Данное методическое пособие является одним из продуктов работы образовательного учреждения в рамках Дней защиты от экологической опасности. «Экологическая кладовая писателей» представляет собой библиографическое пособие, которое нацелено на популяризацию природоведческой литературы. В экологическую азбуку вошли книги от "А" до "Я" о природе, экологических проблемах, а также те книги, которые находятся в фонде школьного информационно-библиотечного центра. Каждое издание представлено в наиболее полном виде: название, автор, краткое содержание каждой книги и красочная обложка. Мы представили 85 книг.
Уникальность проекта в том, что пособие содержит алфавитный указатель: это фотографии букв, которые изготовили сами участники из бросового материала.
Данное пособие может быть использовано преподавателями как дополнительный материал на уроках естественного цикла, внеурочных занятиях в рамках ФГОС нового поколения, факультативах, кружках, а также школьниками в качестве дополнительного материала при подготовке к урокам «Окружающий мир», «Биология» и «Экология». Также «Экологическая кладовая писателей» поможет и старшеклассникам при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе и ЕГЭ по русскому языку и литературе. Это обусловлено тем, что в последнее время учащимся на экзаменах предлагают всё больше тем и текстов, связанных с экологией.
Оно будет интересно всем категориям пользователей, особенно любителям природы и людям, не равнодушным к судьбе природоохранных территорий. Надеемся, что наш указатель станет хорошим подспорьем для учащихся в написании докладов, рефератов, сообщений и др. работ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Человек и природа. Эта тема никогда не теряет своей актуальности. Экологические идеи проникли и в художественную литературу. О проблемах взаимосвязи человека и природы говорили как писатели прошлых веков, так и современности. Художественная литература дает представление читателям о том, что ценность природы не исчерпывается богатством ее ресурсов. Природа входит органической частью в понятие «Родина».
В художественных произведениях важны не только научные факты и обобщения, но и те мысли и чувства, которые возникают в связи с этим у героев и читателей. Эта литература способствует воспитанию морально-этического отношения к природе.
В библиографическом пособии «Экологическая кладовая писателей» мы предлагаем вам познакомиться с рекомендательным списком художественной литературой, поднимающей так или иначе вопросы экологии, вопросы бережного отношения к природе.
В рамках Дней защиты от экологической опасности с 15 апреля по 5 июня в школе стартовал уникальный проект «Экологическая азбука». Идея проекта была в том, что участники проходят три этапа:
первый – создание букв азбуки из бросового материала, который может загрязнить природу;
второй – подбор книг о природе, экологии, которые находятся в школьном информационно-библиотечном центре на определенную букву;
третий – творческая презентация – аннотация книг, которые прочитали.
«Экологическая азбука» – проект по созданию 33 объектов (объемно-художественных композиций) − букв, каждая из которых своим рисунком, конструкцией, материалом отражает тот или иной аспект экологической кладовой.
Новизна проекта, прежде всего, в том, что проект объединил творческих учеников, родителей и учителей школы, владеющих какой-либо техникой декоративно-прикладного искусства. Мастера выполнили буквы из разного материала: это пластиковые бутылки, пуговицы, ленты, старые нитки, упаковка от продуктов, старые фломастеры, трубочки и колпачки, газеты, фантики и другие предметы, от которых многие пытаются избавиться, выбрасывая в мусорное ведро, тем самым нанося удар природе и даже не догадываясь, какие возможности несёт этот материал для творчества. А люди с воображением и творческой жилкой делают из этого всего уникальные шедевры.
Таким образом, «Экологическая азбука» превратилась в библиографическое пособие, предназначенное для учащихся разного возраста и их родителей с целью знакомства с произведениями художественной литературы по экологии. В пособие вошли замечательные истории, рассказы, сказки, энциклопедии, художественная ценность и занимательность которых не вызывают сомнений.
Наш проект нацелен на создание библиографического пособия по экологии.
Для реализации нашей цели мы поставили перед собой задачи: использовать бросовый материала в изготовлении макетов букв азбуки; изучить художественные произведения о природе, экологии, которые находятся в школьном информационно-библиотечном центре; презентовать книги в соответствии с экологической азбукой.
Данное информационное пособие является своеобразным навигатором, который необходим каждому читателю в его плавании по экологической литературе. И если у вас появились вопросы: Как охраняются главные природные ресурсы: воздух, вода, почва, растительный и животный мир? Какую роль в охране живой природы играют заповедники, зоопарки и ботанические сады? Какую помощь взрослым могут оказать школьники в охране окружающей среды, то на них ответят книги, представленные в библиографическом пособии «Экологическая кладовая писателей».
СОДЕРЖАНИЕ
На основании опыта работы предлагаем алгоритм реализации проекта.
Цель: Объединение участников образовательного процесса в единую социально значимую деятельность.
Участники проекта: Учащиеся, родители, учителя.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: социально-творческий.
По содержанию – интегративный.
По характеру участия учащихся в проекте – от зарождения идеи и до получения результата.
По характеру контактов – в контакте с семьей.
По количеству участников – коллективно- групповой, разновозрастный
По продолжительности – долгосрочный.
Сроки и этапы реализации Проекта:
1 этап – Подготовительный (февраль).
Цель: Донести до участников проекта важность проекта.
Погружение в проект участников образовательного процесса.
2 этап – Практический (март-июль).
Цель: Создание развивающей среды для продуктивной деятельности.
Организация и осуществление творческо-поисковой деятельности.
3 этап – Аналитический (сентябрь).
Цель: Презентация результатов.
Подведение итогов реализации Проекта.
Основные мероприятия по реализации проекта
Планируемые мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Подготовительная работа |
||
Заседание Совета образовательного учреждения по рассмотрения вопроса участие в мероприятиях «Дней защиты от экологической опасности». Продукт деятельности. Мозговой штурм. |
Февраль 2015 г. |
Лекомцева Г.Ю., зам. директора по ВР |
Нахождение педагогов-единомышленников. |
Февраль 2015 г. |
зам. директора по ВР |
Разработка проекта « Экологическая азбука» |
Февраль 2015 г. |
зам. директора по ВР |
Регистрация участников проекта. Выбор объекта для творческой деятельности (выбор букв) |
Февраль 2015 г. |
зам. директора по ВР |
Старт – программа проекта «Экологическая азбука». Донести до участников проекта важность проекта. Погружение в проект участников образовательного процесса. |
Февраль 2015 г. |
зам. директора по ВР |
Практический этап |
||
Выбор бросового материала для создания буквы «Экологической азбуки» |
Март – апрель |
Участники проекта |
Творческая деятельность участников Проекта |
Март – июль |
Участники проекта |
Изучение фонда школьного информационно-библиотечного центра на наличие литературы о природе, экологии. |
Июнь – август |
Участники проекта |
Презентация книг в соответствии с экологической азбукой. |
Июнь – август |
Участники проекта |
Аналитический |
||
Подготовка к презентации букв и информационной справки по объекту для путеводителя «Экологическая Азбука» |
Август |
Участники проекта |
Открытие выставки « Экологическая азбука» |
1 сентября |
Заместитель директора по ВР, участники проекта |
Проведение круглого стола для участников проекта. |
15 сентября |
Руководитель проекта |
Подготовка экскурсоводов по объемно-художественной выставке «экологическая азбука» |
Октябрь |
Руководитель проекта |
Передвижная выставка «Экологическая азбука», «Экологическая кладовая писателей» |
Октябрь 2015г Сентябрь 2016 года |
Руководитель проекта |
Использование проекта «Экологическая азбука» в урочной и внеурочной деятельности». Проведение музейных уроков. Проведение классных часов. Старт – проекта «Экологическая кладовая писателей». Использование фотографий букв азбуки в экобиблиографическом указателе. |
Октябрь 2015г Сентябрь 2016 года |
Заместитель директора по ВР, учителя предметники. Классные руководители |
1. Объединить участников образовательного процесса в единую социально значимую деятельность.
2. Вызвать у детей познавательный интерес и уважение к истории своего поселка.
3. Принять участие в мероприятиях «Дней защиты от экологической опасности».
4. Помочь приобрести школьникам опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах.
5. Создать воспитательное пространство для активного приобщения ребенка к духовно- нравственному воспитанию.
6. Организовать разнообразные формы учебной и внеурочной деятельности.
Количественные и качественные показатели реализации Проекта
Результаты проекта |
Количественные показатели |
Создание объемно-художественных композиций, букв «Экологической азбуки» |
33 букв |
Объединение участников образовательного процесса в единую социально значимую деятельность. |
327 человек |
Участие в мероприятиях «Дней защиты от экологической опасности» |
Проект оценили жители поселка |
Создано экобиблиографическое пособие для детей и взрослых. |
Создан путеводитель в бумажном и электронном варианте |
Организованно передвижных выставок |
15 |
Проведено 40 библиотечных уроков |
Охват 900 человек |
Проведено 36 классных часов |
Охват 789 человек |
Подготовлено экскурсоводов |
20 человек |
Фотографии букв использованы в экобиблиографическом указателе |
Приложение. «Экологическая кладовая писателей»: библиографическое пособие по экологии