Патриот своего города

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

 

Патриот своего города

Сегодня перед современной школой стоят задачи воспитания культурных, образованных людей, любящих свою Родину, уважающих традиции и боевое прошлое своего народа, гуманно относящихся к окружающим людям, природе, своей земле.

Одним из возможных путей духовного и нравственного воспитания человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества.

Елена Михайловна Щукина, директор Музея Новосибирска, рассказала, для чего нужно изучать краеведение в школе.

«Люди поняли, что надо любить и ценить то место, в котором ты живешь»

– В последнее время в обществе наблюдается интерес к изучению истории родного края. С чем это связано?

– Самый простой ответ – в 2010 году Музей Кондратюка стал Музеем Новосибирска и развернул свою просветительскую деятельность. Но это будет, наверное, неверно, потому что просто пришло время.

Когда мы были Центром Кондратюка, у нас была главная тема – космонавтика. Мы брали период пребывания Кондратюка в Новосибирске – конец 20-х–начало 30-х годов и старались это представить в экспозиции. Интерес был, но достаточно аккуратный. Тема космонавтики в более широком понимании оказалась популярнее: как космонавты живут в невесомости, чем питаются.

Когда встал вопрос, что в городе должен появиться музей, посвященный истории города – было непросто. Говорили, что есть солидный краеведческий музей, который уже собрал все фонды. С одной стороны, мы слышали эти комментарии, а с другой, понимали, что даже прикоснувшись к небольшому периоду 20-30-х годов, есть еще столько интересного и неизвестного для широкой аудитории. Создать музей города предложил Державец Владимир Ефимович, с приходом на пост начальника управления культуры мэрии Новосибирска. Это было смелое решение. Мы благодарны также Владимиру Викторовичу Шамову, Владимиру Филипповичу Городецкому, которые поддержали эту идею. Стали изучать архивные документы – кто занимался историей города до нас? Оказывается, в 1943 году было принято решение о создании музея города. Новосибирску тогда исполнилось 50 лет, и даже в военный период проходили конкурсы стихов, песен о городе. Но музей так и не создали. Не так давно попалась информация, что еще в 1919 году говорили о создании городского музея, но тоже не получилось.

И наконец, в 2010 году Музей Кондратюка был переименован в Музей города. Для нас это очень важное событие, потому что мы не просто расширили формат деятельности, сохранив Кондратюка и космическую тематику, но у нас появилась возможность расширить штат, к нам пришли люди с нестандартным мышлением, с пониманием того, что не все еще собрано и многое можно собирать и изучать. Мы старались подбирать материал не из интернета и книг, а который можно найти только у самих жителей города.

Важную роль сыграло создание Центра устной истории. Эта идея пришла из Екатеринбурга, а вообще она заимствована из Европы. Когда появилось понимание, что есть история официальная и есть история личная, то личная оказалась намного интереснее. Центр начал работать, и мы стали использовать те материалы, которыми делились люди. Это самые простые факты: куда ходили на танцы, где признавались в любви, что можно было купить в магазине и т.д. Эта история была близка и интересна, потому что не все понимали, когда мы говорили про Союз безбожников, Контрактацию или новобытников, а когда мы рассказывали простые вещи – это переносили на личный семейный опыт. Да, бабушка рассказывала, да, есть такая фотография или статуэтка из того времени. Этот интерес, подогреваемый личной историей, дал хорошие плоды, и мы сделали вывод для себя – это должно быть главным в нашей работе. Когда мы готовили выставки о простых вещах, понимая, что фонд крошечный, то обращались за помощью к людям. Была очень интересная выставка «Забавы городской детворы». Тема интересная – как дети проводили свободное время 50, 70, 100 лет назад. Какие были игрушки, книжки, игры, праздники. Мы собрали разные игрушки, создали уголок мальчика и уголок девочки. Была целая коллекция медвежат, которые держали в лапке флажок, с надписью сколько ему лет. Все предметы принесли на выставку новосибирцы. Мы видели их реакцию – понимание того, что это важно. Медвежата стали героями выставки.

Это ли сыграло роль в том, что люди изменили отношение к городу? Я думаю, что это, наверное, способствовало. Потому что очень изменилось и само общество. Мы перешагнули какой-то рубеж и пришло понимание, что ночные клубы, магазины, яркие события не так важны. Может быть, люди поняли, что надо любить и ценить то место, в котором ты живешь. Мы не просто любим Новосибирск, а мы любим семью, квартиру, двор, улицу. Постепенно приходит осознание и понимание этого, и ты начинаешь ценить это место и свой родной город.

«А наш город не хуже!»

– В рамках Федерального государственного образовательного стандарта в учебно-воспитательный процесс в начальной школе внедряется национально-региональный компонент. Насколько это важно? Какие ставятся цели и задачи? Как Вы думаете, нужно ли преподавать краеведение в школе?

– Мы столкнулись с таким фактом, когда дети приходят на экскурсию в музей, то в каждом классе находится школьник, который немножко с иронией смотрит на то, что мы ему рассказываем. Он говорит, что был в Германии, Италии и там ему больше понравилось. Дети, имея доступ в интернет, имея возможность выезжать заграницу, естественно, сравнивают наш город с другими городами. Таких детей единицы, но они есть и высказывают свое мнение. Здесь, на наш взгляд, важно сформировать у детей детского сада, начальной школы ощущение того, что ты живешь в особенном месте! Если мы найдем формат, как наших малышей знакомить с этими особенностями, как подчеркивать, какие факты должны показывать значимость его родного города, вот тогда будет ощущение гордости за свой город. Он должен думать: «А наш город не хуже! У нас есть проспект, который придумали люди сто лет назад. У нас есть не просто река, а одна из самых протяженных рек в России и шестая в мире». Задача и музейщиков, и педагогов – находить не только факты и содержание, но и форматы, как это подавать, как заинтересовать детей. Вы не просто видите старенький домик на улице Чаплыгина, а в этом доме жили такие-то люди и т.д. Почему стоят заборчики вдоль бульвара по Красному проспекту? Потому что, когда посадили молодые деревца, козлики из ближайших усадеб повадились сюда ходить и их подгрызать. Это должны быть не просто факты, которые вызовут у детей эмоцию, заставят улыбнуться, задуматься, что-то вспомнить.

Часто, когда школьники приходят в музей на экскурсию, дети сами по себе, учитель сам по себе. Детей просто привели и передали экскурсоводам. Учитель занимает стороннюю позицию. Это одна ситуация. А бывает ситуация, когда приходят уже подготовленные ребята, когда они знают, зачем пришли в музей. Мы стараемся выстраивать экскурсию в форме диалога, когда они с удовольствием отвечают на вопросы, что-то обсуждают. Вот тогда будет польза. На подготовленных детей разом легли знания, которые мы вместе с ними узнавали. Это идеальный формат.

«Если у вас нет семейной реликвии, ее нужно обязательно завести»

Какова роль краеведения в духовно-нравственном развитии личности?

– Краеведение – это, с одной стороны, история края, а с другой, это история того маленького места, где ты живешь. История семьи – это тоже краеведение. По-разному складываются отношения в семье, некоторые сохраняют семейные реликвии, некоторые ими не дорожат. Иногда обращаются к нам в музей: «Заберите пианино, оно не вписывается в интерьер. Досталось нам еще от прабабушки». Мы забираем, но немного скребет на душе. Может, это пианино, как кусочек семейной истории, нужно сохранять? Иногда в музей приносят награды участников Великой Отечественной войны. Мне кажется, если это происходит, то в семье не выстроено уважение к истории – не рассказывают про прежние поколения, не занимаются родословной. Часто дети не знают, как зовут прадедушек и прабабушек, откуда они родом, потому что этого не знают родители. Так не должно быть. Нет четкого понимания семейных корней, а это не только рассказы и фотографии, а, может быть, и предметы. Мне понравился пример, когда Константин Голодяев на одной из лекций рассказывал о том, что если у вас нет семейной реликвии, то ее нужно обязательно завести.

У нас был проект «Ночь музеев». Мы делали комнату, в которой выставили повседневные предметы разных лет – кружки, вазочки, кухонные принадлежности. Это была темная комната, куда надо было заходить по пять человек с фонариком. Когда они видели эти предметы, у посетителей срабатывали ассоциации: «А вот это я видел», «А это у нас есть». Те, кто так говорил, были такие гордые. А у некоторых предметов посетители не понимали назначение. После экскурсии мы спрашивали: «О каком предмете вы будете рассказывать своим внукам»? Мы советовали молодым людям: «Выберите какой-нибудь предмет из вашей жизни – галстук, косынку и т.д. и уберите подальше. Когда подрастут внуки, вы им расскажете – вот это было у меня. Вы должны этим поделиться. На словах это будет не так душевно».

«Как рассказать историю города, чтобы ребятам было интересно»

– Нужна ли единая образовательная среда по вопросу внедрения краеведческого компонента (слаженная работа школ, музеев, библиотек)?

– Безусловно, координация деятельности школ, музеев, библиотек в вопросах краеведения просто необходима. В прошлом году Музей Новосибирска участвовал в разработке первого в России сетевого мультимедийного курса для школьников «История Новосибирска». Виртуальный проект был создан в рамках реализации гранта, посвященного краеведению. Автор проекта – директор колледжа, кандидат исторических наук Сергей Чернышов. Зная о появлении регионального компонента, предварительно пообщались с педагогами и выяснили, что такой продукт нужен. Перед учителями стоит сложная задача – рассказывать о городе. Но как можно рассказывать, если есть книги с разными точками зрения, иногда даже на дату основания города? Что взять за основу? Если учитель расскажет, что город был основан в 17 веке, то ребенок с этим ощущением и вырастет. Как преподавать историю города, чтобы это было интересно ученику? Если это будет сухой официальный текст, то у школьника это не вызовет эмоции и интереса.

Когда мы разрабатывали продукт, то постарались его сделать разным с точки зрения подачи материала. Безусловно, в основе лежали значимые факты, которые дополнялись повседневными историями, личностными рассказами для того, чтобы заинтересовать ученика. Для человека важна визуализация, когда ты можешь увидеть фотографию предмета, документа, плаката или сюжет кинохроники. Нам показалось интересным, если мы не только покажем документ 1929 года, но предложим ученикам его заполнить, например, анкету при устройстве на работу. С точки зрения сегодняшнего дня, вопросы анкеты кажутся достаточно странными.

Каждый период мы наполняли заданиями, которые нужно выполнить. Для этого нужно, например, выйти на улицу, найти дом, спросить что-то у старших.

Рассказывать историю 30-х годов очень непросто. Этот раздел так и называется «Белое и черное». Мы не давали оценку, не говорили «это хорошо», а «это плохо». Мы давали факты, чтобы ребята сами делали выводы. 90-е годы тоже были непростые. XXI век рассказывали по принципу – рассказ о современном городе. Мы приводили факты, цифры: сколько улиц насчитывается в Новосибирске, какие работают предприятия. Человек, который растет в городе, должен понимать, насколько масштабный Новосибирск сегодня. Была проблема, как показать культуру, как выделить людей знаковых. Мы сталкивались не раз, что не все могут назвать выдающихся новосибирцев. Поэтому выбрали десять абсолютно разных имен, о которых должны знать школьники, на наш взгляд. В преподавании краеведения должен быть единый подход. С одной стороны, это будет облегчение учителю, с другой, не будет расхождения.

Краеведение для всей семьи

– Какова роль музеев в этой работе? Уделяет ли Музей Новосибирска внимание краеведческой работе со школьниками?

– Краеведческой работой со школьниками Музей Новосибирска занимался всегда. Мы стараемся, чтобы детям в музее понравилось, чтобы они захотели прийти сюда еще раз. Но для нас очень важно уделять внимание не только детям, но и семейной аудитории. Другое дело, когда ребенок приходит в музей с родителями, с бабушкой, когда они вместе рассматривают предметы, участвуют в изучении фактов, в чтении документов, а уходя, все это обсуждают. Мне кажется, это самое правильное, значит, в семье есть уважение к истории. Поэтому у нас появилась акция «Музей для всей семьи», которую мы делаем четвертый год подряд. Эта идея пришла к нам из Москвы. В течение двух дней, в осенние и в весенние каникулы, мы приглашаем семьи посещать музеи. Готовится особая программа. Ребенок-участник получает специальный паспорт, задания, где для их выполнения он обязательно должен привлечь маму, мы хотим, чтобы родители тоже приняли активное участие в квесте. В акции участвуют филиалы нашего музея. В каждом из девяти районных музеев ребенок, выполнивший задание, получает сувениры. Либо это удостоверение краеведа-любителя новичка, либо сувенирная продукция, либо билеты в планетарий и на концерты. В этом году мы решили, что в каждом музее участник будет получать бумажную раскладку одного из зданий Новосибирска, чтобы самому склеить этот домик. Краеведение должно прийти в дом посредством бумажной пластики.

«Давайте научимся сами любить свой город»

– Нужны ли особые образовательные программы по краеведческому компоненту и учебно-методическая литература? Нужен ли учебник по истории Новосибирска?

– Такой учебник, конечно, нужен. Потому что, помимо виртуального продукта, который мы сделали, нужна и учебно-методическая литература. Печатные издания необходимы. Но учебник должен быть адаптирован под разный возраст – для начальной школы, среднего звена и старшеклассников. Его должны написать специалисты, а Музей Новосибирска готов им в этом помогать.

Немаловажно появление и рабочей тетради, когда ребенку предлагают интересные задания, например, разгадать кроссворд, найти отличия, пойти на ту улицу, где расположен какой-то объект.

В онлайн-курсе мы создали отдельный раздел, посвященный истории района. История места тоже должна обязательно присутствовать в учебнике. И чем более разнообразным он будет, тем будут выигрывать не только школьники, но и город, потому что будут расти дети, которые будут его любить. Мы жалуемся, что к нам не хотят приезжать туристы, давайте научимся любить город сами, а потом он будет нравится тем, кто к нам будет приезжать.

«Если у города нет мифов и легенд, становится скучно»

– Большой популярностью в Новосибирске пользуется книга Игоря Маранина «Мифосибирск». Можно ли при изучении краеведения использовать мифы и легенды? Не будет ли при этом искажаться история города?

– Безусловно, мифы и легенды нужны. Если у города нет мифов и легенд, становится даже скучно. И мы относимся к этому совершенно нормально, все зависит от того, как эти мифы представлять, и кто их представляет. Если использовать легенду, то она и должна подаваться как легенда, а не выдавать ее за правду. У нас есть замечательная легенда, связанная с домом Кондратюка, будто бы астронавт Н. Армстронг в 1970 году, во время своего визита в Новосибирск, взял пригоршню земли возле этого дома. Мы ее поддерживаем и считаем, что эта легенда должна существовать, хотя, на самом деле этого не было. Переводчик астронавта рассказала по телефону, что он вообще не выезжал из Академгородка и возле дома Кондратюка не был, потому что программа визита была очень насыщенная. Портить красивую историю не хотелось, и мы стали говорить, что есть легенда. Но больше всего меня поразило, когда в 2014 году я приехала в США на церемонию номинирования Ю.В. Кондратюка в Галерею международной космической славы, и увидела стенд, где была информация про землю, взятую у дома Кондратюка. Я все-таки решилась и сказала, что этого не было. На что мне ответили: «Мы считаем, что так и должно быть». Поэтому эта легенда представлена в городе Аламогордо, штат Нью-Мексико, США.

«Абсолютная уверенность, что берешь достоверный материал»

– Нужно ли использовать в школьном историко-краеведческом образовании информационно-компьютерные технологии? Например, сайт «Библиотека сибирского краеведения»?

Сайт «Библиотека сибирского краеведения» абсолютно уникальный ресурс. Сотрудники Музея истории города часто обращаются к нему. Когда заходишь туда, есть абсолютная уверенность, что ты берешь достоверный материал. Сайт востребован, там необыкновенное многообразие всего. Огромное уважение тем людям, которые его создают, потому что это очень полезно и разнообразно. Формат эссе, небольших публикаций очень удобный и рассчитан на любой возраст. Абсолютное уважение и восхищение этим сайтом. У нас тоже есть идея создать свой продукт, в формате «весь Новосибирск». Подумали, а не будем ли мы дублировать и пересекаться. Но поняли, что сайты будут хорошим дополнением друг друга.

«Ребята не только любят и уважают город, но и пытаются привить этот интерес другим»

– Музей Новосибирска разработал и проводит огромное количество экскурсий по городу. Но в нашем городе работает и детское экскурсионное бюро «Любимый город», где дети сами проводят экскурсии. Способствует ли такая форма работы лучшему усвоению краеведческого материала? Что лучше – слушать экскурсии или создавать их самим?

– Я приветствую экскурсии в любом виде – проводят ли их профессионалы, либо новичок-любитель. Главное – человек интересуется городом и готов об этом рассказывать. Неважно кому он рассказывает – своим детям, друзьям или экскурсантам. Чем больше я вижу таких групп по городу, а в последнее время они все увеличиваются, тем лучше. Но во всем этом многообразии я всегда за то, что если ты это делаешь, то должен делать профессионально, с точки зрения того уровня, который тебе доступен. Школьник может сделать хорошую экскурсию, но он делает ее на своем уровне. Если он постарается и найдет свой формат подачи, ему не нужно говорить серьезными словами, не нужно заучивать тексты, копировать взрослого гида, ему нужно вести так, как он сам ведет. О любом факте можно рассказать разным текстом. Очень важно – найти контакт с аудиторией. Другое дело, когда мы видим гидов, которые продают свою экскурсию, но в то же время понимаем, насколько неточны материалы, которые они представляют, насколько они слабо владеют информацией и есть проблемы с речью. Этого не должно быть. Когда-нибудь в нашей стране будет обязательная аккредитация гидов, маршрутов, потому что человек не может знать все и водить по всем маршрутам. Это требования к взрослым экскурсоводам.

Что касается детей, то если этот формат будет развиваться, будет востребован – это значит, те ребята не только понимают и любят город, но и пытаются привить этот интерес другим. Музей Новосибирска готов им помогать, оказывать помощь в разработке и составлении экскурсий. Я считаю, что даже школьник-экскурсовод может делать интересные экскурсии для взрослых, если найдет свой формат. Например, предложит взрослым поиграть в игры, в которые играли их бабушки. Я наблюдала, с каким удовольствием взрослые на это откликаются.

Но при разработке экскурсии школьники должны соблюдать какие-то определенные требования: как переходить дорогу, как выбирать маршрут, как не утомить рассказом, выкладывая бесконечную информацию.

В прошлом году в городском фестивале экскурсий участвовал ученик 8 класса и вполне успешно это делал. Если присоединятся юные экскурсоводы к такому городскому фестивалю, то выиграют все.

«Не лишайте себя удовольствия прикоснуться к старым фотографиям и документам»

– Сейчас во всем мире очень популярны аудиогиды. В прошлом году Городской центр информатизации «Эгида» совместно с Департаментом образования мэрии города Новосибирска впервые провел городской конкурс школьных аудиогидов «Дом, в котором я живу». Насколько важно создание аудиогидов в образовательных краеведческих проектах?

– Если школьнику это интересно, и он этим занимается, то мы понимаем, какого хорошего патриота места получили. Неважно, где он будет жить потом, отношение взрослого человека к тому месту, где он вырос, будет совершенно особенное.

В создании аудиогида важен не только нравственный компонент, но и развитие исследовательских функций. Если ты хочешь о чем-то рассказать, ты не просто берешь текст, который прочитал, а стараешься его подкрепить фотографиями, каким было это место 70 или 100 лет назад, воспоминаниями, которыми делятся люди той улицы, на которой ты стоишь, когда ты показываешь документ и зачитываешь выдержки, характеризующие эпоху того или иного времени. Это очень важно, что ты их нашел. У школьника формируются не только навыки к исследовательской работе, но и стимул этим заниматься, ведь работа, которую ты создашь, будет востребована, тем более, если аудиогид размещается на портале izi.TRAVEL. Это не доклад, который ребенок напечатал, положил в папочку и забыл. Эта работа в соединении факторов: нравственного, исследовательского и, когда ты получаешь удовольствие от того, что у тебя все хорошо получилось. С одной стороны, можно, конечно, взять материал из интернета, облегчив себе работу, но, с другой, ты лишишь себя удовольствия прикоснуться к старым фотографиям, к старым документам. Поэтому, мне кажется, это замечательная работа, и чем разнообразнее она будет в исполнении, тем лучше по качеству, и тем большее удовольствие получит ее автор.

«Давайте делать квесты вместе!»

– В последнее время квесты из душных помещений вышли на улицы. Выполняя задания и перемещаясь от одной точки к другой, школьники изучают свой родной город на местности. Участвует ли музей Новосибирска в разработке квестов?

– Музей Новосибирска подготовил уже несколько разных квестов. Последний называется «От и до по Красному проспекту». Я очень горжусь своей командой, которая работает в музее, это, действительно, неравнодушные и очень творческие люди. Квест – формат очень выигрышный. Это не только знакомство с городским пространством, навыки использования пассажирского транспорта, формат соединения музеев, но и умение рассказать о городе так, чтобы человеку захотелось прийти в музей и подробнее узнать историю Новосибирска. Наша задача – использовать квесты грамотно и в разных форматах. «Музей для всей семьи», по сути, это тоже некий квест.

Очень важно, чтобы и сами школьники разрабатывали квесты для своих сверстников. Я участвую в проекте «Кадры будущего», и у нас сложилась группа, которая выбрала тему, связанную с туристическим порталом в Новосибирске. Это старшеклассники и учащиеся средних учебных заведений профессиональных колледжей. Им интересно построение квестов, разработка туристических маршрутов. Это очень удачный вариант, и мы его будем поддерживать. Если есть школьники и учителя, которые готовы разрабатывать квесты, приходите к нам с идеями, давайте это делать вместе.

«Мы всегда охотно делимся материалами»

– Одной из форм работы в рамках краеведческого компонента является научно-исследовательская и поисково-познавательная деятельность школьников. Пользуются ли учащиеся для своих исследований материалами музея Новосибирска? Бывает ли наоборот, что музей пользуется результатами научных изысканий школьников?

– Начну со второго вопроса. Да, музей Новосибирска использует результаты научных изысканий школьников. Безусловно, это краеведческие исследования учащихся Новосибирской классической гимназии № 17 под руководством Людмилы Демьяновны Яковлевой, учителя русского языка и литературы высшей категории, заслуженного учителя РФ, руководителя краеведческого музея «У истоков города». Огромное уважение им за такой труд. Буквально из небытия они вернули в городскую историю имена Тихомирова, Будагова, Завадовского, Жернакова, подробно изучив их жизнь и судьбу.

Интересный проект выполнили школьники в Заельцовском районе. Они изучили малоизвестные наименования улиц: МОПРА, Осоавиахимовская, Кропоткина и поделились своими наработками с нашим музеем.

За материалами в музей тоже обращаются. Это связано и с космической тематикой, и с Кондратюком, и с неизвестными фактами из истории города. Коллеги помогают, берут курирование каких-то направлений. Часто хотят узнать судьбу некоторых жителей в период Великой Отечественной войны. Однажды просили найти документ, подтверждающий, что город основал в 17 веке Петром I, а мы не знали, как помочь. Говорим, что этого документа нет. Но как же, возражают в ответ, мы же книжку Геннадия Чибрякова прочитали. Я не могу сказать, что запросов очень много, но такие обращения есть, и мы их всегда поддерживаем. Может, нам нужно немножко подрасти и набрать побольше и фактов, и историй. Мы всегда охотно делимся материалами с горожанами, но может быть, не все знают, что к нам можно прийти за помощью.

Мы должны научить молодежь не быть равнодушными к прошлому, а ответственно относиться к сохранению культурного наследия, любить свою малую Родину, быть патриотами своей страны, области, города.

Количество просмотров: 1951  

Добавить комментарий

Target Image