Мой детский сад я увидела во сне

 
 

Повстьянова Ксения Олеговна,

старший методист отдела редакционно-издательской деятельности

МАУ ДПО «НИСО» г. Новосибирска

 

Мой детский сад я увидела во сне

Дошкольное образование – важный этап в жизни ребенка, который закладывает фундамент для дальнейшего развития и интеграции в общество. В последние годы были предприняты значительные усилия по модернизации инфраструктуры детских садов, улучшению условий для воспитанников, внедрению инновационных методик, разработке единых стандартов. На сегодняшний день в Новосибирске 220 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают около 80 тысяч воспитанников. Одним из ярких представителей системы дошкольного образования города является детский сад № 59 – самый большой в Новосибирске (45 групп, более 1200 детей). О том, как организовать работу дошкольного образовательного учреждения так, чтобы удовлетворены были дети, педагоги и родители, говорим с Еленой Владимировной Маховой, заведующим, Почетным работником воспитания и просвещения Российской Федерации, победителем Международного конкурса им. Л. С. Выготского.

– До недавнего времени главным вопросом дошкольного образования была доступность. Сейчас все больше говорят о качестве. Расскажите, как вы ощущаете эту трансформацию запросов к системе дошкольного образования.

– Для нас основным индикатором являются и всегда являлись родители. Важно, кого они выбирают и почему. 10-12 лет назад, когда мы проводили опросы, то видели, что родители выбирают детский сад по расположению и новизне инфраструктуры. Нельзя сказать, что они совсем не обращали внимание на то, что происходит внутри детского сада, но на первом месте было желание в принципе попасть в детский сад.

Сегодня родители имеют возможность выбирать учреждение и делают это достаточно тщательно. Последние наши опросы говорят о том, что родители готовы возить детей в наш детский сад даже из других районов. Сейчас тенденция такова, что родители выбирают конкретные детские сады, ориентируясь на отзывы и содержание образовательного процесса. Им важно, чтобы их представление о системе образования совпадало с тем, что есть в детском саду. Они хотят, чтобы у ребёнка развивались такие компетенции, как инициативность, любознательность, самостоятельность, умение планировать и делать выбор. Это то, что является основополагающим для формирования процесса саморегуляции у ребёнка, а следовательно, предпосылкой школьного обучения. Если раньше родители говорили, что им важно, чтобы ребёнок умел читать и писать, то сейчас фокус внимания больше направлен на развитие личности. Система школьного образования достаточно проста и измерима: там есть единый государственный экзамен, количество медалистов. Оценить качество в системе дошкольного образования не всегда просто. Мы не сравниваем детей друг с другом, нам важны достижения ребёнка по отношению к самому себе, что было и что стало, какие у него появились новые компетенции. И чаще всего это компетенции, касающиеся развития коммуникативных навыков, социализации, формирования познавательного интереса, активности, самостоятельности и планирования. Поэтому фокус внимания сейчас переведён в эту сторону. Задача детского сада – быть конкурентоспособным, привлекательным для родителей, отвечать тем запросам, которые у них есть.

Родителей очень привлекает система дополнительного образования, которая в нашем детском саду развивается с 2015 года. Мы можем предоставить целый спектр вариантов, и родители имеют возможность не возить ребёнка куда-то после детского сада, а получать дополнительное образование в стенах учреждения.

– Расскажите подробнее про систему дополнительного образования в вашем детском саду.

– Образовательная программа детского сада состоит из двух частей: первая – обязательная, инвариантная и вторая – вариативная. Первая спроектирована на основе федеральной примерной образовательной программы дошкольного образования. Вторая часть формируется участниками образовательного процесса. Каждое дошкольное учреждение выстраивает эту часть, исходя из особенностей контингента воспитанников и особенностей детского сада. Вариативная часть в нашем учреждении включает пять направлений. В детском саду разработана авторская образовательная программа по ознакомлению детей с Заельцовским районом и городом Новосибирском «Нескучные прогулки с котом Тимофеем». Она проходит в игровой форме. Есть программа «Сундучок идей», которая направлена на развитие творческих способностей. Интересная программа «Читающий ребенок – читающая семья» приобщает ребенка к художественной литературе, театрализованной деятельности, а программа «Думай креативно» предполагает работу с образовательным конструктором «Куборо», она является пропедевтикой развития инженерного мышления.

Для детей старшего школьного возраста предлагается скандинавская ходьба. Ребята в теплое время года ходят с палками, их обучает инструктор по физической культуре. В зимнее время программа меняется на лыжи. Это все бесплатно. Кроме этого, у нас есть занятия на платной основе. Это футбол, детский фитнес, акробатика, художественная гимнастика, хореография, театральная студия, вокальная студия, английский язык, робототехника, работа с материалом по системе Марии Монтессори, шахматы, ментальная арифметика, кружок «Волшебные ладошки» по работе с прикладными видами творчества. Спектр достаточно большой, всегда есть возможность предложить детям то направление, которое им интересно, в котором они могут реализовываться.

Эти услуги востребованы. Для детей младшего дошкольного возраста родители в основном выбирают общую физическую подготовку, детский фитнес. Если это дети старшего дошкольного возраста, то там уже английский язык, робототехника, ментальная арифметика, шахматы.

Занятия проходят во второй половине дня, когда реализация основной образовательной программы закончилась. Их ведут наши педагоги, которые прошли повышение квалификации или переподготовку.

 

– Вы руководите большим учреждением: сад состоит из четырех корпусов. Как выстроить деятельность так, чтобы получать качественный результат?

– Здесь есть несколько ключевых моментов. Первое – это любить своё дело, чтобы оно было частью твоей жизни, как это произошло у меня. Недавно был день рождения детского сада. Я писала пост во ВКонтакте и поделилась своими воспоминаниями: много лет назад мне снился один и тот же сон: что у меня детский сад и несколько корпусов, которые в лесочке стоят, причём достаточно большие. На тот момент у меня был только один корпус, и я не понимала, к чему этот сон. Он из года в год повторялся, прошло много лет, и я даже не представляла себе, что когда-то у меня будет один из самых больших образовательных комплексов в городе Новосибирске, что этот сон станет явью. Я этого хотела и к этому шла. Второй момент – руководитель должен чётко понимать: зачем нужен детский сад, каким он должен быть, чётко видеть стратегию развития, отвечать себе на вопрос: «А каким мой детский сад будет через 5, 10 лет?» и чётко представлять это в своей голове, тогда всё получится. Конечно, это знание основ менеджмента, бизнес-процессов, которые важны в любой организации, начиная с управленческих процессов и заканчивая процессами развития, когда мы не стоим на месте, всё время развиваемся. Если говорить про систему управления, то мы постепенно прирастали корпусами. В 2013 году появился второй корпус, в 2015 году – третий и четвертый. Система управления менялась в зависимости от тех задач, которые стояли в определенный момент.

Наш детский сад создан с нуля. Мне пришлось набирать команду, руководить строительством и ремонтом. Сейчас я могу с гордостью говорить, что это команда единомышленников. На первом этапе шла работа по формированию общей корпоративной культуры, потому что к нам приходили люди из разных организаций, из других детских садов, люди, которые не имели педагогического опыта. Если не заниматься целенаправленно формированием корпоративной культуры на первом этапе, то она формируется из обломков тех культур, которые приносят люди. Первое время я часто слышала: а мы работали по-другому. Поэтому на первом этапе приходилось формировать единую корпоративную культуру, общие подходы, требования, миссии, видение нашего учреждения, затем формировать общее смысловое поле, чтобы мы говорили на одном языке об одном и том же, чтобы наши взгляды, представления о том, каким должен быть детский сад, совпадали. Тогда было сложно говорить о качестве работы. Это механизм, который запускается постепенно. На сегодняшний день это другая история: это укрепление, углубление в качество образования. Есть люди, команды, которые работают с открытия детского сада. Организованы стажировочные площадки для молодых педагогов, которые приходят к нам на работу после педагогических вузов и колледжей. Есть баланс опытных и молодых педагогов, которых мы растим, помогаем войти в профессию и сопровождаем их процесс адаптации.

– Расскажите про систему адаптации молодых педагогов.

– Мы так же, как и другие образовательные организации, испытываем кадровый голод. Молодых педагогов не так много, но они есть. С прошлого года мы заключаем договоры на целевое обучение. Наши педагоги получают по целевому обучению высшее образование. Если мы говорим про молодых педагогов, то это целевое обучение и дуальные договора. То есть студенты, которые учатся, в частности, в педагогическом колледже на четвертом курсе, заключают с нами договор и во время обучения уже начинают работать в детском саду. У нас уже два таких случая. И после окончания педколледжа они остаются. Мы надеемся, что это станет системой работы, потому что мы являемся площадкой для педагогического колледжа № 1 и Новосибирского государственного педагогического университета – студенты приходят к нам на практику. Молодые педагоги получают надбавку в 25 процентов по положению об оплате труда и единовременную выплату.

Если говорить про организацию нашей системы адаптации молодых педагогов, то у нас выстроена система корпоративного обучения. Во-первых, у нас есть так называемая папка новичка. Когда педагог впервые приходит в детский сад на стажировку, мы знакомим его с этой папкой, начиная от кодекса корпоративной этики, дресс-кода детского сада и заканчивая особенностями организации образовательного процесса в нашем детском саду. Мы постепенно погружаем молодого педагога в среду учреждения. Разработан чек-лист первого дня педагога, когда старший воспитатель или заместитель заведующего по методической работе сопровождает молодого педагога в течение всего рабочего дня, чтобы минимизировать стресс. У нас есть такая замечательная форма, как осенняя школа, которую мы организовали при поддержке департамента образования. Опытные и молодые педагоги выезжают на базу, где в течение 2-3 дней продуктивно работают. Программа обучения составлена нашим научным руководителем и административной командой. Мы заметили, что педагоги, которые проходят через осеннюю школу, как правило, остаются в детском саду.

 

– Залогом успешной реализации образовательной деятельности является педагог. Как строится кадровая политика в вашем детском саду?

– В работе с педагогическими кадрами выработана система мотивации материального и нематериального характера, которая складывалась годами. Деньги – это, конечно, хорошо, но, кроме этого, есть и другие вещи, которые могут закрывать потребности работника. Это и общественное признание, и самореализация. Кто-то работает в детском саду, потому что ему здесь комфортно, создана доверительная, безопасная обстановка, и общение с коллегами перевешивает все остальное.

Большое внимание уделяем развитию и обучению педагогических кадров. Мы ориентируемся, с одной стороны, на задачи государственной политики и стратегию развития, с другой стороны, учитываем желания, интересы и потребности наших педагогов. Поэтому наш годовой план может быть достаточно гибким и мобильным, в него могут вноситься какие-то изменения в течение года, если этого требует практика и запрос педагогов. Время от времени мы проводим опросы педагогов, дискуссии, которые помогают понять наши болевые точки, которые надо закрыть. Например, в декабре весь коллектив детского сада (115 человек) начал обучение с федеральным экспертом в сфере образования Марией Миркес. В январе она приезжала к нам в детский сад, делала экспертизу качества образовательного процесса на предмет субъектности, смотрела развивающую среду, образовательную деятельность педагогов. После этого давала обратную связь. Внешняя экспертиза помогает увидеть какие-то пробелы, где есть ещё над чем работать. В марте 7 человек едут на стажировку в Томск на три дня. Мы предоставляем такую возможность нашим педагогам, расширяем рамки, ищем интересных профессионалов, в том числе бизнес-тренеров, федеральных экспертов.

– Расскажите, какие образовательные программы реализуются в вашем учреждении. На какие направления обращаете более пристальное внимание.

Сложно сказать, на чём мы специализируемся. Мы придерживаемся баланса, потому что для ребёнка дошкольного возраста всё важно. Мы замечаем, что кому-то больше нравится заниматься конструкторской деятельностью, есть детки, которым больше нравится творчество, что-то делать руками, есть детки-экспериментаторы, видно, что у них технический склад, им больше нравится что-то строить. Или есть дети, которым больше нравится что-то придумывать. Наша задача – обеспечивать баланс, представить все образовательные области. У нас это реализуется через технологию выбора и планирования своей деятельности. Каждая группа разбита на центры активности, и педагог каждое утро делает их презентацию. Это может быть центр искусства, математики и манипулятивных игр, грамоты и письма, сюжетно-ролевой игры, науки и природы и так далее. Дети сами выбирают, куда они пойдут и чем будут там заниматься. А кроме того, что выбирают, они ещё планируют свою деятельность в этом центре. У каждого есть планшет, на котором они либо пишут план (старший возраст), либо рисуют (младший возраст). Затем они берут планшет с планом и идут заниматься деятельностью, которую они выбрали, а педагог выступает в качестве помощника и координатора процесса. После завершения занятия нужно соотнести план с результатом. Такая форма работы проводится с детьми с трех лет, они этому учатся постепенно. К концу дошкольного возраста у них это замечательно получается. Мы развиваем у детей навык саморегуляции, который им пригодится в школе. Вместе с детьми педагог составляет правила, которые пишут или зарисовывают дети.

У нас есть утренний круг детей, на котором тоже решаются свои задачи: приветствие, работа с календарём, счет: дети считают, сколько сегодня человек в группе, сколько девочек, сколько мальчиков, говорят о теме, которая реализуется в группе, обсуждают новости. Если это понедельник, то это новости выходного дня, кто чем занимался, у кого что интересного было. Так решаются коммуникативные задачи, развитие связанной речи. Утренний круг является образовательной единицей. Также есть вечерний круг, на котором подводятся итоги дня. Эти технологии, ориентированные на ребенка, являются обязательными.

Кроме этого, в занятийной деятельности проводятся развитие речи, музыка и физкультура. Это большой многогранный процесс, прописанный в нашей образовательной программе.

 

– Активными участниками образовательного процесса являются родители. Как выстраивается взаимодействие с ними в вашем образовательном учреждении?

– Следует выделить два направления участия родителей в жизни детского сада: организационное и содержательное. Если говорить про организационные формы, то у нас есть общественный совет, в который входят по одному человеку от каждой группы. С ними мы обсуждаем разные вопросы, которые возникают. Два раза в год проводим опросы среди родителей по удовлетворённости работой детского сада, которые включают вопросы о взаимодействии педагога с детьми. Например, как педагог утром вас встречает, называет ли ласково ребенка по имени, не доминирует ли голос педагога над голосами детей. Вторая часть опросника состоит из вопросов об удовлетворенности родителя взаимоотношениями с педагогом. Насколько педагог информирует родителя о достижениях ребёнка, о том, что происходит в детском саду и так далее. Мы делаем такой срез два раза в год и выставляем индивидуальный рейтинг каждого педагога. Результаты потом обсуждаются на педагогическом совете. И с теми педагогами, у которых рейтинг проседает, ведется индивидуальная работа по корректировке деятельности.

В этом опроснике есть ещё два вопроса: что вам больше всего нравится в детском саду и что бы вы хотели изменить в детском саду, что вам не нравится. Они больше информативны для меня как для руководителя, особенно, что вам не нравится. Я их всегда с пристрастием читаю, смотрю, на что мне нужно обращать внимание, что нужно сделать, чтобы в детском саду было лучше. И вот в какой-то момент родители стали писать про меню: что дети плохо едят. И тогда мы провели общественный совет, на котором обсудили результаты этого опроса и приняли решение внести изменения в меню. Мы вместе с родителями обсуждали, они говорили, какие блюда дети не едят. Мы подключили наши наблюдения, зафиксировали, у каких блюд процент несъедаемости остаётся высоким, и вместе с родителями сделали замену этих блюд.

Уже много лет в рамках недели здоровья мы проводим дегустацию детского меню для родителей, и они очень часто удивляются, узнав про блюда, которые, как им казалось, дети не едят, например, ленивые голубцы, печёночные или рыбные котлеты. Но дети могут это не есть, потому что они просто к этому дома не приучены, родители это не готовят. После таких дегустаций многие вопросы снимаются. Причём нередко родители просят рецепты блюд, чтобы потом готовить их дома.

Если касаться образовательного процесса, то у нас есть ряд традиционных мероприятий с участием родителей. Это и ежегодный фестиваль семейного творчества, и день дублёра, который мы проводим 1 апреля. Родители имеют возможность в качестве педагога поучаствовать в образовательном процессе и в каких-то режимных моментах. Они заранее записываются, по желанию выбирают, что они будут делать в течение дня. Кто-то ведёт детей на прогулку, кто-то читает им книжку перед сном, кто-то проводит утром гимнастику, кто-то ведет образовательную деятельность с учётом той темы, которая идёт в группе. С одной стороны, это позволяет родителю ответить на те вопросы, которые порой возникают: что происходит в детском саду, когда меня нет, и понять весь этот процесс. С другой стороны, увидеть, какой трудоёмкий процесс работы у педагога. Педагог, конечно, находится рядом в этот день.

Кроме этого, у нас есть несколько форм, которые идут на ура. Одну такую форму мы когда-то попробовали с детьми в группе раннего возраста на период адаптации – «Вечер с мамой», когда раз в неделю мама какого-то ребёнка приходит в детский сад и проводит какую-то совместную деятельность с детьми. Может быть, покажет кукольный театр, почитает детям книжку, или они вместе украсят ёлочку к Новому году. Это может быть любое занятие, которое нравится маме, чем она может поделиться с детьми. А для детей, начиная со среднего и старшего дошкольного возраста, проводится «Семейная мастерская», когда родители могут научить детей какому-либо навыку. Может прийти чей-то папа и поучить детей, например, как играть в шахматы. Может прийти мама и провести мастер-класс, как испечь печенье и так далее. И дети на это активно реагируют. Если сегодня Петина мама пришла, то я обязательно своей маме скажу, чтобы она тоже пришла и что-то с нами провела. Это мотивирует родителей принимать активное участие в жизни нашего детского сада.

Также проводится неделя здоровья, в рамках которой как-то мы проходили челленджи по правильному питанию, когда родители делились фотографиями своего завтрака, например, и выставляли это в социальные сети, в том числе рецепты. В рамках этой недели у нас проводится кулинарное шоу «Переполох на кухне», когда дети участвуют в приготовлении различных блюд вместе с родителями, проводят презентацию, конкурс на лучшее блюдо. У нас большое количество мероприятий, где родители могут найти себе занятие по душе. Ещё мы проводим день замечательных встреч в рамках какой-либо темы. Например, если идёт тема, связанная с профессиями, то кто-то из родителей может прийти и рассказать о том, чем он занимается. Если есть мама-парикмахер, то она может прийти в группу и провести мастер-класс по плетению косичек. Или папа-стоматолог, который научит детей, как правильно чистить зубы и что будет, если зубы не чистить. Такие вещи очень интересны и детьми воспринимаются очень хорошо.

– Как решаются конфликтные ситуации?

– Безусловно, мы не идеальны. Такие истории тоже встречаются, но чаще всего это связано с неполной информированностью родителей педагогами. И в этом плане мы ведём постоянную работу. Недавно у нас прошла серия семинаров именно по работе с конфликтными ситуациями, которые проводили психологи детского сада. В рамках обучения с федеральным экспертом, о котором я говорила выше, мы учимся экспертированию, как родителю правильно, доходчиво донести информацию, в том числе о том, что делается в детском саду, как это важно и почему. Бывают какие-то банальные вещи, которые могут выливаться во что-то серьёзное. Например, родители приводят ребёнка всё время поздно, опаздывают каждый день. И педагог им говорит: вы пропускаете, ребёнок выпадает из образовательного процесса. Но для них это неважно, потому что им так удобно. Они работают с 10 часов и раньше половины десятого ребёнка в детский сад не приведут. И поэтому мы учимся искать такие аргументы и так мотивировать родителя, чтобы ему захотелось приходить вовремя: полдевятого, а не в полдесятого, как ему удобно. Да, они имеют право приходить в полдесятого, но тем не менее наша задача – убедить, чтобы они захотели жить по правилам детского сада.

 

– Более десяти лет система образования города Новосибирска развивает практику инклюзивного образования. Ваше учреждение является активным участником этого процесса. Расскажите, что удалось сделать в этом направлении в системе дошкольного образования.

– Я помню, что в 2007 году, когда мы открыли наш детский сад, к нам пришёл один такой ребёнок, это был ребёнок с ДЦП. А потом где-то через год или два пришёл ребёнок с расстройством аутистического спектра. И тогда мы ещё не знали, что делать с этими детьми, и работали интуитивно. Но уже на тот момент мы были на правильном пути и не пытались избавиться от этих детей. Искали пути, как сделать так, чтобы им было хорошо, комфортно. Прошли годы, на сегодняшний день можно говорить о системе инклюзивного образования, которая создана в Новосибирске и Новосибирской области. Таким может похвастаться не каждый регион.

Сегодня детей с особыми образовательными потребностями в образовательных учреждениях становится все больше. И мы ищем пути, как в этом направлении работать и развиваться. Когда-то, когда мы начали работать в этом направлении, шло формирование инклюзивной культуры, а это очень сложно сформировать у всех участников, в том числе у педагогов. Потому что это сопротивление, это нежелание, многолетняя система, когда существовали коррекционные школы, коррекционные детские сады, и такие дети были там. Принять то, что они сейчас здесь, в нашем детском саду, в общеразвивающей группе, было непросто. Мы шли к этому долго, методично, постепенно: проводили семинары, разговаривали, обучали педагогов. Многие прошли курсы повышения квалификации, мы вырастили свои кадры. В нашем детском саду есть тьюторы, дефектологи, логопеды, психологи. Кроме формирования инклюзивной культуры большое внимание уделяется формированию инклюзивной политики, тех документов, локальных актов, которые есть в детском саду. Сейчас это сложившаяся инклюзивная практика, в которой педагоги понимают и принимают таких детей.

Это история не только педагогов, но и родителей. Я знаю, что по городу достаточно большое количество обращений. В основном обращаются родители нормотипичных детей, когда в группе есть такой ребёнок, и он, понятно, неудобен, он проявляет какие-то особенности поведенческого характера. И родители начинают проявлять инициативу. Это разговор про инклюзивную культуру. Нужно показать родителям, какую они получают выгоду от нахождения такого ребенка в группе, а она есть. Это долгий методичный путь, неостанавливающийся процесс. Для этих детей разрабатываются адаптированные образовательные программы с учётом их назологии, прописывается индивидуальный образовательный маршрут. С ними работает целая команда подготовленных специалистов.

– Ваше учреждение является стажировочной площадкой муниципального проекта «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» по направлению «СредаТретийПедагог». Какое значение среда в детском саду имеет для развития ребенка?

– Почему среда – третий педагог? Первый педагог – это родитель, второй – воспитатель, третий – среда. Среда – это та часть жизни детского сада, которая, действительно, развивает ребёнка. Почему этому уделяется большое внимание? Например, когда мы приходим в медицинский центр, то с порога понимаем: ждут нас здесь или нет. Если нас встречает улыбчивая девушка, приятные ароматы и звуки, то нам здесь рады. То же самое можно сказать и про детский сад. Если я захожу в детский сад и вижу, что на стенах висят работы детей, какие-то их высказывания, то становится понятно, что ребенок здесь значим, его здесь ждут.

Пространство детского сада должно быть привлекательным для ребенка, не просто какие-то стенды с информацией на стенах, а что-то, что будет интересно ребенку, с чем он может повзаимодействовать, чтобы это его развивало.

Если говорить про участие в проекте, то мы делимся тем, как организовать развивающую среду в группе, начиная от входа в приёмную. Что там может быть такого, что говорило бы  об индивидуализации ребёнка. Например, кабинки украшены, в оформлении используется фотография ребенка и информация о нем: какое у него хобби, что он любит. Здесь же в приёмной может висеть звезда недели: какой-то конкретный ребенок и его достижения.

Это могут быть высказывания детей по какой-то определенной теме, например, путешествия. Каждый может поделиться своими впечатлениями о каких-то поездках, принести фотографии. Все это говорит о том, что нам интересно то, чем живет ребенок, какой он.

В интерьере группы представлены работы детей. Основная концепция в том, что хозяином группы является ребёнок. Не взрослый, а ребёнок. Он сам может придумывать, воплощать свой замысел, предлагать что-то реализовать. Вплоть до того, что у нас есть проекты, когда педагоги вместе с детьми придумывают и расставляют те же центры активности с учётом мнения детей. Они вместе проектируют среду в группе, чтобы им всем было комфортно и интересно. Это могут быть игры, созданные детьми вместе со взрослыми, различные ходилки, бродилки. И это тоже среда, которую создают дети.

Дети вместе с педагогами придумывают правила в группе, по которым они живут. Дети их рисуют, вывешивают на видное место, соблюдают.

 

– В 2021 году на базе вашего учреждения открыта педагогическая мастерская. Расскажите о ее работе.

– Мастерская работает уже несколько лет. Она открыта совместно с Домом Учителя при поддержке департамента образования. К нам приходят молодые педагоги, которые, как правило, первый год работают в детском саду и проходят процесс адаптации. Наш детский сад является площадкой, которая помогает педагогам решать какие-то адаптационные задачи, знакомит с интересными технологиями. Первые встречи начинаются с того, что мы работаем с нормативными документами системы дошкольного образования, с образовательной программой, тем, что необходимо в работе. Ведь если говорить о каких-то конфликтных ситуациях, то знание документов позволяет отвечать на вопросы о том, что делается в детском саду и почему делается именно так, а не иначе.

Есть ещё встречи, которые проходят на базе Дома учителя. Это, например, могут быть занятия по риторике. Когда им рассказывают, как правильно говорить, публично выступать. Потому что многие молодые педагоги испытывают трудности, особенно в общении с родителями. Им страшно порой выходить к родителям, выстраивать с ними диалог. У них есть занятия с психологом, когда их учат способам расслабления. Это комплексная работа. По итогу педагоги получают удостоверение о повышении квалификации.

 

– Вы победитель международного конкурса имени Льва Выготского. Что дает участие в конкурсном движении? Как применяете полученные знания в организации рабочего процесса?

– Участие в конкурсе – это, прежде всего, победа на самим собой. Я всегда так говорю своим педагогом, когда они принимают решение участвовать в каком-либо конкурсе. Потому что после конкурса ты выходишь другим человеком, приобретаешь новые навыки. Это возможность провести рефлексию внутри себя, сравнить себя с другими, увидеть себя с другой стороны, оценить свои достоинства, найти то, над чем тебе нужно поработать в дальнейшем. Это возможность новых интересных знакомств, расширение дошкольного педагогического сообщества. Участие кого-либо из детского сада в конкурсе – это победа не только этого человека, это победа всей нашей команды. Человек может подготовиться к конкурсу самостоятельно, но наиболее эффективно это будет, когда вся команда готова в этом участвовать, помогать, поддерживать. Каждая поездка на какие-то мероприятия позволяет познакомиться с чем-то новым, что ты потом с радостью и интересом везешь домой, чтобы опробовать в своем учреждении. Это позволяет развиваться и двигаться вперед.

Количество просмотров: 329  

Добавить комментарий