Совершенствование контроля и управления качеством образования остается сегодня одним из актуальных направлений модернизации системы российского образования.
Результаты, которые показывали школьники в СССР и России в ходе международных исследований по оценке качества образования, фактически никого не интересовали. Обсуждение данного вопроса велось лишь небольшим профессиональным сообществом, связанным с проводимыми международными исследованиями. Необходимость в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, оперировании реальными показателями, характеризующими деятельность как образовательных систем в целом, так и отдельных образовательных учреждений, особенно остро почувствовалась после введения единого государственного экзамена.
Определять эффективность работы того или иного ОУ по уровню знаний уже становится недостаточным. Сегодня явно проявляется необходимость учитывать, какой контингент учащихся приходит в школу, те условия, в которых она работает, материально-техническое обеспечение, ее кадровый потенциал и т.д.
И, являясь основной кадровой единицей ОУ, учитель вынужден уметь:
– оценивать уровень образовательных достижений обучающихся ОУ для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения;
– оценивать качество образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (федеральных и международных);
– формировать системы измерителей, позволяющих эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования.
Причем педагогу проще в своей профессиональной педагогической практике, выбирая методы и формы проведения контрольных мероприятий в зависимости от основной цели контроля, особенностей учебно-воспитательного процесса, преподаваемого предмета, возможностей школы и индивидуальных особенностей учащихся, остановиться на контрольных и самостоятельных работах, зачетах по выбранным темам, подбирая уже готовый тест.
Однако современной школе необходимы современные формы и методы диагностики и контроля, отличающиеся от уже ставших традиционными своей быстротой, объективностью, точностью, однозначностью и массовостью результатов. Одним из таких методов является педагогическое тестирование. Процедура тестирования предполагает применение системы заданий особой (тестовой) формы с последующим сравнением полученных учащимися результатов с эталонными, а также с достаточно глубоким статистическим анализом результатов контроля. Одна японская пословица гласит: «Знать и не уметь сделать – вообще не знать». Так как наилучший результат может быть достигнут, если осуществляется индивидуальный подход к оцениванию и коррекции знаний и умений учащихся, учитель на основании полученной информации должен уметь сам диагностировать образовательный процесс, оценить результаты, разработать корректирующую программу. Учащиеся при этом приобретают возможность обратной связи, которая позволяет определить свои недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию. Готовый инструментарий же не всегда соответствует заявленным требованиям, так как коррекционная работа заключается не только в ликвидации или предупреждении ошибок и достижении поставленной цели, но и в нахождении наиболее оптимальных путей обучения. Соответственно, на педагога возлагается достаточно большая дополнительная нагрузка. Но педагог, владеющий данной технологией, может сделать процесс обучения более эффективным.
Возможная «безбумажность» технологии, объективность оценивания машиной, широта охвата испытуемых, гибкость настроек контролирующей системы, оперативность коррекции содержания заданий, простота сбора и обработки больших массивов статистических данных и многое другое, несомненно, привлекают педагогов. Системы компьютерного тестирования – сложные и многогранные программные продукты, результат работы целой группы специалистов, поэтому учитель чаще является пользователем готовых продуктов – «тестеров». Однако тесты, разрабатываемые силами самих преподавателей, хоть и являются авторскими и не претендуют на стандартизацию, успешно применяются в учебном процессе и позволяют не только контролировать достижение образовательных целей по окончании определенного этапа учебного процесса, но и дают возможность производить обучение и диагностику в комплексе. Педагога надо этому научить.
Современное тестирование включает в себя процедуры разработки материалов для диагностики, саму процедуру диагностики, получение результатов, их обработку и получение оценочных суждений на основе анализа результатов. Поэтому для успешной реализации управляющей функции контроля, для того, чтобы не сужались возможности учебного процесса и он не походил на натаскивание, а позволял произвести глубокий анализ способов решения, логики изложения, обоснованности суждений, нужен ответственный, коммуникабельный, толерантный учитель, способный видеть и решать проблемы, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, опережая время.
Доступность обучения подобным умениям для всех педагогов и станет одним из ответов образования на вызовы современного общества, которое характеризуется всё возрастающей сложностью и динамизмом.