Хромова Светлана Викторовна,

заведующий МБДОУ «Детский сад № 381» г. Новосибирска

 
Роль руководителя в системе организации деятельности узких специалистов

Изменения в организационной и управленческой структуре системы дошкольного образования в связи с коррективами, внесенными в Закон «Об образовании» на основании Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122–ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ» (ред. от 28.06.2021), обновление СанПиН 01.01.2021 для детских садов, школ и т.д. (СП 2.4.3648-20), ставят перед дошкольным учреждением новые задачи, а именно:

– выполнение базисной программы и дополнительных компонентов в условиях жесткой регламентации детской деятельности;

– поиск организационных и содержательных аспектов деятельности педагогов в возможных моделях взаимодействия, ориентированных на спрогнозированную цель или миссию ДОУ.

Само понятие «управление» можно определить как систему управления и развития, с ее помощью достигаются результаты, которые определяются и согласовываются всеми членами ДОУ. Понимание каждым педагогом миссии детского сада и своей личной делает труд педагога осознанным и творческим. В управлении процесс организации является наиболее значимым и объемным. В данной ситуации на первый план выступает культура планирования деятельности ДО:

– Организация работы администрации и всех педагогов в одном информационном поле (обмен информацией при планировании деятельности, учет результатов диагностики по всем видам деятельности дошкольника).

– Соблюдение норм, стандартов, рассматриваемых в качестве ежедневного механизма контроля качества образования дошкольников.

– Обоснование допустимой нормы отклонений от стандартов по видам деятельности дошкольника (превышение Госстандарта).

– Наличие обратной связи (обработка текущей информации о процессах воспитательно-образовательной работы в целях отслеживания промежуточного результата, позволяющего своевременно скорректировать деятельность педагогов).

– Наличие точной количественной меры для анализа деятельности педагогов ДОУ (определение параметров, по которым будут оцениваться результаты образования с указанием конкретных источников, авторов-разработчиков, грифа Министерства РФ, определение воспитательных возможностей каждого ребенка в зоне его потенциального развития, т.е. характеристика мыслительных операций, объем знаний, понятий, умений; развитие творческого потенциала и т.д. в рамках педагогической и психологической диагностики).

Таким образом, очевидна ведущая роль руководителя дошкольного учреждения при организации планирования совместной деятельности узких специалистов, которое представляет алгоритм управления качеством образования по результатам, предложенный М. М. Поташником, включающий в себя последовательное использование четырех управленческих действий: планирования, организации, руководства и контроля.

Для обеспечения качества образовательной работы задачей руководителя является организация деятельности педагогического коллектива по совместно- взаимодействующей модели.

Чтобы рационально задействовать всех членов педагогического коллектива в решении поставленных задач, руководителю необходимо четко организовывать управленческий процесс. Следует определить сферу влияния узкого специалиста, его права и ответственность за конкретный участок работы – все это, как считает Т. П. Колодяжная, относится к одной из наиболее важных функций управления – организационной.

В основе системы управления должны лежать организационные принципы:

– оптимальное соотношение руководства и подчинения;

– сочетание единоначалия и коллегиальности (кооперирование в деятельности исполнителей – например, совместное составление перспективного и тематического плана силами узких специалистов и воспитателей; распределение функций и обязанностей между ними);

– рациональное сочетание прав, обязанностей и ответственности.

Организационно-педагогическая деятельность руководителя циклична, определяется ритмом учебного года и задачами ДОУ.

Можно выделить четыре этапа.

1. Выбор и формулировка цели деятельности.

2. Отбор средств для ее реализации.

3. Подбор и подготовка исполнителей, определение организационных отношений между ними.

4. Оценка результатов деятельности.

Задачей первого этапа является целеполагание: выбирая и формулируя цель совместно с коллективом исполнителей, в данном случае с узкими специалистами, руководитель обучает их аналитической деятельности.

Второй этап определяет главные направления деятельности исполнителей, средства и методы достижения поставленной цели, последовательности их использования и взаимодействия.

На третьем этапе важно установить конкретные связи между руководителем и исполнителями:

– определить функциональные обязанности;

– установить меру личной ответственности исполнителя;

– проинструктировать всех участников деятельности;

– дать информацию о сроках промежуточной и итоговой отчетности о выполненной работе;

– создать условия труда;

– определить организационные связи между ними (соподчинения, подчинения и взаимодействия);

– создать атмосферу всеобщей заинтересованности в результатах труда.

Все эти предпринятые действия формируют личную ответственность за порученное дело, развивают умение взаимодействовать в коллективе на основе творческого сотрудничества. В. И. Зверева отмечает, что на этом этапе необходимо учитывать психологическую совместимость исполнителей, формировать четкие представления о цели деятельности, поощрять демократический стиль взаимоотношений руководителя с исполнителями.

Четвертый этап предполагает организацию учета работы узких специалистов, обучение рефлексии своей деятельности.

Задача руководителя – грамотно провести предварительный анализ и оценку деятельности специалистов по основным показателям, среди которых:

– степень выполнения планируемого и его качество;

– рациональное использование времени и возможностей исполнителей;

– умение самоорганизовываться, распределять силы в группе исполнителей;

– проявление самостоятельности;

– самооценка деятельности и ее результатов;

– способность к переориентации в направлениях деятельности;

– наличие новых рациональных форм и методов организации труда;

– коллегиальность в решении задач и преодоление возникших трудностей;

– организация взаимопомощи в коллективе исполнителей;

– способность к творчеству и исследовательским формам организации работы.

Перечисленные показатели не только обеспечивают оценку эффективности труда исполнителей, но и упрощают коррекцию их деятельности руководителем ДОУ.

Рассмотрим организационные и содержательные аспекты деятельности педагогов в возможных моделях взаимодействия, ориентированных на спрогнозированную цель или миссию ДОУ:

заведующая – узкий специалист;

старший воспитатель – узкий специалист;

НМС – узкий специалист;

воспитатель – узкий специалист.

Можно сделать вывод, что узкие специалисты являются центральным звеном системы управления ДОУ, так как именно они определяют основной и коррекционно-развивающий маршрут ребенка, несут основную нагрузку по выполнению мероприятий годового плана (консультирование воспитателей и родителей, построение развивающей среды в группе, открытые занятия, отслеживание результатов развития ребенка по своему направлению, выполнение рекомендаций ПМПК и т.д.)

При организации деятельности педагогов узкого профиля руководитель ориентируется на ряд принципов.

1. Компетентность – владение современными технологиями управления педагогическим коллективом, знание традиционных и инновационных технологий образования и воспитания детей.

2. Нормативность – владение информацией обо всех правовых и нормативных документах федерального, регионального и местного уровня по дошкольному воспитанию.

3. Объективность – ведение оценочной деятельности, исходя из разработанных критериев оценки всех видов деятельности, ориентация на результат в обход субъективизма и оценки исполнителей.

Руководитель образовательного учреждения, претендующий на качественное изменение своей модели управления и внедрение в практику новейших научно-технических технологий и достижений в этой области, должен внести в нее ценностно-смысловой и креативный компоненты – где сотрудничество, сотворчество рассматриваются как основа развития образовательного учреждения.

Необходимо помнить, что воспитатель группы несет основную ответственность за развитие ребенка. Узкий специалист обладает широкими знаниями в своей области, но его главная задача состоит в оказании помощи родителям и воспитателю группы по раскрытию всех способностей дошкольника. При осуществлении контролирующей функции узкому специалисту необходимо помнить, что его предложения могут носить только рекомендательный характер, он в данном случае «методист – помощник», партнер, способный дать аргументированный совет. Создание научно-методической службы, в состав которой войдут все узкие специалисты, поможет определить стратегическое и тактическое планирование работы ДОУ. Направлять работу этой службы сможет организованный при Совете педагогов научно-методический совет в следующем составе: заведующий ДОУ, научный руководитель, методист, педагог-психолог. В настоящее время научно-методический совет – важнейшее звено методической службы детского сада, коллективный орган управления, который руководствуется концепцией ДОУ, производит экспертизу авторских программ, пособий, проектов и иных разработок; обеспечивает связь методической службы ДОУ с методическими службами других образовательных учреждений и службами города.

В современном дошкольном учреждении руководитель ДОУ и педагоги – достойные и равноправные партнеры. Именно такой характер взаимодействия обеспечит успех всей работы.

Для координации деятельности педагогов рекомендуется составить портфель узкого специалиста. Он может включать:

– нормативные документы, касающиеся деятельности узкого специалиста;

– должностные обязанности и инструкции, график работы;

– циклограмма деятельности специалиста;

– планы (годовой – извлечения из годового плана ДОУ с детализацией работы узкого специалиста; перспективный – занятия, кружковая работа на год по всем возрастным группам, если это ДОУ 1 категории, то с указанием превышения государственного стандарта; календарный или календарно-перспективный на месяц, в котором отражена взаимосвязь в работе с другими узкими специалистами и воспитателями групп; план самообразования на год);

– инструментарий (пакет документации по проведению диагностики; пакет документации со схемами анализа всех видов деятельности дошкольника по конкретному разделу программы; схема самоанализа работы педагога);

– тетрадь или лист ведения индивидуальной работы (с одаренными детьми; с детьми, не усваивающими программный материал; выписки из заседаний ПМПК);

– содержание развивающего центра в группе (определенный раздел, по каждой возрастной группе);

– оборудование кабинета (каталог методической литературы; описание инструктивно-методического материала, включающее перечень перспективных планов, конспектов занятий, консультаций для воспитателей; содержание материала по разделу «Работа с родителями», т.е. консультации, рекомендации, тематические выставки, сценарии и т.д.; дидактический материал; игрушки; оборудование);

– самоанализ работы узкого специалиста за год.

Составление портфеля позволит каждому специалисту грамотно планировать свою деятельность, заметить, какие пробелы и в каком направлении необходимо восполнить. С портфелями рекомендуется познакомить всех узких специалистов и воспитателей для более рационального использования дидактического материала, методических пособий при организации педагогического процесса.

Таким образом, создается образовательная среда, позволяющая задействовать творческий потенциал каждого ребенка, педагога, всего педагогического коллектива, среда, которая нацеливает педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование.

Список использованной литературы:

1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ (анализ, планирование, формы и методы). М., 2007.

2. Белбин П.М. Менеджмент. – М., 2000.

3. Громова А.Н. Организационное управление. – М., 2004.

4. Денякина Л.М., Силкина М.С. Роль руководителя в становлении коллектива // Методист. 2006. №2

5. Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативно – правовых документов/ Под ред. Р.Б.Стеркиной. – М., 1998.

6. Инновационные методы в работе педагогических учреждений: Сб. научных работ. – Тольятти, 1998.

7. Майер А.А. Программа развития ДОУ. Построение и реализация. – М., 2004.

8. Поздняк Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. – М. 1994.

9. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М., 1999.

10. Поташник М.М. Управление качеством образования. – М., 2000.

11. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – 2007.

12. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием. – 2005.

13. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. – М. 2003.

14. Шамова Т. И. Третьяков П. И. Управление развитием инновационных процессов в школе. – М., 1995.

15. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования. – М., 2000.

Портфель педагога

Раздел 1. Портфолио педагога

Визитная карточка.

Профессиональные достижения.

Самообразование.

Повышение квалификации.

Опыт работы.

Раздел 2. Нормативно-правовая база деятельности педагога ДОУ

Законодательные акты федерального уровня.

Инструктивные письма регионального уровня.

Локальные акты, постановления городского уровня.

Программное обеспечение.

Должностная инструкция.

Инструкция по охране труда.

Раздет 3. Организация деятельности педагога

График работы.

Циклограмма работы.

Сетка занятий.

График индивидуальных занятий с детьми.

Таблица ростовых показателей.

Паспорт рабочего места:

– оборудование кабинета (мебель, доска, средства ТСО, мольберт и т.д.)

– перечень методического материала:

а) работа с детьми:

календарные и перспективные планы,

конспекты развлечений;

б) работа с воспитателями:

конспекты открытых занятий,

консультации,

методические рекомендации,

тематические выставки, фотоматериал,

подборка дидактического материала,

в) работа с родителями:

консультации,

педагогические рекомендации, тематические выставки

Перечень наглядного дидактического материала:

– дидактические игры, пособия;

– раздаточный материал;

– иллюстрации;

– картины;

– фонотека;

– видеотека;

– фотоматериал.

Игрушки.

Методическая литература (каталог).

Раздел 4. Планирование.

Миссия ДОУ, задачи годового плана.

Годовой план работы узкого специалиста.

Схема координации работы узких специалистов.

Перспективный план на год.

Календарное планирование.

Перспективное планирование кружковой работы на год.

План индивидуальной работы на полугодие.

Индивидуальная работа с детьми.

Раздел 5. Диагностика развития детей.

Диагностический пакет (методика проведения диагностики по каждой возрастной группе)

Диагностические листы (на каждую возрастную группу).

Раздел 6. Рефлексия своей деятельности

Схема анализа занятий.

Схема самоанализа работы за год.