Герман Мария Александровна,

учитель биологии

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 9 имени Героя Российской Федерации

Немыткина Михаила Юрьевича»

 
Экологическое воспитание учащихся МБОУ гимназии № 9

Основная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры личности в ее широком и глубоком понимании. Основным принципом, регулирующим формирование экологической культуры в процессе экологического воспитания, является понимание неразрывности природы, культуры, человека и культуросообразной среды воспитания. В связи с этим нужно рассматривать процесс экологического воспитания как творческую трансляцию ценностей экологической культуры в личностные ценности, что придает всему воспитанию новое качество.

Экологическое воспитание призвано способствовать развитию у детей ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы. Это связано с решением следующих задач:

1. Воспитание у детей и молодежи нового экологического сознания, основанное на гуманном, ценностном отношении к природе.

2. Развитие умений, навыков и опыта применения экологических знаний в практике взаимодействия с окружающим миром.

3. Формирование культуры взаимодействия с окружающей средой – природной и социальной, основу которой составляют духовно-нравственные ценности.

4. Развитие эмоционально-чувственной сферы, эмпатии, нравственно-эстетического отношения к окружающей среде.

5. Создание условий для формирования и реализации школьником активной созидательной личностной позиции в экологической деятельности, готовности к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно-экологического выбора.

Формирование экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни обучающихся основано на взаимодействие всех участников образовательного.

Схема № 1. Направления экологического воспитания обучающихся

В рамках программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, формирования гражданской идентичности обучающихся в МБОУ гимназии № 9 проводятся мероприятия по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

1. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;

2. Создание экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры;

3. Реализация модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (законными представителями);

4. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;

5. Проведение мониторинга сформированности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни учащихся:

– Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.

– Создание экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры.

– Реализация модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (законными представителями).

– Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности.

– Проведение мониторинга сформированности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Остановимся более подробно на организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся. Мероприятия, направленные на формирование экологически целесообразного образа жизни, проводятся на различных уровнях: классный, общегимназический и общегородской.

Каждый уровень, реализуемый в гимназии, направлен на формирование определенных ценностей: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание, воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) (см. Таблица №1).

Для оценки эффективности процесса экологического воспитания используется система показателей, которая позволяет оценить ход и результативность решения поставленных задач. К таким показателям относятся:

1. Увеличение количества обучающихся, вовлеченных в программы по экологическому воспитанию.

2. Увеличение количества учащихся, обучающихся по программам дополнительного экологического образования детей и молодежи.

3. Положительная динамика результативности участия учащихся в проектах, научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах по направлению экология.

4. Увеличение количества элективных и факультативных курсы по экологии.

5. Положительная динамика состояния здоровья детей, снижение степени заболеваемости, уменьшение числа пропущенных уроков на 1 ребенка.

6. Положительная динамика роста участия родителей в экологическом воспитании учащихся образовательного учреждения.

7. Использование инновационных воспитательных технологий, обеспечивающих эффективную педагогическую деятельность в сфере экологического воспитания школьников, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

8. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

9. Расширение границ взаимодействия с организациями города, работа которых связана с экологическим воспитанием молодежи.

10. Наличие в учебном заведении системы эколого-педагогического просвещения педагогов, родителей обучающихся.

11. Увеличение количества педагогов, вовлечённых в инновационную деятельность по экологическому воспитанию в школе.

12. Разработка и реализация эффективных технологий экологического воспитания с учетом психологических особенностей детей разных возрастных групп, специфики их мироощущения и опыта взаимодействия с окружающей средой;

13. Внедрение в образовательном учреждении информационно-коммуникативных технологий экологической направленности, основанных на использовании электронных ресурсов и педагогически контролируемого интернет-пространства.

14. Укрепление и обновление материально-технической базы учебного заведения, нацеленной на решение задач экологического воспитания.

15. Улучшение условий для раскрытия творческого потенциала педагогов и подключение их к вопросам организации экологического воспитания детей и молодежи.

Свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания – к нашему общему дому, обладающая знаниями экологической культуры, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность.

Диагностика экологической воспитанности личности является важным звеном в оценке подготовленности учащегося к самостоятельной жизни, в том числе к профессиональной деятельности, и должна проводиться на всех этапах системы непрерывного образования (см. таблицу № 1).

Таким образом, с точки зрения экологического воспитания школа и семья остаются важнейшими социальными ячейками, которые обеспечивают воспитательный процесс и взаимодействие ребенка с природой и социумом.

Целью экологического воспитания является формирование экологической культуры учащихся. В структуре экологической культуры, как сложном личностном образовании, выделяют экологические знания, экологическое мышление, умения и навыки природоохранной деятельности, экологическое мировоззрение, экологическую этику. Каждому компоненту соответствует определенный уровень экологической зрелости: от элементарных экологических знаний и представлений до их глубокого осознания и практической реализации на всех уровнях.

В экологическом воспитании следует обратить внимание на формирование ценностного отношения к природе: осознание ценности природы в жизни человека, самоценность природы; чувство личной причастности к сохранению природных богатств, ответственность за них, способность гармонично сосуществовать с природой, вести себя компетентно, экологически безопасно; критически оценивать потребительски-утилитарное отношение к природе; уметь противостоять проявлениям такого отношения доступными способами; активно участвовать в практических природоохранных мероприятиях; осуществлять природоохранную деятельность по собственной инициативе; заниматься посильным экологическим просвещением; формирование чувства ответственности за природу как национальную и общечеловеческую ценность [3].

Литература

1. Программа деятельности гимназии по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, Новосибирск, 2013. С. 13.

2. Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности, формирования гражданской идентичности обучающихся в МБОУ гимназии № 9, Осмук О.А., Гончарова О.Л, Новосибирск, 2013. с 5.

3. Экологическое воспитание учащихся в средней школе. http://infourok.ru/ekologicheskoe_vospitanie_uchaschihsya_v_sredney_shkole-415470.htm.

 

Таблица № 1. Тематика мероприятий по формированию экологически целесообразного образа жизни

Ценности, на формирование которых направлены действия

Уровень мероприятия

Формы и виды мероприятий

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

Классные мероприятия

 

Написание реферативных, научно-исследовательских работ, экологических проектов;

Экологизированные интегрированные уроки;

Проведение экологизированных классных часов, экскурсии, вечеров;

Работа кружка по биологии «По следам великих открытий» 5-6 класс;

Праздник «День Земли».

Общегимназические мероприятия

 

Создание инициативной группы из учителей-предметников, составление плана работы;

Ознакомление с планом работы по экологическому образованию педколлектива;

Подготовка лекторских групп; выступление агитбригады;

Написание сочинений, подготовка чтецов;

Пропаганда природоохранных знаний:

Публичная защита рефератов, проектов,

Освещение результатов экологической работы в школьной газете «фокус»,

Оформление экоуголка

Общегородские мероприятия

Экскурсии на заводы (НЗКХ);

Посещение мероприятий в городских библиотеках (согласно плану-библ. им.М.Е Салтыкова – Щедрина, им. К.Маркса);

Экскурсии в городской краеведческий музей;

Акция «Помоги животным из приюта».

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию, целеустремленность и настойчивость, бережливость к природе, животному и растительному миру.

Классные мероприятия

Организация походов – разбивка лагеря, правила поведения в природе, использование природных ресурсов;

Изготовление кормушек. 5-6 класс.

Общегимназические мероприятия

Проведение экологических субботников;

Работа летнего «Экологического отряда» (посадка цветов, оформление клумб, обрезка, вырубка деревьев, уборка мусора, перекопка газонов, клумб);

Проект благоустройства территории вокруг школы (оформлению клумб на пришкольном участке. 5-6 класс);

Помощь родителей в благоустройстве и озеленении территории школы (посадка цветов, выращивание рассады цветочных декоративных культур, озеленение школьных кабинетов).

Общегородские мероприятия

Участие в городском экологической акции «Чистый город», «Бал осенних листьев», «Чистая территория»;

Сбор макулатуры и батареек;

Акция «Книга добрых дел»;

Акция «Помоги животным из приюта».

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

красота; гармония; природа; эстетическое развитие; забота о животных и растениях.

Классные мероприятия

Праздник осени 5-9 кл.;

«Знай и люби свой край, город» игра для 7-8 классов

«Экологические катастрофы» диспут 9-11 классов.

Общегимназические мероприятия

Организация тематических выставок;

Организация и проведение творческих конкурсов для школьников:

1. конкурс рисунков «Мир живой природы» 5-9 класс,

2. конкурс подделок из природного материала 5-6 класс,

3. конкурс по оформлению

4. плакатов 7-8 класс,

5. конкурс фоторабот «Природа в объективе» с 7-11 классами;

Участие в операции «Синица», «Кормушка» 5-6 класс;

Озеленение классных комнат и закрепленных рекреаций школы за классом;

Общегородские мероприятия

Участие в конкурсе проектов по благоустройству территории города Новосибирска. 8-9 кл.