Дегтярева Ольга Васильевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МКОУ Каргатская средняя школа № 1 Новосибирской области

 
Размышления «старого» учителя накануне нового учебного года

Учитель учится всю жизнь! Нет предела совершенству! Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей! Эти высказывания у всех на слуху, мы часто повторяем их в педагогической деятельности, они превратились в истины, которые давно никто не оспаривает.

Вопрос сегодня в другом! В условиях жесткого дефицита времени в каком направлении должен развиваться педагог? Чему отдать предпочтение: совершенствованию методики, а может возрастной психологии, чтобы все-таки понять своего ученика? Или сделаем упор на информационных технологиях? А может разумнее развивать свой кругозор – путешествовать, следить за новинками в литературе, знакомиться с искусством, смотреть футбол, чтобы быть интересным ученикам? Или отказаться от личной жизни, сна, пищи и успеть все?

И еще не менее актуальный вопрос. Какие формы профессионального роста выбрать? Не секрет, что огромное количество проводимых на разных уровнях вебинаров, семинаров, конференций не всегда высокого качества, либо не всегда соответствуют потребностям педагогов. Так стоит ли тратить самый дорогой ресурс – время. Напомню, что этот ресурс восстановить невозможно!

Актуальная проблема для учителя – проблемы выбора содержания профессионального роста. Вы скажете, о чем тут размышлять! Есть профессиональный стандарт. Следуем ему! Прекрасный рамочный документ! Но… В трудовой функции: 10 трудовых действий, 6 необходимых умений, 11 необходимых знаний. Все сформулировано в обобщенной форме. А еще есть воспитательная деятельность, развивающая деятельность, педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательных программ. И в каждой десятки действий, умений, знаний. В идеале, учитель изучает стандарт, определяет, что у него получается плохо, составляет план и над этим работает до конца своей педагогической карьеры. В идеале, а в жизни? Какие компетенции учителя сегодня особенно важны обществу и государству?

Давайте попробуем их проанализировать на примере победителя Всероссийского конкурса «Учитель года – 2018». Им стал учитель обществознания и права школы № 1 г. Грозного Чеченской республики Динаев Алихан Мавладиевич. Учитель в четвертом поколении, молод, образование непедагогическое, стаж 6 лет из них 5 лет преподавал на кафедре философии Грозненского государственного нефтяного технического университета, стаж работы в школе 1 год, один выпуск. Журналист, пишет для педагогических журналов. Победитель и лауреат около 20 журналистских конкурсов – федеральных, межрегиональных, республиканских. Более двух лет проработал на телеканале «Грозный», где вел довольно необычную программу под названием «Искусство говорить». Работает в частном образовательном центре «Открытие». Написал пособие по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Обладает прекрасным чувством юмора, превратив его в один из элементов своей методики преподавания.

Подведем итог: какой учитель лучший в России в 2018 году? Молодой, активный, современный, с юмором, широким кругозором, свободно владеющий интернетом и словом, смелый… Как вы думаете, надолго ли он задержится в школе?

А какие учителя в России на самом деле?

Международное исследование TALIS 2017 года сообщает:

  •  средний возраст наших учителей – 52 года;
  •  95 процентов имеют педагогическое образование, и большинство преподает один предмет;
  •  85 процентов российских учителей – женщины;
  •  рабочая неделя российского учителя длится 46 часов, в других странах – не более 38 часов;
  •  большая часть выпускников педвузов не собирались идти на работу в школу.

Осложняется ситуация и теми бесконечными реформами, которые идут сегодня в образовании и чаще дезориентируют всех. Заставляют лихорадочно хвататься то за одно, то за другое направление. Согласитесь, что мы уже забыли, когда и детей мы учили без спешки, спокойно, вдумчиво. Что уж говорить о себе!

Позвольте привести цитату из статьи Поташника М. М. «Погружение во мрак невежества» (журнал «Завуч» № 3, 2017 г., стр.10): «…вопиющие факты невежества: не давать учителям ответ на вопрос как быть, если ФГОС и ЕГЭ противоречат друг другу, высоко оценивать работу учителя только по числу стобалльников и победителей олимпиад; проводить исследование компетенции учителей в мае; мучить учителей бесконечными отчетами, мониторингами, не давая возможности заниматься детьми, понимать, что результаты ЕГЭ невалидны, то есть показывают совсем не то, что хотят определить, не понимать, что школьные экзамены и вузовские нельзя совмещать, этого нет ни в одной стране мира…». Что-то меняется?

В каком же направлении развиваться современному учителю? На что тратить свой временной ресурс? Молодому педагогу, очевидно, надо погружаться в методику преподавания. Пока не овладел приемами и методами, результата не добьешься. А вот опытным преподавателям очень серьезно надо работать над преодолением профессионального выгорания. Нужно очень избирательно подходить к посещению семинаров, вебинаров и конференций. Мне кажется, надо выбирать даже не тему, а лектора, ведущего семинара. Слушать тех, кто сделал что-то полезное и нужное для современного образования. И, наверное, следует почаще вспоминать, что даже самая любимая работа – это еще не вся жизнь!

С новым учебным годом, коллеги!