необходимо наладить работу в системе (конструктор урока) и наполнить ее контентом. Он проверяется модераторами – методистами, в том числе из Городского методического центра. Позже критерии стали сложнее, уроки стали тщательно проверяться.

Также учителей мотивируют гранты МЭШ. Они давались за 500 и более использований и 3000 и более использований сценариев уроков (в 2018 году за 50000 и 100000). Сейчас можно получить грант за сценарий курса – это серия уроков по одной теме. Также контент для МЭШ создают городские организации, к примеру, Городской методический центр, Московский образовательный телеканал. Я отбираю материал по его полноценности и отсутствию ошибок. Всегда хорошо, когда есть и «вход» в урок, и разные медиаматериалы для объяснения (к примеру, видео), а также тестирование для закрепления. У меня есть любимые авторы, которые делают хороший контент, в том числе и грантополучатели.

Через электронную школу на связь быстро выходят родители, иной раз еще даже урок не закончился, а классному руководителю пишут: «А за что двойка у Пети?» Для этого вопроса есть возможность комментария к уроку или к отметке, где все подробно описано.

Бывают, конечно, сбои. Одна ситуация до сих пор стоит перед глазами. В начале года журнал частенько «отваливается» (не знаю, может у меня карма такая). Сначала школьный модератор поставил нам предмет «История», мы с коллегами обратили внимание на то, что верным будет «История России. Всеобщая история», как это числится в учебном плане в 6-9 классе. Однако исправили это не сразу. Мы вели уроки, ставили отметки, загружали домашние задания, а через почти 3 недели нам наконец-то сменили предмет. Журнал по истории слетел полностью, «сгорели» оценки и домашки. Было жутко обидно, но это стало мне уроком, что снова нужно восстанавливать привычку вести бумажный журнал и делать записи. Сентябрь – самый горячий месяц по загрузке календарно-тематического планирования, но потом все работает хорошо.

– Планируется, что цифровая трансформация должна повлиять на образовательные результаты. Замечаете ли Вы это в своей педагогической деятельности?

– Честно, пока резкого изменения в результатах я не вижу, быть может из-за того, что в моем предмете (история) это не сильно прослеживается. У меня в кабинете есть доска с проектором, но от меловой все равно не отказываюсь, так как в процессе урока что-то требуется записать. Бесспорно, у цифровой трансформации есть потенциал, но его результаты видны в первую очередь в технических, естественно-научных предметах. В гуманитарных науках навык говорения, дискутирования можно и без цифровизации сформировать.

– В социальных сетях под постами о цифровизации часто можно прочитать комментарии педагогов, которые опасаются, что компьютер и искусственный интеллект скоро их заменят. Как Вы думаете, обоснованы ли эти страхи? Какова роль педагога в цифровом мире?

– Я считаю, что такие страхи не обоснованы. Есть же учителя-роботы, но они бы точно не провели урок в российской средней школе. На 15-ой минуте попросили бы больничный или отпуск. А современный педагог, как говорят наши старшие коллеги и руководители, это – не «урокодатель», а координатор, модератор учебной деятельности. Педагог должен показать, создать условия, ситуацию для обучения, тренировки, отработки материала. «Урокодателей», которые просто читают из учебника материал, заменит даже не искусственный интеллект, их мог бы заменить телевизор с телеканалом «Культура».

– Развитие цифровых сервисов требует от педагога постоянного обучения. Как оставаться на острие, где искать источники вдохновения?

– Вдохновение можно и нужно находить через общую деятельность с учениками. Хрестоматийный пример: учитель обращается к ученику, чтобы тот показал, как работает та или иная программа на компьютере. Появляются новые виды взаимодействия. Это может стать толчком к общему проекту, к примеру, если ученик продвинут в IT-сфере, то это может быть разработка по истории (в моем случае) и информатике. Так, вы уже вышли на путь совместной деятельности. С такими проектами можно идти на конкурсы и так далее.

Сейчас я рассуждаю об образовании, даю советы коллегам, веду мастер-классы, но три года назад я перестал себя видеть в профессии. Каждый день в школе был мукой, меня раздражало все. И 31 декабря я уволился из школы. Думал, что жизнь проходит мимо меня, что я смогу… (здесь могло быть перечисление всех дел, которые я себе писал на листочках).

Прошло 9 месяцев, и я снова, только уже в медицинской маске, встречал детей в школьном классе. Почему так произошло? У меня было выгорание, с которым я не смог справиться. За годы обучения в университете и повышения квалификации никто не говорил об этой проблеме. Я полностью выгорел, восстановился на новой работе и уже через полгода я очень хотел вернуться в школу, что и сделал. И после этого пошли конкурсы, интересные проекты, новые идеи, создание блога. Да, это не просто, но в школе выгорание педагогов есть, особенно у молодых! Его важно пережить, но без ухода из школы. Обращайтесь за помощью к семье, коллегам, психологам. Разрушить можно все за один день, а вот восстанавливать – очень долго.

– Наряду с педагогами цифровой компетентностью должны владеть и школьники. Вы курируете работу медиаклассов в рамках проекта «Медиакласс в московской школе». Помогает ли участие в проекте школьникам лучше овладеть цифровой компетентностью по сравнению с их сверстниками?

– Бесспорно, медиаклассники (о, новое слово придумал) постоянно погружены в работу с контентом. Здесь главная цель не цифровая компетентность, а помощь в освоении приемов работы с самой разной информацией, ведь наши выпускники будут не только журналистами, но и представителями самых разных специальностей, которые в любую минуту смогут работать с разными типами контента. Ученики медиакласса кроме основных предметов изучают профильные. К примеру, в программу 10 класса у нас входят: медиажурналистика, реклама и связи с общественностью, коммуникации в социальных сетях и другие. На занятиях ребята изучают основы создания контента, фотографируют, снимают видео, пишут заметки и статьи для школьных социальных сетей. Для младших медиаклассов, к примеру 7 класс, также большую роль играют кружки дополнительного образования: «Медиацентр», «Культура речи». Для учеников медиакласса организуется много мастер-классов по городу, как очные, так и онлайн. «Вишенка на торте» – это конкурсы, в которых соревнуются все школы проекта «Медиакласс в московской школе». Это – «Медиастарт» и «Медиатон».

– С 1 сентября в школах запрещено использовать мобильные телефоны на уроках. Работает ли этот запрет и как Вы к нему относитесь?

– Я поддерживаю данное ограничение, но не всегда это срабатывает. К примеру, медиакласс всегда работает с информацией, как я уже сказал. Бесспорно, для них важно взаимодействовать с социальными сетями. Компьютеры на целый класс в 30 человек найти сложно. Что остается? Был опыт написания постов для ВК на листочках. Также этот вопрос встает при выполнении задания, где нужно взять интервью (диктофон), сделать фотографии с мероприятия (фотокамера), а про видео я вообще молчу. В связи с этим на занятиях у коллег стало больше теории, а практика ушла на время после уроков.

 

– Вы активно ведете социальные сети, являетесь победителем всероссийского конкурса #УчителяТикТок. В своих роликах Вы рассказываете занимательные исторические факты и делитесь лайфхаками для учащихся и абитуриентов. Расскажите, как родилась эта идея? Как к Вашему творчеству относятся дети, родители, коллеги, администрация?

– Социальные сети стали моей отдушиной. Я вел их со студенческих лет, но однажды мои пятиклашки (5 «Г» – медиакласс) подсказали мне, что им нравится смотреть видео про древности, историю, но короткие. Они показали мне устройство ТикТок. Признаюсь, что до того момента я относился к этой соцсети очень скептично, считал, что там нет полезного контента. Я страшно ошибался. До момента с блокировкой (в марте 2022 года соцсеть ввела запрет на публикацию контента российскими пользователями – Прим. ред.) сама соцсеть и министерство просвещения очень поддерживали авторов образовательного контента. Был виден большой отклик от аудитории.

Все поддерживают меня в этом начинании, мы смогли через видео привлечь новых учеников в нашу школу. И уже не только я снимаю видеоролики по своему предмету. Это вышло за пределы школы: сейчас помогаю Московскому образовательному каналу в съемке материалов для «Разговоров о важном». Сотни учителей используют наши видеоуроки как материал к обсуждению и проводят занятия. Ученики часто вспоминают факты из видеороликов и предлагают новые идеи. А пока осваиваем новую площадку – ВК Клипы.

– В августе Минпросвещения РФ утвердило состав Совета учителей-блогеров при ведомственном Общественном совете. По результатам конкурсного отбора Вы вошли в число 26 педагогов, которым предстоит работать в этом Совете. Состоялась первая встреча с министром образования. Расскажите, что министерство ждет от этого органа и какая работа запланирована?

– Работа будет большой. Главная наша задача – стать связующим звеном между Министерством просвещения и двумя сообществами – родительским и педагогическим. Вместе с экспертным сообществом (160 учителей из разных регионов РФ) мы разбились по направлениям деятельности. Я вошел в группу по педагогическому образованию. Пока мы начинаем свою работу, но уже видны проблемы слабой связи университета и школы, плохого уровня подготовки классных руководителей (их просто не готовят целенаправленно в вузе), а также психологической подготовки будущих учителей. Это прямо отсылка лично к моему первому выгоранию. Повторюсь, я просто не знал о том, что это может произойти так рано и даже представить не мог, что нужно было делать, чтобы преодолеть эту проблему.

Участники Совета из разных регионов, но мы используем цифровые инструменты для связи. Поэтому собрания будут проходить в онлайн и очно раз в два месяца. Между собраниями мы усиленно работаем. Здорово видеть людей с горящими глазами и так любящих свое дело.

Количество просмотров: 653  

Добавить комментарий