Взаимосвязь современного урока литературы с другими видами искусства

 
 

Гутова Татьяна Равильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска

 

Взаимосвязь современного урока литературы с другими видами искусства

Язык искусства – наиболее сложный из всех, которые известны миру. Сократ толковал о божественном происхождении искусства, Аристотель утверждал, что искусство глубже науки объясняет мир и совершает очищение человека (катарсис). И я свято верю в силу искусства слова, которое в гармонии с другими средствами эстетического воздействия способно разбудить ум и сердце каждого ребенка.

На своих уроках стараюсь давать детям разнообразные творческие задания, которые “переводят” художественные произведения на язык других видов искусства. Предоставляю учащимся возможность окунуться в процесс творчества, создать собственную творческую “лабораторию”, в которой можно было бы попробовать разные способы самовыражения: через рисунок, театрализацию, музыку, собственное произведение того или иного жанра.

Психологами давно установлено, что у детей всех возрастов лучше всего развито зрительное восприятие. У каждого ребенка очень рано рука начинает тянуться к цветным карандашам и краскам. В рисунках он выражает себя, свое восприятие мира и представление о нем. С годами эта потребность как бы притупляется, но стоит дать толчок, как она может проявиться в новом качестве. В пятом классе часто даю задание создать иллюстрацию к тому или иному произведению. По теме “Устное народное творчество” дети создают иллюстрации-загадки к прочитанным сказкам, сами пишут волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, сказки по данной пословице, создают сборники пословиц, поговорок, загадок, иллюстрируя свои книжки-малышки. Обобщающий урок провожу с выставкой творческих работ учащихся, с инсценированием сказок. Также к своим урокам стараюсь привлекать фольклорную группу гимназии, предлагаю детям костюмирование.

Обычно интересно проходят уроки-путешествия по сказочной стране. Пятиклассники с удовольствием рисуют свою сказочную страну, пишут сочинение и на уроке проводят экскурсию по своей карте.

При изучении творчества И.А. Крылова дети очень любят инсценировать басни “Квартет”, “Стрекоза и Муравей” и др. Затем они сами создают свои басни, иллюстрируют их.

Изучая творчество Н.В. Гоголя, ребята с удовольствием пересказывают отрывки из его произведений близко к тексту, затем составляют небылицы “Ночь перед Рождеством”.

По рассказу В.П. Астафьева “Васюткино озеро” учащиеся обычно составляют карту-схему путешествия Васютки, по которой потом выполняют подробный пересказ.

При изучении рассказа Б. Шергина “Рифмы” даю понятие о стихосложении, появляются первые детские стихи.

Также с пятого класса практикую нестандартные формы уроков: урок-концерт, урок-праздник, литературно-музыкальная гостиная, урок-суд, литературный ринг и др. Замечу, что на таких уроках дети очень активны и изобретательны.

В старших классах стараюсь часто проводить комплексные словесно-изобразительные сочинения. В чем суть такой работы? Учащиеся должны в красках выразить свое понимание той или иной темы и дать ему словесное обоснование. Можно пользоваться и просто сочетаниями цветов, цветовыми пятнами. Напоминаю о том, что в живописи различают холодные тона (черный, синий, голубой, фиолетовый) и теплые (желтый, оранжевый, красный, малиновый и т.п.). Теплые цвета словно приближают предметы, холодные - отдаляют. Такая словесно-изобразительная творческая работа, во-первых, заставляет ученика в целом продумать тему и средства ее отражения в композиции рисунка, для чего иногда требуется проанализировать весь творческий путь поэта. Во-вторых, старшеклассник отбирает из своих впечатлений самые яркие зрительные образы, при этом в анализ текста включается образное и ассоциативное видение. В-третьих, автор работы подбирает цветовую гамму, обнаруживая тем самым глубину постижения темы и особенности ее восприятия. В-четвертых, ученик обосновывает свой выбор словесно, что развивает его речь. Темы предлагаю самые разные: “Мое представление о поэзии...” (Блока, Цветаевой, Гумилева и др.), “Есенинская Русь”, “Открытие поэтического мира Бориса Пастернака” и т.д.

Помимо работы с красками, дети создают интересные, красочные коллажи. Этот вид изобразительного искусства широко использовали и используют в своем творчестве художники-авангардисты: способом наклеивания на какой-то основе (бумаге, ткани, картоне и т.п.) “собирается” композиция из кусочков ткани, этикеток, объявлений и т. д. (в зависимости от замысла автора могут использоваться самые разные материалы), отражающие дух времени. Работа в технике коллажа требует фантазии, поиска и в то же время вкуса и чувства меры. Выпускникам, например, предлагаю тему “Сатира Маяковского в современном ракурсе”. Давая такое задание, нацеливаю, чтобы старшеклассники просмотрели периодические издания и нашли в них материалы, созвучные творчеству поэта, а значит, убедились в актуальности его сатиры сегодня. На сдвоенном уроке они в группах продумывают расположение подобранного заранее материала в соответствии со своей идеей, наклеивают их на выбранную основу.

 

Изучение темы “Родина в творчестве Есенина” обычно завершаем комплексным словесно-изобразительным сочинением “Есенинская Русь”, выполненным в технике аппликации. Работы получились разные. Одна ученица в качестве фона выбрала желтый цвет как выражение душевной тревоги, разлада, которые принесла в жизнь революция, разрушившая гармонию человека и природы в есенинской Руси. Поэтому в центре аппликации – символическое столкновение красного паровоза, олицетворяющего новую жизнь, и “милого, смешного дуралея” жеребенка (единственное, что осталось от крестьянской Руси у поэта). Столкновение это неизбежно, как неизбежно противоборство двух начал революции: ее цели многообещающие, но средства разрушительные и разрушающие, поэтому и сталкиваются в центре красное и черное солнца. В нижней части композиции расположена сломанная береза – символ дореволюционной есенинской Руси. Но в сердце поэта все же живет надежда, и это она белым журавлем улетает в небо.

Я остановилась в основном на тех видах творческих работ, которые связаны с изобразительным искусством. Но не менее интересны и музыкальные варианты. Предлагаю детям “написать” музыку, только не нотами, а словами, то есть описать, как должно звучать музыкальное произведение, чтобы оно было созвучно, например, рассказу К. Паустовского “Телеграмма”. Предлагаю “сочинить” музыку к произведениям Достоевского, Чехова или создать музыкальный портрет Блока, Есенина. Такая работа требует от учащихся фантазии, музыкального вкуса, умения “услышать” поэта в музыке. Старшеклассники работают над такими сочинениями с большим интересом. Вот, например, музыкальный портрет Сергея Есенина:

“Звучит протяжный пастушеский наигрыш, поет рожок, словно предвещая явление чего-то очень земного, простого и вместе с тем яркого и необычного. Рожку начинает вторить жалейка, в их дуэт вливается нежный голос свирели, будто радуга расцветает над лугом и звенят на ее коромысле бубенцы, выпевая удивительную мелодию, нежную и радостную. Родился поэт!”

После сочинений такого плана дети совсем по-другому слушают музыкальные произведения, связанные с творчеством поэтов и писателей. Это осознанное внимание подготовлено собственным творчеством.

Театрализация “переводит” литературные произведения на язык театра, что тоже способствует развитию остроты художественного зрения, помогает глубже проникнуть в суть произведения.

Что, например, сделать, чтобы все десятиклассники захотели прочитать “Войну и мир” Л.Н. Толстого? Тщательно отбираю эпизоды для художественного чтения и инсценирования в синтезе с такими сильными в эмоциональном плане средствами воздействия, как музыка, живопись, световые эффекты. На “уроке-концерте” идет процесс нравственного воспитания, постижения ценностей высочайшего порядка. Самое главное на уроке – эмоциональный всплеск, возможность вдохнуть благоухающую прозу Толстого, почувствовать, как наполняется душа и как важно “не давать душе лениться”, чтобы стать Человеком. Такова нравственная мощь романа Толстого, и ее ученики должны ощутить на первом же уроке.

Практикую творческие зачеты по темам: “Серебряный век русской поэзии”, “Поэзия Фета и Тютчева”, “Лирика Есенина”, урок-суд по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”, урок-размышление по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, уроки-диспуты по произведениям А.П.Чехова, уроки-дискуссии по современной литературе (В.Астафьев, В.Распутин, А.Солженицын), “литературное казино” по роману М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Особое внимание стараюсь уделять работе над сочинениями. Знакомлю с особенностями разных жанров сочинений, в которых старшеклассники могут проявить свою индивидуальность, выразить творческую позицию, художественное чутье: сочинение-характеристика, сочинение-литературный портрет, сочинение-рецензия, сочинение-очерк (рассказ), сочинение-воспоминание, сочинение-дневник, сочинение-стихотворение. При таком разнообразии жанров учащемуся предоставляются широкие возможности для раскрытия личности, творческой индивидуальности.

Таким образом, развивая творческие способности учащихся, стараюсь пробудить интерес к литературе. “Ведь интерес, – считает А.В. Чичерин, – это деятельная пытливость ума, стремление переходить от звена к звену, раздвигая границы знания... Интерес – это движение, это диалектика в том смысле, что уже известное лишь повод движения к еще неизвестному”. Интерес, возбужденный творческими заданиями, поддерживаю и развиваю последующей серьезной, глубокой работой над произведениями. Иначе, вспыхнув на какое-то время, он неизбежно погаснет.

Нужно помнить, что от литературы мы получаем и наслаждение, и “научение”. В юные годы человеку нужно прежде всего помочь стать ЛИЧНОСТЬЮ, которая, благодаря разбуженным чувствам, способности к эстетическим переживаниям, впитает в себя великие уроки русской литературы.

Количество просмотров: 8791  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование основ гуманитарных знаний через изучение топонимики Академгородка
2. Школа и детская библиотека – пути взаимодействия
3. Технология создания коммуникативного пространства урока в рамках реализации проекта «Развитие восприятия на уроках литературы в аспекте эстетического дискурса»
4. Коммуникативно-деятельностный подход обучения говорению на примере современных УМК (апробация ЭФУ)
5. «Польза и радость далёким и близким людям»: опыт организации коллективного творческого дела к юбилею Пушкина
6. ЕГЭ по английскому языку. Работа с артиклями при написании личного письма
7. Взаимосвязь современного урока литературы с другими видами искусства
8. Рискните думать самостоятельно: организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
9. Исследование дидактического потенциала диалогов-образцов в процессе формирования коммуникативных навыков и умений учащихся 5 класса на уроках английского языка в общеобразовательной школе (на материале английских сказок)
10. Развитие логического мышления на уроках математики как основа повышения качества образовательного процесса
11. Результат инклюзивного образования: счастливый ребёнок!
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы